Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к реабилитационной медицине, в частности, к иглорефлексотерапии, лечебной физкультуре, клинической психологии и телесно-ориентированной психотерапии.
Изобретение может быть использовано для коррекции веса и улучшения психологического и физического состояния пациентов, находящихся на программах снижения избыточного веса в медицинских клиниках и санаториях.
Уровень техники
Проблема ожирения признана всемирной организацией здравоохранения новой эпидемией XXI века. Количество людей с избыточной массой тела в мире колеблется от 40 до 50 процентов от общего числа популяции.
Чаще всего проблема встречается в развитых странах и в крупных городах-миллионниках. Это определяется достаточным уровнем материального обеспечения и цивилизованными условиями жизни (доступность пищи, уменьшение потребности в физической нагрузке, привлекательная реклама).
В крупных городах Российской Федерации наблюдаются возрастающий дисбаланс питания, неактивное поведение и сидячий образ жизни, который, как стандарт неправильного поведения, приобретает все большую социальную значимость.
Человек, страдающий избыточным весом, достаточно часто не может самостоятельно добиться его нормализации в сторону снижения, поскольку процессы, протекающие на сознательном и бессознательном уровнях, постоянно подкрепляются чуждыми сознанию стандартами рекламы, неправильным поведением других людей (демонстрацией нездорового образа жизни), а также микро- и макросоциальным окружением.
Проблема лишнего веса в 2013-2014 годах стала еще более актуальной и начинает представлять социальную угрозу для жизни многих людей. Данное заболевание актуально независимо от социальной и профессиональной принадлежности, зоны проживания, возраста и пола.
Значимость проблемы лишнего веса определяется угрозой инвалидизации пациентов молодого возраста (с 25 лет) и снижением общей продолжительности жизни вследствие развития сопутствующих заболеваний, таких как сахарный диабет, гипертензия, атеросклероз, желчнокаменная болезнь, остеохондроз и заболевания, затрагивающие репродуктивную функцию. Избыточный вес и ожирение снижает устойчивость к простудным, инфекционным заболеваниям, и, кроме того, резко увеличивает риск осложнений при оперативных вмешательствах и травмах (Яшков Ю.И. Этапы развития хирургии ожирения//Вестник хирургии. - 2003 - №3).
Ожирение значительно уменьшает продолжительность жизни, в среднем на 3-5 лет при небольшом избытке веса, и на 15 лет при выраженном избыточном весе. Практически, в двух случаях из трех смерть человека наступает от заболевания, связанного с нарушением жирового обмена и ожирением (Ashwell M. The health of the nation target for obesity//Int. J. Obes. - 1994. - Vol.18. - P. 837-840).
Большинство пациентов страдают не только от болезней, но и от ограничения подвижности. Также, эта группа имеет низкую самооценку, депрессивные состояния, эмоциональный стресс и другие психологические проблемы, обусловленные предубеждением, дискриминацией и изоляцией, существующими по отношению к данной группе людей в обществе.
Применяемая врачебная профилактическая работа ограничивается советами вести более активный образ жизни и правильно питаться. Иногда подобные советы поступают из средств массовой информации.
Известно, что большинство пациентов, нуждающихся в коррекции веса, не могут к приступить к ней из-за страха перед необходимостью длительно соблюдать однообразную монодиету. Многие люди, начавшие лечение и коррекцию, не могут достичь нормальной массы тела, а достигнутые результаты чаще всего оказываются незначительными.
На сегодняшний день проблема усугубляется и тем, что существует особый тип ожирения - возрастной. Он связан с возрастным нарушением деятельности центра аппетита в коре головного мозга. Для подавления чувства голода с возрастом требуется большее количество пищи. Многие люди с годами начинают есть больше и переедать. Активность щитовидной железы, вырабатывающей гормоны, влияющие на обмен веществ, также утрачивается с возрастом.
Тем не менее, основным фактором, приводящим к увеличению лишнего веса, является низкая физическая активность, когда средняя дневная норма принимаемой пищи является избыточной, так как калории, поступившие за сутки, не «сжигаются» в процессе дневных нагрузок, а депонируются в жировое депо.
Существующие на сегодняшний день методы лечения и корреции избыточного веса аппелируют к внутренним ценностям человека, пытаясь рационально объяснить вред переедания или неактивного образа жизни. Это очень слабый мотиватор на сегодняшний день, поскольку внимание многих пациентов с избыточной массой тела по-прежнему захватывается рекламой производителей, дешевизной и доступностью такой продукции.
Из уровня техники известны способы коррекции избыточного веса при помощи иглорефлексотерапии (Мухина М.М. Коррекция психоэмоционального и физиологического состояния лиц, страдающих избыточной массой тела, с применением инновационных методов акупунктурной рефлексотерапии, Тверь, 2002, с.16-21). Недостатком известных способов является отсутствие комплексного подхода к коррекции избыточного веса (где иглорефлексотерапия сочеталась бы с тщательно подобранными физическими упражнениями и психотерапией), и в отсутствии надежных диагностических приемов, которые позволяли бы терапевту и пациенту не только оценить динамику массы тела, но также контролировать психологическое и физиологическое состояние пациента, что является не менее важным для успешного поэтапного снижения массы тела. Недостатком известных устройств, применявшихся для иглорефлексотерапии в способах коррекции массы тела, является быстрое развитие адаптационного эффекта организма, при котором уменьшается импульсация из точки воздействия в соответствующую зону головного мозга, что приводит к ослаблению терапевтического действия.
Учитывая сложность и актуальность нерешенной проблемы снижения избыточного веса человека, существует необходимость комплексного подхода, который надежно приводил бы к изменению реальных показателей массы тела, удержанию веса в пределах возрастных норм при отсутствии рецидивов, изменению здоровья пациента в сторону излечения сопутствующих заболеваний, и изменению стилевых особенностей человека, психологии поведения и отношения к собственному телу и к пище.
Раскрытие изобретения
Данное изобретение позволяет успешно преодолеть вышеприведенные недостатки способов и устройств уровня техники посредством разработки комплексного улучшенного способа коррекции веса тела и оригинального устройства, которые может использоваться в данном способе.
Технические результаты, которые достигнуты при помощи способа и устройства по изобретению являются следующими:
увеличение объема рефлексогенной зоны, на которую воздействуют устройства по изобретению, в 2-3 раза по сравнению с известными устройствами;
дополнительное повышение антиадаптационного эффекта от воздействия игл, заключающегося в том, что происходит преодоление нежелательной «адаптации» организма к иглорефлексотерапевтическому воздействию;
одновременное формирование двух или большего количества акустрактов (от латинского - «acus» - игла; «tract» - путь), представляющих собой активные рефлексогенные зоны, что дает более выраженный терапевтический результат, выражающийся в активном снижении веса, формировании правильного пищевого поведения и захвате зоны воздействия языкоглоточного нерва, стимуляция которой гармонизирует ферментные системы желудка, устраняет гиперсаливацию и усиливает синтез эндорфинов;
ускоренное купирование патологических симптомов, быстрая блокировка аппетита и усиление обменных процессов;
подтвержденное уменьшение тяжести и/или продолжительности депрессии;
стойкое поддержание полученных результатов в плане снижения веса (1 год или дольше) при сокращенном сроке, который требуется для снижения веса, и увеличении физических возможностей организма, в частности, подвижности суставов, связок и функции мышц тела.
Приведенные технические результаты достигаются совокупностью признаков изобретения, изложенной далее.
Изобретение относится к способу коррекции веса тела, характеризующемуся тем, что проводят иглорефлексотерапию при помощи устройства в виде иглы, содержащей, по меньшей мере, два соединенных между собой стержня с головкой, при этом головка имеют объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму, причем на головке стержня закреплена, по меньшей мере, одна подвеска с грузиком. В предпочтительном варианте осуществления способа, иглу вводят в область акупунктурной точки, проводят иглу под кожей и выводят наружу через кожу в области другой акупунктурной точки. При этом иглорефлексотерапию проводят, в частности, воздействием на акупунктурные точки АТ17 и АТ18. Дополнительно может проводиться корпометрия тела для определения первоначальных корпометрических параметров пациента. В соответствии с изобретением, пациент, по меньшей мере, один раз выполняет диагностический рисунок дерева. Кроме того, пациент может выполнять реабилитационные упражнения с использованием, по меньшей мере, одного из тренажеров, выбранных из ленты, выполненной с возможностью растягивания на 1-2 м; резинового или кожаного мяча; каната или брезентового жгута; и линейки с делениями. Дополнительно, пациент, по меньшей мере, один раз выполняет психологический тест оценки собственного состояния.
