ОПОРА ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2016 года по МПК F02C7/06 F16C19/22 

Описание патента на изобретение RU2596902C1

Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в конструкции газотурбинных установок, в частности в элементах опор и опорных подшипников.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является опора турбины высокого давления, содержащая корпус подшипника с силовыми спицами, закрепленными на корпусе турбины, наружное кольцо подшипника, установленное в корпусе между упорным буртом и гайкой, и роликоподшипник, взаимодействующий с ротором турбины /RU 2681 U1, МПК F02C 7/06. Опубликовано: 20.12.2002 г./

Недостатком данной конструкции является то, что наружное кольцо роликоподшипника устанавливается непосредственно в корпус подшипника и зажимается гайкой. При остановке, когда масло не поступает на подшипник, происходит подклинивание подшипника, так как масляные насосы имеют привод от ротора турбины высокого давления (ТВД), который останавливается ранее ротора турбины низкого давления (ТНД), отворачивается гайка, и кольцо подшипника, имеющее большую твердость, проворачивается в корпусе подшипника, происходит износ посадочного диаметра корпуса. После нескольких остановок появляется повышенная вибрация, изделие снимается с эксплуатации и поступает в ремонт.

Задачей изобретения является улучшение работоспособности подшипника опоры турбины высокого давления.

Ожидаемый технический результат - увеличение ресурса работы подшипника опоры и снижение возможности его разрушения при сохранении габаритов и экономичности двигателя.

Технический результат достигается тем, что известная опора турбины высокого давления, содержащая корпус подшипника с силовыми спицами, закрепленными на корпусе турбины, наружное кольцо подшипника, установленное в корпусе между упорным буртом и гайкой, и роликоподшипник, взаимодействующий с ротором турбины, согласно изобретению снабжена промежуточным кольцом из материала с твердостью, соизмеримой с твердостью наружного кольца подшипника, на одном из торцов промежуточного кольца выполнены выступы, а в упорном бурте выполнены ответные выступам пазы, промежуточное кольцо установлено между корпусом и наружным кольцом, при этом выступы кольца входят в пазы в упорном бурте.

Промежуточное кольцо, установленное между наружным кольцом роликоподшипника и корпусом подшипника, обладает твердостью по Роквеллу, соизмеримой с твердостью наружного кольца подшипника. Твердость промежуточного кольца не должна отличаться от твердости наружного кольца подшипника более чем на 2…3 HRC, что позволяет избежать ощутимого износа внутренней поверхности корпуса подшипника при проворачивании наружного кольца. Для предотвращения проворачивания на одном торце промежуточного кольца предусмотрено выполнение выступов, которые при установке кольца входят в пазы, выполненные под них в упорном бурте корпуса. Количество выступов на промежуточном кольце определяется из условия работы выступов без врезания в боковую поверхность пазов бурта корпуса подшипника при различной мощности двигателей. Для двигателей среднего диапазона мощностей оптимальным является наличие на промежуточном кольце 10…16 выступов. При использовании в кольце менее 10 выступов в некоторых случаях возможно врезание выступов в боковую поверхность пазов, а при количестве выступов более 16 увеличивается трудоемкость изготовления кольца.

Фиг. 1 - продольное сечение опоры.

Фиг. 2 - кольцо с буртиками.

Опора (ТВД) состоит из корпуса подшипника 1 с упорным буртом 2, в котором выполнены пазы 3, промежуточного кольца 4 с выступами 5, роликоподшипника 6 с наружным кольцом 7, гайки 8, ротора турбины высокого давления 9.

При сборке выступы 5 кольца 4 устанавливаются в пазы 3 бурта 2 корпуса подшипника 1.

При работе ротор 9 газотурбинной установки вращается на роликоподшипнике 6, который обеспечивается смазкой от насосов в штатном режиме. При остановке двигателя, когда масло не подается на подшипник по причине отключения насосов, ротор по инерции продолжает вращаться. Ролики подклинивают наружное кольцо 7 подшипника, которое проворачивается относительно промежуточного кольца 4, но износа колец не происходит, так как они имеют соизмеримую твердость и на кольце остается лишь осветление поверхности.

Применение изобретения позволяет обеспечить бесперебойную работу газотурбинной установки, исключить возникновение критических вибраций после нескольких возникающих в процессе эксплуатации и плановых остановок и увеличить межремонтный ресурс на 50000 часов.

Похожие патенты RU2596902C1

название год авторы номер документа
Сопловый аппарат турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД) (варианты) и лопатка соплового аппарата ТНД (варианты) 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Рябов Евгений Константинович
  • Золотухин Андрей Александрович
RU2691203C1
Опора турбины высокого давления 2015
  • Ахадов Суад Вахидович
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Канахин Юрий Александрович
RU2612546C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
Способ охлаждения соплового аппарата турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя и сопловый аппарат ТНД, охлаждаемый этим способом, способ охлаждения лопатки соплового аппарата ТНД и лопатка соплового аппарата ТНД, охлаждаемая этим способом 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2691202C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Райков Юрий Васильевич
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2482303C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2225523C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Бояров Константин Владиславович
RU2579646C1
ТУРБИНА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Браудэ Александр Владиславович
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Канахин Юрий Александрович
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2534339C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 596 902 C1

Реферат патента 2016 года ОПОРА ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к энергетике. Предложена опора турбины высокого давления, содержащая корпус подшипника с силовыми спицами, закрепленными на корпусе турбины, наружное кольцо подшипника, установленное в корпусе между упорным буртом и гайкой, и роликоподшипник, взаимодействующий с ротором турбины. При этом опора снабжена промежуточным кольцом из материала с твердостью, соизмеримой с твердостью наружного кольца подшипника, на одном из торцов промежуточного кольца выполнены выступы, а в упорном бурте выполнены ответные выступам пазы, промежуточное кольцо установлено между корпусом и наружным кольцом, при этом выступы кольца входят в пазы в упорном бурте. Изобретение позволяет обеспечить бесперебойную работу газотурбинной установки, исключить возникновение критических вибраций после нескольких возникающих в процессе эксплуатации и плановых остановок и увеличить межремонтный ресурс на 50000 часов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 596 902 C1

Опора турбины высокого давления, содержащая корпус подшипника с силовыми спицами, закрепленными на корпусе турбины, наружное кольцо подшипника, установленное в корпусе между упорным буртом и гайкой, и роликоподшипник, взаимодействующий с ротором турбины, отличающаяся тем, что она снабжена промежуточным кольцом из материала с твердостью, соизмеримой с твердостью наружного кольца подшипника, на одном из торцов промежуточного кольца выполнены выступы, а в упорном бурте выполнены ответные выступам пазы, промежуточное кольцо установлено между корпусом и наружным кольцом, при этом выступы кольца входят в пазы в упорном бурте.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2596902C1

Автоматические гидростатические весы 1930
  • Охоцкий Р.А.
SU26819A1

RU 2 596 902 C1

Авторы

Буцкий Александр Анатольевич

Зыкунов Юрий Иосифович

Канахин Юрий Александрович

Максимов Вадим Васильевич

Даты

2016-09-10Публикация

2015-10-06Подача