Изобретение относится к способам обучения студентов медицинских учебных заведений.
Современное обучение практическим навыкам выполнения лечебно-диагностических процедур осложнено тем, что объектом является реальный пациент. Многократное повторение студентами одних и тех же манипуляций доставляет пациенту боль и страдание, что является не гуманно по отношению к больному человеку.
Известен способ обучения практическим навыкам на основе использования тренажеров, позволяющих отрабатывать практические навыки проведения паранефральных новокаиновых блокад, наложения различных видов хирургических швов [1].
Известен способ обучения выполнению важнейших сестринских и врачебных манипуляций на основе тренажеров, повышающих чувственное восприятие проводимого метода исследования и отрабатывающих точность техники исполнения манипуляций [2]. Тренажеры позволяют усвоить манипуляции внутривенного, внутримышечного введения медикаментов, закрытый массаж сердца, искусственное дыхание, заменное переливание крови, спинномозговую, плевральную пункции и др. Освоение манипуляций проводится во время самоподготовки студентов под контролем преподавателя.
Недостатком известных способов является то, что они предусматривают техническое освоение конкретных манипуляций и не носят системный характер, позволяющий осуществить единый целостный подход в подготовке студентов. При этом оценка, выставляемая преподавателем, не может носить объективный характер, а строится только на внешних признаках последовательности выполнения процедуры.
Известен также способ обучения с использованием учебных игр (ролевые игры) и решения ситуационных задач [3]. Недостатком этого способа является ограниченность в представлении вымышленных ситуаций и разыгрывании возможных вариантов течения конкретного клинического случая, низкая демонстративность, изолированность от условий современной действительности, а также групповое участие обучающихся, не предусматривающее индивидуальной работы и оценки качества работы обучаемого.
Задачей изобретения является повышение эффективности профессиональной подготовки студентов с одновременной оптимизацией контроля усвоения знаний.
Поставленная задача достигается тем, что способ профессиональной подготовки студентов, включающий овладение практическими навыками выполнения лечебно-диагностических процедур и систему контроля знаний, осуществляют за счет поэтапного овладения практическими навыками в игровой форме, при этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей, на втором этапе отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных пациентов - актеров, при этом контроль знаний обучаемого осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видео-звукозаписи с последующим индивидуальным общением с преподавателем, во время которого оценивают качество знаний студента на всех этапах и итоговый рейтинговый балл выставляют с учетом оценок, выставленных студенту пациентом-актером, экспертом и преподавателем.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Навыки оказания первой медицинской помощи (1 и 2 год обучения), основные приемы ухода за больным в объеме практических умений среднего медицинского работника отрабатывают на тренажерах, муляжах и манекенах, при этом применяются компьютерные программы оценки обучаемого в решении организационных вопросов и профессиональная оценка, выставляемая преподавателем. Используя учебно-методическое пособие, содержащее описательную часть всех необходимых для оказания первой медицинской помощи манипуляций, студент самостоятельно и с преподавателем-инструктором отрабатывает на учебных тренажерах практические умения.
Осваивание практических навыков в объеме сестринских и фельдшерских умений (3 и 4 год обучения) происходит с использованием учебно-методического пособия с описанием техники всех необходимых процедур на тренажерах и муляжах в специально оборудованных помещениях (имитационная палата на одного, двух пациентов, процедурный кабинет) в игровой форме путем моделирования проблемных ситуаций. Обучаемые отрабатывают практические приемы оказания хирургической, травматологической, кардиологической, токсикологической неотложной помощи, решают тактические задачи. В учебном процессе используют мобильный комплекс оснащения скорой помощи, переносной комплект аппаратуры для оказания реанимационной помощи, имитаторы взрослого пациента и ребенка, тематические тренажеры и муляжи, специально оборудованные тренажерный зал, перевязочный блок, палата интенсивной терапии. Навыки в объеме первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений отрабатывают на уровне тактильной памяти путем освоения алгоритма действия каждой манипуляции. Правильность проведения процедур оценивают компьютерная система контроля, которой снабжены тренажеры, и преподаватель.
Умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление отрабатывается на втором (заключительном) этапе обучения (4 и 5 год обучения) путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным. В качестве объектов изучения выступают специально подготовленные актеры, имитирующие те или иные заболевания внутренних органов. Данный этап подразделяется на два подэтапа. На первом подэтапе упор делается на отработку коммуникативных умений общения с пациентом, умений сбора анамнеза и объективного обследования пациента. На втором подэтапе формируют умение проведения дифференциальной диагностики при наличии сходной клинической картины с несколькими заболеваниями, составлению программы обследования и лечения пациента.
Занятия проводят в специальных помещениях, имитирующих одноместные палаты-боксы, оснащенные видео- и аудиоаппаратурой для наблюдения и контроля за учебным процессом. Аудио- и видеоинформация поступает в «операторскую», оснащенную записывающей техникой и видеомониторами, позволяющими в режиме реального времени следить за происходящим в боксах. Таким образом, оставаясь «один на один» с пациентом, студент находится под одновременным контролем пациента-актера, эксперта, которым выступает товарищ по группе или приглашенный специалист, и преподавателя. Эксперт оценивает студента по основным параметрам клинической работы врача: полнота и последовательность сбора анамнеза, объективное обследование, деонтологические аспекты взаимоотношения студент-пациент. Деятельность эксперта также находится под контролем преподавателя, наблюдающего по монитору за происходящим в боксах и сравнивающего результаты своей оценки с оценкой эксперта. Видеозапись позволяет сделать комиссионный просмотр и разбор ошибок как студента, так и эксперта. Поэтому эксперт заинтересован в объективной оценке работы студента, т.к. его работа также оценивается и набираются баллы, которые входят в общую рейтинговую оценку эксперта. Оценку деятельности студента осуществляет и актер, демонстрирующий клиническую картину одного из заболеваний. После завершения этапа сбора анамнеза и объективного обследования актер заполняет листы контроля, в которых отражает свое мнение о качестве работы студента. Проведя за определенный промежуток времени сбор необходимой информации и завершив объективное обследование пациента, студент приступает к следующему этапу работы. Студент должен подтвердить свои умозаключения, касающиеся диагноза заболевания пациента данными лабораторно-инструментальных обследований - самостоятельно выбрать и запросить те данные, которые, по его мнению, подтвердят выставленный диагноз и его логические рассуждения.
Заключительный этап работы - защита клинического случая при индивидуальном общении с преподавателем, во время которого оценивается качество работы студента на всех этапах. Студент обосновывает выставленный клинический диагноз, выбранную программу обследования и лечения пациента. Преподаватель, в свою очередь, оценивает работу студента, используя при этом заключение эксперта и пациента-актера, видео-звукозапись всего процесса общения студента с пациентом-актером. По результатам собеседования студент получает итоговый рейтинговый балл, отражающий его знания и умения.
Предлагаемый способ профессиональной подготовки студентов позволяет активизировать процесс обучения, повысить уровень владения практическими навыками выполнения лечебно-диагностических процедур за счет получения профессиональных умений на доклиническом этапе, позволяет осуществить объективный контроль за качеством усвоения студентами практических умений на основе специально разработанной системы критериев оценки работы студента и широкого внедрения технических средств.
Игровая форма обучения позволяет повысить интерес обучаемого к предмету изучения, приучает к самостоятельности и выработке различных форм и тактики поведения в разных ситуациях, в том числе и нестандартных, повышает уровень психологической мотивации к дальнейшему обучению и самообучению. Единая программа с поэтапным принципом реализации учебного процесса от более простого к сложному (на первых курсах эксплуатируются свойства памяти, а в качестве пособий выступают тренажеры, в то время как на старших - мышления, а субъектом для отработки практических навыков обследования - пациенты-актеры) позволяет повысить эффективность обучения и сделать его наиболее результативным и действенным, а система контроля знаний позволяет объективно оценивать качество профессиональной подготовки студента.