Изобретение также относится к игле для иглорефлексотерапии (которая может использоваться в вышеприведенном способе), содержащей, по меньшей мере, два соединенных между собой стержня с головкой, при этом головка имеет объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму, причем на головке стержня закреплена, по меньшей мере, одна подвеска с грузиком. Предпочтительно, один из концов стержня заострен, а другой конец стержня переходит в прямую или дугообразную часть, соединяющую данные стержни, где указанная прямая или дугообразная часть неподвижно соединена с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня. В другом предпочтительном варианте, игла содержит, по меньшей мере, три соединенных между собой стержня. При этом один из концов стержня заострен, а другой конец каждого стержня соединен с прямой или дугообразной частью, соединяющей упомянутые стержни, где указанная прямая или дугообразная часть неподвижно соединена с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня. Оси стержней могут являться параллельными или непараллельными. По меньшей мере, одна подвеска устройства по изобретению может быть закреплена на головке стержня с возможностью съема. На свободные концы стержней, предпочтительно, надеты съемные фиксаторы в виде насадок, имеющих объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму. При этом, по меньшей мере, на одной насадке закреплена с возможностью съема, по меньшей мере, одна подвеска с грузиком. Устройство в соответствии с изобретением может содержать две или большее количество подвесок с грузиками, при этом подвески имеют одинаковую или разную длину, а грузики имеют одинаковую или разную массу. Грузик может иметь плоскую, объемную или кольцеобразную форму. Предпочтительно, грузик и/или головка стержня и/или насадка частично или полностью изготовлены из материала, обладающего магнитными свойствами. В одном из вариантов осуществления, объемные головка и/или насадка, и/или грузик выполнены полыми или монолитными. Кроме того, объемные головка и/или насадка, и/или грузик могут быть выполнены в форме шарика, цилиндра, конуса или многогранника. В другом варианте осуществления, пластинчатые головка и/или насадка, и/или грузик выполнены в форме круга, треугольника, квадрата или многоугольника. Кроме того, на поверхности головки и/или насадки, и/или грузика может быть выполнен, по меньшей мере, один шип. В предпочтительном варианте осуществления изобретения, головка установлена на стержне с возможностью съема. Подвеска, предпочтительно, выполнена в виде цепочки. Также, устройство по изобретению может быть выполнено из металла, выбранного из золота, серебра, легированной стали или сплава металлов. Стержни иглы могут быть выполнены гладкими или рельефными. Сечение стержней иглы является круглым или имеет форму равностороннего или неравностороннего многоугольника. Все признаки иглы в соответствии с изобретением используются в иглах, любые варианты которых, представленные в данном описании и формуле, могут применяться в способах, охарактеризованных в данном описании и формуле изобретения.
Изобретение иллюстрируется следующими чертежами.
Краткое описание чертежей
На фигуре 1 показан предпочтительный вариант изготовления устройства по изобретению, представляющего собой иглу с двумя стержнями.
На фигуре 2 показан предпочтительный вариант изготовления устройства по изобретению, представляющего собой иглу с тремя стержнями.
На фигуре 3 показан предпочтительный вариант установки устройства по изобретению, представляющего собой иглу с двумя заостренными стержнями, в акупунктурные точки АТ17 и АТ18.
На фигуре 4 показан предпочтительный вариант установки устройства по изобретению, представляющего собой иглу с тремя заостренными стержнями, в акупунктурные точки АТ17 и АТ18.
На фигуре 5 показана резиновая лента (далее - тренажер №1), которая может использоваться в способе по изобретению, где данная лента имеет среднюю плотность, выполнена с возможностью растягивания на 1-2 метра, с кольцами для рук на каждой стороне. Лента является регулируемой и выполнена с возможностью пристегивания к стене.
На фигуре 6 показан резиновый или кожаный мяч (далее - тренажер №2), который может использоваться в способе по изобретению, где мяч имеет среднюю плотность и среднюю наполненность воздухом.
На фигуре 7 показан канат или брезентовый жгут (далее - тренажер №3), который может использоваться в способе по изобретению, имеющий длину, примерно соответствующую расстоянию между кончиками пальцев двух максимально разведенных рук взрослого человека.
На фигуре 8 показана линейка (далее - тренажер №4), которая может использоваться в способе по изобретению, где линейка выполнена из дерева и разделена делениями, где указанная линейка может окрашиваться разными цветами или быть неокрашенной.
На фигуре 9 приведена диаграмма, показывающая процент снижения веса за период, составляющий шесть месяцев. Данная диаграмма характеризует средний процент снижения веса пациентов в зависимости от возрастной категории, в рассматриваемый период (6 месяцев). В частности, в рассматриваемый период пациент, входящий в возрастную группу от 35 до 45 лет, теряет в среднем 20% веса.
На фигуре 10 приведена диаграмма, показывающая вес до и после обращения за период рассмотрения, составляющий шесть месяцев. Данная диаграмма показывает изменение среднего веса пациента в зависимости от возрастной группы в период рассмотрения, составляющий шесть месяцев. В частности, средний вес пациента, попадающего в возрастную группу от 25 до 35 лет, при первом обращении в клинику составляет 106,4 кг. На приеме, являющемся заключительным в указанный период, вес пациента, входящего в рассматриваемую возрастную группу, составляет 87,5 кг.
На фигуре 11 приведена диаграмма, показывающая снижение веса по возрастным категориям за 10 дней. Данная диаграмма характеризует среднее изменение (снижение) веса в возрастных группах за 10 дней. В частности, за 10 дней в возрастной группе от 35 до 45 лет наблюдалось снижение веса в среднем на 3,56 кг.
На фигуре 12 приведена диаграмма, показывающая срок снижения веса на 10 кг. Данная диаграмма отображает среднестатистический период (количество дней), в зависимости от возрастной группы, за который происходит снижение веса пациента на 10 кг. В частности, для того чтобы снизить вес пациента, находящегося в возрастной группе от 55 до 65 лет, на 10 кг в среднем требуется 41 день.
На фигуре 13 приведена диаграмма, показывающая снижение веса по возрастным категориям за 30 дней. Данная диаграмма характеризует среднее изменение (снижение) веса в возрастных группах за 30 дней. В частности, за 30 дней в возрастной группе от 45 до 55 лет наблюдалось снижение веса в среднем на 13 кг.
Осуществление изобретения
Изобретение относится к медицинскому устройству в виде иглы, используемому в иглорефлексотерапии для воздействия на рефлекторные точки. Рефлекторные точки, на которые проводится воздействие, расположены преимущественно в области ушной раковины. Изобретение также относится к способу, который включает проведение иглорефлексотерапии, а также - осуществление психологической коррекции и физической коррекции.
Игла для иглорефлексотерапии (акупунктурной рефлексотерапии), в частности аурикулотерапии, состоит из стержней (1) (количество стержней может составлять два, три или более) (см. фиг. 1 и 2) с головкой (2), где на свободные концы стержней могут быть надеты съемные фиксаторы (3), при этом головка стержня и/или фиксатор в виде насадки имеет объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму. На головке стержня и/или фиксаторе в виде насадки может быть закреплена с возможностью съема по меньшей мере одна подвеска (4) с грузиком (5), который может представлять собой магнит.
Указанный фиксатор, преимущественно выполненный в виде насадки, имеет глухое отверстие.
Свободные концы стержней иглы выполнены заостренными и предназначены для введения в акупунктурные точки.
В одном из вариантов осуществления по меньшей мере одна головка и/или насадка, и/или закрепленный на подвеске грузик, по меньшей мере, частично изготовлен из материала, обладающего магнитными свойствами, при этом под воздействием вектора силы тяжести усиливается давление на аурикулярные точки, в результате чего увеличивается лечебный прессорный эффект, при этом больший поток микроимпульсов поступает в гипоталамус. Это приводит к улучшению блокировки центра голода и подавлению аппетита. Кроме того, усиливается воздействие на липолитические механизмы.
