ЭЖЕКТОРНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ Российский патент 2016 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2587733C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к разработке энергоустановок с охлаждением масла в замкнутой циркуляционной системе, что характерно для авиационных газотурбинных двигателей.

Газотурбинные энергоустановки находят все более широкое применение в современной авиации, в том числе из-за все возрастающей потребности в выработке электроэнергии на борту летательных аппаратов (для «электрических» самолетов). Электрогенераторы имеют масляное охлаждение.

Решение проблемы сброса тепла в количестве 20…60 кВт с применением воздушно-масляных теплообменников и продувкой от вентиляторов с напорностью 4000…7000 Па является достаточно затратным (по потребным мощностям и габаритам вентиляторов). Вторая проблема - существенное снижение напорности и расхода в высотных условиях эксплуатации (H>8000 м). Кроме вышеуказанного следует учесть, что вентилятор является устройством повышенной опасности из-за наличия в конструкции узла с высокой кинетической энергией (лопасти вентилятора в случае их обрыва).

Возможным решением вышеназванных проблем является применение эжекторной системы охлаждения, которая характеризуется меньшей зависимостью от высотности эксплуатации, компактностью, отсутствием вращающихся роторов, эффективностью.

Эжекторные устройства широко используются в авиационных изделиях, например в соплах газотурбинных двигателей для увеличения тяги.

Наиболее близким аналогом (прототипом) является система масляного охлаждения для вспомогательного авиационного двигателя по патенту RU 2131380. Эжектор находится вблизи входа в выхлопное сопло, куда поступает газ из сопла двигателя. Выходное сечение сопла - в основании хвостовой части самолета.

Из патента RU 2131380 видно, что схема конструктивно привязана к конкретному месту на борту летательного аппарата (в хвостовой части самолета), а также существует необходимость наличия воздуховпускного отверстия с диффузором.

В основе изобретения лежит задача создания автономной эжекторной системы охлаждения масла, которая конструктивно независима от условий расположения в отсеке летательного аппарата, максимального использования поверхности контура двигательного сопла для увеличения эффекта эжекции. При этом эжекторная система охлаждения масла является компактной.

Поставленная задача решается тем, что в эжекторной системе охлаждения масла применено шевронное сопло с умеренной конфузорностью для увеличения коэффициента эжекции с прокачкой охлаждающего воздуха через воздушно-масляные радиаторы, установленные на трапециевидном патрубке.

Преимущество изобретения состоит в том, что конструкция независима от места расположения в отсеке летательного аппарата. Эффективность эжекторной системы достигается использованием шевронного сопла с умеренной конфузорностью и патрубка воздушно-масляного радиатора трапециевидной формы, что приводит к снижению аэродинамического сопротивления и дает возможность максимального использования контура двигательного шевронного сопла для увеличения эффекта эжекции.

Пример выполнения изобретения схематично изображен на чертежах, где

на фигуре 1 показана функциональная схема эжекторной системы охлаждения масла,

на фигуре 2 показан вид эжекторной системы со стороны сопла.

Эжекторная система охлаждения масла состоит из шевронного сопла 2, соединенного с выходом из турбины 1, оболочки наружного контура 3, трапециевидного патрубка 6 с фланцем крепления воздушно-масляного радиатора 4 и камеры смешения 5 воздушного потока охлажденного воздуха струей горячих газов.

Эжекторная система охлаждения масла работает по принципу струйного насоса за счет использования кинетической энергии струи выхлопных газов, проходящих через шевронное сопло для создания всасывающего потока охлаждающего воздуха через воздушно-масляные радиаторы с последующим смешением с потоком горячих газов в камере смешения.

Похожие патенты RU2587733C1

название год авторы номер документа
ЭЖЕКТОРНАЯ СИСТЕМА МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Андреас Винтер
  • Фолькер Хибель
  • Андреас Корус
RU2131380C1
ШЕВРОННОЕ ВЫХЛОПНОЕ СОПЛО 1998
  • Брауш Джон Фрэнсис
  • Янардан Бангалор Анантамур
  • Бартер Джон Вильям Iv
  • Хофф Грегори Эдвард
RU2213240C2
САМОЛЁТ С ГАЗОТУРБИННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ, СОДЕРЖАЩЕЙ ВИХРЕВЫЕ ЭЖЕКТОРНЫЕ ДВИЖИТЕЛИ 2013
  • Шведов Владимир Тарасович
RU2567914C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ГИРОСКОПИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИЕЙ 2020
  • Чэмберз, Кристофер Малкольм
RU2796279C2
Способ эжектирования атмосферного воздуха для увеличения тяги маршевой двигательной установки ракеты-носителя и компоновка штыревого соплового блока для его осуществления 2019
  • Гришко Яков Петрович
  • Денисов Алексей Эмилевич
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Лопатин Борис Викторович
  • Пономарев Николай Борисович
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2744528C2
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2693427C1
СИСТЕМА ПОДАВЛЕНИЯ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 2006
  • Чапкович Джон С. Iii
  • Фиттс Ричард Алан
  • Зак Дэвид
RU2413085C2
СПОСОБ РАБОТЫ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2003
  • Лебеденко И.С.
  • Лебеденко Ю.И.
  • Лебеденко В.И.
RU2264554C2
БЕСФОРСАЖНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Куница Сергей Петрович
  • Ланевский Тимур Маматкулович
  • Попарецкий Андрей Владимирович
RU2663440C1
КЛАПАН ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ 2022
  • Юдин Виктор Александрович
  • Шестаков Алексей Эдуардович
RU2794471C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 587 733 C1

Реферат патента 2016 года ЭЖЕКТОРНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к разработке энергоустановок с охлаждением масла в замкнутой циркуляционной системе, что характерно для авиационных газотурбинных двигателей. Технический результат изобретения - создание автономной эжекторной системы охлаждения масла, которая конструктивно независима от условий расположения в отсеке летательного аппарата, и максимальное использование поверхности контура двигательного сопла для увеличения эффекта эжекции. Эффективность эжекторной системы достигается применением шевронного сопла, соединенного с выходом из турбины, через которое проходит струя выхлопных газов, и патрубок воздушно-масляного радиатора трапециевидной формы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 587 733 C1

Эжекторная система охлаждения масла в энергетической установке, содержащая шевронное сопло, соединенное с выходом из турбины, через которое проходит струя выхлопных газов, и патрубок воздушно-масляного радиатора трапециевидной формы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2587733C1

ЭЖЕКТОРНАЯ СИСТЕМА МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Андреас Винтер
  • Фолькер Хибель
  • Андреас Корус
RU2131380C1
Устройство для охлаждения воздушно-масляных радиаторов и др. агрегатов самолетов с турбовинтовыми двигателями 1958
  • Елисеев С.И.
  • Лазарев В.А.
SU118364A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛООБМЕННИКА ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Смирнов В.М.
  • Касаткин И.П.
  • Ормонов О.А.
SU1804042A1
ШЕВРОННОЕ ВЫХЛОПНОЕ СОПЛО 1998
  • Брауш Джон Фрэнсис
  • Янардан Бангалор Анантамур
  • Бартер Джон Вильям Iv
  • Хофф Грегори Эдвард
RU2213240C2
US6360528B1,26.03.2002
US4504030A1,12.03.1985.

RU 2 587 733 C1

Авторы

Баранов Виктор Васильевич

Кузнецов Владимир Григорьевич

Рогожин Михаил Александрович

Даты

2016-06-20Публикация

2015-01-13Подача