СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ ТРЁХСЛОЙНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТНОЙ ЗУБНОЙ ШИНЫ Российский патент 2016 года по МПК A61C13/00 

Описание патента на изобретение RU2577758C2

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и касается материалов для изготовления индивидуальных защитных зубных шин (капп) с целью профилактики травм челюстно-лицевой области у спортсменов, принимающих участие в контактных видах спорта. Защитная шина покрывает зубной ряд, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков верхней челюсти до переходной складки преддверия полости рта. Со стороны зубов нижней челюсти расположены ретенционные пункты для удержания нижней челюсти в положении центрального соотношения. Заготовки в виде дисков или квадратов состоят из сополимера этилена с винилацетатом с толщиной слоя от 1 до 5 мм и твердостью по Шору А от 78 до 85 единиц. Пластины при термоформировании под давлением сжатого воздуха на гипсовой модели образуют внутренний и наружный слой защитной зубной шины. Дополнительно между внутренним и наружным слоем из сополимера этилена с винилацетатом располагается слой материала толщиной 1-4 мм с вестибулярной стороны с перекрытием режущих краев фронтальных групп зубов, не более 1/3. В комбинации с промежуточным слоем у защитной шины увеличивается амортизация от удара, улучшается передача и равномерное распределение нагрузки, как на весь зубной ряд, так и на альвеолярный отросток челюсти. Для среднего слоя защитной шины могут применяться различные виды полимерных пластмасс, разрешенные для использования в медицине.

Для профилактики травм челюстно-лицевой области, зубочелюстной системы и снижения риска развития эпилептического синдрома, болезни Альцгеймера, а так же паркинсонизма и ранней деменции, вызванных вследствие сотрясения головного мозга, целесообразно применять средства индивидуальной защиты в сочетании с защитными зубными шинами. Защитные зубные шины способны снизить риск этих осложнений и травм по средствам поглощения ударной кинетической энергии, которая действует первоначально на тела челюстей или непосредственно на сам зубной ряд. Шинируя зубы и удерживая челюсти в положение центрального соотношения, защитные зубные шины способны предотвратить аспирацию дыхательных путей осколками твердых тканей зубов и защитить мягкие ткани губ и щек от травм о режущие края зубов или жевательные бугры, а также повреждения их осколками.

Известны спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, которые покрывают зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, при этом шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А. Толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм; фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм [1]. Эта технология изготовления шины выбрана за прототип.

Недостатком данного материала, является недостаточная жесткость материала по всему периметру.

Известны материалы для изготовления спортивных зубных (боксерских) шин [2]. Применяют силиконовые композиции, например материал для боксерских шин "Боксил-экстра". Представляющий собой наполненную силиконовую композицию, включающую каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка АС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный AM-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №1, каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка БС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный АМ-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №2, при следующем соотношении компонентов (мас.ч.):

Недостатком данного материала является недостаточная жесткость материала.

Известен материал для спортивных зубных шин на основе двухкомпонентных паст с добавлением кварца плавленого молотого и микросфер при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Кварц плавленый молотый ТУ 0284409-141-89 и микросферы МС ВП ТУ 6-48-91-92 обеспечивают необходимую жесткость. Микросферы МС ВП ТУ 6-48-91-92 представляют собой стеклянные оболочки правильной сферической формы диаметром 15-100 мкм, применяются в качестве многофункционального наполнителя высококачественных композиционных материалов [3]

Недостатком данного материала является наличие кварца плавленого молотого и стеклянных микросфер. Они могут повреждать как слизистую оболочку полости рта, так и твердые ткани зубов.

Известны спортивные зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора; шины выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом [4].

Недостатком данного материала является отсутствие в описании параметров жесткости. Также недостаток - перекрытие нижних зубов до экватора, что затрудняет открывания рта.

Известна индивидуальная спортивная зубная шина из эластической пластмассы. Данная шина покрывает на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора. Отличается данная конструкция от подобных тем, что до экватора перекрыты только боковые группы зубов нижней челюсти, а высота фронтальной части шины на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента [5].

Недостатком данного материала является отсутствие описания жесткости и монолитная структура. Конструкция защитной шины, выполненной из нескольких слоев конструктивного материала, позволит добиться нужной жесткости.

Цель изобретения - повышение эффективности профилактики травм челюстно-лицевой области, сотрясений головного мозга и травм височно-нижнечелюстного сустава. Достижение цели возможно за счет конструктивных особенностей новой шины. Для изготовления индивидуальной защитной зубной шины используются три слоя конструкционного материала, два из которых состоят из сополимера этилена с винилацетатом, а внутренний слой имеет отличие по твердости и толщине слоя.

Индивидуальная защитная зубная шина, имеющая данные конструктивные особенности, рассчитана для использования во всех видах спорта, где требуется профилактика упомянутых повреждений, что достигается за счет того, что толщина и твердость шины может быть изменена при изготовлении в зависимости от конкретных задач применения. Перекрытие новой шиной режущего края фронтальной группы зубов позволит избежать сколов режущего края и поперечных переломов коронки зуба.

На фиг. 1 стрелками показаны слои комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины. На внутреннюю поверхность 3 изготовленной пластины наносят промежуточный слой 2 полимерной пластмассы, после чего, покрывают модель с внутренним и промежуточным слоем наружный слоем 1. Тем самым возникает прочная адгезия между слоями 3 и 1 по всей границе комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины с шириной 5 мм.

Комбинированную трехслойную индивидуальную защитную зубную шину из материала на основе сополимера этилена с винилацетатом изготавливают следующим образом.

Получают полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха.

Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Под давлением воздуха пластина принимает очертания зубных рядов, альвеолярного отростка и неба. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе.

