Изобретение относится к измерительной технике и к способам анализа фактического состояния моторного масла, находящегося в картере двигателя, и может быть использовано для оперативного контроля концентрации механических примесей в моторном масле, например продуктов износа машин и механизмов в смазочном масле, а также для определения концентрации в нем нерастворимых продуктов горения. Техническим результатом изобретения является определение содержания механических примесей (взвешенных металлических и угарных дисперсных частиц) моторного масла для двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к технике измерений и может использоваться в автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности, где необходимо проводить оперативный анализ качества моторного масла.
Известен способ оценки загрязненности механическими примесями моторного масла двигателя внутреннего сгорания (Пат. RU 2301414, G01N 11/10 от 20.06.2007), по которому путем измерения времени перемещения чувствительного элемента в измерительной емкости с пробой масла, взятой из картера двигателя, и сравнением ее с составленной заранее функциональной зависимостью для данного сорта масла, пробу масла из картера двигателя делят на две части, одну из которых доводят до оптимальной температуры термически и измеряют время перемещения чувствительного элемента, а другую обрабатывают ультразвуком до достижения ею оптимальной температуры. Затем измеряют время перемещения чувствительного элемента, причем замер времени перемещения чувствительного элемента в измерительной емкости производят для обеих частей проб масла раздельно в верхней и нижней половинах измерительной емкости, сравнивают разность времен перемещения чувствительного элемента, произведенную отдельно в верхней и нижней половинах измерительной емкости, с пробами масла, прогретыми ультразвуком и термически, с заранее составленной функциональной зависимостью для подобных условий, и производят оценку загрязненности масла механическими примесями.
Недостаток данного способа состоит в том, что он не позволяет проводить оперативный анализ качества масла, а лишь в лабораторных условиях.
Известен способ анализа взвешенных частиц (А.с. SU 507807, G01N 15/02, от 25.03.1976), заключающийся в том, что исследуемые частицы облучают монохроматическим излучением, рассеянное излучение смешивают с опорным и подают на фотоприемник и проводят его амплитудно-частотный анализ.
Недостаток данного способа состоит в том, что он не позволяет проводить оперативный анализ взвешенных металлических и угарных дисперсных частиц, находящихся в моторном масле двигателя внутреннего сгорания.
Известен фотоэлектрический способ измерения размеров и концентрации взвешенных частиц (А.с. SU 15203997, G01N 15/02, от 07.11.1989), заключающийся в том, что в потоке частиц, освещенном неподвижным пучком света, возбуждают акустическое колебание в направлении, перпендикулярном направлению потока и оси пучка, и регистрируют "пачки" импульсов рассеянного частицами света, возникающие при пересечении пучка света колеблющимися частицами, по амплитудам которых судят о размерах частиц, а по средней частоте повторений "пачек" - о концентрации частиц.
Недостаток данного способа состоит в том, что он не позволяет проводить оперативный анализ взвешенных металлических и угарных дисперсных частиц, находящихся в моторном масле двигателя внутреннего сгорания.
Известен способ определения параметров дисперсных частиц (Пат. RU 2346261, G01N 15/02 от 10.02.2009), включающий зондирование исследуемой дисперсной среды пучком маломощного лазерного излучения и одновременного воздействия импульсов ультразвуковых колебаний, регистрацию рассеянного и отраженного дисперсными частицами излучения, по динамической составляющей рассеянного и отраженного под малыми углами относительно направления распространения излучения определяют их собственные частоты механических колебаний и находят размер частиц.
Недостаток данного способа состоит в том, что он не позволяет проводить оперативный анализ взвешенных металлических и угарных дисперсных частиц, находящихся в моторном масле двигателя внутреннего сгорания.
Наиболее близким по технической сути к предлагаемому способу является способ анализа загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания дисперсными частицами (Пат. RU 2498269, G01N 15/02 от 10.11.2013), который включает зондирование исследуемой дисперсной среды пучком маломощного лазерного и ультразвукового излучений, регистрацию рассеянного и отраженного дисперсными частицами излучения. При этом имеется эталонный канал с чистым моторным маслом и два канала в исследуемом объеме картера двигателя: канал измерения металлических частиц, располагающийся внизу масляного поддона картера двигателя, и канал измерения угарных частиц, располагающийся на высоте минимального уровня масла в картере. Кроме того, также имеется три ультразвуковых излучателя, частота которых зависит от температуры масла, и по получаемым амплитудам и длительностям импульсов рассеянных сигналов на фотоприемниках и по соотношениям между сигналами эталонного канала и канала измерения металлических частиц, а также между сигналами эталонного канала и канала измерения угарных частиц судят о размерах дисперсных частиц, степени и характере загрязненности моторного масла в соответствии с существующим стандартом.
