СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА Российский патент 2016 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение RU2594025C1

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена.

Известен способ вентиляции станций метрополитена в зимнее время года (Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Недра, 1975, стр. 37), когда при отрицательной температуре атмосферного воздуха проветривание выработок метрополитена осуществляется за счет подачи наружного воздуха в перегонные тоннели через вентиляционную шахту, а его удаление на поверхность - через вестибюли станции. При этом двигающийся по тоннелю в сторону станции воздух нагревается вначале за счет подмешивания циркуляционных потоков, а затем в результате теплообмена с поверхностью обделки.

Недостаток способа заключается в том, что при мелком заложении выработок метрополитена на конечную температуру циркуляционных воздушных потоков оказывают влияние климатические условия на поверхности, что обуславливает ее снижение по сравнению с метрополитенами глубокого заложения. Кроме того, теплообмен окружающих тоннели метрополитена пород с поверхностью значительно сокращает количество теплоты, аккумулируемой в породах в теплый период времени. Все это, в конечном итоге, может привести к переохлаждению подземных сооружений станций и, как следствие, к аварийным ситуациям, например замерзанию водоводов.

Известен способ тоннельной вентиляции (авторское свидетельство SU №1588874, опубл. 30.08.1990 г.), в котором атмосферный воздух всасывается в тоннель через вентиляционную шахту за счет разрежения, создаваемого прибывающим на станцию поездом. При отходе поезда со станции тоннельный воздух выталкивается из тоннеля за счет организации перекрытия проходного сечения тоннеля.

Недостатком способа является необходимость использования специального дорогостоящего устройства - затвора, не создающего препятствия для движения поездов. Конструкция затвора должна обеспечивать открытие проходного сечения тоннеля с высокой вероятностью безотказной работы, близкой к 100%.

Кроме того, способ не позволяет изменять соотношение между количествами теплого и холодного воздуха, поступающих на тупиковые станции метрополитена в холодный период года, когда для экономии теплоты шахтные вентиляторы отключены, а перегонные вентиляционные шахты метрополитенов мелкого заложения закрыты. Это связано с тем, что при этом способе потоки теплого и холодного воздуха при использовании движутся по одному и тому же вентиляционному тракту, что не позволяет осуществить регулируемое перераспределение этих потоков для сохранения комфортной температуры воздуха в вестибюле и на пассажирской платформе тупиковой станции.

Известен способ тоннельной вентиляции (патент РФ №2312222, опубл. 10.12.2007 г.), включает подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой. Для создания и регулирования требуемого расхода меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Недостатком способа является сложность конструкции, обусловленная необходимостью установки заслонок на поезде.

Известен способ вентиляции тупиковой станции метрополитена (патент РФ №2278268, опубл. 10.01.2006 г.), включает перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, при этом при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, создают разрежение воздуха на платформе за счет «поршневого эффекта» при движении отходящего поезда, что обеспечивает всасывание на станцию через павильон и вестибюль свежего холодного воздуха, часть которого подают на платформу через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть - через вестибюль.

Недостаток способа заключается в том, что его эксплуатационные возможности ограничены, поскольку он используется, в основном, для вентиляции тупиковых станций метрополитена в зимний период за счет регулирования температуры воздуха путем открывания вентиляционного клапана при подходе поезда и закрывания его при отходе поезда.

Известен способ вентиляции метрополитена мелкого заложения (А.Х. Поляков. Проектирование вентиляции тоннелей. М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. Стр. 26-27), принятый за прототип, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха с поверхности по вентиляционному каналу с одной стороны станции на вход одной части двухпутного тоннеля в направлении движения поездов и удалении исходящей воздушной струи через симметричный вентиляционный канал в противоположенной стороне станции на выходе из другой части двухпутного тоннеля. При этом двухпутный тоннель разделяют непроницаемой перегородкой, сооруженной вдоль оси тоннеля.

Недостатком способа является наличие перегородки, разделяющей двухпутный тоннель на две части. Это затрудняет размещение в тоннелях современного эксплуатационного оборудования, а также вследствие действия поршневого эффекта приводит к значительному увеличению скорости движения воздуха, что снижает эффективность работы вентиляционного оборудования.

