СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2018 года по МПК E21F1/08 

Описание патента на изобретение RU2645042C1

1. Область техники

Изобретение относится к вентиляции станций метрополитена, обеспечивающей заданные параметры микроклимата на станции, а также ограничение распространения продуктов горения по путям эвакуации.

2. Предшествующий уровень техники

Известен способ [1] вентиляции станций метрополитена в зимнее время года, когда при отрицательной температуре атмосферного воздуха проветривание выработок метрополитена осуществляется за счет подачи наружного воздуха в перегонные тоннели через вентиляционную шахту, а его удаление на поверхность - через вестибюли станции. При этом двигающийся по тоннелю в сторону станции воздух нагревается вначале за счет подмешивания циркуляционных потоков, а затем в результате теплообмена с поверхностью обделки.

Библиографические данные: [1] Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Недра, 1975, 568 с. Табл. 105, ил. 182, список лит. - 78 назв. (стр. 37, абз. Системы вентиляции с искусственным побуждением).

Известен способ [2] вентиляции метрополитена, в котором организуется однонаправленное движение воздуха по тоннелям за счет поршневого эффекта с принудительной рециркуляцией между станциями смеси наружного и тоннельного воздуха.

Библиографические данные: [2] СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА [Текст]: пат. 2462595 Рос. Федерация: E21F 1/08 (2006.01) / Елгаев Сергей Григорьевич (RU), Ершов Александр Владимирович (RU), Земельман Александр Маркович (RU), Королев Евгений Григорьевич (RU), Мутушев Михаил Адольфович (RU); заявитель и патентообладатель: Открытое акционерное общество "Трансинжстрой" (RU); - №2011144085; заявл. 01.11.2011; опубл. 27.09.2012. Бюл. №27.

Сложность эксплуатации и высокая стоимость системы термодинамической обработки большого количества воздуха требует обустройства дополнительных зон для размещения капитальных сооружений, применения дополнительного оборудования (чиллеров, секций увлажнения и обеззараживания воздуха и т.п.).

Наиболее близким решением по технической сущности и совокупности технических признаков является способ [3] вентиляции станции, включающий подачу потока воздуха из тоннелей, при выезде поезда на платформу, и рассредоточенного удаления воздуха по вентиляционному каналу, расположенному под сводом платформы, подведенного из тоннеля, по которому поезд приходит на платформу. Забор воздуха в вентиляционный канал происходит под действием поршневого эффекта или поршневого эффекта и дополнительного вентилятора.

Библиографические данные: [3] СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [Текст]: пат. 2608962 Рос. Федерация: E21F 1/00 (2006.01) / Ракинцев Юрий Михайлович (RU), Ракинцев Дмитрий Юрьевич (RU); заявитель и патентообладатель: Ракинцев Юрий Михайлович (RU), Ракинцев Дмитрий Юрьевич (RU); - № 2015139535; заявл. 17.09.2015; опубл. 27.01.2017. Бюл. №3.

В способе [3] отсутствует возможность регулирования воздухообмена в центре платформы станции во время движения поездов, т.к. циркуляционные потоки воздуха имеют импульсный характер. Дополнительно, способ не обеспечивает ограничение распространения продуктов горения по путям эвакуации в случае задымления на станции.

В части устройства в известном решении [3] для всасывания и удаления воздуха используют вытяжные отверстия - тоннели, станционную вытяжную вентиляционную шахту с подплатформенным воздуховодом, снабженным отверстиями для рассредоточенного удаления отработанного воздуха через подплатформенное пространство, что позволяет принять решение [3] в качестве ближайшего аналога технического решения в части устройства.

Однако вентиляционный канал и дополнительный вентилятор располагаются над подвижным составом, тем самым создавая опасность повреждения подвижного состава, угрозу безопасности и здоровью пассажиров.

3. Раскрытие сущности изобретения

3.1. Технический результат

Задачей группы технических решений является устранение вышеуказанных проблем, обеспечение и поддержание нормируемых параметров микроклимата на станциях метрополитена, ограничение распространения продуктов горения по путям эвакуации.

Обобщенный технический результат - поддержание нормируемых параметров микроклимата на станциях метрополитена, обеспечение возможности регулирования воздухообмена в центре платформы станции во время движения поездов, ограничение распространения продуктов горения по путям эвакуации в случае задымления на станции.

