СПОРТИВНЫЕ ЗУБНЫЕ ШИНЫ Российский патент 2011 года по МПК A63B71/00 

Описание патента на изобретение RU2424027C1

Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии.

В настоящее время для изготовления индивидуальных спортивных зубных шин используются эластические пластмассы, этиленвинилацетат, полиуретан.

Известны спортивные зубные шины, изготовленные из эластических пластмасс (Боксила, Эластопласта) (Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. - СПб.: ИКФ «Фолиант», 1998 - С.556). Они предназначены для предупреждения травмы зубов, слизистой оболочки верхней губы и височно-нижнечелюстного сустава у боксеров во время боя. Шина покрывает всю верхнюю челюсть до переходной складки (зубы, альвеолярный отросток, твердое небо). Для зубов нижней челюсти на свободной поверхности шины имеются отпечатки.

Известны зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора, и выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом (Пат. №2306163 РФ. Опубл. 20.09.2007. Бюл. №26). Эти спортивные шины позволяют предотвратить критическое давление на проблемный зуб.

Однако спортивные зубные шины, изготовленные из эластических пластмасс, имеют невысокие прочностные показатели, из-за чего часто прокусываются спортсменами при высоких нагрузках.

Известны спортивные зубные шины из этиленвинилацетата (Пат. №2340378 РФ. Опубл. 10.12.2008 г.), которые содержат базовый элемент, имеющий U-образную форму, соответствующую контуру челюсти пользователя. Базовый элемент содержит верхний и нижний каналы для введения верхнего и нижнего рядов зубов пользователя. Элемент зацепления с зубами объединен с каждым каналом и изготовлен из материала, который может быть адаптирован или отформован пользователем в соответствии с формой его рта. Ударопоглощающее средство объединено с базовым элементом и служит для поглощения ударной нагрузки. Ударопоглощающее средство содержит открытые каналы в базовом элементе, которые действуют аналогично воздушным пружинам. Базовый элемент преимущественно изготовлен из полиэтилена, перемешанного с составляющим до 10% EVA (сополимер этилена и винилацетата). Добавка EVA делает защитное приспособление более гибким. Элемент зацепления с зубами сделан из EVA. Техническим результатом изобретения является повышение прочности и эффективности рассеивания энергии удара. Однако, как показывают исследования (Трегубов И.Д. Обоснование к применению современных полимерных материалов в клинике ортопедической стоматологии и ортодонтии: Дис. … д-ра мед. наук. /Ставропольская государственная медицинская академия. - Ставрополь, 2007. - 230 с.; Огородников М.Ю. Новый класс конструкционных материалов на основе полиуретана для ортопедической стоматологии: дис. … д-ра мед. наук./ Московский государственный медико-стоматологический университет. - 2004. - 265 с.) этиленвинилацетат уступает полиуретану по основным прочностным показателям (прочность на растяжение ГОСТ 270-75, прочность на раздир ГОСТ 23016).

Известны многослойные спортивные зубные шины, изготовленные из этиленвинилацетата (Bjorn Lang Mouthguard in Sport. - Endodontie, 2000; 12/1:39-51). Данные шины обладают хорошими защитными и эксплуатационными свойствами. Однако этиленвинилацетат по прочностным свойствам уступает полиуретану.

Известны спортивные зубные шины, изготовленные из полиуретана марки СКУ-ПФЛ (А.С. №№935097 СССР. Опубл. 15.06.1982 г.). Они предназначены для предупреждения травмы зубов, альвеолярных отростков, мягких тканей губ и щек, височно-нижнечелюстного сустава у боксеров во время боев и тренировок. Шина покрывает зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - зубы до экватора, за счет наличия отпечатков зубного ряда нижней челюсти. Шина имеет толщину по всей поверхности в 2 мм, что является недостаточным, как показала практика, для поглощения ударного воздействия при контактных силовых видах спорта (Dorney В., Dreve V., Ricket Т. Signature mouthguard. - Quintessenz Zahntech, 1994; 20: 311-319). Эти спортивные зубные шины выбраны за прототип.