Учебное пособие для осуществления данного способа представлено широким спектром современных многофункциональных тренажеров с компьютерным подключением, диагностических приборов, муляжей, фантомов различных частей тела, аудиовидеозаписей обучающе-контролирующего характера, а также реальными людьми, предоставляющих свое тело для физикального исследования. В помощь студентам предлагаются учебно-методические руководства, содержащие описательную часть выполнения процедур, практические советы и рекомендации, а также вопросы для самоконтроля за правильностью освоения учебным материалом.
Источники информации
1. Пышкин С.А., Пох-Дробанцев В.В. Муляжи для обучения студентов некоторым практическим навыкам. // Клиническая хирургия. 1989. №11. С.44-45.
2. Дорофеева Г.Д., Такташов С.И., Дорофеева Э.А., Забиров В.Х. Опыт создания и использования классов специализированных медицинских тренажеров при обучении педиатрии. // Педиатрия. 1990. №2. С.71-73.
3. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. Ташкент: Медицина, 1986.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЕМОГО ТРАНСФЕМОРАЛЬНОЙ АОРТОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА | 2012 |
|
RU2523180C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЫЖИВАЕМОСТИ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПРЕПАРИРОВАНИЮ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА | 2014 |
|
RU2578813C1 |
СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ И/ИЛИ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ | 2009 |
|
RU2405440C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2523637C1 |
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ | 2013 |
|
RU2526945C1 |
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ИНЪЕКЦИОННЫХ И ХИРУРГИЧЕСКИХ МИНИМАЛЬНО-ИНВАЗИВНЫХ ПРОЦЕДУР | 2019 |
|
RU2687564C1 |
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ. | 2023 |
|
RU2820438C1 |
Трансформируемая образовательная платформа симуляционного экзамена и тренинга (ТОПСЭТ) | 2021 |
|
RU2761714C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ | 2017 |
|
RU2648870C1 |
Способ обучения с использованием потенциала обучающихся в рамках педагогического взаимодействия | 2016 |
|
RU2673612C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к способам обучения студентов медицинских учебных заведений. В игровой форме поэтапно овладевают практическими навыками. При этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей. По окончании первого этапа преподаватель выставляет оценку. На втором этапе отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных пациентов-актеров. При этом контроль знаний обучаемого на этом этапе осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видео-звукозаписи, с последующим индивидуальным общением с преподавателем. Второй этап проходит под одновременным контролем пациента-актера, эксперта и преподавателя, которые после завершения этого этапа оценивают качество знаний студента. На основании выставленных на всех этапах оценок выставляют итоговый рейтинговый балл. Способ позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов.
Способ профессиональной подготовки студентов, включающий овладение практическими навыками выполнения лечебно-диагностических процедур и систему контроля знаний, отличающийся тем, что овладение практическими навыками осуществляют в игровой форме поэтапно, при этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи, сестринских и фельдшерских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей, по окончании первого этапа преподаватель выставляет оценку, на втором этапе отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных пациентов-актеров, при этом контроль знаний обучаемого на этом этапе осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видеозвукозаписи, с последующим индивидуальным общением с преподавателем, второй этап проходит под одновременным контролем пациента-актера, эксперта и преподавателя, которые после завершения этого этапа оценивают качество знаний студента, и на основании выставленных на всех этапах оценок выставляют итоговый рейтинговый балл.
Ручной переводный стрелочный механизм со стрелочным указателем | 1928 |
|
SU11360A1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2190256C1 |
Пышкин С.А., Пох-Дробанцев В.В | |||
Муляжи для обучения студентов некоторым практическим навыкам | |||
Клиническая хирургия | |||
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Дорофеева Г.Д., Такташов С.И | |||
и др | |||
Опыт создания и использования классов специализированных медицинских тренажеров при обучении педиатрии | |||
Педиатрия | |||
Способ приготовления консистентных мазей | 1919 |
|
SU1990A1 |
Авторы
Даты
2008-08-20—Публикация
2007-02-26—Подача