Известна дорожная полимерцементогрунтовая смесь (пат. №2373321, кл. МПК Е01С 7/36, «Дорожная полимерцементогрунтовая смесь», з. 19.05.2008 г., опубл. 20.11.2009 г.), относящаяся преимущественно к строительству автомобильных дорог, содержит, мас. % (на сухое): грунт 90, цемент 9,35-9,4, латекс СКС-65ГП 0,5, механоактивированная целлюлоза 0,1-0,15.
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является смесь для грунтобетона, относящаяся к стройматериалам, а именно к грунтобетонам, применяемым для стабилизации глинистых грунтов в дорожных основаниях (Пат. №2392244, кл. МПК С04В 28/04 С04В 14/10 С04В 111/20, «Смесь для грунтобетона», 3.02.04.2009 г., опубл. 20.06.2010 г.), содержит, мас. %: глинистый грунт - 78-83, портландцемент - 4-8, химическую добавку - ферментный препарат " Дорзин" - 0,03-0,06, вода - остальное.
Недостатком известной смеси для грунтобетонов является недостаточная несущая способность грунтового основания, приводящая к преждевременным остаточным деформациям и трещинообразованием.
Задачей заявляемого изобретения является повышение несущей способности, обеспечивая необратимое изменение физико-механических свойств грунта с повышением прочности, водостойкости и морозостойкости для устройства верхних рабочих слоев дорожных оснований.
Техническая задача достигается тем, что дорожная полимермодифицированная смесь содержит: глинистый грунт, гидравлическое вяжущее, полимерную эмульсию и воду, при этом в качестве полимерной эмульсии она содержит стабилизатор грунта «ДС-35», а в качестве гидравлического вяжущего - портландцемент М400, при следующем соотношении компонентов, масс.%:
Стабилизатор грунта «ДС-35» представляет собой водную дисперсию стирол акрилового сополимера с низковязкой средой, без содержания растворителей и пластификаторов, полученный путем полимеризации мономеров в жидкой фазе с определенной рецептурой и технологией производства (физические характеристики приведены в табл. №1).
С введением полимерной эмульсии стабилизатора «ДС-35» в глинистый грунт в оптимальном соотношении, подобранном путем подбора состава смесей совместно с гидравлическим вяжущим, вступая в реакцию с химически связанной водой в глинообразующих минералах, сополимерный модификатор образует химически стойкие и прочные соединения, придающие грунту более высокую плотность, с образованием первично структурного каркаса из двойных солей и гидратов и гидроксисолей, обрастающего гидросиликатами кальция, и в конечном итоге создавая камнеподобный материал очень высокой прочности и очень низкой водопоглощающей способности.
Для более подробного изучения влияния полимерной эмульсии - стабилизатора «ДС-35» на свойства глинистых грунтов, в лабораторных условиях был проведен подробный анализ физико-механических свойств глинистых грунтов (табл. №2), который показал, что данные глинистые грунты, согласно ГОСТ 25100-95, по содержанию песчаных частиц и числу (интервалу) пластичности относятся к следующим видам: 1- супесь пылеватая; 2 - суглинок тяжелый пылеватый; 3 - глина легкая пылеватая; 4 - суглинок легкий пылеватый. Из результатов экспериментальных исследований вышесказанных грунтов были разработаны составы дорожной полимермодифицированной смеси (табл. №3), где оптимальный расход (концентрации) полимерной эмульсии - стабилизатора «ДС-35» составил от 0,42-0,49% от массы грунта, испытания которых проходили из оптимального расхода по наибольшей плотности сухого грунта при стандартном уплотнении согласно ГОСТ 22733-2002. В качестве гидравлического вяжущего результаты испытаний показали, что оптимальное количество цемента колеблется от 4-8%, от массы грунта. После чего в лабораторных условиях формовались цилиндрические образцы, подготовленные путем подбора составов смесей (табл. №3) в формах, с диаметром и высотой 50,5 мм, методом прессования под нагрузкой 15 МПа в течение 3 минут, далее образцы извлекались, хранились в условиях естественной влажности при 20-25°С, необходимого до испытания времени.
Испытания, проведенные на физико-механические свойства полимермодифицированной смеси в возрасте 7, 14, 28 суток (табл. №4). Анализ на примере, приведенном в табл. №4 данных, показывает, что образцы из исследуемого грунта супеси пылеватой, укрепленной 4% цемента и 0,49% стабилизатора «ДС-35» в 7-ми суточном возрасте, согласно ГОСТ 23558-94 соответствуют марке по прочности на сжатие М60, в 14-ти и 28-м суточном возрасте соответствуют марке М75.
