СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2016 года по МПК B63G8/00 B63B3/00 

Описание патента на изобретение RU2577984C2

Изобретение относится к подводному судостроению и касается носовых оконечностей корпуса, надстроек и боевой рубки подводной лодки.

Известен способ повышения скорости подводной лодки в погруженном состоянии, заключающийся в том, что носовую оконечность корпуса и боевой рубки выполняют соответственно в горизонтальных продольных сечениях в форме полуэллипсов с максимальными радиусами большой и малой полуосей R К г , r К г и R Б Р г , r Б Р г , а носовую оконечность корпуса в вертикальных продольных сечениях выполняют в форме полуэллипсов с максимальными радиусами большой и малой полуосей R К в , r К в [1].

Известный способ повышения скорости подводной лодки реализован в устройстве корпуса и боевой рубки подводной лодки-ракетоносца типа «Джордж Вашингтон» (США), носовая оконечность которых выполнена в горизонтальных продольных сечениях в форме полуэллипсов соответственно с максимальными радиусами большой и малой полуосей R К г , r К г и R Б Р г , r Б Р г , а носовая оконечность корпуса в вертикальных продольных сечениях выполнена в форме полуэллипсов с максимальными радиусами большой и малой полуосей R К в , r К в [1].

Эллипсоидная носовая оконечность корпуса подводной лодки и полуэллипсное поперечное горизонтальное сечение боевой рубки создает крайне неравномерное контактное напряжение носовой оконечности корпуса и боевой рубки с водой при движении: максимальные напряжения сопротивления воды движению подводной лодки в носовой части корпуса и боевой рубки с малым радиусом эллипсных сечений r К г , r К в и r Б Р г , минимальные напряжения сопротивления воды в носовой части по бокам корпуса и боевой рубки с большим радиусом R К г , R К в и R Б Р г , полуэллипсов оконечностей. Неравномерные контактные напряжения перед носовой частью боевой рубки и корпуса повышают сопротивление воды движению подводной лодки и давление воды на носовые оконечности корпусных частей конструкции подводной лодки, способствует созданию значительного гидродинамического турбулентного сопротивления воды движению подводной лодки и гидроакустических помех работе конформно-покровных антенн гидроакустического комплекса.

Известен способ повышения скорости подводной лодки в погруженном состоянии, заключающийся в том, что носовую оконечность корпуса выполняют в горизонтальных продольных сечениях в форме полуэллипсов соответственно с максимальными радиусами большой и малой полуосей Rэл=bK, rэл=а K, а носовую оконечность корпуса в вертикальных продольных сечениях выполняют в форме полуокружностей с максимальным радиусом R К в = R Ц , где 2RЦ - диаметр цилиндрической части корпуса подводной лодки, а между сферической и эллипсоидной частью носовой оконечности подводной лодки осуществляют плавное сопряжение [2].

Известный способ повышения скорости подводной лодки реализован в устройстве носовой оконечности ее корпуса и боевой рубки, которые изготовлены в горизонтальных продольных сечениях в форме полуэллипсов соответственно с максимальными радиусами большой и малой полуосей Rэл=bК, rэл=а K, а носовая оконечность корпуса в вертикальных продольных сечениях изготовлена в форме полуокружностей с максимальным радиусом R К в = R Ц , где 2RЦ - диаметр цилиндрической части корпуса подводной лодки, а сферическая и эллипсоидная части носовой оконечности имеют плавное сопряжение, причем на поверхности сферической части носовой оконечности корпуса установлены конформно-покровные антенны [2].

Полусферическая поверхность носовой оконечности корпуса подводной лодки позволяет осуществлять работу конформно-покровных антенн с минимальными гидроакустическими помехами, однако максимальный радиус R К г = R Ц носовой оконечности корпуса (с радиусом поперечного сечения RЦ) ни на эллипсоидной, ни на сферической поверхности носовой оконечности корпуса не обеспечивает равномерное распределение контактных напряжений с водой во время движения подводной лодки. В местах даже плавного сопряжения цилиндрического корпуса с носовой сферической частью оконечности корпуса подводной лодки и частей эллипсоидной поверхности с радиусами R К г , r К г носовой оконечности корпуса формируются пики контактных напряжений корпуса с водой, оказывающих существенное гидродинамическое сопротивление движению подводной лодки и не устраняющих гидроакустические помехи в работе конформно-покровных антенн.

