Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения практическим умениям по препарированию твердых тканей зуба с использованием симуляторов.
Педагоги высшей школы обсуждают вопросы разработки технологий, позволяющих повысить уровень профессиональной компетенции студентов и долгосрочной выживаемости знаний [Русина Н.А., Васильева Л.Н., Алексеева С. В. Перспективы оценки компетентности будущего врача, найдено в интернет yspu.org/images/7/79/Rusina_N_article.doc]. Наиболее успешный вариант таких технологий - использование активных методов обучения, в том числе муляжей и симуляторов [Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2013 №1069-р «О выделении средств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение научно-практических обучающих семинаров с использованием мощностей созданных симуляционно-тренинговых центров»]. Использование новых средств обучения требует разработки новых инструментов оценки качества полученных знаний.
В настоящее время фантомное препарирование выполняют на моделях с визуальной оценкой результата преподавателем, что обуславливает ее субъективность. Существующие виртуальные тренажеры производят точную, объективную оценку, но не дают тактильных навыков препарирования зубов, не имеют функции «обратной связи» и не позволяют производить разбор и исправление допущенных ошибок.
Известно использование универсального фантомного модуля для совершенствование мануальных навыков по дисциплине «стоматология» [найдено в интернета http://www.mma.ru/articles/72142/?print=Y& ELEMENT_ID=72142]. Авторы сообщают, что разработали модульные технологии обучения, проект нового Государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций по применению балльно-рейтинговой системы оценки знаний. Однако на сегодняшний день в доступных источниках нет сведений о составе пунктов рейтинговой системы и критериях их балльной оценки.
Известно использование симуляционного тренинга на манекене-тренажере для автоматического инструментального контроля качества осуществляемых манипуляций практикующими врачами [пат. RU №2523637 от 15.04.2013]. Авторы предлагают использовать для отработки мануальных навыков высокотехнологичные манекены типа аналогов пациентов. После выполнения обучающимся необходимых манипуляций анализируют и заносят полученные результаты в персональную балльно-рейтинговую таблицу, где каждое действие оценивают по 10-балльной системе, далее подсчитывают результаты освоения практических навыков сердечно-легочной реанимации по рейтингу степени усвоения навыков, считая целевым уровнем подготовки эффективность качества реанимационных навыков 80% и выше по балльно-рейтинговой таблице.
Недостатки способа: контроль со стороны преподавателя, оценивающего правильность выполнения манипуляций, только визуальный, оценка степени правильности их выполнения субъективная. Курс разработан для обучения оказанию сердечно-легочной реанимации детям, применить его в стоматологии нет возможности.
Известен 3D-симулятор "CDS-100" компании "Эй Си Дентал" [http://acdental.ru/oborudovanie_dlya_rentgenodiagnostiki/prochaya_produkciya/1/]. Система включает основные разделы стоматологии, есть возможность составления индивидуального учебного плана, адаптации учебных программ. Производителем заложены критерии оценки выполненных работ в каждом отдельном случае. Однако практический опыт применения оборудования в условиях России выявил некоторые несоответствия отечественных учебных планов и учебных планов стран-производителей. В систему заложены основные модули, требующие детализации.
Технический результат: разработка системы оценки приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба, исключающая субъективизм, позволяющая повысить уровень выживаемости знаний и практических навыков.
Технический результат достигнут путем разработки системы оценки уровня практических умений для 3D-симулятора "CDS-100", включающего несколько блоков.
Первый блок - составление плана лечения. Максимальное количество баллов 20. Блок включает: выбор вида препарирования, необходимого для заданного вида пломбировочных материалов; скоростного режима препарирования, выбор вида ротационного инструмента бора. При ошибке в выборе: вида препарирования снимается 5 баллов, инструмента снимается 5 баллов, режима препарирования - 10 баллов.
