ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ СИСТЕМЫ МАРХИ Российский патент 2016 года по МПК E04B1/58 

Описание патента на изобретение RU2577339C1

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в пространственных каркасах зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, в том числе в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, цилиндрических сводов и оболочек, гипаров и сетчатых куполов.

Из уровня техники известны пространственные каркасы зданий и сооружений системы МАРХИ (см. Рекомендации по проектированию структурных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, М., Стройиздат, 1984 г, стр. 41), в основе которых лежит известное узловое соединение стержней пространственного каркаса (см. Авторское свидетельство СССР №443151, МПК E04B 1/58), осуществляемое посредством узлового элемента, имеющего отверстия с резьбой, в каждом из которых размещен болт, соединенный крепежной деталью со втулкой, другой конец которого прикреплен к стержню посредством соединительного элемента.

При этом соединение стержня и узлового элемента осуществляется созданием вращательно-поступательного движения болта из стержневого элемента в узловой элемент посредством вращения втулки, которая передает усилие на болт с помощью штифта, пропущенного через сквозное отверстие в болте и сквозную прорезь во втулке.

Недостатками данного узлового соединения стержней пространственного каркаса являются:

- пониженная несущая способность высокопрочного болта на растяжение из-за наличия круглого сквозного отверстия под штифт, в результате которого в расчетном сечении болта, проходящем по оси отверстия, возникают концентраторы напряжения, снижающие несущую способность болта на 25-30%. Эффект снижения несущей способности болта от воздействия данного фактора возрастает в случае применения малых диаметров болта, т.к. величина отверстия под штифт остается постоянной;

- пониженная несущая способность втулки на сжатие в результате ослабления поперечного сечения втулки прорезями под штифт;

- повышенная трудоемкость изготовления высокопрочного болта и втулки, требующих применения высокоточного специального оборудования;

- ослабление расчетных сечений высокопрочного болта и втулки приводит к дополнительному расходу металла, а наличие концентратора напряжений в болте повышает опасность хрупкого разрушения.

Задача заявленного изобретения заключается в устранении недостатков, выявленных при анализе наиболее близкого аналога.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении несущей способности высокопрочного болта и втулки, а следовательно, и соединения в целом, повышении надежности соединения от хрупкого разрушения, в снижении металлоемкости соединения и снижении трудоемкости и стоимости изготовления деталей наконечника стержня - болта и втулки.

Косвенным достоинством заявленного изобретения является повышение эстетических свойств узлового соединения.

Достижение технического результата обеспечивается ликвидацией сквозного отверстия под штифт в высокопрочном болте и устройстве на боковой поверхности тела болта продольной лыски, глубина которой не превышает высоту резьбы, а следовательно, сохраняет равное по величине сечение болта в зоне резьбы и в зоне лыски, а также ликвидацией прорезей во втулке, и устройством пуклевки на боковой поверхности втулки, обеспечивающей на внутренней поверхности выступ, входящей в зацепление с лыской. При вращении втулки осуществляется вращательно-поступательное движение болта из стержневого элемента в узловой до плотного обжатия втулки между сопряженными поверхностями узлового элемента и торцевого вкладыша стержня.

Технологические операции по устройству лыски на болте и пуклевки на втулке значительно снижают трудоемкость и стоимость изготовления этих деталей по сравнению с трудоемкостью и стоимостью устройства отверстия в болте и прорези во втулке, при этом дополнительный эффект возникает при ликвидации в предлагаемом изобретении штифта.

Отсутствие штифта и прорезов во втулке повышает эстетические свойств соединения.

Согласно заявленному изобретению лыски на болте и соответствующие им выступы на втулке устраиваются с двух противоположных сторон.

Согласно заявленному изобретению узловой элемент выполнен в виде полусферического многогранника.

Согласно заявленному изобретению стержневые элементы выполнены из стальных прямоугольных труб, или двутавровых профилей, или из деревянных брусьев прямоугольного сечения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено следующее.

На фиг. 1 - общий вид узлового соединения стержней пространственного каркаса зданий и сооружений системы МАРХИ с трубчатыми стержнями и сферическим многогранником.

На фиг. 2 - наконечник трубчатого стержня с односторонней лыской на болте и односторонним выступом и пуклевкой на втулке.