Недостаток данного способа состоит в том, что он не позволяет достоверно определять размер и форму дисперсных частиц, находящихся в моторном масле.
Задачей заявленного способа является разработка технологии повышения точности оценки фактического состояния моторного масла с определением концентрации продуктов износа и эксплуатационного изменения масла.
Поставленная задача решается тем, что способ анализа загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания дисперсными частицами, включающий зондирование исследуемой дисперсной среды пучком маломощного лазерного и ультразвукового излучения, регистрацию рассеянного и отраженного дисперсными частицами излучения, эталонный канал с чистым моторным маслом и два канала контроля в исследуемом объеме картера двигателя: канал контроля металлических частиц, располагающийся внизу масляного поддона картера двигателя, и канал контроля угарных частиц, располагающийся на высоте минимального уровня масла в картере, а также три ультразвуковых излучателя, частота которых зависит от температуры масла, при этом по получаемым при помощи ПЗС-матриц изображениям рассеянного от исследуемых сред светового пучка и по соотношениям между параметрами изображений для эталонного канала и канала контроля металлических частиц, а также между параметрами изображений эталонного канала и канала контроля угарных частиц судят о степени и характере загрязненности моторного масла, размерах и формах дисперсных частиц.
Технический результат от использования данного способа связан с созданием технологии оценки состояния моторного масла двигателей внутреннего сгорания, что позволяет контролировать качество работы двигателя, оставшийся ресурс работы масла до его замены.
Многолетний опыт, накопленный в разных странах, дает основание утверждать, что диагностика машин по анализу работающего масла - это надежный способ выявления неисправностей. При разборке и ремонте машин прогнозируемые дефекты подтверждаются в 95% случаев. Изложенные предпосылки обосновываются тем, что масло является наиболее эффективным, гибким, изменяемым и контролируемым элементом и накопителем информационных признаков состояния машины.
Для достижения максимального эффекта необходима правильная система сбора информации и ее точная интерпретация. Систематический оперативный контроль качества масла и статистическая обработка результатов этого контроля позволяют определять, на каких стадиях возникают дефекты в машине, устанавливать и устранять причины их образования.
Опыт показывает, что при условии контроля параметров масла и систем в эксплуатации можно обеспечивать надежную работу машины в пределах установленного ресурса.
Как известно, в масле, находящемся в масляной системе двигателей, происходят непрерывные количественные и качественные изменения. Количественные изменения происходят за счет угара его в цилиндро-поршневой группе (ЦПГ) двигателя. Качественные изменения, известные под общим названием «старение масла», складываются из целого ряда физических и химических процессов, протекающих в масляной системе. Показатели, характеризующие отрицательные свойства (такие, как содержание нерастворимых примесей размером 1…6 мкм), по мере старения масла увеличиваются.
Механические примеси накапливаются в моторном масле в результате попадания пыли с засасываемым воздухом или через неплотности картерного пространства, а также вследствие образований нерастворимых продуктов окисления и износа деталей ЦПГ.
Загрязнение абразивными частицами (пылью) зависит от концентрации в масле кремния - основного элемента абразивных частиц. Как известно, абразивные частицы, попадая в двигатель, приводят к износу металлических частей двигателя. Известно, что с увеличением содержания в масле кремния, попадающего в масло с пылью, увеличивается концентрация железа (металлических частиц износа). Рассматривая износ различными частицами (металлическими и абразивными), нужно заметить, что наиболее сильный износ провоцируют отдельные частицы размером от 8 до 60 мкм, а самыми разрушительными из них являются частицы размером 18-30 мкм. Частицы разных размеров оказывают различное влияние на износ, также на износ существенно влияет концентрация частиц (Общество с ограниченной ответственностью «Химмотолог» [Электронный ресурс] / коллектив авторов ООО «Химмотолог»// Методы диагностики машин по анализу работающего масла (В помощь владельцу маслотестера) - Режим доступа: http://himmotolog.ru/?page_id=629, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус.).
Исходя из вышеизложенного, следует, что попадание пыли внутрь двигателя и далее в масло приводит к изнашиванию узлов трения. Также со временем моторное масло просто стареет, поэтому регулярный анализ его качества во время работы позволит своевременно выявить неполадки, оценить ресурс масла, а также определить время его замены.
По стандарту ГОСТ 10541-78 содержание механических примесей в чистых моторных маслах должно быть не выше 0,015%. Предельным показателем содержания механических примесей в работающих маслах являются значения от 1 до 3% в зависимости от типа двигателя.