Технический результат по способу повышения скорости подводной лодки, заключающемуся в том, что носовую оконечность корпуса и боевой рубки выполняют закругленными под соответствующими максимальными радиусами r К г и r Б Р г горизонтальных продольных сечений, а носовую оконечность корпуса выполняют закругленной под максимальным радиусом R К в = r K г = R Ц вертикальных продольных сечений, равным радиусу RЦ поперечного сечения корпуса, достигается тем, что носовую оконечность корпуса подводной лодки выполняют в форме поверхности сферического сектора радиусом Rсф=1,4142·RЦ=RЦ/sinφ°, где ∡φ=45° - угол между продольной осью корпуса и образующим радиусом Rсф сферического сектора носовой оконечности корпуса, носовую оконечность боевой рубки выполняют в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора с максимальным радиусом r Б Р г = 0,7071 B = 0,5 B / sin ϕ o , где В - ширина боевой рубки в горизонтальном сечении, а в вертикальных продольных сечениях - в форме поверхности кругового сектора радиусом R Б Р в = 1,4142 H = H / sin ϕ o , где Н - высота корпуса боевой рубки.

Теоретические основы «Физики материального контактного взаимодействия» свидетельствуют о возможности создания равномерного напряжения на поверхности контакта двух сред, выполненной полусферической и углом φ° между осью контакта и образующим радиусом Rсф сферического сектора контакта, равным углу внутреннего трения деформируемой материальной среды [3]. Угол внутреннего трения воды, как жидкокристаллической материальной среды, деформируемой носовой оконечностью корпуса подводной лодки и ее боевой рубки, составляет величину на глубине свыше 80 см, равную ∡φ≈45°. Таким образом, при движении перед корпусом подводной лодки и ее боевой рубки создается равномерное контактное напряжение, что резко снижает гидродинамическое сопротивление воды движению подводной лодки и создает наилучшие условия работы конформно-покровных антенн.

Технический результат по устройству повышения скорости подводной лодки, состоящему из цилиндрического корпуса подводной лодки с радиусом поперечного сечения Rц, носовой оконечности корпуса с конформно-покровными антеннами, из боевой рубки, носовая оконечность корпуса и боевой рубки выполнена закругленной под соответствующими максимальными радиусами r К г и r Б Р г горизонтальных продольных сечений, а носовая оконечность корпуса выполнена закругленной под максимальным радиусом R К в = r K г = R Ц вертикальных продольных сечений, равным радиусу RЦ поперечного сечения корпуса, достигается тем, что носовая оконечность подводной лодки выполнена в форме поверхности сферического сектора радиусом Rсф=1,4142·RЦ=RЦ/sinφ°, где ∡φ=45° - угол между продольной осью корпуса и образующим радиусом R сферического сектора носовой оконечности корпуса, носовая оконечность боевой рубки выполнена в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора с максимальным радиусом r Б Р г = 0,7071 B = 0,5 B / sin ϕ o , где В - ширина основания боевой рубки в горизонтальном сечении, а в вертикальных продольных сечениях - в форме поверхности кругового сектора радиусом R Б Р в = 1,4142 H = H / sin ϕ o , где Н - высота корпуса боевой рубки.

Предлагаемая конструкция носовой оконечности корпуса и боевой рубки подводной лодки позволяет резко снизить турбулентность и гидродинамическое сопротивление воды движению лодки, а с другой стороны полусферическая поверхность корпуса обеспечивает наилучшие условия эксплуатации конформно-покровных антенн гидроакустического комплекса.

Предлагаемые изобретения поясняются графическими материалами, где на фиг. 1 - общий вид предлагаемого цилиндрического корпуса подводной лодки и ее боевой рубки; фиг. 2 - вид А фиг. 1 корпуса подводной лодки с боевой рубкой; на фиг. 3 - вид А носовой полусферической оконечности боевой рубки и корпуса известной подводной лодки, совмещенный с эпюрой контактных избыточных седлообразных напряжений σ И к , на фиг. 4 - вид А носовой эллипсоидной оконечности боевой рубки и корпуса известной подводной лодки, совмещенный с эпюрой контактных избыточных напряжений σ И к .