На фиг. 3 - поперечный разрез А-А на фиг. 2.

На фиг. 4 - наконечник трубчатого стержня с двухсторонней лыской на болте и двухсторонним выступом и пуклевкой на втулке.

На фиг. 5 - поперечный разрез Б-Б на фиг. 4.

На фиг. 6 - общий вид универсального узлового соединения с сферическим многогранным узловым элементом для реализации двух и более многоярусных пространственных каркасов.

На фиг. 7 - общий вид узлового соединения с полусферическим многогранным узловым элементом для реализации одноярусных 2-поясных пространственных каркасов.

На фиг. 8 - стержневой элемент каркаса, выполненный из прямоугольных стальных труб 13.

На фиг. 9 - сечение B-В на фиг. 8.

На фиг. 10 - стержневой элемент каркаса, выполненный из двутавровых стальных профилей 14 с вырезками по торцам 15 и ребрами усиления 16.

На фиг. 11 - сечение Г-Г на фиг. 10.

На фиг. 12 - стержневой элемент каркаса, выполненный с применением деревянного бруса прямоугольного сечения 17 с торцевыми накладками в виде П-образных пластин с шипами 18.

На фиг. 13 - разрез Д-Д на фиг. 12.

На фиг. 14 - изометрический вид двухъярусного пространственного каркаса на основе октаэдра и тетраэдра.

На фиг. 15 - изометрический вид одноярусного 2-поясного пространственного каркаса на основе полуоктаэдра и тетраэдра.

На фиг. 16 - 2-поясной пространственный каркас с полной ортогональной структурой решетки.

На фиг. 17 - 2-поясной пространственный каркас с разреженной ортогональной структурой решетки.

На фиг. 18 - 2-поясной пространственный каркас с полной ортогональной структурой решетки, ориентированной в диагональном направлении квадратного плана.

На фиг. 19 - 2-поясной пространственный каркас с разреженной ортогональной структурой решетки, ориентированной в диагональном направлении квадратного плана.

На фиг. 20 - изометрический вид узлового соединения системы МАРХИ с сферическим многогранным узловым элементом.

На фиг. 21 - изометрический вид соединения системы МАРХИ с полусферическим многогранным узловым элементом.

Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического узлового элемента 1 с резьбовыми отверстиями 2, к которым присоединены стержни каркаса 3, по торцам которых посредством сварки 4 присоединен соединительный элемент 5 с отверстием 6, через которое пропущен болт 7, снабженный продольной лыской 8, в зацепление с которой входит выступ 9 на внутренней поверхности втулки 10, образованный пуклевкой 11.

Работа узлового соединения стержней каркаса системы МАРХИ.

Соединение стержня 3 с узловым элементом 1 осуществляется вращением втулки 10, которая, упираясь выступом 9 в поверхность лыски 8, сообщает болту вращательно-поступательное движение, ввинчивая болт 7 в резьбовое отверстие 2 узлового элемента 1.

После того как втулка 10 будет плотно зажата между поверхностью соединительного элемента 5 и поверхностью узлового элемента 1, соединение получает необходимую прочность.

При этом усилия растяжения, возникающие под нагрузкой в стержнях каркаса 3, передаются болтом 7 и сваркой 4, а усилия сжатия - втулкой 10 через контактные площадки смятия узлового элемента 1 и соединительного элемента 5.

Прочность соединения обеспечивается созданием предварительного напряжения болта 7, величина которого контролируется величиной крутящего момента тарировочного ключа равного 15-30 кгм, достигаемого вращением втулки 10.

Эффективность предлагаемого изобретения.

Лабораторные испытания узлового соединения стержней пространственного каркаса системы МАРХИ с болтами диаметром М22 мм, изготовленными из стали 40Х«селект» с термоупрочнением до HRC 30-32 по классу прочности 10.9., выполненные по конструкции предполагаемого изобретения и по конструкции аналога (Авторское свидетельство №443151), проведенные в лаборатории испытания конструкций Московского архитектурного института, показали, что несущая способность болта по предполагаемому изобретению составила 330-335 кН, тогда как по известному авторскому свидетельству 245-255 кН.

