КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СМЕЩЕННОЙ ШАТУННОЙ ШЕЙКОЙ Российский патент 2016 года по МПК F02B75/32 F01B9/02 

Описание патента на изобретение RU2597703C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (тепловых машинах). Предлагаемое устройство применимо в автомобильном, водном и воздушном транспорте.

Известен дезаксиальный кривошипно-шатунный механизм, содержащий кривошип и ползун с направляющей осью, не проходящей через ось вращения кривошипа, шарнирно соединенные с шатуном (Двигатели внутреннего сгорания. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов / В.Н. Луканин, И.В. Алексеев и др. - М.: Высш. шк., 2007. - 400 с.).

Недостатком известного дезаксиального кривошипно-шатунного (КШМ) механизма является низкий КПД (эффективность) передачи сил на вращательное движение кривошипа по причине не выполнения механизма с определенными параметрами, в пределах которых выявлены ранее не известные для него положительные признаки.

Наиболее близким по конструкции аналогом к заявленному относится устройство «Аксиальный кривошипно-шатунный механизм поршневого двигателя внутреннего сгорания», описанное в патенте (RU 2230207 МПК F02B 75/32 от 27.01.2004), содержащее, коленчатый вал с шатунной шейкой, шатун, поршень, эксцентрик, малую и большую шестерни, причем шатунная шейка коленчатого вала соединена с шатуном посредством эксцентрика, а эксцентрик снабжен малой шестерней, выполненной с ним заодно, и имеет с ней общую ось вращения, при этом эксцентрик с малой шестерней расположены на оси шатунной шейки коленчатого вала таким образом, что малая шестерня эксцентрика входит в постоянное зацепление с большой шестерней, неподвижно установленной в блоке двигателя и имеющей радиус вдвое больше, чем радиус малой шестерни, отличающийся тем, что радиус эксцентрика относится к радиусу коленчатого вала в соотношении 1:5.

Однако данный кривошипно-шатунный механизм при работе не позволяет обеспечить высокую надежность двигателя и ресурс КШМ, потому что обладает сложным механизмом.

Техническим результатом данного изобретения является повышение ресурса КШМ, вращающего момента на валу двигателя и упрощение конструкции механизма.

Это достигается тем, что кривошипно-шатунный механизм выполнен со смещением оси кривошипной головки от оси поршня и оси симметрии кривошипа на угол, равный 10°.

Предлагаемое смещение позволяет в верхней мертвой точке получить вращающий момент коленчатого вала за счет разложения сил в шатунной шейке коленчатого вала, образующих вращающий момент относительно оси коленчатого вала.

На чертеже схематически изображен общий вид устройства кривошипно-шатунного механизма со смещенной шатунной шейкой. Устройство содержит: рабочий цилиндр 1, шарнирно связанные между собой поршень 2 с поршневым пальцем 4, шатун 7 и кривошип коленчатого вал 5, в котором ось кривошипной головки 6 жестко связана с кривошипом, смещена от оси поршня 3 и оси симметрии кривошипа на угол, равный 10°, обеспечивающий силовое воздействие на ось кривошипа в мертвых точках.

Работа предложенного кривошипно-шатунного механизма со смещенной шатунной шейкой четырехтактного ДВС осуществляется следующим образом.

Известно, что кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное коленчатого вала. Во время рабочего хода на поршень воздействует суммарная сила Ps от сил давления газов и инерциальных сил, которая на оси поршневого пальца разлагается на две составляющие: силу N действующую перпендикулярно оси цилиндра, и силу S действующую по оси шатуна.

В верхней мертвой точке шатун становится в вертикальное положение, при этом вдоль оси шатуна действует только сила Ps, которая на шатунной шейке будет разлагаться по прямой, соединяющей шатунную шейку с кривошипом T1 и перпендикулярную ей силу К1, действующую по радиусу. Сила Т1, действуя по касательной, образует с радиусом кривошипа вращающий момент Мкр.

Таким образом, в положении поршня в верхней мертвой точке образуется вращающий момент, в то же время действие суммарной силы по оси поршня не вызывает бокового износа, который наблюдается в дезаксиальных двигателях со смещенным поршневым пальцем. Отсюда и износ поршня будет равномерным и, соответственно, больше его ресурс.

Кроме того, по сравнению с прототипом устройство КШМ проще: имеется смещенная шатунная шейка и нет никаких дополнительных деталей, усложняющих конструкцию.

Похожие патенты RU2597703C1

название год авторы номер документа
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Грабовский Андрей Александрович
RU2382891C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО ЦИКЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2623334C2
АКСИАЛЬНЫЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Спащенко В.Н.
RU2230207C2
БЕСШАТУННЫЙ ОППОЗИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Савицкий Владимир Яковлевич
  • Дьячков Юрий Алексеевич
RU2482301C1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕНЕНИЯ РАДИУСА КРИВОШИПА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Важенин Юрий Иванович
RU2595993C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ УКОЛОВА 2005
  • Уколов Владимир Николаевич
RU2296234C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ С ПРЯМОУГОЛЬНЫМ ПОРШНЕМ 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Песчанская Мария Анатольевна
  • Горшкова Оксана Олеговна
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2631475C1
Двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия эксцентриковым механизмом 2015
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2607436C1
ШАТУН ДЕЗАКСИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА 2010
  • Зулкашев Самат Сарывич
RU2442912C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 2020
  • Рудник Александр Михайлович
  • Рудник Светлана Васильевна
RU2742155C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 597 703 C1

Реферат патента 2016 года КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СМЕЩЕННОЙ ШАТУННОЙ ШЕЙКОЙ

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в кривошипно-шатунных механизмах ДВС. Кривошипно-шатунный механизм со смещенной шатунной шейкой, содержащий рабочий цилиндр, шарнирно связанные между собой поршень с поршневым пальцем, шатун и кривошип коленчатого вала, в котором ось кривошипной головки жестко связана с кривошипом, смещена от оси поршня и оси симметрии кривошипа на угол, равный 10°. Технический результат заключается в повышении мощности на единицу массы, увеличении вращающего момента двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 597 703 C1

Кривошипно-шатунный механизм со смещенной шатунной шейкой, содержащий рабочий цилиндр, шарнирно связанные между собой поршень с поршневым пальцем, шатун и кривошип коленчатого вала, отличающийся тем, что ось кривошипной головки жестко связана с кривошипом, смещена от оси поршня и оси симметрии кривошипа на угол, равный 10°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2597703C1

КРИВОШИПНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Румянцев В.П.
RU2239076C1
US 20150013648 A1, 15.01.2015
СПОСОБ УДЛИНЕНИЯ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ 2004
  • Новиков Константин Игоревич
RU2271766C2
JP 2003184501 A, 03.07.2003
FR 2866066 A1, 12.08.2005.

RU 2 597 703 C1

Авторы

Семенов Александр Алексеевич

Даты

2016-09-20Публикация

2015-09-01Подача