При движении головы и/или тела подвески с грузиками (в частности, с магнитными грузиками) создают хаотичные колебания с амплитудой и частотой, описываемой законом случайных чисел.
К этим импульсам, не подчиненным стереотипам, практически невозможно адаптироваться, так как их параметры постоянно меняются.
Благодаря этому обеспечивается получение технического результата, связанного с антиадаптационным эффектом предложенного устройства, который позволяет ускорить купирование патологических симптомов, а также охватить большие зоны и достичь быстрой блокировки аппетита и усиления обменных процессов.
Форма грузиков, длина подвесок, их количество и расположение могут быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей пациента. По меньшей мере, один элемент из подвески, головки и насадки может быть частично или полностью изготовлен из материала, обладающего магнитными свойствами. При этом элемент или несколько элементов устройства, обладающие магнитными свойствами, притягиваются к другим элементам устройства или отталкиваются от других элементов устройства, что усиливает воздействие на акупунктурные точки и приводит к дополнительному улучшению результатов способа.
Фиг. 1 и 2 иллюстрируют варианты иглы с отдельно изображенными подвеской, грузиком и фиксаторами. Изображенная на фиг. 1 игла для иглорефлексотерапии содержит 2 параллельно расположенных стержня (1), при этом один из концов каждого стержня заострен, а другой конец каждого стержня переходит в дугообразную часть, соединяющую оба указанных стержня, где дугообразная часть неподвижно соединена в точке, расположенной посередине ее длины, со стержнем, продолжение оси которого является параллельным осям указанных двух стержней; при этом на конце стержня, противоположном тому, который соединен с дугообразной частью, закреплена головка (2). Каждый из заостренных концов параллельно расположенных стержней выполнен с возможностью разъемного соединения с замком (фиксатором) в виде фиксирующей цилиндрической насадки (3), в которой выполнено глухое отверстие для взаимодействия с указанными заостренными концами стержня (притертые поверхности).
Игла может быть выполнена из сплава, применяемого для изготовления золотых игл, состоящего из 75% золота, 13% серебра и 12% меди. Игла также может изготавливаться из серебра или из любого биологически нейтрального для пациента материала.
Размеры устройства по изобретению могут быть любыми приемлемыми для использования в иглорефлексотерапии. Однако в одном из предпочтительных вариантов осуществления, стержни иглы могут иметь длину 10 мм и диаметр 0,6 мм. В одном из предпочтительных вариантов указанная насадка может быть выполнена высотой 1,5 мм из такого же материала, что и стержень, диаметром 2 мм с глухим отверстием в центре, соответствующим диаметру стержня иглы - 0,6 мм.
Стержни иглы могут быть выполнены гладкими или рельефными, при этом сечение стержня иглы может иметь круглую форму, или форму равностороннего или неравностороннего треугольника, или прямолинейную, или непрямолинейную форму на протяжении всей длины иглы. Кончики иглы заострены.
В предпочтительном варианте акупунктурная игла по изобретению устанавливается следующим образом.
Иглу вводят в центры выбранных точек (точки входа) и для закрепления их в ушной раковине (точка выхода) фиксируют насадкой (3), надеваемой со стороны заостренного кончика иглы на глубину примерно 1 мм.
Устройства для фиксации насадки представляют собой зажимы, где при помощи одного зажима фиксируют стержень, а при помощи другого зажима надевают насадку.
Головка (2) преимущественно устанавливается на стержень с возможностью съема, аналогично насадке.
В частности, при лечении ожирения, игла с двумя стержнями (показанная на фиг.1) фиксируется в ушной раковине пациента в точке входа AT 17 с помощью головки (2). Окружность точки АТ 18 составляет 3 мм, и данная игла проходит стержнями по окружностям точки с двух сторон и закрепляется с помощью насадок (3).
При установке иглы с тремя стержнями (изображена на фиг. 2), игла фиксируется в точке АТ 17 с помощью головки (2), при этом центральный стержень заходит в центр акупунктурной точки АТ 18, а два других стержня входят в окружности точки АТ 18 и закрепляются также с помощью насадок (3).
Преимуществом предлагаемой иглы с головкой, насадкой и грузиками (которые могут представлять собой магниты), является возможность оставления ее на теле или в ушной раковине на длительный срок (от 30 суток до 360 суток), что необходимо, например, для коррекции избыточной массы тела. Данная игла не требует постоянного врачебного наблюдения, отсутствует вероятность ее самопроизвольного удаления пациентом и травматизации с последующим образованием рубцовой деформации. Конструкция иглы позволяет помимо лечения основного заболевания добиваться лечения сопутствующих заболеваний без использования дополнительных приспособлений.
Способ по изобретению включает проведение иглорефлексотерапии, а также - осуществление психологической коррекции и физической коррекции.
Психологическая коррекция меняет неадекватные энергозатратам неосознаваемые пациентом модели пищевого поведения. В процессе осуществления терапии изменяются внутренние образы (представления) о собственном весе и собственном поведении.
Физической коррекции подвергаются основные виды движений, связанных с прямохождением, вставанием, удержанием равновесия в разных проекциях для изменения вышеописанных параметров с целью снижения избыточного веса и закрепления результата врачами и психологами как в групповой, так и в индивидуальной работе. Физическая коррекция осуществляется с помощью специальных тренажеров.
Способ коррекции веса тела, в соответствии с изобретением, осуществляется следующим образом.
1. Предпочтительно, перед осуществлением способа проводят корпометрию тела для определения первоначальных корпометрических параметров пациента.
2. Устанавливают по меньшей мере одну иглу по изобретению для снижения веса тела (обозначается как игла БВЛ (BWL), где данная аббревиатура представляет собой первые буквы от англ. «body weight loss» - снижение веса тела).
3. Пациент выполняет «диагностический рисунок дерева» №1.
4. Пациент выполняет три реабилитационных упражнения в режиме «Фаза 1» с использованием тренажера № 1 (показан на фиг. 5).
5. Пациент проходит психологический тест оценки собственного состояния.
6. Пациент выполняет три реабилитационных упражнения в режиме «Фаза 2» с использованием тренажера № 2 (показан на фиг. 6).
7. Пациент проходит психологический тест оценки собственного состояния.
8. Пациент выполняет три реабилитационных упражнения в режиме «Фаза 3», при этом используется тренажер № 3 (показан на фиг. 7).
9. Пациент проходит психологический тест оценки собственного состояния.
10. Пациент выполняет три реабилитационных упражнения в режиме «Фаза 4», при этом используется тренажер № 4 (показан на фиг. 8).
11. Пациент проходит психологический тест оценки собственного состояния.
12. Пациент выполняет «диагностический рисунок дерева» № 2.
Вышеупомянутый этап способа по изобретению, охарактеризованный как «диагностический рисунок дерева», выполняется следующим образом. Пациенту предлагают лист бумаги А3 и цветные фломастеры семи разных цветов. Терапевт диктует задание, на которое пациенту отводится 5 мин. Пациент должен нарисовать дерево. Рисунок дерева является неосознаваемой проекцией восприятия себя и окружающего мира. Пациент должен охарактеризовать, «какое это дерево» и записать на этом же листе свое описание изображенного дерева. Ограничения в описании не устанавливаются.
Терапевт обращает внимание на следующие параметры:
1. Корни и почва символизируют физиологическую и ментальную способность к заземленности (способность человека заземляться мысленно, то есть, «сбрасывать» телесное напряжение «в пол», переводить напряжение последовательно с шеи на туловище, поочередно напрягая следующие части тела: шея, грудь, живот, поясница, тазовое дно, бедра, колени, икры, стопы, основание стоп, после чего напряжение мысленно отдается «в пол»). Корни на рисунке проявляют связь с родом и родственниками, а также связь с прошлыми событиями и вехами жизни в восприятии и сознании человека.