Второй блок - оценка объема препарирования. Максимальное количество баллов - 40. При чрезмерном или недостаточном препарировании вестибулярной и оральной поверхности полости снимается по 5 баллов. Аналогичные нарушения в области «дна» полости - снимается 10 баллов, на апроксимальных поверхностях - снимается 10 баллов. За нарушение угла препарирования на поверхностях - снимается 5 баллов. За нарушение рельефа препарируемой поверхности снимается 5 баллов. Запрограммированное в симуляторе возможное рабочее отклонение от заложенной в симулятор «идеальной» формы, не считающееся ошибкой, составляет в зависимости от категории обучающихся - студенты, ординаторы, практические врачи - от 20 до 5%.
Третий блок - оценка осложнений при препарировании, учитываются только грубые ошибки препарирования. Максимальное количество баллов - 40. За вскрытие пульповой камеры снимают 20 баллов. За травму соседнего зуба снимают 5 баллов за каждый случай. За перегрев зуба снимают 20 баллов.
Приведенные выше критерии оценки систематизированы в таблице 1.
После подсчета все набранные баллы складывают и делят на максимально возможное количество баллов. Таким образом, самый высокий коэффициент практических умений соответствует единице. Допустимый, согласно рекомендациям производителя и общепринятой мировой практике, коэффициент практических умений не менее 0,7.
Способ апробирован на 12 студентах второго курса стоматологического факультета по разделу «кариесология».
Установлено, что на первом занятии с использованием 3D-симулятора "CDS-100" (табл. 2) никто из студентов не получил более 70 баллов, среднее значение коэффициента практических умений составило 0,5.
После пяти занятий на 3D-симуляторе половина студентов выполняла манипуляции с оценкой более 70 баллов, среднее значение коэффициента практических умений составило 0,69.
После десяти занятий на 3D-симуляторе все студенты получили более 70 баллов, среднее значение коэффициента практических умений составило 0,92.
Нами установлено, хотя в течение десяти занятий все студенты достигали необходимого соответствия общепринятому стандарту коэффициента в 0,7, критическим для оценки выживаемости знаний оказался цикл, не превышающий пяти занятий. Те обучающиеся, которые в течение пяти занятий осваивали работу на симуляторе с эффективностью системы оценки приобретенных практических умений не менее 0,65 сохраняли навыки в полном объеме в течение последующего семестра. На клиническом приеме они правильно выполняли препарирование кариозных полостей, требовался только визуальный контроль со стороны преподавателя. У студентов, освоивших навыки работы с использованием 3D-симулятора только к окончанию цикла из десяти занятий, эти навыки частично терялись в течение полугода. В следующем семестре на клиническом приеме требовалась коррекция их работы преподавателем ввиду неправильно выполненного препарирования кариозных полостей.
Таким образом, предложенный способ оценки обеспечивает количественную оценку эффективности индивидуального обучения и выживаемости знаний.
Оценка приобретенных умений, предложенная производителем оборудования, не оправдала себя, поскольку во многом не совпадает с критериям отечественных образовательных стандартов.
В контрольной группе студентов, где обучение проводили традиционно на фантомах с последующей визуальной оценкой результата преподавателем, к концу семестра по истечении 18-ти занятий, экзамен, проведенный на симуляторе, успешно сдали только 21% студентов. Выживаемость знаний и полученных практических умений в следующем семестре - на клиническом приеме в этой группе - составила менее 20% от числа студентов - более 80% обучающихся в этой группе неправильно выполняли препарирование кариозных полостей, требовалась коррекция их работы преподавателем.
Кроме того, использование для симулятора "CDS-100" с использованием предложенной системы рейтинговой оценки умений и навыков имеет определенное психологическое значение, особенно на курсах профессиональной переподготовки в системе послевузовского профессионального образования. Такая система позволяет более быстро получить необходимые практические навыки при освоении смежной специальности, исключает субъективность оценки выполняемых манипуляций.
