ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ Российский патент 2016 года по МПК F16C17/02 F16C27/02 F16C32/06 

Описание патента на изобретение RU2578942C1

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоскоростных механизмах.

Известны газодинамические опорные лепестковые подшипники, содержащие втулку с размещенными внутри нее упругими многогранными подложками и несущими лепестками. Лепестки установлены поверх подложек и подвижно закреплены во втулке подшипника. Такое крепление позволяет свободно перемещаться подложке и лепестку друг относительно друга, что демпфирует колебания ротора. Все это ведет к снижению неравномерности износа лепестков (см. патент РФ №2204064, 10.05.2003).

Недостатком таких подшипников является низкая несущая способность, особенно на пусковых режимах работы механизма, а также недостаточное охлаждение рабочих поверхностей.

Известен также опорный подшипниковый узел, включающий вал, подшипник, в зазоре между которыми размещены лепестки, выполненные с возможностью газодинамического формирования газовой смазки, снабженный средством подвода сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника (см. патент РФ №2440519, 20.01.2012).

Недостатком этих конструкций является то, что жесткая рабочая поверхность не позволяет автоматически формировать смазочный зазор.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является повышение надежности и увеличение несущей способности подшипника.

Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в дополнительном повышении несущей способности лепесткового подшипника, в результате подачи сжатого газа от внешнего источника, а также увеличении эффективности охлаждения рабочей поверхности смазочным газом.

Поставленная задача решается тем, что опорный подшипниковый узел, включающий вал, подшипник, в зазоре между которыми размещены лепестки, выполненные с возможностью газодинамического формирования газовой смазки, снабженный средством подвода сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника, отличается тем, что использован лепестковый подшипник, включающий, по меньшей мере, опорную и несущую платы, выполненные в виде втулок из упругого материала, последняя из которых образует рабочую поверхность подшипника, при этом средство подвода сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника выполнено в виде сквозных каналов, сформированных в валу, выпускные отверстия которых распределены по поверхности вала, обращенной в рабочий зазор, а приемное отверстие сквозного канала, расположенного в валу, выполнено с возможностью приема сжатого газа от внешнего источника при вращении вала.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения и признаков прототипа свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».

Признаки отличительной части формулы изобретения решает следующие функциональные задачи.

Признак: «…использован лепестковый подшипник, включающий, по меньшей мере, опорную и несущую платы…» - позволяет автоматически формировать смазочный зазор, отслеживая колебания вала, за счет использования особенностей работы лепестковых подшипников, и тем самым обеспечивается возможность существенного повышения рабочих скоростей вращения подшипника.

Признаки «…средство подвода сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника выполнено в виде сквозных каналов, сформированных в валу, выпускные отверстия которых распределены по поверхности вала, обращенной в рабочий зазор…» обеспечивают подвод сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника, и тем самым придание газодинамическому подшипниковому узлу способности газостатического поддержания вала, обеспечивают повышение несущей способности подшипникового узла, особенно на пусковых режимах работы механизма (когда газодинамический эффект поддержания еще не проявляется в достаточной мере).

Признаки «…приемные отверстия выполнены с возможностью приема сжатого газа от внешнего источника при вращении вала…» обеспечивают возможность подачи сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника и после выхода подшипникового узла на газодинамический режим работы, и тем самым обеспечивает возможность повышения общей несущей способности подшипникового узла и эффективный отвод тепла из рабочего зазора подшипника.

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами. На фиг. 1 представлен вид в плане опорного подшипникового узла; на фиг. 2 представлено сечение А-А опорного подшипникового узла; на фиг. 3 представлен общий вид лепесткового подшипника.

На чертежах показаны обойма 1, вал 2, зазор 3, опорная 4 и несущая 5 платы, сквозной канал 6, выпускные отверстия 7.

Опорный подшипниковый узел состоит из обоймы 1, вала 2, в зазоре между которыми размещен подшипник, выполненный с возможностью газодинамического формирования газовой смазки, снабженный средством подвода сжатого газа в зазор 3 между валом 2 и рабочей поверхностью подшипника. В качестве подшипника использован лепестковый подшипник, включающий, по меньшей мере, опорную 4 и несущую 5 платы, выполненные из упругого материала, последняя из которых образует рабочую поверхность подшипника. Опорная плата 4 выполнена в виде пружинной конструкции (например, гофрированной ленты). Опорную плату 4 и несущую плату 5 закрепляют в обойме 1. Средство подвода сжатого газа в зазор 3 между валом 2 и рабочей поверхностью подшипника выполнено в виде сквозного канала 6, сформированного в валу 2, выпускные отверстия 7, которые распределены по поверхности вала 2, обращенной в рабочий зазор. Отверстие 6 выполнено с возможностью приема сжатого газа от внешнего источника при вращении вала 2.

Предлагаемый подшипниковый узел работает следующим образом.