Технический результат обеспечивается тем, что способ вентиляции и дымоудаления включает подачу на станцию поршневого потока из тоннелей, рассредоточенное удаление отработанного воздуха станционной вентиляционной шахтой. В штатном режиме циркуляционный воздух, поступающий из перегонного тоннеля, удаляют одновременно из верхней и нижней зон платформы через равномерно распределенные по длине платформы отверстия, выполненные в верхнем и нижнем вентиляционных каналах, при открытом клапане нижнего вентиляционного канала. Затем воздух, поступающий из верхнего и нижнего вентиляционных каналов, удаляют с помощью вентилятора тоннельной вентиляции на поверхность через вентиляционную шахту.

В соответствии с частными случаями осуществления способ имеет следующие особенности.

В режиме дымоудаления нижний вентиляционный канал в автоматическом режиме перекрывают вентиляционным клапаном с электроприводом, а удаление продуктов горения осуществляют только через верхний вентиляционный канал, ограничивая распространение продуктов горения по путям эвакуации.

Технический результат обеспечивается также тем, что устройство вентиляции и дымоудаления на станциях метрополитена включает приточные и вытяжные отверстия - тоннели, станционную вытяжную вентиляционную шахту с подплатформенным воздуховодом. Верхний и нижний вентиляционные каналы расположены над и под платформой за пределами габаритов подвижного состава. При этом площадь сечения вентиляционного канала над платформой F1=14 м2 и площадь сечения канала под платформой F2=16 м2. В стенках вентиляционных каналов выполнены равномерно расположенные вентиляционные отверстия площадью 4 м2 в канале над платформой и площадью 0,5-1,0 м2 в канале под платформой. Вентиляционный канал в нижней зоне оборудован вентиляционным клапаном с электроприводом.

4. Краткое описание чертежей

Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена поясняется следующими чртежами:

фиг. 1 - схема работы системы вентиляции в штатном режиме при удалении воздуха из верхней и нижней зон платформенного участка;

фиг. 2 - схема работы системы вентиляции в штатном режиме при подаче воздуха в верхнюю зону платформенного участка;

фиг. 3 - схема работы системы вентиляции при задымлении на платформенном участке, где:

1 - вестибюль станции;

2 - платформа станции;

3 - перегонный тоннель;

4 - верхний вентиляционный канал в зоне над платформой;

5 - нижний вентиляционный канал в зоне под платформой;

6 - вентиляционное отверстие;

7 - направление движения воздуха;

8 - вентиляционный клапан с электроприводом;

9 - станционная вентиляционная камера;

10 - вентилятор тоннельной вентиляции;

11 - станционная вентиляционная шахта;

12 - очаг задымления на станции.

5. Осуществление изобретения

Предлагаемый способ вентиляции и дымоудаления на станциях метрополитена включает подачу на станцию поршневого потока из тоннелей и рассредоточенное удаление отработанного воздуха станционной вентиляционной шахтой.

В отличие от известного технического решения в представленном способе вентиляции и дымоудаления в штатном режиме циркуляционный воздух, поступающий из перегонного тоннеля, удаляют одновременно из верхней и нижней зон платформы через равномерно распределенные по длине платформы отверстия, выполненные в верхнем и нижнем вентиляционных каналах, при открытом клапане нижнего вентиляционного канала. Затем воздух, поступающий из верхнего и нижнего вентиляционных каналов, удаляют с помощью вентилятора тоннельной вентиляции на поверхность через вентиляционную шахту. В режиме дымоудаления нижний вентиляционный канал в автоматическом режиме перекрывают вентиляционным клапаном с электроприводом, а удаление продуктов горения осуществляют только через верхний вентиляционный канал, ограничивая распространение продуктов горения по путям эвакуации.

Устройство вентиляции и дымоудаления на станциях метрополитена включает приточные и вытяжные отверстия - тоннели, станционную вытяжную вентиляционную шахту с подплатформенным воздуховодом.

В отличие от известного технического решения вентиляционные каналы расположены над и под платформой за пределами габаритов подвижного состава с площадью сечения вентиляционного канала над платформой F1=14 м2 и площадью сечения канала под платформой F2=16 м2. В стенках вентиляционных каналов выполнены равномерно расположенные вентиляционные отверстия площадью 4 м2 в канале над платформой и площадью 0,5-1,0 м2 в канале под платформой. Вентиляционный канал в нижней зоне оборудован вентиляционным клапаном с электроприводом.