2. Ствол дерева - это ось, психологическая уверенность, умение физически держать равновесие, моральную и психологическую нагрузку. По стволу можно определить, как человек рефлексирует. Здесь же проявляются его душевные состояния (душевные состояния - это эмоции, например, страх, тревога, радость, печаль, отстраненность, напряженность, вина, обида, паника, страсть, любовь). Рефлексия может выражаться в следующих размышлениях: «Со мной все в порядке; Я не уверен; Мне не надо; Я хочу; У меня получится; Это легко; Это очень трудно, невыносимо; Я страдаю; Я не знаю что мне надо». При этом на рисунке могут визуализироваться психологические травмы, такие как утрата близкого родственника, потеря друга, террористический акт, угроза жизни, посттравматический синдром, конфликты, повлекшие нарушения в отношениях, длящиеся более 6 месяцев, панические атаки, физическое насилие и психологическая грубость.
3. Крона дерева - это отношения, перспективы, коммуникации. Крона, замкнутая на себя (выглядит как «одетая шапка») - это отсутствие видения перспектив, целей. Крона, оторванная от ствола, характеризует неумение налаживать связи, проблемы с межличностным поведением, разрывы в отношениях, нарушенную коммуникацию.
4. Листья дерева - это цели, задачи, источники энергии. Листья и плоды имеют 4 состояния: «Весна» - маленькие листья и маленькие плоды - начало, нехватка уверенности, надежды, планы на будущее, желания пациента, но без уверенности относительно их результативности. Мотивация и желание. «Лето» - большие листья и плоды. Хорошо прорисованы детали листа, детализация плодов - проявление уверенности в начатом деле, сильное желание осуществить намерение, умение обращаться за поддержкой и помощью к своему окружению, выносливость, коммуникативный обмен. «Осень» - листья выглядят неровными или скрученными - депрессивные состояния, неуверенность в осуществлении плана по снижению веса и работы над собой в психологическом поле и в физических упражнениях, дезориентация относительно сроков и целей снижения веса, хождение на программу снижения веса по просьбе близких или друзей, слабое собственное желание, неверие в результат, отсутствие веры и надежды. Высокий уровень конфликтности и аутоагрессивности. «Зима» - дерево без листьев, иногда штрихи мелких веточек - характерный почерк отчаяния и нежелания работать для себя, сопротивление снижению веса, замкнутость на себе и своих мыслях и эмоциях, острые переживания обид, утрат близких или потерянности в различных ситуациях.
5. Плоды дерева - это результаты дел, текущие дела, реализация личности на персональном, межличностном, социальном, профессиональном и идеологическом (смысловом) уровнях.
После зарисовки пациентом рисунка, терапевт обращает внимание на использованные цвета, положение дерева на листе, аккуратность исполнения, детализацию рисунка, пропорции и объемы. Совместный анализ рисунка проводится в конце всех упражнений с пациентом.
После выполнения диагностического рисунка дерева, пациент переходит вместе с терапевтом на свободное пространство, площадью, по меньшей мере, 2×2 м, для выполнения физических упражнений.
Все упражнения направлены на работу с психическими стереотипами неправильного движения, зажимами тела (зажимы тела характеризуются как «зажатые мышцы тела», находящиеся в гипертонусе и образующие участки напряженных тканей тела, которые распознаются терапевтом как «комки», прощупываемые под кожным покровам и имеющие размер от 2-3 см до 4-5 см в диаметре. Данное состояние свидетельствует о психической неготовности к нагрузкам и изменениям повседневного поведения и стиля жизни.
В одном из предпочтительных вариантов осуществления изобретения, упражнения выполняются попеременно с психологическим тестированием в следующем режиме (упражнения фаз 1-4 и тестовые опросы № 1-4 описаны далее):
Первое психологическое тестирование - «диагностический рисунок дерева».
Затем выполняются три упражнения «Фазы 1» с тренажером №1.
После этого проводят тестовый опрос номер 1.
Затем выполняются три упражнения «Фазы 2» с тренажером № 2.
После этого проводят тестовый опрос номер 2.
Затем выполняются три упражнения «Фазы 3» с тренажером № 3.
После этого проводят тестовый опрос номер 3.
Затем выполняются три упражнения «Фазы 4» с тренажером № 4.
После этого проводят тестовый опрос номер 4.
Последнее психологическое тестирование «диагностический рисунок дерева».
Анализирование и интерпретация упражнений, тестов, сравнение 2 деревьев.
А) Выполнение трех реабилитационных упражнений в режиме «Фаза 1».
Перед выполнением упражнений пациент информируется о том, что первый блок называется «Фаза 1».
Он символизирует пробуждение внутренней психической энергии, активизацию свободного дыхания путем снятия психологического напряжения с напряженных участков тела. Данный блок упражнений предполагает увеличение подвижности суставов и мышц тела, одновременно с освобождением эмоций, психосоматических блоков и зажимов. Для осуществления нижеприведенных упражнений используется резиновый жгут длиной примерно один метр с петлями для рук на обеих сторонах (тренажер № 1, который может быть использован как в одном, двух или во всех трех упражнениях).
Упражнение 1 (детальное описание).
«Пробуждение (Скручивание вперед и вниз, в пол)».
Исходное положение (далее - И.П.). Стоя на коленях, с опорой на руки перед собой (4 точки опоры). Пальцы рук широко расставлены.
1. Выполнить вдох и на выдохе сесть на пятки, потянувшись копчиком назад, а вытянутыми руками вперед.
2. На вдохе, выполняя волнообразное движение позвоночником, перейти в И.П., прогнуть спину и раскрыть (мягко, медленно растянуть) грудную клетку. Взгляд направлен вперед.
Выполнить движение 5-10 раз в среднем темпе (синхронно с дыханием).
Особые указания: сохранять базовое напряжение мышц живота в процессе выполнения упражнения около 20% от максимального. При этом 100 процентов напряжения (рассматриваемые как максимальное напряжение) определяется как напряжение живота настолько сильное, насколько возможно. Напряжение, составляющее около 20% от максимального, достигается однократным расслаблением наполовину от 100% и последующим однократным расслаблением примерно наполовину от оставшегося напряжения мышц живота.
Упражнение 2 (детальное описание).
«Расширение дыхания» (Круги руками).
И.П. Лежа на спине, колени согнуты, стопы параллельно на ширине таза. Руки лежат вдоль корпуса.
1. На вдохе стабилизировать плечи, поднять руки вверх над плечевыми суставами.
2. На выдохе выполнить круг руками наверх за голову.
3. На вдохе, продолжая круговое движение, перевести руки в положение «над плечевыми суставами».
Выполнить движение 5-10 раз в среднем темпе, с каждым разом увеличивая амплитуду движения.
Особые указания: сохранять базовое (примерно на 20% от максимального) напряжение мышц живота в процессе выполнения упражнения. Не допускать прогиба в пояснице в положении «руки за головой». Выполнять движение без пауз.
Упражнение 3 (детальное описание).
«Прорастание (Раскручивание вверх)».
И.П. Сидя на ягодицах на полу, в нейтральном положении - спина ровная, макушка тянется к потолку, колени слегка согнуты, стопы параллельны на ширине таза. Удерживать в вытянутых перед собой руках петли резинового жгута. Сам жгут заведен за стопы и слегка натянут.
1. Выполнить вдох, и на выдохе подкручивая таз (вперед) и округляя спину, используя сопротивления жгута в помощь движению, опуститься вниз до комфортного положения (тело опустить вниз, с округленной спиной, а грудь - к коленям).
2. Выполнить вдох и на выдохе совершить обратное движение в И.П. с округленной спиной.
3. В положении «плечевой сустав над тазом» (правый плечевой над правой стороной тела, левый - над левой стороной), на вдохе потянуться макушкой вверх как бы «прорастая».
Выполнить движение 5-6 раз в медленном темпе (медленнее своего дыхания).
Особые указания: Не прижимать подбородок к груди в момент выполнения упражнения. На всей протяженности движения вниз и вверх спина должна быть округлена. «Прорастание» происходит только в И.П.
Далее пациенту предлагается заполнить бланк психологического теста оценки собственного состояния 1, представленный ниже:
Интерпретация записей имеет значение для корректировки самим пациентом своих движений в ходе последующих упражнений. Вырабатывается навык наблюдения за собой и владением собственным телом, управлением осанкой и координацией, владением психическим состоянием (эмоциями и мыслями). Также тест позволяет изменить такие параметры функционирования как: стабильность выполнения движений (устойчивость на полу), координированность движений правой стороны и левой стороны тела. Это достигается за счет работы (описания и осмысления) с мыслями пациента (работа с левым полушарием мозга, отвечающее за логическое и аналитическое мышление) и за счет работы (описания и осмысления) с эмоциями пациента (правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, визуализацию собственного поведения, своего тела, пропорций и траекторий движений, способности к копированию поведения тренера или психолога).
