Изобретение относится к области моделирования пилотируемых широкофюзеляжных самолетов гражданского назначения с системами естественного освещения пассажирских салонов.
Известен фюзеляж самолета, содержащий носовую часть с кабиной управления, широкий и плоский корпус с боковыми иллюминаторами в стенке пассажирского салона, хвостовую часть с оперением, шасси [1]. Естественное освещение пассажирского салона в таком самолете осуществляется только через боковые иллюминаторы. При полете самолета в верхних слоях атмосферы на боковые иллюминаторы действуют суммарные силы, создаваемые внешним отрицательным давлением (разрежением) воздуха и положительным давлением воздуха (наддувом) со стороны пассажирского салона.
Задачей изобретения является повышение комфорта и безопасности пассажиров широкофюзеляжного самолета.
Технический результат решения поставленной задачи достигается тем, что в фюзеляже самолета, содержащем носовую часть с кабиной управления, широкий и плоский корпус с боковыми иллюминаторами в стенке пассажирского салона, хвостовую часть с оперением, шасси, в стенке корпуса над пассажирским салоном выполнены сквозные каналы с установленными в них полыми капсулами-иллюминаторами, имеющими светопроницаемые торцевые стенки и светоотражающие боковые стенки, причем полость капсулы-иллюминатора заполнена разреженным воздухом. Торцевые стенки капсулы-иллюминатора имеют одинаковый/разный размер.
На фиг. 1 изображен широкофюзеляжный самолет, в стенке корпуса которого над пассажирским салоном установлены полые капсулы-иллюминаторы, общий вид; на фиг. 2 изображено поперечное сечение пассажирского салона с расположенными над ним капсулами-иллюминаторами; на фиг. 3 и 4 показаны, соответственно, продольные сечения цельной и составной капсулы-иллюминатора.
Фюзеляж самолета (фиг. 1) содержит носовую часть 1 с кабиной 2 управления, широкий и плоский корпус 3 с боковыми иллюминаторами 4 в стенке 5 пассажирского салона 6, хвостовую часть 7 с оперением 8, шасси 9. В стенке корпуса над пассажирским салоном выполнены сквозные, например, круглого поперечного сечения, каналы 10 с установленными в них полыми капсулами-иллюминаторами 11 (фиг. 2). Каналы расположены вдоль корпуса линейно или в шахматном порядке. Каждая капсула-иллюминатор имеет светопроницаемые торцевые стенки 12 и светоотражающие боковые стенки 13. Капсула-иллюминатор может быть цельной (фиг. 3) или составной (фиг. 4), иметь цилиндрическую или иную форму, например грибовидную. Торцевые стенки капсулы-иллюминатора могут иметь одинаковый/разный размер. Полость 14 капсулы-иллюминатора заполнена разреженным воздухом. Абсолютная величина разрежения воздуха в полости капсулы-иллюминатора меньше абсолютной величины разрежения воздуха в верхних слоях атмосферы (тропосферы), например, в два раза.
Используя самолетную сталь, сплавы алюминия, титана и другие материалы, изготавливают модель, экспериментальный образец фюзеляжа самолета (фиг. 1), содержащего носовую часть 1 с кабиной 2 управления, широкий и плоский корпус 3 с боковыми иллюминаторами 4 в стенке 5 пассажирского салона 6, хвостовую часть 7 с оперением 8 и шасси 9. В стенке корпуса над пассажирским салоном выполняют сквозные каналы 10, располагая их вдоль фюзеляжа линейно или в шахматном порядке.
Из бесцветного или окрашенного стекла или иного светопроницаемого материала «выдувают» (по аналогии с изготовлением кинескопов телевизоров) цельные капсулы-иллюминаторы 11 (фиг. 3). Торцевые стенки 12 капсул-иллюминаторов оставляют светопроницаемыми, а боковые стенки 13 выполняют светоотражающими (например, окрашивают в белый, голубой цвета или зеркализуют). Воздух из полостей 14 капсул-иллюминаторов частично удаляют (откачивают с последующим запаиванием отверстий), создавая в них разрежение по абсолютной величине меньше величины разрежения воздуха в верхних слоях атмосферы, например, в два раза. Эквивалентным техническим решением является изготовление капсул-иллюминаторов составными (фиг. 4) при раздельном изготовлении светопроницаемых торцевых стенок и светоотражающих, например, металлических, боковых стенок с последующей герметизацией мест их соединения при сборке изделия.
Изготовленные капсулы-иллюминаторы герметично устанавливают в сквозные каналы в стенке корпуса над пассажирским салоном (фиг. 2).
В нелетных условиях (аэродрома) на капсулы-иллюминаторы с разреженным воздухом действуют примерно равные силы положительного давления воздуха снаружи и со стороны пассажирского салона. При полете самолета в верхних слоях атмосферы капсула-иллюминатор с разреженным воздухом выполняет функцию «воздушного буфера» между наружным воздухом и воздухом пассажирского салона, что повышает безопасность пассажиров в отношении разгерметизации салона.
Во всех случаях капсулы-иллюминаторы улучшают естественную освещенность пассажирского салона.
Изобретение повышает комфорт и безопасность пассажиров широкофюзеляжного самолета.
Источник информации
1. Техника - молодежи, №11, 2003. - С. 30-33.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фюзеляж самолета | 2015 |
|
RU2609617C1 |
ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА | 2015 |
|
RU2610151C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2009 |
|
RU2407672C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2015 |
|
RU2581970C1 |
ВЕРТОЛЁТ | 2015 |
|
RU2583411C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2015 |
|
RU2580391C1 |
САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2641399C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2013 |
|
RU2533933C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2009 |
|
RU2407674C1 |
ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНОГО САМОЛЕТА | 2013 |
|
RU2545394C1 |
Изобретение относится к области пилотируемых широкофюзеляжных самолетов гражданского назначения. Фюзеляж самолета содержит носовую часть с кабиной управления, широкий и плоский корпус с боковыми иллюминаторами в стенке пассажирского салона, хвостовую часть с оперением и шасси. В стенке корпуса над пассажирским салоном выполнены сквозные каналы с установленными в них полыми капсулами-иллюминаторами, имеющими светопроницаемые торцевые стенки и светоотражающие боковые стенки. Полость капсулы-иллюминатора заполнена разреженным воздухом. Торцевые стенки капсулы-иллюминатора имеют одинаковый/разный размер. Изобретение направлено на повышение комфорта и безопасности пассажиров. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Фюзеляж самолета, содержащий носовую часть с кабиной управления, широкий и плоский корпус с боковыми иллюминаторами в стенке пассажирского салона, хвостовую часть с оперением, шасси, отличающийся тем, что в стенке корпуса над пассажирским салоном выполнены сквозные каналы с установленными в них полыми капсулами-иллюминаторами, имеющими светопроницаемые торцевые стенки и светоотражающие боковые стенки, причем полость капсулы-иллюминатора заполнена разреженным воздухом.
2. Фюзеляж самолета по п. 1, отличающийся тем, что торцевые стенки капсулы-иллюминатора имеют одинаковый/разный размер.
ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2470829C2 |
Способ приготовления лака | 1924 |
|
SU2011A1 |
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ | 0 |
|
SU322776A1 |
Авторы
Даты
2016-03-10—Публикация
2014-12-22—Подача