6. Наилучший вариант осуществления изобретения

Для реализации заявляемого способа выполняются вентиляционные каналы 4 и 5 в строительном исполнении, расположенные над и под платформой 2 за пределами габаритов подвижного состава (Фиг. 1). Площадь сечения вентиляционного канала 4 над платформой F1=14 м2; площадь сечения канала 5 под платформой F2=16 м2. В стенках вентиляционных каналов выполнены вентиляционные отверстия 6: в канале 4 над платформой площадью 4 м2, в канале 5 под платформой площадью 0,5-1,0 м2.

Вентиляционный канал 5 в нижней зоне оборудован вентиляционным клапаном с электроприводом 8.

Верхний 4 и нижний 5 вентиляционные каналы объединяются в станционной вентиляционной камере 9.

В штатном режиме вентиляции циркуляционный воздух 7, поступающий из перегонного тоннеля 3 под действием поршневого эффекта на платформенный участок 2, удаляется через отверстия 6 в верхнем 4 и нижнем 5 вентиляционных каналах, равномерно распределенные по длине платформы 2. Клапан 8 открыт. Тем самым на платформенном участке 2 не образуются зоны с нарушенным воздухообменом (застойные зоны). Верхний 4 и нижний 5 вентиляционные каналы объединяются в станционной вентиляционной камере 9 и далее вентилятором 10 воздух удаляется на поверхность через вентиляционную шахту 11.

В теплый период года при превышении температуры воздуха в платформенном зале станции выше нормативной (+28°С) предусмотрена подача наружного воздуха только в верхнюю зону платформенного участка (Фиг. 2), нижний вентиляционный канал 5 перекрывается вентиляционным клапаном 8.

В режиме дымоудаления (Фиг. 3) нижний вентиляционный канал 5 перекрывается вентиляционным клапаном 8, а удаление продуктов горения осуществляется только через верхний вентиляционный канал 4, ограничивая распространение продуктов горения по путям эвакуации.

Таким образом, использование данного способа и системы вентиляции станций метрополитена позволяет обеспечить нормативные параметры микроклимата в пассажирских помещениях и улучшить проветривание платформы станции.

Устройство при реализации заявляемого способа для удаления воздуха из платформенного участка (2) может включать устройство с центральным осевым вентилятором (10). Для транспортировки удаляемого воздуха используют вентиляционные каналы в строительном исполнении над (4) и под (5) платформой (2). Для перекрывания подплатформенного вентиляционного канала (5) в режиме дымоудаления применяют клапан вентиляционный КПВС с электроприводом (8).

Похожие патенты RU2645042C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2648137C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ПРИ РАБОТЕ В ШТАТНОМ И АВАРИЙНОМ РЕЖИМАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2701012C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОТЕРМАЛЬНОГО ТЕПЛА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГРУНТОВ ВОКРУГ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2018
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2683059C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
Способ удаления дыма при пожаре в двухпутном перегонном тоннеле метрополитена 2020
  • Данилов Андрей Игоревич
  • Сиваков Иван Анатольевич
  • Чижиков Владимир Петрович
RU2742390C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Маслак Владимир Александрович
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Левина Елена Константиновна
  • Савенков Евгений Алексеевич
  • Данилов Андрей Игоревич
RU2594025C1
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
Способ регулирования теплового режима тоннелей метрополитена 1988
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
  • Быстрова Татьяна Сергеевна
SU1567793A1
ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2023
  • Рубинчик Эдуард Борисович
  • Джантимиров Христофор Авдеевич
  • Звездов Андрей Иванович
  • Новиков Андрей Евгеньевич
  • Панкратенко Александр Никитович
  • Рубинчик Дмитрий Александрович
  • Рудометкин Владимир Викторович
RU2808273C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 645 042 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к вентиляции станций метрополитена, обеспечивающей заданные параметры микроклимата на станции, а также ограничение распространения продуктов горения по путям эвакуации. Способ включает подачу на станцию поршневого потока из тоннелей, рассредоточенное удаление отработанного воздуха через подплатформенное пространство станционной вентиляционной шахтой. В штатном режиме циркуляционный воздух, поступающий из перегонного тоннеля, удаляют одновременно из верхней и нижней зон платформы через равномерно распределенные по длине платформы отверстия, выполненные в верхнем и нижнем вентиляционных каналах, при открытом клапане нижнего вентиляционного канала. Затем воздух, поступающий из верхнего и нижнего вентиляционных каналов, удаляют с помощью вентилятора тоннельной вентиляции на поверхность через вентиляционную шахту. В режиме дымоудаления нижний вентиляционный канал в автоматическом режиме перекрывают вентиляционным клапаном с электроприводом, а удаление продуктов горения осуществляют только через верхний вентиляционный канал, ограничивая распространение продуктов горения по путям эвакуации. Устройство вентиляции и дымоудаления на станциях включает приточные и вытяжные отверстия - тоннели, станционную вытяжную вентиляционную шахту с подплатформенным воздуховодом. Устройство включает вентиляционные каналы, расположенные над и под платформой за пределами габаритов подвижного состава, с площадью сечения вентиляционного канала над платформой F1=14 м2 и площадью сечения канала под платформой F2=16 м2. В стенках вентиляционных каналов выполнены равномерно расположенные вентиляционные отверстия площадью 4 м2 в канале над платформой, и площадью 0,5-1,0 м2 в канале под платформой, при этом вентиляционный канал в нижней зоне оборудован вентиляционным клапаном с электроприводом. Технический результат - поддержание нормируемых параметров микроклимата на станциях метрополитена с двухпутными тоннелями, обеспечение возможности регулирования воздухообмена в центре платформы станции во время движения поездов, ограничение распространения продуктов горения по путям эвакуации в случае задымления на станции. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 645 042 C1