Предлагаемая конструкция подводной лодки состоит из цилиндрического корпуса 1 (фиг. 1) радиусом RЦ с полусферической носовой оконечностью 2 радиусом Rсф выполненной в форме поверхности сферического сектора (фиг. 1 и фиг. 2) радиусом Rсф=1,4142·RЦ=RЦ/sinφ°, где ∡φ=45° - угол между продольной осью корпуса 1 и образующим радиусом Rсф сферического сектора носовой оконечности корпуса 1. Носовая оконечность 3 боевой рубки 4 выполнена в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора с максимальным радиусом r Б Р г = 0,7071 B = 0,5 B / sin ϕ o , где В - ширина основания боевой рубки 4 в горизонтальном сечении, а в вертикальных продольных сечениях - в форме поверхности кругового сектора радиусом R Б Р в = 1,4142 H = H / sin ϕ o , где Н - высота корпуса боевой рубки 4.

Способ повышения скорости подводной лодки предлагаемой конструкции (фиг. 1 и фиг. 2) реализуется следующим образом. Цилиндрический корпус 1 подводной лодки радиусом RЦ изготавливают с полусферической носовой оконечностью 2 радиусом Rсф, которую выполняют в форме поверхности сферического сектора радиусом Rсф=1,4142·RЦ=RЦ/sinφ°, где ∡=45° - угол между продольной осью корпуса 1 и образующим радиусом Rсф сферического сектора носовой оконечности корпуса 1. Носовую оконечность 3 боевой рубки 4 выполняют в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора с максимальным радиусом r Б Р г = 0,7071 B = 0,5 B / sin ϕ o , где В - ширина основания боевой рубки 4 в горизонтальном сечении, а в вертикальных продольных сечениях - в форме поверхности кругового сектора с радиусом R Б Р в = 1,4142 H = H / sin ϕ o , где Н - высота корпуса боевой рубки 4. Во время движения в погруженном на глубину h=80 см состоянии перед носовыми оконечностями 2 и 3 корпуса 1 и боевой рубки 4 предлагаемой формой создают избыточное равномерное контактное давление σ И . с р к средней величины (фиг. 1, фиг. 2), резко снижающее гидродинамическое сопротивление воды движению подводной лодки и наилучшим образом обеспечивающее качественную работу конформно-покровных антенн гидроакустического комплекса.

Известные конструкции носовых оконечностей 2 подводных лодок полусферической (фиг. 3) и эллипсоидной (фиг. 4) формы при движении подводной лодки в погруженном состоянии создают крайне неравномерные соответственно седлообразные и параболические (выпуклые) эпюры контактных избыточных напряжений σ И к с максимумом на краях и по центру поперечного сечения носовых частей корпуса подводной лодки и ее боевой рубки, существенно ухудшающие работу конформно-покровных антенн.

Источники информации

1. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: «Советская Энциклопедия», 1977. - С. 371 («подводная лодка»).

2. Патент РФ №2115587. Носовая оконечность подводной лодки: // Ионин B.C., Воробьева Л.Д., Гришман Г.Д. и др., B63G 8/00, В63В 3/00, от 14.12.1992.

3. Хрусталев Е.Н. Контактное взаимодействие в геомеханике. ч. II: Напряжения и деформации оснований сооружений: Монография. - Тверь: Научная книга, 2007. - С. 71-72 (рис. 2.8).

Похожие патенты RU2577984C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ДВИЖИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И УСТРОЙСТВО ДВИЖИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 2013
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
RU2534497C1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 1992
  • Ионин В.С.
  • Воробьева Л.Д.
  • Гришман Г.Д.
  • Дымшиц А.М.
  • Ефимов А.В.
  • Жиров В.П.
  • Корякин Ю.А.
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Смарышев М.Д.
  • Смирнов С.А.
  • Хайтин А.А.
RU2115587C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
RU2566321C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ОСНОВАНИЯ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2376417C2
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ФУНДАМЕНТА ПОД МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ФУНДАМЕНТА ПОД МАШИНЫ 2008
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2392386C2
СПОСОБЫ СООРУЖЕНИЯ ОСНОВАНИЯ И ДНИЩА КРУПНОГО РЕЗЕРВУАРА И ИХ УСТРОЙСТВА 2008
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2393300C2
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2002
  • Ионин В.С.
RU2225324C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ДВИЖИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И УСТРОЙСТВО ДВИЖИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ 2013
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
RU2536267C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2008
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
  • Хрусталёва Татьяна Михайловна
  • Хрусталёва Ирина Евгеньевна
RU2365697C1
СПОСОБ ХРУСТАЛЁВА Е.Н. ПОЛУЧЕНИЯ РАВНОМЕРНОГО КОНТАКТНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕД 2014
  • Хрусталёв Евгений Николаевич
RU2576542C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 577 984 C2