Технический результат заключается в обеспечении по длине перегонного тоннеля и на станциях метрополитена условий, гарантирующих безопасность эксплуатации тоннелей в штатной и аварийной ситуациях, а также регламентируемые санитарно-гигиенические параметры воздушной среды, в частности, положительную температуру тоннельного воздуха в зимний период и отсутствие превышения максимально допустимой температуры летом.

Технический результат достигается тем, что перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от расхода наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С. При возникновении пожара в тоннеле удаление из него на поверхность пожарных газов и дыма осуществляют через открытые клапаны, расположенные слева и справа от очага пожара, по вентиляционному каналу и приточной вентиляционной шахте.

При положительной температуре наружного воздуха в вентиляционный канал через станционную вентиляционную шахту подают только наружный воздух. Его выпуск в тоннель производят через открытые клапаны с возможностью осуществления дальнейшего движения по тоннелю по направлениям к соседним станциям и удалением на поверхность через вытяжные вентиляционные шахты.

Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена поясняется следующими фигурами:

фиг. 1 - схема вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена при эксплуатации в зимний период,

фиг. 2 - схема вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена при возникновении пожара, где:

1 - двухпутный тоннель;

2 - станции метро;

3 - вентиляционный канал;

4 - вытяжная станционная вентиляционная шахта;

5 - приточная станционная вентиляционная шахта;

6 - приточный вентилятор;

7 - рециркуляционный вентилятор;

8 - холодный наружный воздух;

9 - теплый тоннельный воздух;

10 - вытяжные вентиляторы;

11 - наклонный ствол;

12 - клапаны в вентиляционном канале;

13 - стоящий на перегоне горящий поезд;

14 - удаляемые из тоннеля пожарные и дымовые газы.

Способ осуществляется следующим образом.

Подача наружного воздуха 8 в двухпутный тоннель 1 (фиг. 1) осуществляется в течение годового периода по приточной вентиляционной шахте 5, расположенной на станции 2, с помощью приточного вентилятора 6, а удаление одной части тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля вытяжными вентиляторами 10 через вытяжную вентиляционную шахту 4, которая расположена на той же станции 2, где находится приточная шахта 5, а другой части воздуха через наклонный ход 11, расположенный на соседней станции 2, наружный воздух 8 из приточной вентиляционной шахты 5 направляют в вентиляционный канал 3, расположенный в верхней части двухпутного тоннеля, а затем через один из клапанов 12, связывающий вентиляционный канал с тоннелем и расположенный в его центральной части, перепускают воздух в тоннель с возможностью организации его движения по нему в противоположных направлениях.

В зимний период времени способ включает подачу в вентиляционный канал 3 смеси холодного наружного воздуха 8, подаваемого с поверхности по станционной вентиляционной шахте 5, и части теплого тоннельного воздуха 9, отбираемого со станции вытяжными вентиляторами и направляемого для смешения с холодным воздухом с помощью рециркуляционных вентиляторов 7, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С,

При положительной температуре наружного воздуха в вентиляционной канал через станционную вентиляционную шахту подают только наружный воздух. Его выпуск в тоннель производят через открытые клапаны 12, рассредоточенные по длине тоннеля, с возможностью осуществления дальнейшего движения по тоннелю по направлениям к соседним станциям и удалением на поверхность с помощью вытяжных вентиляторов 10 через вытяжные станционные шахты 4, расположенные там же, где и приточные шахты, и через наклонные хода 11 на соседней станции.

При возникновении пожара в тоннеле удаление пожарных и дымовых газов 14 (фиг. 2) осуществляется по вентиляционному каналу 3 и приточной шахте 5 через открытые клапаны 12, расположенные слева и справа от стоящего поезда 13, к которому приурочен очаг пожара.

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена.

Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты, одна из которых расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции, отличающийся тем, что перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С. При возникновении пожара в тоннеле удаление из него на поверхность пожарных газов и дыма осуществляют через открытые клапаны, расположенные слева и справа от очага пожара, по вентиляционному каналу и приточной вентиляционной шахте.