Чем больше срок эксплуатации масла, тем больше в нем механических примесей, в том числе взвешенных частиц металлической (продукты износа деталей ЦПГ) и угарной природы (нерастворимые продукты окисления). При этом частицы угарной природы распределены в слое масла равномерно, а частицы металлической природы как частицы с большей плотностью распределены в основном в нижних слоях масла в картере при выключенном двигателе.
Предлагаемый способ позволяет проводить оценку того, что является ли загрязнение масла результатом износа деталей двигателя с образованием в масле металлических частиц или же оно носит характер старения масла с образованием в нем угарных частиц.
Принцип предлагаемого технического решения поясняется с помощью структурной схемы устройства для определения параметров дисперсных частиц, находящихся в масле картера двигателя, реализующего предлагаемый способ и представленного на фиг. 1.
Устройство, реализующее способ, содержит кювету с чистым маслом 1, картер двигателя 3, для которого определены максимальный 4 и минимальный 5 уровни масла, измерительный канал анализа угарных частиц, расположенный на высоте минимального уровня масла 5 в картере, измерительный канал анализа металлический частиц, расположенный внизу масляного поддона картера двигателя, лазер 13 в качестве источника зондирующего излучения; смотровые окна 6, светоделители (полупрозрачные зеркала) 12, световую ловушку 11, объективы 14, ПЗС-матрицы 15, 17, 18, датчик температуры 9, ультразвуковой излучатель канала анализа угарных частиц 7, ультразвуковой излучатель канала анализа металлических частиц 8, ультразвуковой излучатель эталонного канала 10, усилитель 21, аналого-цифровые преобразователи 19, 20, 23, DSP-процессоры 24, 25, 28, цифроаналоговой преобразователь 27, генератор ультразвуковых колебаний 22, коммутатор 16, электронно-вычислительную машину 29. Оптическая часть устройства помещена в корпус 30, защищенный от посторонней засветки и от попадания пыли и влаги.
Устройство работает следующим образом. Исследуемая дисперсная система 2 контактирует с зондирующим излучением с длиной волны λ, которое генерируется лазером 13 и с ультразвуковыми колебаниями, формируемыми излучателями ультразвуковых колебаний 7, 8, 10 соответственно в каналах анализа: угарных частиц, металлических частиц и в эталонном канале. Через светоделители 12 зондирующее излучение через смотровые окна 6 подводится к дисперсионной среде (сплошной фазе) 2. При прохождении этой волны через исследуемую дисперсную систему происходит рассеяние, отражение и поглощение излучения. Рассеянное и отраженное (под малыми углами относительно направления распространения) от дисперсных частиц 2 излучение проходит через смотровые окна 6 и попадает на светоделители 12, которые направляют его на объективы 14. Объективы 14 проецируют излучение непосредственно на ПЗС-матрицы 15, 17, 18 соответственно каналов угарных частиц, металлических частиц и эталонного. Далее полученное изображение с ПЗС-матриц 15, 17, 18 преобразуется из аналоговой формы в цифровую при помощи аналого-цифровых преобразователей 19, 20, 23 и поступает в DSP-процессоры 24, 25, 28 и далее в виде цифрового сигнала, характеризующего основные параметры масла, поступает для дальнейшей обработки и регистрации на ЭВМ 29. Для учета изменения температуры масла в картере двигателя внутреннего сгорания введен датчик температуры 9, информация с которого через усилитель 21 и АЦП 26 также поступает в ЭВМ 29. ЭВМ координирует работу всех узлов системы, а именно: управляет процессом оцифровки сигнала с ПЗС-матриц и датчика температуры, посредством аналого-цифровых преобразователей 19, 20, 23; управляет работой ультразвукового генератора 22 через цифроаналоговый преобразователь 27 и коммутатор 16; обрабатывает и регистрирует результаты измерений. На ЭВМ, используя математическую модель оптимального взаимодействия ультразвуковых колебаний с дисперсными частицами, рассчитываются параметры воздействующих импульсов таким образом, чтобы колебания поверхности дисперсной частицы происходили по гармоническому закону с собственной частотой fn. При этом учитывают температуру дисперсной системы и характерное время затухания колебаний дисперсных частиц за счет вязких сил.