Интерпретация проводится по следующим параметрам:
Однотипность ответов свидетельствует о сложностях в управлении мыслями и эмоциями, о необходимости более динамичной работы с телом.
Разные ответы, содержащие абсолютно абстрактное представление, фантазирование или придумывание картин или образов - свидетельствует о непонимании сути упражнений и отсутствию навыка владения собственным телом, поведением, весом. Требуется более медленная работа в упражнениях, необходимо отслеживать ритм дыхания.
Отсутствие ответов на тест свидетельствует о внутреннем сопротивлении пациента и выставлении психологической защиты своего внутреннего мира, своих эмоций, мыслей от других. Это свидетельствует о психологической неготовности к снижению веса. Требуется предварительная беседа с пациентом для снятия защит и страхов изменения себя или пропорций собственного тела.
После заполнения, бланк передается терапевту, который работает с пациентом при помощи следующих трех упражнений:
Б) Выполнение трех реабилитационных упражнений в режиме «Фаза 2».
Перед выполнением упражнений пациент информируется о том, что второй блок называется «Фаза 2». Он обеспечивает трансформацию напряжений и зажимов мышц, прощупываемых под кожным покровом, стереотипов в движениях, интенсивно приводит тело к восстановлению баланса (вертикального, осевого), осевой симметрии и психотелесного осознанного внимания. Для осуществления нижеприведенных упражнений используется резиновый мяч размером от 10 до 15 см в диаметре, изготовленный из мягкой резины (тренажер № 2), который может быть использован в одном, в двух или во всех трех упражнениях.
Упражнение 1 (детальное описание).
«Вертикальная активизация и латеральный баланс (перенос мяча)».
И.П. Сидя в нейтральном положении, ноги широко расставлены в стороны. Колени слегка согнуты (при необходимости под тазовые кости подкладывается валик из полотенца или свернутый мат). Руки лежат по сторонам, ладонями вверх. В одной из рук мяч.
1. На вдохе, не поднимая плечевые суставы вверх, поднять вверх руки через стороны. Переложить мяч из одной руки в другую.
2. На выдохе тем же путем опустить руки вниз, одновременно вытягиваясь макушкой вверх.
Выполнить движение 10-12 раз в динамике. Быстрее дыхания в 2 раза.
Особые указания: Не округлять спину. Взгляд вперед. Исключить движение плечевого сустава вверх. Сохранять базовое (около 20%) напряжение мышц живота.
Упражнение 2 (детальное описание).
«Горизонтальная активизация (Нырок лебедя)».
И.П. Лежа на животе, опираясь лбом в коврик. Мяч на полу перед головой. Ладони свободно лежат на мяче. Руки образуют ромб, локти в стороны. Живот подтянут.
1. Выполнить вдох и на выдохе, избегая сильного давления ладоней на мяч, выполнить разгибание в грудном отделе позвоночника, как бы вытягивая голову из плеч.
2. На вдохе, вернуться в И.П., не теряя концентрацию и не расслабляясь полностью.
Выполнить упражнение 5-6 раз в медленном темпе.
Особые указания: Сохранять базовое (около 20%) напряжение мышц живота. Не перенапрягать поясницу.
Упражнение 3 (детальное описание).
«Вертикальная мобилизация и баланс (скручивание вниз)».
И.П. Стоя стопы на ширине таза, сохраняя нейтральное положение спины. Руки внизу перед собой, слегка прижимают мяч к телу.
1. Выполнить вдох, и на выдохе округляя спину и перекатывая мяч вдоль ног, опуститься вниз с комфортной амплитудой. Начинать движение с наклона головы вниз, затем округлить грудной и после - поясничный отдел позвоночника.
2. На вдохе, плавно раскручивая спину и перекатывая мяч вдоль ног вверх, вернуться в И.П.
Выполнить упражнение 5-6 раз в медленном темпе.
Особые указания: Сохранять базовое (около 20% от максимального) напряжение мышц живота. Выполнять движение вверх и вниз симметрично, не допуская наклона в сторону.
Далее пациенту предлагается заполнить бланк психологического теста оценки собственного состояния 2:
После заполнения, бланк передается терапевту, который работает с пациентом следующими тремя упражнениями:
В) Выполнение трех реабилитационных упражнений в режиме «Фаза 3».
Перед выполнением упражнений пациент информируется о том, что третий блок называется «Фаза 3». Он символизирует динамическую растяжку, включение новых стереотипных движений; изменение подвижности и степени свободы, использование текущего ресурса тела. На данном этапе происходит интеграция и балансировка конфликтных частей личности и тела.
Для осуществления нижеприведенных упражнений используется канатная веревка длиной около двух метров (тренажер №3, который может быть использован в одном, в двух или во всех трех упражнениях).
Упражнение 1 (детальное описание).
«Невидимая стена».
И.П. Сидя на боку, в коленях прямой угол, кончики пальцев верхней руки перед собой для стабильности. Другая рука стоит на локте в качестве опоры, точно под плечевым суставом, предплечье опорной руки направлено вперед. Тренажер (3) предварительно уложен прямо вдоль предплечья опорной руки всей длиной каната (или жгута из брезента) перпендикулярно планке (положению тела) перед корпусом, символизируя невидимую стену. Макушка тянется вверх. Нижний бок подтянут.
1. Вдохнуть, и на выдохе поднять таз точно вверх, не подавая вперед.
2. На вдохе плавно вернуться в И.П.
3. Вдохнуть, и на выдохе поднять таз точно вверх, но на этот раз добавить круговое движение верхней рукой и потянуть ее вверх, динамично растягивая боковую поверхность тела.
Выполнить движение 5 раз на каждую сторону в среднем темпе, стараясь не коснуться невидимой стены перед вами.
Особые указания: Сохранять базовое (около 20% от максимального) напряжение мышц живота. Не расслабляться полностью в нижней точке движения.
Упражнение 2 (детальное описание).
«Симметричное плавание» (Диагональное растягивание и баланс).
И.П. Стоя на четвереньках. Ладони находятся под плечевыми суставами, колени под тазобедренными суставами. Спина в нейтральном положении. Тренажер находится на полу, планка на уровне глаз, канат уложен перпендикулярно планке (планка - это положение тела, когда пациент готов к отжиманию от пола) вдоль центральной линии тела.
Канат (жгут из брезента) на полу задает направление идеального баланса.
1. Вдохнуть и на выдохе плавно вытянуть руку вперед, а противоположную ногу - назад, сохраняя прямолинейность, заданную направлением каната.
2. На вдохе плавно вернуться в И.П.
Выполнить упражнение 5 раз на каждую сторону, каждый раз стараясь удлинить диагональную линию ладонь-стопа.
Особые указания: Не прогибать поясницу. Сохранять базовое (около 20% от максимального) напряжение мышц живота. Не раскачиваться из стороны в сторону.
Упражнение 3 (детальное описание).
«Гибкая ось» (Артикуляция позвоночника).
Тренажер предварительно уложить на полу, прямо. Телом лечь на протянутый брезентовый жгут.
И.П. Лежа на спине, колени согнуты, стопы параллельно на ширине таза, руки вдоль корпуса, ладони лежат на планке. Канат (брезентовый жгут) проходит под спиной вдоль позвоночника. Спина в нейтральном положении.
1. Вдохнуть и на выдохе, начиная с прижатия поясницы к полу, подкрутить и поднять таз до положения «горнолыжный спуск» (корпус на одной линией с бедром).
2. Вдохнуть в верхней точке и на выдохе «укладывая» позвонок за позвонком на канат, вернуться в И.П.
Выполнить упражнение 5-7 раз в среднем темпе, растягивая мышцы поясницы, стараясь каждый раз опускать позвоночник точно на канат, который задает направление симметричного сбалансированного движения.
Особые указания: начинать движение с втягивания живота. Не прогибать спину в верхней точке самого упражнения.