Похожие патенты RU2594025C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2648137C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645042C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
ЭНЕРГОАКТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ МЕТРОПОЛИТЕН С НУЛЕВЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ 2016
  • Васильев Григорий Петрович
  • Горнов Виктор Федорович
  • Шапкин Павел Владимирович
  • Юрченко Игорь Андреевич
RU2672891C2
Система вентиляции перегонных тоннелей метрополитенов с участками соединения двухпутного и однопутных тоннелей 2020
  • Маслак Владимир Александрович
  • Левина Елена Константиновна
  • Имануилов Павел Алексеевич
  • Савенков Евгений Алексеевич
RU2747139C1
Теплонасосная система использования сбросного тепла вытяжного воздуха метрополитена 2021
  • Маслак Владимир Александрович
  • Левина Елена Константиновна
  • Мощин Сергей Сергеевич
RU2760610C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ПРИ РАБОТЕ В ШТАТНОМ И АВАРИЙНОМ РЕЖИМАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2701012C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕЖДУ СТАНЦИЯМИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2017
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Минц Артур Максович
  • Королев Евгений Григорьевич
  • Малюшкин Сергей Михайлович
  • Королев Александр Евгеньевич
  • Шаповалова Вера Васильевна
RU2685004C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Елгаев Сергей Григорьевич
  • Ершов Александр Владимирович
  • Земельман Александр Маркович
  • Королев Евгений Григорьевич
  • Мутушев Михаил Адольфович
RU2462595C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 594 025 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена. Технический результат заключается в обеспечении по длине перегонного тоннеля и на станциях метрополитена условий, гарантирующих безопасность эксплуатации тоннелей в штатной и аварийной ситуациях, а также регламентируемые санитарно-гигиенические параметры воздушной среды, в частности, положительную температуру тоннельного воздуха в зимний период и отсутствие превышения максимально допустимой температуры летом. Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты. Одна из шахт расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции. Наружный воздух из приточной вентиляционной шахты направляют в вентиляционный канал, расположенный в верхней части тоннеля, а затем через клапан, связывающий центральную часть вентиляционного канала с тоннелем, перепускают воздух в тоннель с возможностью организации его движения по нему в противоположенных направлениях. Перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции. Причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:, где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °C; tн - температура наружного воздуха, °C; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °C. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 594 025 C1

1. Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, вентиляционному каналу, находящемуся в верхней части тоннеля, и клапану, связывающему центральную часть вентиляционного канала с тоннелем, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты, одна из которых расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции, отличающийся тем, что перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при возникновении пожара в тоннеле удаление из него на поверхность пожарных газов и дыма осуществляют через открытые клапаны, расположенные слева и справа от очага пожара, по вентиляционному каналу и приточной вентиляционной шахте.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2594025C1

Способ производства противогрибкового антибиотика-нистатина 1959
  • Клейнер Г.И.
  • Гордина З.Х.
  • Завилейская Г.Ф.
  • Иофо Р.И.
  • Лаздыня В.Я.
  • Нагле А.М.
  • Попова Л.А.
  • Родионовская Э.И.
  • Степанова Н.Е.
  • Трахтенберг Д.М.
SU136856A1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1982
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Фисенко Анна Петровна
SU1090886A1
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ 2008
  • Маронджу Лучио
RU2471074C2
Устройство лицевой части респиратора для осуществления разговорной связи 1959
  • Жариков И.И.
SU126368A1
Патрон для центрирования и закрепления деталей 1973
  • Пономарев Васидлий Петрович
  • Астанин Владимир Николаевич
  • Захаров Анатолий Васильевич
SU467791A1
ВОЛКОВ В.П
и др., Тоннели и метрополитены, М: Издательство "Транспорт", 1975 г, стр
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
ФУГЕНФИРОВ А.А
и др., Вентиляция транспортных тоннелий: Методические указания, Омск: СибАДИ, 2009.

RU 2 594 025 C1

Авторы

Маслак Владимир Александрович

Гендлер Семен Григорьевич

Левина Елена Константиновна

Савенков Евгений Алексеевич

Данилов Андрей Игоревич

Даты

2016-08-10Публикация

2015-05-26Подача