Изобретение относится к подводному судостроению, но может использоваться и в аэродинамике. Известна конструкция носовой оконечности (НО) подводной лодки (ПЛ), содержащая конформную антенну (КА) гидроакустического комплекса (ГАК) и ее звукопрозрачный обтекатель (патент РФ 2151712).
Известны также конструкции ПЛ, НО которых для обеспечения минимальных гидроакустических (ГА) помех выполняется эллиптической формы (Быховский И.А. Атомные подводные лодки. - Л.: Судпромгиз, 1963, с.15,40) - прототип изобретения.
Для обводов НО ПЛ с точки зрения минимальных гидродинамических помех наиболее оптимальной считалась форма вытянутого вдоль ПЛ полуэллипсоида вращения с отношением полуосей (удлинением) формообразующего эллипса a/b не менее 2, а лучше 4-5.
Для КА ГАК, установленных в НО ПЛ, наиболее оптимальной формой рабочей поверхности является сегмент сферы, круговой бочки, сопряженный с двумя бортовыми цилиндрами.
При попытке совместить эти оптимумы оказывается, что в носовой части оконечности образуется весьма значительная зона с существенно увеличенным расстоянием между рабочей поверхностью КА и внутренней поверхностью обшивки ее звукопрозрачного обтекателя (см. фиг.1).
В этой зоне происходит многократное переотражение звука различной природы (шумы моря, судоходства, ненаблюдаемых целей и пр.), образующее значительное, т. н. "боковое поле" (ореол характеристики направленности (ХН), резко снижающее помехоустойчивость и эффективность КА, особенно по малошумным целям. В этом случае существенно уменьшается и рабочая поверхность КА.
Попытка избавиться от "бокового поля" приближением эллиптического обтекателя к поверхности антенны приводит к приполнению обводов (уменьшению удлинения a/b) и росту гидродинамической турбулентной помехи, а приближением антенны к обтекателю - к существенному уменьшению апертуры и площади рабочего пятна КА, в особенности в наиболее важных носовых углах обзора.
Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы устранить эти противоречия и создать такую образующую тела вращения в НО ПЛ, которая позволила бы при наиболее оптимальной форме рабочей поверхности КА и без ее уменьшения не привести к росту гидродинамической турбулентной помехи при обтекании тела вращения потоком жидкости.
Это достигается тем, что оконечность выполнена в виде тела вращения, образующая которого представляет собой результат нелинейной Х-инверсии окружности с радиусом поперечного сечения наружного корпуса ПЛ в его цилиндрической части.
На фиг. 1 в плане по оси корпуса изображена известная (прототип) НО эллиптической формы с КА ГАК.
На фиг.2 изображена предлагаемая НО.
На фиг.3 пунктиром показано линейное преобразование окружности радиуса R - линейная Х-инверсия окружности; сплошной линией показана предлагаемая нелинейная Х-инверсия той же окружности.
Предлагаемая носовая оконечность ПЛ (см. фиг.2) включает конформную антенну 1 и ее звукопрозрачный обтекатель 2 и выполнена в виде тела вращения, образующая которого представляет собой результат нелинейной Х-инверсии окружности.
В известном решении (см. фиг.1) причиной роста гидродинамической турбулентной помехи является появление в точке сопряжения носовой образующей обвода (полуэллипса) с цилиндрической частью корпуса ПЛ резкого скачка радиуса кривизны образующей - линий тока по поверхности тела вращения. Так, например, радиус кривизны эллиптической образующей в точке ее сопряжения с цилиндрической частью корпуса для эллипса с a/b=2 будет равен 4b с резким скачком к радиусу, равному бесконечности (у образующей цилиндрической части корпуса). При этом создаются условия для отрывного обтекания, что подтверждается экспериментами в кавитационной трубе.
Вывод о причине роста помехи подтверждается также исследованиями, выполненными в 20-х годах в ЦАГИ К.К.Федяевским (будущим академиком) в "Материалах по аэродинамическому расчету воздушных кораблей" (Труды ЦАГИ, вып. 151, ч.I; вып.178, ч. II; вып.225), где содержаться, в частности, такие рекомендации:
- радиус кривизны образующей тела вращения должен увеличиваться или, по крайней мере, оставаться постоянным от носа к корме;
- в местах сочленения двух кривых их радиусы должны быть равны.