На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм.

На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют.

Источники информации

1. Патент №2424027 РФ. МПК A63B 71/00. Спортивные зубные шины. / Ибрагимов Т.И., Хан А.В. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 25.06.2010. - Опубл. 20.07.2011.

2. Патент №54935 UA. МПК 7 С08L 83/04. Материал для боксерских шин. / Голик В.П. и др. Бюл. №3, 2003.

3. Патент №2302853 РФ. МПК А61K 6/093. Материал для спортивных зубных шин. / Арутюнов С.Д., Ибрагимов Т.И. и др. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.07.2007.

4. Патент №2306163 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Спортивные зубные шины. / Арутюнов С.Д., Кузнецов В.В., Абовян Р.А. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.09.2007.

5. Патент №2509589 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Индивидуальная спортивная зубная шина. / Перегудов А.Б., Савельев В.В. / Савельев В.В. - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2012. - Опубл. 20.03.2014.

Похожие патенты RU2577758C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТНОЙ ЗУБНОЙ ШИНЫ (ДЕТСКАЯ КАПА) 2017
  • Борисов Виталий Викторович
  • Севбитов Андрей Владимирович
  • Митин Николай Евгеньевич
  • Даньшина Светлана Дмитриевна
RU2652549C1
Способ изготовления эластичной зубной шины 2020
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Розов Роман Александрович
  • Цимбалистов Александр Викторович
  • Золотницкий Игорь Валерьевич
  • Новик Максим Александрович
RU2725750C1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВНУТРИРОТОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2013
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
RU2536626C2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВНУТРИРОТОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2013
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
RU2536233C2
Способ изготовления стоматологических многослойных кап для спортсменов с использованием электронейромиостимуляции 2016
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
  • Набиев Наби Вагубович
RU2626300C1
СПОРТИВНЫЕ ЗУБНЫЕ ШИНЫ 2010
  • Ибрагимов Танка Ибрагимович
  • Хан Александр Владиславович
RU2424027C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОБ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОЧНОСТИ ТЕРМОСКЛЕИВАНИЯ СЛОЁВ МНОГОСЛОЙНОЙ ЗАЩИТНОЙ ЗУБНОЙ ШИНЫ (КАППЫ) 2015
  • Борисов Виталий Викторович
  • Севбитов Андрей Владимирович
  • Ачкасов Евгений Евгеньевич
RU2615720C2
Способ изготовления иммедиат-протеза на период остеоинтеграции имплантатов с костной пластикой альвеолярных отростков 2018
  • Сальников Владимир Николаевич
  • Сальникова Светлана Николаевна
  • Коннов Валерий Владимирович
  • Сальников Никита Владимирович
  • Сальникова Ольга Васильевна
  • Кошкин Виктор Владимирович
  • Ходорич Анжелика Сергеевна
RU2714947C2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ЗУБНАЯ ШИНА 2012
  • Перегудов Алексей Борисович
  • Савельев Василий Владимирович
RU2509589C2
Способ изготовления защитной спортивной каппы 2021
  • Ялышев Рустам Кадимович
RU2770900C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 577 758 C2

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ ТРЁХСЛОЙНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТНОЙ ЗУБНОЙ ШИНЫ

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для изготовления индивидуальных защитных зубных шин (капп). Получают полные анатомические оттиски челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха. Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают пластину до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе. На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм. На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя, дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют. Способ, за счет конструктивных особенностей, позволяет повысить эффективность профилактики травм челюстно-лицевой области. 2 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 577 758 C2

Способ изготовления комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины, включающий изготовление шины по полным анатомическим оттискам верхней и нижней челюстей из полимерного конструкционного материала, покрывающего на верхней челюсти зубной ряд, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, отличающийся тем, что по оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин, полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии, модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха, подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате, прогревают до состояния провисания в центральной части на глубину от 12 до 20 мм, разогретую пластину опускают на гипсовую модель, рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе, на внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы толщиной от 1 до 4 мм в зависимости от назначения шины с таким расчетом, чтобы он не достигал края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины 5 мм, рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем фиксируют в артикулятор и формируют наружный слой с адгезией слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру шины, равномерно разогревая шину со стороны зубов антагонистов, смыкают артикулятор до перекрытия не более 1/3 нижних зубов, края изготовленной шины шлифуют и полируют, готовую шину промывают и дезинфицируют.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2577758C2

СПОРТИВНЫЕ ЗУБНЫЕ ШИНЫ 2010
  • Ибрагимов Танка Ибрагимович
  • Хан Александр Владиславович
RU2424027C1
Способ получения клея 1960
  • Алексеенко В.И.
  • Благовестов Б.К.
  • Бугославская Л.А.
  • Жувикина А.И.
  • Шейдина Т.З.
  • Захарченко П.И.
  • Крекшина Г.Л.
  • Завельгельский Л.М.
  • Лев М.В.
  • Львова Л.В.
  • Мишустин И.У.
  • Чекризова А.П.
SU140933A1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВНУТРИРОТОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2013
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
RU2536626C2
US 5031638 A, 16.07.1991
Устройство для определения координат асинхронного двигателя в регулируемом электроприводе 1986
  • Архангельский Николай Леонидович
  • Курнышев Борис Сергеевич
  • Лебедев Сергей Константинович
  • Пикунов Владимир Васильевич
SU1398061A1

RU 2 577 758 C2

Авторы

Иванов Петр Владимирович

Севбитов Андрей Владимирович

Ачкасов Евгений Евгеньевич

Борисов Виталий Викторович

Митин Николай Евгеньевич

Кузнецова Мария Юрьевна

Куршев Владислав Викторович

Даты

2016-03-20Публикация

2015-02-10Подача