Испытания показали, что высокопрочный болт в соединении стержней системы МАРХИ по предполагаемому изобретению обладает несущей способностью в 1,3 раза выше, чем в известном решении, а несущая способность втулки увеличена в 1,1 раза.

Похожие патенты RU2577339C1

название год авторы номер документа
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ СТЕРЖНЕВОЙ КАРКАС 2022
  • Нуриев Илдар Вазыхович
RU2778912C1
СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КАРКАСА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ СИСТЕМЫ ВОЛОДИНА 2022
  • Володин Тарас Витальевич
RU2780447C1
Стержневой строительный элемент 1979
  • Деев Виктор Петрович
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
  • Гусев Вячеслав Степанович
SU838035A1
Узловое соединение стержней пространственного покрытия 1979
  • Деев Виктор Петрович
  • Птичкин Валентин Петрович
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
  • Толстых Александр Александрович
  • Кондрашов Михаил Тихонович
  • Буркат Владимир Григорьевич
SU855141A1
Пространственное покрытие 1983
  • Деев Виктор Петрович
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
  • Надеждин Геннадий Петрович
  • Полянцев Юрий Дмитриевич
  • Колганов Виктор Михайлович
SU1099022A1
Узловое соединение трубчатых стержней пространственного каркаса 1977
  • Деев Виктор Петрович
  • Резник Алексей Павлович
  • Попов Александр Николаевич
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
SU678155A1
Соединение стержней пространственного каркаса зданий и сооружений 1977
  • Деев Виктор Петрович
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
  • Резник Алексей Павлович
  • Нанас Леонид Анатольевич
SU657141A2
Узловое соединение стержней пространственного каркаса 1980
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
  • Исобеков Камал
SU885478A1
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ СТЕРЖНЕЙ 2008
  • Марутян Александр Суренович
  • Янукян Григорий Мукучевич
RU2358068C1
Крепление трубчатого стержня к узловому элементу 1976
  • Птичкин Валентин Петрович
  • Деев Виктор Петрович
  • Шашкин Владимир Борисович
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
SU629296A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 577 339 C1

Реферат патента 2016 года ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ СИСТЕМЫ МАРХИ

Изобретение относится к области строительства, в частности к пространственным каркасам зданий и сооружений, и может быть использовано в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, оболочек. Пространственный каркас включает узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического или полусферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса. По концам стержней имеются наконечники, включающие соединительный элемент с отверстием, прикрепленный к торцу стержня, через которое пропущен болт, на который надета втулка. Для контакта на наружной поверхности болта имеется продольная лыска, а на внутренней поверхности втулки выступ. Путем вращения втулки и наличия контакта выступа с лыской создается вращательно-поступательное движение болта в сторону узлового элемента. Технический результат изобретения заключается в повышении несущей способности, в снижении металлоемкости каркаса. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

Формула изобретения RU 2 577 339 C1

1. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса, по концам которых посредством сварки присоединен соединительный элемент с отверстием, через которое пропущен болт, соединенный крепежным устройством с втулкой, отличающийся тем, что на боковой поверхности болта выполнена по меньшей мере одна лыска глубиной, не превышающей высоту резьбы, а втулка имеет выступ на внутренней поверхности, который входит в зацепление с поверхностью лыски.

2. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что лыски на наружной поверхности болта и выступы на внутренней поверхности втулки выполнены с двух противоположных сторон.

3. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что узловой элемент выполнен в виде полусферического многогранника.

4. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что стержневые элементы выполнены из стальных прямоугольных труб, или двутавровых профилей, или из деревянных брусьев прямоугольного сечения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2577339C1

Рекомендации по проектированию структурных конструкций
М.: Стройиздат, 1984, с.41, 42,287, 291
Соединение стержней пространственного каркаса зданий и сооружений 1972
  • Попов Александр Александрович
  • Попов Александр Николаевич
  • Файбишенко Вячеслав Константинович
SU443151A1
Стыковое соединение элементов структурной плиты покрытия 1989
  • Лавыгин Сергей Николаевич
SU1678998A1
Устройство типа Сименса для анализа газов 1933
  • Штейнбок Н.И.
SU44057A1

RU 2 577 339 C1

Авторы

Файбишенко Вячеслав Константинович

Даты

2016-03-20Публикация

2015-03-02Подача