Предлагается максимально возможное, существенное увеличение радиуса кривизны образующей тела вращения при ее подходе к цилиндрической части корпуса ПЛ.
Сущность предлагаемой нелинейной Х-инверсии окружности наиболее просто может быть показана путем сопоставления с известным линейным преобразованием (линейной Х-инверсией) той же окружности при использовании эллиптической образующей тела вращения в НО ПЛ.
Известно, что эллипс может быть представлен в виде растянутой в одном направлении окружности, т. е. если абсциссы всех точек окружности будут увеличены в "n" раз, а ординаты останутся без изменения, то исходная окружность будет преобразована в эллипс (см. фиг.3).
Исходная окружность радиуса R с центром в точке О. При линейном преобразовании (инверсии) окружности по оси X абсциссы точек окружности увеличиваются в "n" раз (n=OA/R; ОА=ОВ). Отрезок OВ является при этом графиком линейного преобразования (инверсии) окружности в эллипс (а=ОА; в=R) - показано пунктиром.
Дуга OВ радиуса Rн, построенная на ОВ, как на хорде, является графиком нелинейного преобразования (инверсии) окружности.
При увеличении Rн до бесконечности, график нелинейной инверсии превращается в хорду OВ, т.е. в график линейной инверсии.
Геометрическое место центров Rн - перпендикуляр через середину отрезка OВ. При нахождении центра Rн на оси X дуга OВ будет графиком максимальной Х-инверсии данной окружности для принятого удлинения образующей.
Построение точек образующей, полученной путем нелинейной Х-инверсии окружности радиуса R, показано сплошными линиями (см. фиг.3).
Из фиг. 3, выполненной в относительном масштабе, видно, что радиус кривизны предложенной образующей в точке сопряжения с цилиндрической частью корпуса ПЛ существенно больше радиуса кривизны эллипса того же удлинения.
Плавный характер изменения кривизны полученной образующей обеспечивается монотонным изменением графика нелинейной инверсии (без разрывов, перегибов и экстремумов).
Таким образом, предложенная нелинейная Х-инверсия окружности позволяет решать задачу приполнения в широком геометрическом диапазоне обводов НО ПЛ с оптимизацией гидродинамической турбулентной помехи для обеспечения размещения и работы КА, а также других систем и устройств в НО ПЛ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1998 |
|
RU2151712C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1998 |
|
RU2130402C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1992 |
|
RU2115587C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2577984C2 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2004 |
|
RU2281528C2 |
ЛИНЕЙНЫЙ МОДУЛЬ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ АНТЕННЫ | 1999 |
|
RU2167499C2 |
Шумопеленгаторная станция для подводной лодки | 2022 |
|
RU2791851C1 |
СПОСОБ ПРИЕМА В ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ АВТОНОМНЫХ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2328407C1 |
Система шумопеленгования гидроакустического комплекса подводной лодки | 2020 |
|
RU2735630C1 |
Система шумопеленгования гидроакустического комплекса подводной лодки | 2016 |
|
RU2660377C2 |
Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к конструкции носовой оконечности подводной лодки. Носовая оконечность подводной лодки содержит конформную антенну гидроакустического комплекса и ее звукопрозрачный обтекатель. Оконечность выполнена в виде тела вращения, образующая которого представляет собой результат нелинейной Х-инверсии окружности с радиусом поперечного сечения наружного корпуса в его цилиндрической части. Достигается оптимизация гидродинамической турбулентной помехи для обеспечения размещения и работы конформной антенны. 3 ил.
Носовая оконечность подводной лодки, содержащая конформную антенну гидроакустического комплекса и ее звукопрозрачный обтекатель, отличающаяся тем, что оконечность выполнена в виде тела вращения, образующая которого представляет собой результат нелинейной Х-инверсии окружности с радиусом поперечного сечения наружного корпуса в его цилиндрической части.
БЫХОВСКИЙ И.А | |||
Атомные подводные лодки | |||
-Л.: Судпромгиз, 1963, с | |||
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1998 |
|
RU2151712C1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1992 |
|
RU2115587C1 |
Авторы
Даты
2004-03-10—Публикация
2002-07-05—Подача