Устройство функционирует в момент опроса датчиков и систем перед запуском двигателя следующим образом. Во-первых, в зависимости от температуры масла выбирается частота ультразвуковых излучателей. Во-вторых, попеременно проводится опрос двух каналов анализа: эталонного канала - канала металлических частиц и эталонного канала - канала угарных частиц для выявления процентного содержания угарных и металлических частиц. В третьих, по полученным изображениям в каналах анализа получают кривые распределения размеров частиц. В четвертых, проводится контроль соотношений между усредненными данными эталонного канала и канала анализа металлических частиц и данными эталонного канала и канала анализа угарных частиц для определения интегрального показателя загрязненности моторного масла и сравнения их с существующими стандартами.
Таким образом, рассмотренный способ, в отличие от известных способов, позволяет существенно повысить информативность данных для оценки концентрации, размера и формы взвешенных металлических и угарных дисперсных частиц, находящихся в масле, и, в частности, дает возможность контролировать качество работы двигателя, оставшийся ресурс работы масла до его замены.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДИСПЕРСНЫМИ ЧАСТИЦАМИ | 2015 |
|
RU2583344C1 |
СПОСОБ АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДИСПЕРСНЫМИ ЧАСТИЦАМИ | 2012 |
|
RU2498269C1 |
УСТРОЙСТВО АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДИСПЕРСНЫМИ ЧАСТИЦАМИ | 2012 |
|
RU2516200C2 |
Устройстводля определения степени загрязненности моторных масел методом ультразвукового интерферометра | 2021 |
|
RU2750566C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МЕХАНИЧЕСКИМИ ПРИМЕСЯМИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2301414C1 |
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 2015 |
|
RU2582296C1 |
Способ определения распределения взвешенных частиц по массе | 2017 |
|
RU2652654C1 |
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗВЕШЕННЫХ ЧАСТИЦ ПО МАССЕ | 2017 |
|
RU2652662C1 |
СПОСОБ ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЗВЕШЕННЫХ ЧАСТИЦ | 2014 |
|
RU2558279C1 |
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЗВЕШЕННЫХ ЧАСТИЦ | 2017 |
|
RU2655728C1 |
Изобретение относится к технике измерений, где необходимо проводить оперативный анализ качества моторного масла. Способ анализа загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания дисперсными частицами включает зондирование исследуемой дисперсной среды пучком маломощного лазерного и ультразвукового излучения, регистрацию рассеянного и отраженного дисперсными частицами излучения, эталонный канал с чистым моторным маслом и два канала контроля в исследуемом объеме картера двигателя. При этом канал контроля металлических частиц располагается внизу масляного поддона картера двигателя и канал контроля угарных частиц, располагающийся на высоте минимального уровня масла в картере, а также три ультразвуковых излучателя, частота которых зависит от температуры масла, при этом по получаемым при помощи ПЗС-матриц изображениям рассеянного от исследуемых сред светового пучка и по соотношениям между параметрами изображений для эталонного канала и канала контроля металлических частиц. Кроме того, по параметрам изображений эталонного канала и канала контроля угарных частиц судят о степени и характере загрязненности моторного масла, размерах и формах дисперсных частиц. Технический результат - повышение информативности данных для оценки концентрации, размера и формы взвешенных металлических и угарных дисперсных частиц, находящихся в масле. 1 ил.
Способ анализа загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания дисперсными частицами, включающий зондирование исследуемой дисперсной среды пучком маломощного лазерного и ультразвукового излучения, регистрацию рассеянного и отраженного дисперсными частицами излучения, эталонный канал с чистым моторным маслом и два канала контроля в исследуемом объеме картера двигателя: канал контроля металлических частиц, располагающийся внизу масляного поддона картера двигателя, и канал контроля угарных частиц, располагающийся на высоте минимального уровня масла в картере, а также три ультразвуковых излучателя, частота которых зависит от температуры масла, отличающийся тем, что для повышения точности анализа по получаемым при помощи ПЗС-матриц изображениям рассеянного от исследуемых сред светового пучка и по соотношениям между параметрами изображений для эталонного канала и канала контроля металлических частиц, а также между параметрами изображений эталонного канала и канала контроля угарных частиц судят о степени и характере загрязненности моторного масла, размерах и формах дисперсных частиц.
СПОСОБ АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДИСПЕРСНЫМИ ЧАСТИЦАМИ | 2012 |
|
RU2498269C1 |
ЭКСПРЕСС-МЕТОД ИДЕНТИФИКАЦИИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЖИДКОСТЕЙ | 2003 |
|
RU2247968C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИКРОПРИМЕСЕЙ МЕТАЛЛОВ В СМАЗОЧНЫХ МАСЛАХ, ТОПЛИВАХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЯХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2118815C1 |
US 20140193064 A1, 10.07.2014. |
Авторы
Даты
2016-05-10—Публикация
2015-02-10—Подача