Опорная 4 и несущая платы 5 совместно с валом 2 образуют смазочный зазор 3. При вращении в клиновидном зазоре повышается давление газа. Повышенное давление обеспечивает несущую способность подшипника, благодаря которой он воспринимает радиальную нагрузку. Под действием давления опорная 4 и несущая 5 платы деформируются, автоматически отслеживая колебания вала 2.

Для дополнительного повышения давления в смазочном слое и охлаждения рабочих поверхностей подшипникового узла, в смазочный зазор 3 через отверстия 7 подается сжатый газ. В этом случае газ сжимается от внешнего источника (например, компрессора, на чертежах не показан).

Таким образом, давление в смазочном слое (а значит, и несущая способность подшипника) повышается в результате сжатия газа на клиновидном участке при вращении вала 2, а также в результате дополнительного нагнетания газа сжатого от внешнего источника.

Такое решение увеличивает несущую способность подшипника и надежность. В лаборатории ДВФУ были выполнены и испытаны опорные подшипники, работающие по такому принципу.

Похожие патенты RU2578942C1

название год авторы номер документа
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2010
  • Куренский Алексей Владимирович
  • Грибиниченко Матвей Валерьевич
  • Самсонов Анатолий Иванович
  • Самсонов Артем Анатольевич
RU2449184C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК С НАДДУВОМ 2007
  • Аляутдинов Марат Рафекович
  • Аляутдинова Роза Рафековна
RU2363867C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1997
  • Ермилов Ю.И.
  • Равикович Ю.А.
RU2137954C1
КОНИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2010
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Ярославцев Михаил Михайлович
RU2437005C2
Лепестковый газостатический подшипник и способ изготовления лепесткового газостатического подшипника 2018
  • Бесчастных Владимир Николаевич
  • Косой Анатолий Александрович
  • Монин Сергей Викторович
RU2696144C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Аляутдинов Марат Рафекович
  • Аляутдинова Роза Рафековна
RU2346193C1
ЭЛЕКТРОМАШИНА 2013
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2523029C1
ЭЛЕКТРОМАШИНА 2011
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2489788C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Ярославцев Михаил Михайлович
  • Ладыгин Сергей Федорович
RU2489615C1
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2006
  • Ящелтов Андрей Владимирович
  • Маркин Александр Константинович
RU2309304C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 578 942 C1

Реферат патента 2016 года ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоскоростных механизмах. Опорный подшипниковый узел включает вал (2), подшипник, в зазоре между которыми размещены лепестки, выполненные с возможностью газодинамического формирования газовой смазки, снабженный средством подвода сжатого газа в зазор (3) между валом (2) и рабочей поверхностью подшипника. Использован лепестковый подшипник, включающий, по меньшей мере, опорную (4) и несущую (5) платы, выполненные в виде втулок из упругого материала, последняя (5) из которых образует рабочую поверхность подшипника. Средство подвода сжатого газа в зазор (3) между валом (2) и рабочей поверхностью подшипника выполнено в виде сквозных каналов (6), сформированных в валу (2), выпускные отверстия (7) которых распределены по поверхности вала (2), обращенной в рабочий зазор, а приемное отверстие сквозного канала (6), расположенного в валу (2), выполнено с возможностью приема сжатого газа от внешнего источника при вращении вала (2). Технический результат: дополнительное повышение несущей способности лепесткового подшипника, в результате подачи сжатого газа от внешнего источника, а также увеличение эффективности охлаждения рабочей поверхности смазочным газом. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 578 942 C1

Опорный подшипниковый узел, включающий вал, подшипник, в зазоре между которыми размещены лепестки, выполненные с возможностью газодинамического формирования газовой смазки, снабженный средством подвода сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника, отличающийся тем, что использован лепестковый подшипник, включающий, по меньшей мере, опорную и несущую платы, выполненные в виде втулок из упругого материала, последняя из которых образует рабочую поверхность подшипника, при этом средство подвода сжатого газа в зазор между валом и рабочей поверхностью подшипника выполнено в виде сквозных каналов, сформированных в валу, выпускные отверстия которых распределены по поверхности вала, обращенной в рабочий зазор, а приемное отверстие сквозного канала, расположенного в валу, выполнено с возможностью приема сжатого газа от внешнего источника при вращении вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2578942C1

РАДИАЛЬНЫЙ ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2010
  • Ахметзянов Альберт Мингаязович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Залялов Валерий Адельзянович
  • Максимов Валерий Архипович
  • Хисамеев Ибрагим Габдулхакович
RU2440519C1
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ ПОДШИПНИК 2005
  • Ли Хеонсеок
RU2362921C2
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 1996
  • Струзиэк Роналд М.
  • Бек Джон М.
RU2192569C2
Радиальный лепестковый газодинамический подшипник 1988
  • Кревсун Эдуард Павлович
  • Иванов Алексей Алексеевич
  • Наганов Александр Валерианович
SU1656214A1
US 5988885 A, 23.11.1999.

RU 2 578 942 C1

Авторы

Грибиниченко Матвей Валерьевич

Куренский Алексей Владимирович

Куценко Наталья Владимировна

Даты

2016-03-27Публикация

2015-01-19Подача