Применение заявляемого изобретения позволяет получать прочные структурообразующие во времени основания, с повышенной и равномерной устойчивостью дорожного полотна в процессе эксплуатации.
Литература
1. Химическая стабилизация грунтов / Марков Л.А., Огнева Н.Е., Парфенов А.П., Петрашев А.П., Подпилская В.П., Пугачев Б.В., Черкасов И.И. и др. - М., 1960.
2. Улучшение свойств грунтов поверхностно-активными и структурообразующими веществами / Марков Л.А., Парфенов А.П., Петрашев А.П., Пугачев Б.В., Черкасов И.И. и др. - М.: Автотрансиздат, 1963.
3. Адсорбция на глинистых минералах / Овчаренко Ф.Д., Тарасевич Ю.И. - Киев: 1975
4. Гидрофильность глин и глинистых минералов / Овчаренко Ф.Д. - Киев: Издательство АН УССР, 1961.
5. Стабилизация илистого песка с помощью нетрадиционных добавок / Р.Л. Сантони, Дж. С. Тингл и С.Л. Вебстер Отчет о транспортных исследованиях, Комиссия по анализу результатов испытаний, Национальный исследовательский совет. Вашингтон, округ Колумбия, стр. 33-41, 2003 год.
6. Химическая стабилизация мелкого фунта с неблагоприятным гранулометрическим составом с помощью эпоксидной смолы / А. Аджаи-Маджеби, У.А. Гриссом, Л.С. Смит и Е.Е. Джоунз. Отчет о транспортных исследованиях 1295, Комиссия по анализу результатов испытаний, Национальный исследовательский совет. Вашингтон, округ Колумбия, 1991 год.
7. Некоторые виды применения эмульсий. Коллоиды и поверхности / М. Чэппат Часть А: Физико-химические и инженерные аспекты, 91, 1994 год, стр. 57-77.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМЕСЬ ДЛЯ ГРУНТОБЕТОНА | 2009 |
|
RU2392244C1 |
Полимерный стабилизатор грунта, применяемый для укрепления и стабилизации грунтов при промышленном и гражданском строительстве, и полимерцементогрунтовая смесь | 2020 |
|
RU2745437C1 |
СОСТАВ ГРУНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ, ГРУНТОБЕТОННОЕ ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, СПОСОБ ЕГО УСТРОЙСТВА | 2010 |
|
RU2445285C2 |
ГРУНТОБЕТОН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ | 2022 |
|
RU2793766C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НИЖНЕГО СЛОЯ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 2011 |
|
RU2468139C2 |
ГРУНТОБЕТОН ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА | 2022 |
|
RU2795808C1 |
ГРУНТОБЕТОН ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА | 2022 |
|
RU2810657C1 |
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ | 2009 |
|
RU2400593C1 |
Укрепленный глинистый грунт | 2017 |
|
RU2645316C1 |
Регенерируемая грунтовая смесь | 2022 |
|
RU2792506C1 |
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть применено для стабилизирования верхних рабочих слоев грунтовых оснований дорожных одежд. Дорожная полимермодифицированная смесь содержит, масс.%: глинистый грунт - 62-86, портландцемент М400 - 4-8, «ДС-35» - 0,3-0,6, вода - остальное. Технический результат: видоизменение физико-химической структуры глинистых грунтов дорожных оснований, способствующих повышению прочности на сжатие, прочности на растяжение при изгибе, увеличению морозостойкости, повышение плотности основания путем сокращения водопоглощения. 4 табл.
Дорожная полимермодифицированная смесь содержит: глинистый грунт, гидравлическое вяжущее - портландцемент М400, полимерную эмульсию и воду, отличающаяся тем, что в качестве полимерной эмульсии она содержит стабилизатор грунта «ДС-35» при следующем соотношении компонентов, масс. %:
СМЕСЬ ДЛЯ ГРУНТОБЕТОНА | 2009 |
|
RU2392244C1 |
RU 2012135869 C1, 21.04.2012 | |||
Композиция для устройства оснований и покрытий дорожных одежд | 1984 |
|
SU1239203A1 |
KR 940002028 B1, 14.03.1994 | |||
БИБЛИОТЕКА i | 0 |
|
SU302139A1 |
Авторы
Даты
2016-09-10—Публикация
2013-07-19—Подача