Далее пациенту предлагается заполнить бланк психологического теста оценки собственного состояния 3:
После заполнения, бланк передается терапевту, который работает с пациентом посредством следующих трех упражнений:
Выполнение трех реабилитационных упражнений в режиме «Фаза 4».
Перед выполнением упражнений пациент информируется о том, что четвертый блок называется «Фаза 4». Он символизирует расслабление, практику сбалансированного расслабленного движения тела. Восстановление целостного психологического и телесного состояния.
Для осуществления нижеприведенных упражнений используется деревянная планка-линейка, разделенная поочередными цветными полосами (желтый/зеленый) или разделительными линиями без цветов, через каждые пять сантиметров (тренажер №4, который может быть использован в одном, двух или во всех трех упражнениях).
Упражнение 1 (детальное описание).
«Расслабление основания и центра».
И.П. Лежа на спине, колени согнуты и соприкасаются, стопы на ширине таза, параллельно друг другу. Руки лежат вдоль корпуса.
1. Вдохнуть и на выдохе медленно опустить колени в любую сторону, а голову повернуть в противоположную сторону.
2. На вдохе вернуться в И.П.
3. Вдохнуть и выполнить движение на другую сторону.
4. На вдохе вернуться в И.П.
Выполнить упражнение 5-6 раз в медленном темпе на каждую сторону.
Особые указания: Избегая дискомфорта в пояснице и в шее, стараться увеличивать амплитуду движения.
Упражнение 2 (детальное описание).
«Расслабление верха».
И.П. Лежа на боку, колени согнуты. Руки вытянуты перед собой. Тренажер рядом с руками и уложен в том же направлении, начиная от локтя. Тренажер должен находиться в поле зрения.
1. Вдохнуть, и на выдохе мягко потянуться верхней рукой вперед, обращая внимание, до какого уровня тренажера доходят пальцы.
2. На вдохе выполнить полный круг верхней рукой, сопровождая ладонь взглядом.
3. На вдохе вернуться в И.П.
Выполнить 5 раз в медленном темпе, стараясь каждый раз потянуться рукой чуть дальше относительно тренажера. Затем при помощи переката через спину перевернуться на другую сторону и выполнить упражнение еще 5 раз.
Особые указания: Движение выполняется в зоне комфорта. Не подтягивать плечи к голове.
Упражнение 3 (детальное описание).
«Волна».
И.П. Сидя. Ноги согнуты. Стопы вместе, колени врозь. Руки расслаблено лежат на коленях, ладони раскрыты.
1. Вдохнуть, и на выдохе, опуская взгляд и голову вниз, округлите спину. Глаза закрыты.
2. На вдохе начиная движение головой и шеей, выполнить разгибание спины в форме «волны». Посмотреть вперед-вверх.
Выполнить движение 5-7 раз в медленном темпе.
Особые указания: Движение выполняется без пауз. Не раскачиваться.
Далее пациенту предлагается заполнить бланк психологического теста оценки собственного состояния 4:
После заполнения, бланк передается терапевту, который вместе с пациентом анализирует все четыре заполненных бланка с целью нахождения доминантных и значимых фигур, образов, критических воспоминаний, ощущений, символов, слов.
Далее, пациент получает лист бумаги, разделенный вертикально на две колонки. В левую колонку пациент записывает все значимые фигуры, обнаруженные им при выполнении упражнений.
В правую колонку выписываются незначительные или не значимые для пациента фигуры.
Данный бланк пациент использует в качестве пролонгированной терапии после окончания всех упражнений. Терапевт предлагает пациенту в течение суток еще раз внимательно прочитать правую и левую колонки. После чего отметить и записать все свои спонтанные реакции, осознания и размышления.
Завершающим этапом работы является выполнение диагностического рисунка дерева № 2.
Пациенту предлагают лист бумаги А3 и цветные фломастеры семи разных цветов. Терапевт диктует задание, на которое пациенту отводится 5 минут.
Пациент должен нарисовать новое дерево. Рисунок дерева является неосознаваемой проекцией восприятия нового себя и изменения в восприятии окружающего мира. Пациент должен охарактеризовать “какое это новое дерево?” и записать на этом же листе свое описание. Ограничения в описании не устанавливаются.
Следующим этапом, в течение 10 мин терапевт обсуждает и сравнивает с пациентом рисунки двух деревьев, а также их описание.
Акцент делается на изменении цветовой палитры, размера, форм, смыслового наполнения.
Пациенту задаются следующие вопросы:
Что вы думаете по поводу этих двух рисунков?
Чем для вас различаются эти рисунки?
Что изменилось?
Что осталось прежним?
Где основной источник, меняющий дерево?
Что вы чувствуете к первому рисунку и ко второму?
Как изменились физические ощущения в теле?
Изменения физических ощущений повлияло ли на сам рисунок дерева?
Как вы можете использовать полученный опыт в течение последующих дней?
На что вам нужно обратить внимание?
Какие шаги предпринять в первую и во вторую очередь?
Что поможет вам контролировать ваши изменения?
Ответы фиксируются на бланке.
Примеры практического осуществления изобретения.
Пример 1
Пациентка, 28 лет.
Родилась и выросла в Москве, но 5 лет прожила во Вьетнаме. Со слов пациентки, там был только сидячий образ жизни, что привело к набору избыточного веса. Также отмечалось регулярное переедание мучных и сладких продуктов. Первичное взвешивание показало вес - 90 кг. Избыточный вес составлял на день первого визита - 25 кг.
Первым этапом явилось установление иглы в соответствии с изобретением в козелок ушной раковины для блокировки избыточного аппетита.
Далее пациентка нарисовала тест “Диагностический рисунок дерева 1”.
По характеру рисунка можно сказать, что дерево занимает верхнюю часть листа, оно не имеет почвы, как бы висит корнями в воздухе, что свидетельствует о разрыве с корнями, с Москвой (на 5 лет), что определенно психологически травмировало пациентку и привело ее к стрессовому перееданию за рубежом. Там изменился ее образ жизни. По кроне видно, что она ограничена несколькими контактами (веточки внутри кроны) и замкнута сама на себя. Отсутствие контактов привело к занижению самооценки и нивелированию внутриличностных качеств.
Далее, пациентка начала заниматься с инструктором по первому блоку упражнений (Фаза 1).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она с удивлением сама обнаружила, были: «Я не чувствовало свое тело» и - «я не дышала».
Это свидетельствует об эмоциональной травме, укоренившейся в ее теле и блокировавшей часть витальной энергии и психологических ресурсов.
Также она отметила основную эмоцию - печаль расставания с родными и домом.
Среди мыслей доминировала следующая - «как я смогу приспособиться? Как смогу все сделать и вернуться к своему ритму жизни?»
Вспомнился случай отъезда и расставания.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по второму блоку упражнений (Фаза 2).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она с удивлением сама обнаружила, были: «Я не знаю, как мне двигаться свободно» и - «я, оказывается, очень зажата».
Она отметила основную эмоцию - злость на себя.
Среди мыслей доминировала следующая - «как я могла решиться уехать? Ради чего?»
Вспомнился первый период жизни за границей, трудности и их преодоление.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по третьему блоку упражнений (Фаза 3).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она сама обнаружила, были: «Я хочу научиться справляться с трудностями, Я буду учиться!».
Она отметила основную эмоцию - интерес к стране, желание узнавать новое.
Среди мыслей доминировала следующая - «Как мне строить отношения с мужчинами?».
Вспомнился случай нервного переживания в чрезвычайной ситуации на улице, в незнакомом квартале.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по четвертому блоку упражнений (Фаза 4).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она сама обнаружила, были: «Я смогу все изменить. Я верю в себя. Но не знаю, что мне поможет».
Она отметила, что нет основной эмоции в ее жизни - это погружение в себя, уход от реальности в интернет и в работу.
Среди мыслей доминировала следующая - «я все равно вернусь домой. Не надо думать об этом. Все когда-то закончится».
Вспомнился случай профессионального выгорания, когда она просидела за работой 16 часов без перерыва, не помня, как и что она ела.
Далее пациентка нарисовала тест «Диагностический рисунок дерева 2».