1. Способ вентиляции и дымоудаления на станциях метрополитена, включающий подачу на станцию поршневого потока из тоннелей, рассредоточенное удаление отработанного воздуха через подплатформенное пространство станционной вентиляционной шахтой, отличающийся тем, что в штатном режиме циркуляционный воздух, поступающий из перегонного тоннеля, удаляют одновременно из верхней и нижней зон платформы через равномерно распределенные по длине платформы отверстия, выполненные в верхнем и нижнем вентиляционных каналах при открытом клапане нижнего вентиляционного канала, затем воздух, поступающий из верхнего и нижнего вентиляционных каналов, удаляют с помощью вентилятора тоннельной вентиляции на поверхность через вентиляционную шахту, в режиме дымоудаления нижний вентиляционный канал в автоматическом режиме перекрывают вентиляционным клапаном с электроприводом, а удаление продуктов горения осуществляют только через верхний вентиляционный канал, ограничивая распространение продуктов горения по путям эвакуации.

2. Устройство вентиляции и дымоудаления на станциях метрополитена, включающее приточные и вытяжные отверстия - тоннели, станционную вытяжную вентиляционную шахту с подплатформенным воздуховодом, отличающееся тем, что вентиляционные каналы расположены над и под платформой за пределами габаритов подвижного состава с площадью сечения вентиляционного канала над платформой F1=14 м2 и площадью сечения канала под платформой F2=16 м2, в стенках вентиляционных каналов выполнены равномерно расположенные вентиляционные отверстия площадью 4 м2 в канале над платформой и площадью 0,5-1,0 м2 в канале под платформой, при этом вентиляционный канал в нижней зоне оборудован вентиляционным клапаном с электроприводом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2645042C1

СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
Установка для наполнения камер пневматических шин сжатым воздухом 1958
  • Соколов В.А.
  • Титов В.И.
SU116895A1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ 2008
  • Маронджу Лучио
RU2471074C2
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Маслак Владимир Александрович
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Левина Елена Константиновна
  • Савенков Евгений Алексеевич
  • Данилов Андрей Игоревич
RU2594025C1
Ручной прибор для письма шрифтом Брайля 1955
  • Вельяшев Л.И.
  • Калинин М.И.
SU103818A1
Способ выделения продуктов прямого синтеза метилхлорсиланов 1960
  • Гришин А.Ф.
  • Дьячков М.А.
  • Ермакова А.О.
  • Морозов Н.Г.
  • Морозова Л.П.
  • Ростунов В.Ф.
SU141153A1
CN 202325612 U, 11.07.2012
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ИЗНОСА ШАРОВЫХ КРАНОВ 2000
  • Седых А.Д.
  • Левитский Д.Н.
  • Михайлычев В.Н.
  • Парфенов К.В.
  • Михайлычев А.В.
RU2165046C1

RU 2 645 042 C1

Авторы

Ажнов Глеб Иванович

Данилян Арсений Валерьевич

Кузнецов Андрей Александрович

Синцов Алексей Анатольевич

Юрасова Ирина Генриховна

Даты

2018-02-15Публикация

2017-04-21Подача