Задачей изобретения является повышение надежности защиты челюстей от ударной нагрузки у лиц, занимающихся различными контактными силовыми и экстремальными видами спорта.

Технический результат заключается в повышении прочностных и эксплуатационных свойств спортивных зубных шин.

Это достигается за счет того, что шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору A, прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс, при этом толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм, при этом фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору A.

Экспериментальные исследования, проведенные на кафедре факультетской ортопедической стоматологии ФПДО ГОУВПО МГМСУ показали, что полимерный конструкционный материал с прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс имеет наилучшие прочностные характеристики из всех материалов, используемых для изготовления индивидуальных зубных шин. В настоящее время такими характеристиками обладает полиуретан Денталур П (Огородников М.Ю., Альтер Ю.М. Разработка новых технологий и материалов на основе полиуретана для съемных зубных протезов. - Панорама ортопедической стоматологии. - М., 2003. - №4. - С.16-20.; Огородников М.Ю. Результаты исследований физико-механических свойств нового эластичного подкладочного материала на основе полиуретана «Денталур П». - М., 2003, 5 с. - Деп. в ГЦНМБ 17.11.2003, № Д-27400).

Твердость полимерного конструкционного материала, равная 75 единицам по Шору A - наиболее оптимальная для обеспечения эластичности шины при отсутствии негативного влияния на пародонт зубов при смыкании (Bishop BM, Davies EH Materials for mouth protectors. - J Prosthet Dent 1985; 53: 256-261).

Толщина вестибулярной поверхности должна составлять 6 мм, а толщина окклюзионной и небной поверхности - 4 мм, так как по данным различных исследований данные параметры шины оптимизируют амортизирующие и защитные свойства при выраженном силовом воздействии (Park JB, Shaull KL, Overton В, Donly KJ Improving mouthguards. - J Prosthet Dent 1994; 72: 373-380; Hoffmann J, Alfter G, Rudolph NK, Goz G Experimental comparative study of various mouthguards. - Endod Dent traumatol 1999; 15: 157-163).

Наличие на фронтальном участке шины дополнительного слоя полимерного конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору А обеспечивает перераспределение нагрузки на фронтальную группу зубов, которая наиболее подвержена силовому воздействию.

Спортивные шины изготавливают следующим образом. Получают рабочий двуслойный оттиск с верхней челюсти силиконовым материалом и вспомогательным альгинатным, отливают из супергипса модели, на рабочей модели отмечают границы шины, модели гипсуют в артикулятор в положении центральной окклюзии, производят разобщение моделей на толщину 2 мм. Снимают с артикулятора модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой и осуществляют моделирование основной восковой композиции шины из воска: границы шины должны доходить до переходной складки преддверия полости рта, обходить уздечку верхней губы и слизистые тяжи, перекрывать первый моляр, перекрывать небную поверхность на расстоянии 1,5-2 см от клинических шеек зубов. При моделировании основной восковой композиции шины на всей вестибулярной поверхности фронтального участка формируют выемку толщиной 2 мм для создания дополнительного усиливающего слоя конструкционного материала. После этого модель с восковой композицией дублируется силиконовой дублирующей массой. Далее восковую композицию шины домоделируют, после чего толщина шины на вестибулярной поверхности фронтального участка составляет 6 мм, а на окклюзионной и небной поверхности - 4 мм. Далее модель вместе с разогретой композицией шины фиксируют в артикулятор и смыкают со вспомогательной моделью до касания резцового штифта с резцовой опорной площадкой. После этого шину обрабатывают финиш-лаком и вместе с рабочей моделью повторно дублируют. Затем выплавляют воск, создают литниковые ходы в формовочной форме, осуществляют литье основной формы шины полимерным конструкционным материалом (например, полиуретановой композицией Денталур П) с твердостью 75 единиц по Шору А и после остывания - дополнительного усиливающего слоя полиуретановой композицией Денталур П с твердостью 90 единиц по Shore А. Далее шину извлекают, обрабатывают и дезинфицируют.