Рисунок свидетельствует о значительном изменении в восприятии себя, своего окружения, восстановления понимания утраченных связей и проживания/отпускания прошлого опыта, извлеченного из тела во время упражнений и опросов и раскрепощение психологического и физического.
По завершении курса данного метода, продолжительностью 1 месяц, вес пациентки составил 85,3 кг.
По результатам повторных обследований вес пациентки через 3 месяца составил 75,8 кг.
Пример 2
Пациентка, 49 лет.
Живет в крупном городе, замужем, сын 28 лет. Муж имеет худощавое телосложение. Пациентка усиленно готовит ежедневно высококалорийную пищу, печет ежедневно, не использует разгрузочные дни. Приступы безудержного аппетита случаются ежедневно, с вечера до ночи. Считает, что неправильное пищевое поведение и лишний вес связаны с эмоциями мужа и собственными эмоциональными реакциями на мужа и пищу.
Со слов пациентки, переедание и эмоциональные всплески привели к набору избыточного веса. Первичное взвешивание показало вес - 87,7 кг. Избыточный вес составлял на день первого визита - 28 кг.
Первым этапом явилось установление иглы в соответствии с изобретением в козелок ушной раковины для блокировки избыточного аппетита.
Далее пациентка нарисовала тест “Диагностический рисунок дерева 1”.
По характеру рисунка можно сказать, что дерево занимает левую верхнюю часть листа, что свидетельствует о фантазийности и придумывании за других людей (проекция или приписывание собственных мыслей другим людям). Дерево - елка, без верхушки, слабая корневая система, что свидетельствует об эмоциональных блоках в отношениях и нарушение эмоциональных связей с близким кругом, что определенно психологически изменило личность пациентки и побудило выстроить жесткие, «колючие» коммуникации с мужем. (Игольчатые ветки елки указывают на четкую семейную иерархию, распределение ролей и скрытую агрессию). Данный рисунок свидетельствует о психоэмоциональном дистрессе, вытесняемому из межличностных семейных отношений и компульсивному перееданию. Сладости и выпечка стали ежедневным допингом и помощником в растворении скрытых конфликтов. Известно, что от употребления сладкого повышается уровень эндорфинов (гормонов радости) и снижается количество кортизола (гормона стресса).
Далее, пациентка начала заниматься с инструктором по первому блоку упражнений (Фаза 1).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест-опрос, основными ответами, которые она с удивлением сама обнаружила, были: «Я не понимала, как можно это выполнять. Все время отвлекалась» и - «Я путалась все время. Трудно делать упражнения расслабленно, медленно, не напряженно».
Это свидетельствует о сильном внутреннем защитном комплексе, который сформировался у пациентки и повлиял не только на увеличение массы тела, но и на частично-локальную блокировку определенных участков тела и групп мышц.
Также она отметила основную эмоцию - сдерживание себя от раздражения в ответ на раздражение мужа.
Среди мыслей доминировала следующая - «Зачем мне все это? Надоело, не хочу ничего».
Вспомнился случай конфликта с мужем после свадьбы из-за резкости и грубости мужа.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по второму блоку упражнений (Фаза 2).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она с удивлением сама обнаружила, были: «Мне тяжело отпустить себя и расслабить поясницу и напрячь пресс еще труднее» и - «меня все время клонит в сторону. Какая-то асимметрия».
Она отметила основную эмоцию - раздражение на мужа.
Среди мыслей доминировала следующая - «Не буду для него готовить. Он не заслужил».
Вспомнился период рождения ребенка, трудности и восстановление отношений в семье.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по третьему блоку упражнений (Фаза 3).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она сама обнаружила, были: «Я хочу делать то, что я хочу. Жить для себя. Я не посвящала времени себе все эти годы.
Она отметила основную эмоцию - обиду на мужа и трудности с вербальным прощением.
Среди мыслей доминировала следующая - «Как мне все изменить? Что делать теперь?».
Вспомнился случай смены работы, страха остаться без денег и внезапного нахождения более высокооплачиваемой позиции в той же фирме.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по четвертому блоку упражнений (Фаза 4).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она сама обнаружила, были: «Я поняла, что мне нужно делать: перестать заедать булками наши разногласия. И перестать кормить его, чтобы он растолстел. Тогда бы я смогла похудеть. Она отметила, что осознала, что все время сама наказывала себя и свое тело, чтобы он (муж) сменил гнев на жалость и милость и перестал «ежедневно колоть» пациентку».
Среди мыслей доминировала следующая - «Я похудею, для себя. Не стану больше доказывать кому-либо что-либо».
Далее пациентка нарисовала тест «Диагностический рисунок дерева 2».
Елка сменилась лиственным лесом, появилась почва, детализированы ветви. Появление птиц свидетельствует о включение в новые формы отношений с социумом. Вероятно, занятия в группе по методу нашли такое символичное отображение на рисунке. Рисунок теперь свидетельствует о значительном изменении в восприятии себя, осознании семейной проблемы и сценария отношений. Пациентка изменила свое поведение за последующие дни. Восстановилась заниженная самооценка, пришло понимание прошлого опыта, извлеченного из тела во время упражнений и опросов. Произошло психологическое и физическое раскрепощение.
По завершении курса данного метода, продолжительностью 1 месяц, вес пациентки составил 81,3 кг.
По результатам повторных обследований вес пациентки через 1,5 месяца составил 68,9 кг.
Пример 3
Пациентка, 48 лет.
Время от времени переезжала из города в город. Имеет мужа и взрослую дочь. Муж поддерживает идею о снижении веса. Дочь категорически против!
Со слов пациентки, она всю свою жизнь делала все для дочери, муж помогал в этом. Но девочка постоянно недовольна всем и агрессирует на мать. Пациентка не удовлетворяет своих личных потребностей, старается делать все для дочери, обделяя себя. Выявлено регулярное переедание жареной картошкой и многократные ночные походы к холодильнику.
Первичное взвешивание показало вес - 87,1 кг. Избыточный вес составлял на день первого визита - 23 кг.
Первым этапом явилось установление иглы в соответствии с изобретением в козелок ушной раковины для блокировки избыточного аппетита.
Далее пациентка нарисовала тест “Диагностический рисунок дерева 1”.
По характеру рисунка можно заметить, что дерево стоит основательно по центру листа, в не очень густой траве. В траве - многочисленные цветы. На дереве скворечник. Птичка очень маленькая. Листики на дереве - только появились, имеют маленькие размеры. Рисунок иллюстрирует рассказ пациентки о взаимоотношениях с дочерью. Ранний период воспитания девочки. Конфликт с дочкой заметен еще с раннего дошкольного возраста. Девочка взяла на себя роль вожака, часто плакала, капризничала. Вся семья «плясала под ее дудку». Мама подтвердила такое положение дел. Отсутствие понимания психологических основ воспитания ребенка привело к подавлению желаний молодой мамы и уходе в семье на второй план. Переживания вытесняются в бессознательное, амнезируются собственные желания и цели.
Далее, пациентка начала заниматься с инструктором по первому блоку упражнений (Фаза 1).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она осознала, были: «Я постаралась делать все правильно» и - «Но очень трудно держать спину ровно».
Это свидетельствует об эмоциональном подавлении, укоренившемся дисбалансе между ее внутренними потребностями и желаниями и внешними желаниями дочери.
Также она отметила основную эмоцию - Сдерживание себя, блокирование своего дыхания на выдохе, зажим мышц челюстей.
Среди мыслей доминировала следующая - «Надо терпеть, неудобно все это. Неприятно. Все закончится скоро».
Вспомнился случай тяжелой беременности и родов. Сильная интоксикация организма и потеря сознания.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по второму блоку упражнений (Фаза 2).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она с удивлением сама обнаружила, были: «Я не выбирала для себя пространства на коврике» и - «Все время прижимаюсь к краю зачем-то».
Она отметила основную эмоцию - тревога, неясного характера. Фоновая.
Среди мыслей доминировала следующая - «Мне и ненужно больше. Можно обходиться малым местом. Зачем так размахивать?»
Вспомнился период жизни в коммунальной квартире, крики соседей и терпеливое выжидание у двери общего туалета.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по третьему блоку упражнений (Фаза 3).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она сама обнаружила, были: «Мне нравиться свободное движение».
Она отметила основную эмоцию - чувство свободы и раскованности, покой и легкость.