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к подводному судостроению и касается носовых оконечностей корпуса, надстроек и боевой рубки подводной лодки. Устройство повышения скорости подводной лодки состоит из цилиндрического корпуса подводной лодки с радиусом поперечного сечения RЦ носовой оконечности корпуса с конформно-покровными антеннами, из боевой рубки. Носовая оконечность корпуса подводной лодки выполнена в форме поверхности сферического сектора, а носовая оконечность боевой рубки выполнена в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора. Для повышения скорости подводной лодки носовую оконечность корпуса и боевую рубку выполняют закругленными под соответствующими максимальными радиусами горизонтальных, продольных сечений. Носовую оконечность корпуса подводной лодки выполняют в форме поверхности сферического сектора, а носовую оконечность боевой рубки выполняют в горизонтальных, продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора. Достигается повышение скорости подводной лодки. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 577 984 C2

1. Способ повышения скорости подводной лодки, заключающийся в том, что носовую оконечность корпуса и боевой рубки выполняют закругленными под соответствующими максимальными радиусами и горизонтальных продольных сечений, а носовую оконечность корпуса выполняют закругленной под максимальным радиусом вертикальных продольных сечений, равным радиусу RЦ поперечного сечения корпуса, отличающийся тем, что носовую оконечность корпуса подводной лодки выполняют в форме поверхности сферического сектора радиусом Rсф=1,4142·RЦ=RЦ/sinφ°, где ∡φ=45° - угол между продольной осью корпуса и образующим радиусом Rсф сферического сектора носовой оконечности корпуса, носовую оконечность боевой рубки выполняют в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора радиусом , где В - ширина боевой рубки в горизонтальном сечении, а в вертикальных продольных сечениях - в форме поверхности кругового сектора радиусом где Н - высота боевой рубки.

2. Устройство для реализации способа по п.1, состоящее из цилиндрического корпуса подводной лодки с радиусом поперечного сечения RЦ носовой оконечности корпуса с конформно-покровными антеннами, из боевой рубки, носовая оконечность корпуса и боевой рубки выполнена закругленной под соответствующими максимальными радиусами и горизонтальных продольных сечений, а носовая оконечность корпуса выполнена закругленной под максимальным радиусом вертикальных продольных сечений, равным радиусу RЦ поперечного сечения корпуса, отличающееся тем, что носовая оконечность корпуса подводной лодки выполнена в форме поверхности сферического сектора радиусом Rсф=1,4142·RЦ=RЦ/sinφ°, где ∡φ=45° - угол между продольной осью корпуса и образующим радиусом Rсф сферического сектора носовой оконечности корпуса, носовая оконечность боевой рубки выполнена в горизонтальных продольных сечениях в форме поверхности кругового сектора с максимальным радиусом , где В - ширина основания боевой рубки в горизонтальном сечении, а в вертикальных продольных сечениях - в форме поверхности кругового сектора радиусом , где Н - высота корпуса боевой рубки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2577984C2

НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 1992
  • Ионин В.С.
  • Воробьева Л.Д.
  • Гришман Г.Д.
  • Дымшиц А.М.
  • Ефимов А.В.
  • Жиров В.П.
  • Корякин Ю.А.
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Смарышев М.Д.
  • Смирнов С.А.
  • Хайтин А.А.
RU2115587C1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 1998
  • Ионин В.С.
  • Вильнит И.В.
  • Гришман Г.Д.
  • Дымшиц А.М.
  • Ефимов А.В.
  • Жиров В.П.
  • Корякин Ю.А.
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Смарышев М.Д.
  • Смирнов С.А.
  • Тазмин Т.Т.
  • Хайтин А.А.
RU2130402C1
US 3104641 A1, 24.09.1963.

RU 2 577 984 C2

Авторы

Хрусталёв Евгений Николаевич

Даты

2016-03-20Публикация

2014-07-07Подача