Таким образом, нами предложена новая система оценки приобретенных практических умений при работе на симуляторе "CDS-100", позволившая получить новый, не известный из уровня техники результат: для оценки выживаемости знаний необходимо выполнять фиксировать результат уровня умений по окончании цикла из пяти занятий. Если величина коэффициента практических умений составит 0,65 и более, то выживаемость навыков в полном объеме будет обеспечена в течение последующего семестра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИМУЛЯТОР ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИРУРГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ ТРАВМА-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПАТОЛОГИЙ МЛЕКОПИТАЮЩИХ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ХИРУРГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ ТРАВМА-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПАТОЛОГИЙ МЛЕКОПИТАЮЩИХ | 2019 |
|
RU2715146C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2523637C1 |
СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ | 2007 |
|
RU2331930C1 |
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ | 2013 |
|
RU2526945C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ | 2017 |
|
RU2648870C1 |
Unimetrix (Юниметрикс) Университетская метавселенная для профессионального медицинского образования, объединяющая передовые методы обучения, реализованные на базе цифровых технологий | 2022 |
|
RU2812407C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ | 2022 |
|
RU2799123C1 |
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ | 2005 |
|
RU2356100C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛЕТНОГО И/ИЛИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ВЕДЕНИЮ РАДИОПЕРЕГОВОРОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ | 1999 |
|
RU2175783C2 |
Дентомодель для обучения технике лечения циркулярного кариеса и гигиены полости рта | 2020 |
|
RU2738043C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения практическим умениям по препарированию твердых тканей зуба с использованием симуляторов. При работе на симуляторе "CDS-100" оценивают: составление плана лечения, включающего выбор вида препарирования, необходимого для заданного вида пломбировочных материалов, выбор скоростного режима препарирования, выбор вида ротационного инструмента бора; объем препарирования: в области «дна» полости, в вестибулярной оральной и апроксимальной поверхностях, угла и рельефа препарирования; осложнения при препарировании: вскрытии пульповой камеры, травме соседнего зуба и перегрева тканей зуба. Причем оценку практических умений проводят по критериям из «Системы оценки приобретенных практических умений с использованием Стоматологического 3D-симулятора CDS-100». При этом рассчитывают коэффициент практических умений. Фиксируют результат уровня практических умений по окончании цикла из пяти занятий. В зависимости от полученной величины коэффициента делают вывод о выживаемости навыков в полном объеме в течение последующего семестра. Способ позволяет повысить уровень выживаемости знаний и практических навыков за счет использования системы оценки уровня практический умений для симулятора «CDS-100». 2 табл.
Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба, включающий работу на симуляторе "CDS-100" с оценкой практических умений, отличающийся тем, что при работе на симуляторе "CDS-100" оценивают: составление плана лечения, включающего выбор вида препарирования, необходимого для заданного вида пломбировочных материалов, выбор скоростного режима препарирования, выбор вида ротационного инструмента бора; объем препарирования: в области «дна» полости, в вестибулярной оральной и апроксимальной поверхностях, угла и рельефа препарирования; осложнения при препарировании: вскрытии пульповой камеры, травме соседнего зуба и перегрева тканей зуба, причем оценку практических умений проводят по критериям, используя таблицу 1 «Система оценки приобретенных практических умений с использованием Стоматологического 3D-симулятора CDS-100», которая содержится в описании, при этом рассчитывают коэффициент практических умений, для чего суммируют набранные баллы по таблице 1 и делят на максимально возможное количество баллов; фиксируют результат уровня практических умений по окончании цикла из пяти занятий; при величине коэффициента 0,65 и более делают вывод о том, что выживаемость навыков в полном объеме будет обеспечена в течение последующего семестра.
КУБЫШКИН В | |||
А | |||
Виртуальные технологии в медицине | |||
Ж.-л "Российское общество симуляционного обучения в медицине", N2 (8), 2012, С | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ | 2007 |
|
RU2331930C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2523637C1 |
KR 1020050022481 A, 21.09.2006, abstract | |||
БАЛКИЗОВ З.З | |||
Непрерывное медицинское образование: применение | |||
симуляционных технологий в ЛПУ | |||
Здравоохранение, |
Авторы
Даты
2016-03-27—Публикация
2014-10-16—Подача