Среди мыслей доминировала следующая - «Я хочу так ходить: легко и свободно. Мое тело словно нагрелось при расслаблении в ходе упражнений».
Вспомнился случай из школьной жизни. Последний звонок и ночные гуляния, свободное общение, прыжки в реку.
Далее пациентка продолжила заниматься с инструктором по четвертому блоку упражнений (Фаза 4).
Среди ее ответов на последующий сразу после занятий тест опрос - основными ответами, которые она сама обнаружила, были: «Я все таки заслужила другого отношения к себе. Почему это она недовольна всем? Пусть живет, как хочет, я не дам ей учить меня».
Она отметила, что переживать по поводу чужих эмоций, слов и поведения - просто бессмысленно и вредно для организма.
Среди мыслей доминировала следующая - «Пора бы нам разъезжаться с дочкой. Надо серьезно поговорить с ней».
Вспомнился случай болезни дочери. Тогда мать полностью руководила лечением, что способствовало своевременному оказанию помощи девочке и успешным выздоровлением. Появилась надежда и желание изменить семейный сценарий.
Далее пациентка нарисовала тест «Диагностический рисунок дерева 2».
Рисунок свидетельствует о нахождении своего места в семье, обретении своей роли. Рядом с деревом появился велосипед, что свидетельствует о возможности самостоятельного движения по жизни и уход от прошлого опыта и неправильного пищевого поведения. Пропорции дерева также изменились и стали более естественными. Маленькая птичка улетела.
Пациентка обрела качественно новый настрой на снижение веса и изменения своего поведения в семье.
По завершении курса данного метода, продолжительностью 1 месяц, вес пациентки составил 73,5 кг.
По результатам повторных обследований вес пациентки через 1,5 месяца составил 67,1 кг.
Таким образом, способ по изобретению был применен для лечения более 100 пациентов и показал высокую эффективность. В частности, было достигнуто быстрое снижение массы тела, которое устраивало всех пациентов, с поддержанием требуемого результата лечения в течение длительного времени (до 1 года и дольше).
Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой. Головка устройства имеют объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму. На головке стержня закреплена по меньшей мере одна подвеска с грузиком. Один из концов стержня заострен, а другой переходит в прямую или дугообразную часть, соединяющую стержни и неподвижно соединенную с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня. Иглу вводят в область акупунктурной точки, в частности АТ17 и АТ18, проводят под кожей и выводят наружу через кожу в области другой акупунктурной точки. Группа изобретений обеспечивает увеличение объема рефлексогенной зоны, на которую воздействует игла, в два-три раза по сравнению с известными устройствами, повышение антиадаптационного эффекта воздействия, одновременное формирование двух и большего числа акустрактов, что дает более выраженный результат в виде активного снижения веса, формирования правильного пищевого поведения, гармонизации ферментных систем желудка, устранения гиперсаливации, уменьшения тяжести и/или продолжительности депрессии, усиления синтеза эндорфинов и обменных процессов, быстрой блокировки аппетита, стойкого - до 1 года результата снижения веса при сокращении срока, который требуется для этого, увеличения физических возможностей организма - подвижности суставов, связок, функций мышц. 2 н. и 27 з.п. ф-лы, 13 ил., 3 пр.
1. Способ коррекции веса тела, характеризующийся тем, что проводят иглорефлексотерапию при помощи устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой, при этом головка имеют объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму, причем на головке стержня закреплена по меньшей мере одна подвеска с грузиком, при этом один из концов стержня заострен, а другой конец стержня переходит в прямую или дугообразную часть, соединяющую стержни и неподвижно соединенную с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что данное устройство содержит по меньшей мере три соединенных стержня.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в данном устройстве оси стержней являются параллельными или непараллельными.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в данном устройстве по меньшей мере одна подвеска закреплена на головке стержня с возможностью съема.
5. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что в данном устройстве на свободные концы стержней надеты съемные фиксаторы в виде насадок, имеющих объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму.
6. Способ по п. 5, отличающийся тем, что в данном устройстве по меньшей мере на одной насадке закреплена с возможностью съема по меньшей мере одна подвеска с грузиком.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что иглу вводят в область акупунктурной точки, проводят иглу под кожей и выводят наружу через кожу в области другой акупунктурной точки.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что иглорефлексотерапию проводят воздействием на акупунктурные точки АТ17 и АТ18.
9. Способ по любому из пп. 1-4, 6-8, отличающийся тем, что дополнительно в процессе коррекции осуществляют контроль параметров тела пациента путем корпометрии.
10. Способ по любому из пп. 1-4, 6-8, отличающийся тем, что оценивают состояние пациента путем по меньшей мере однократного выполнения им диагностического рисунка дерева.
11. Способ по любому из пп. 1-4, 6, 8, отличающийся тем, что оценивают состояние пациента при помощи по меньшей мере однократного выполнения им психологического теста оценки собственного состояния.
12. Игла для иглорефлексотерапии, содержащая по меньшей мере два соединенных стержня с головкой, при этом головка имеет объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму, причем на головке стержня закреплена по меньшей мере одна подвеска с грузиком, при этом один из концов стержня заострен, а другой конец стержня переходит в прямую или дугообразную часть, соединяющую стержни и неподвижно соединенную с одним концом дополнительного стержня, на другом конце которого расположена головка стержня.
13. Игла по п. 12, отличающаяся тем, что она содержит по меньшей мере три соединенных стержня.
14. Игла по п. 12, отличающаяся тем, что оси стержней являются параллельными или непараллельными.
15. Игла по п. 12, отличающаяся тем, что указанная по меньшей мере одна подвеска закреплена на головке стержня с возможностью съема.
16. Игла по любому из пп. 12-15, отличающаяся тем, что на свободные концы стержней надеты съемные фиксаторы в виде насадок, имеющих объемную, пластинчатую или кольцеобразную форму.
17. Игла по п. 16, отличающаяся тем, что по меньшей мере на одной насадке закреплена с возможностью съема по меньшей мере одна подвеска с грузиком.
18. Игла по п. 12, отличающаяся тем, что содержит две или большее количество подвесок с грузиками, при этом подвески имеют одинаковую или разную длину, а грузики имеют одинаковую или разную массу.
19. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что грузик имеет плоскую, объемную или кольцеобразную форму.
20. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что грузик и/или головка стержня, и/или насадка частично или полностью изготовлены из материала, обладающего магнитными свойствами.
21. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что объемные головка и/или насадка, и/или грузик выполнены полыми или монолитными.
22. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что объемные головка и/или насадка, и/или грузик выполнены в форме шарика, цилиндра, конуса или многогранника.
23. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что пластинчатые головка и/или насадка, и/или грузик выполнены в форме круга, треугольника, квадрата или многоугольника.
24. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что на поверхности головки и/или насадки, и/или грузика выполнен по меньшей мере один шип.
25. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что головка установлена на стержне с возможностью съема.
26. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что подвеска выполнена в виде цепочки.
27. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что она выполнена из металла, выбранного из золота, серебра, легированной стали или сплава металлов.
28. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что стержни иглы выполнены гладкими или рельефными.
29. Игла по любому из пп. 12-15, 17, 18, отличающаяся тем, что сечение стержней иглы является круглым или имеет форму равностороннего или неравностороннего многоугольника.
СПОСОБ ПРОЛОНГИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АКУПУНКТУРНУЮ ИЛИ АКУПУНКТУРНЫЕ ТОЧКИ | 2008 |
|
RU2388453C1 |
ИГЛА ДЛЯ ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ С АНТИАДАПТАЦИОННЫМ ЭФФЕКТОМ | 2006 |
|
RU2303434C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА И КОРРЕКЦИИ ФИГУРЫ "ОРИГИТЕЯ" И ИГЛА ДЛЯ НЕГО | 2005 |
|
RU2336071C2 |
Графический тест Дерево, найдено [07.05.2015] из Интернет http://dedeve.narod.ru/promet/derevo.htm, помещено на сайт 05.11.2007 | |||
Сидоров А.В | |||
Типология психологических особенностей пациентов с алиментарным ожирением// Психолог | |||
исследования, 2012, N1(21), найдено |
Авторы
Даты
2016-04-20—Публикация
2014-09-30—Подача