Похожие патенты RU2424027C1

название год авторы номер документа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВНУТРИРОТОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2013
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
RU2536626C2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВНУТРИРОТОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР 2013
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
RU2536233C2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ЗУБНАЯ ШИНА 2012
  • Перегудов Алексей Борисович
  • Савельев Василий Владимирович
RU2509589C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ ТРЁХСЛОЙНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТНОЙ ЗУБНОЙ ШИНЫ 2015
  • Иванов Петр Владимирович
  • Севбитов Андрей Владимирович
  • Ачкасов Евгений Евгеньевич
  • Борисов Виталий Викторович
  • Митин Николай Евгеньевич
  • Кузнецова Мария Юрьевна
  • Куршев Владислав Викторович
RU2577758C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТНОЙ ЗУБНОЙ ШИНЫ (ДЕТСКАЯ КАПА) 2017
  • Борисов Виталий Викторович
  • Севбитов Андрей Владимирович
  • Митин Николай Евгеньевич
  • Даньшина Светлана Дмитриевна
RU2652549C1
Способ изготовления эластичной зубной шины 2020
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Степанов Александр Геннадьевич
  • Розов Роман Александрович
  • Цимбалистов Александр Викторович
  • Золотницкий Игорь Валерьевич
  • Новик Максим Александрович
RU2725750C1
Способ изготовления стоматологических многослойных кап для спортсменов с использованием электронейромиостимуляции 2016
  • Староверов Василий Юрьевич
  • Базикян Эрнест Арамович
  • Набиев Наби Вагубович
RU2626300C1
СПОРТИВНЫЕ ЗУБНЫЕ ШИНЫ 2005
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Абовян Роман Александрович
RU2306163C2
Способ цифрового моделирования базиса и прикусного валика на верхнюю челюсть с формированием протетической плоскости 2023
  • Стафеев Андрей Анатольевич
  • Хижук Александр Викторович
  • Баркан Ирина Юрьевна
  • Соловьев Сергей Игоревич
  • Климова Ирина Яковлевна
  • Касенов Рустам Шаймерденович
  • Тимохина Дарья Борисовна
  • Корчагина Мария Андреевна
RU2822015C1
СПОСОБ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ ПОСТРЕЗЕКЦИОННЫХ ДЕФЕКТОВ НЁБА И ПРОТЕЗ-ОБТУРАТОР НЁБА 2007
  • Галонский Владислав Геннадьевич
  • Радкевич Андрей Анатольевич
  • Гюнтер Виктор Эдуардович
RU2349284C2

Реферат патента 2011 года СПОРТИВНЫЕ ЗУБНЫЕ ШИНЫ

Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии. Предлагаются спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, покрывающие зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, при этом шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А, прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс, толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм; фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору А. Технический результат заключается в повышении прочностных и эксплуатационных свойств спортивных зубных шин.

Формула изобретения RU 2 424 027 C1

Спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, покрывающие зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, отличающиеся тем, что изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А, прочностью на растяжение не менее 170 кгс/см2 и прочностью на раздир не менее 50 кгс, при этом толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм, а фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм с твердостью 90 единиц по Шору А.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2424027C1

СПОРТИВНЫЕ ЗУБНЫЕ ШИНЫ 2005
  • Арутюнов Сергей Дарчоевич
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Абовян Роман Александрович
RU2306163C2
JP 10295706 A, 10.11.1998
US 4361912 A, 07.12.1982
РОТОРНЫЙ АППАРАТ 0
  • Ю. К. Гришин, А. Д. Воробьев, А. А. Соколов, А. В. Шошин Н. В. Михайлов
SU273161A1

RU 2 424 027 C1

Авторы

Ибрагимов Танка Ибрагимович

Хан Александр Владиславович

Даты

2011-07-20Публикация

2010-06-25Подача