ШАТУН ДЕЗАКСИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА Российский патент 2012 года по МПК F16C7/02 

Описание патента на изобретение RU2442912C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области двигателестроения, а именно, для передачи усилия от поршня к коленчатому валу и наоборот в устройствах, использующих дезаксиальный вид кривошипно-шатунного механизма (КШМ).

Известен ближайший аналог/прототип заявленного изобретения, как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков. Данный аналог/прототип представляет собой классический шатун, состоящий из следующих элементов: стержня, поршневой и кривошипной головок, вкладышей головок и шатунных болтов

(Ваншейдт В.А. «Судовые двигатели внутреннего сгорания». Л., Судостроение 1977. - 392 стр.).

Недостатком классического шатуна является то, что при дезаксиальном виде КШМ, в котором ось цилиндра не проходит через ось коленчатого вала, классический шатун может быть применен при незначительных величинах/степенях дезаксиальности КШМ, при которых преимущества дезаксиального вида КШМ также незначительны и не ощутимы, или за счет увеличения длины классического шатуна при значительных величинах/степенях дезаксиальности КШМ, что приведет к увеличению как размеров КШМ в частности, так и всего устройства, куда он входит, в целом.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является возможность использовать преимущества дезаксиального вида КШМ без увеличения размеров как самого КШМ, так и всего устройства в целом, куда этот дезаксиальный КШМ с дезаксиальным шатуном входит, при любых величинах/степенях дезаксиальности КШМ.

Техническим результатом изобретения является уменьшение нормальной составляющей от избыточного давления газов на поршень и передаваемой поршнем на цилиндр при рабочем ходе поршня, с одновременным увеличением полезной тангенциальной составляющей, создающей крутящий момент на коленчатом валу, увеличение срока службы деталей цилиндро-поршневой группы КШМ и всего устройства в целом, куда этот дезаксиальный КШМ с дезаксиальным шатуном входит, а также увеличение КПД дезаксиального КШМ с дезаксиальным шатуном, так и всего устройства в целом, куда этот КШМ входит.

Упомянутая задача решается тем, что в дезаксиальном шатуне ось стержня не совпадает с осью, проходящей через оси головок дезаксиального шатуна. Смещение, изгиб оси стержня дезаксиального шатуна проходит в плоскости симметрии, перпендикулярной осям головок шатуна, а величина/степень смещения, изгиба оси стержня дезаксиального шатуна зависит от величины/степени дезаксиальности КШМ.

Получение технического результата изобретения ожидается за счет уменьшения диапазона углов отклонения оси дезаксиального шатуна, проходящего через оси головок шатуна в плоскости его симметрии от оси цилиндра во время рабочего хода, что позволяет при пиковых значениях усилий на поршень во время рабочего хода поршня уменьшить нормальную составляющую от усилий, передаваемых поршнем на цилиндр, равную произведению избыточного давления газов на поршень на тангенс угла, диапазон которых уменьшен, с одновременным увеличением полезной тангенциальной составляющей, создающей крутящий момент на коленчатом валу. Кроме того, уменьшение нормальной составляющей от избыточного давления газов на поршень и передаваемой поршнем на цилиндр приведет к увеличению срока службы как цилиндра, поршня, поршневых колец, так, соответственно, и дезаксиального КШМ с дезаксиальным шатуном, и всего устройства в целом, куда этот КШМ входит. А увеличение полезной тангенциальной составляющей, создающей крутящий момент на коленчатом валу, приведет к увеличению КПД как дезаксиального КШМ с дезаксиальным шатуном, так и всего устройства в целом, куда этот КШМ входит.

На фиг.1 представлен дезаксиальный шатун.

Дезаксиальный шатун состоит из следующих элементов: поршневой 1 и кривошипной 2 головок, вкладышей головок 3, шатунных болтов 4, а также стержня дезаксиального вида 5, у которого ось 6 стержня 5 смещена, изогнута относительно оси 7, проходящей через оси головок 1 и 2 дезаксиального шатуна, в плоскости симметрии, перпендикулярной осям головок 1 и 2 дезаксиального шатуна, причем величина/степень смещения, изгиба оси 6 стержня 5 дезаксиального шатуна зависит от величины/степени дезаксиальности КШМ. В теле дезаксиального шатуна возможны отверстия, каналы, трубки для смазки.

Дезаксиальный шатун работает следующим образом. В моменты поворота коленчатого вала фиг.2 и 3, при которых ось, проходящая через оси головок дезаксиального шатуна, касательна окружности, описанной осью кривошипной головки, шатун 1 наиболее близко подходит к цилиндру 2, но благодаря своему дезаксиальному виду, сохраняет безопасное пространство между телом дезаксиального шатуна 1 и цилиндром 2.

Похожие патенты RU2442912C1

название год авторы номер документа
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Грабовский Андрей Александрович
RU2382891C2
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СМЕЩЕННОЙ ШАТУННОЙ ШЕЙКОЙ 2015
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2597703C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО ЦИКЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2623334C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ПОРШНЯ 2002
  • Литвиненко А.М.
RU2205997C1
ПОРШНЕВОЙ ДВУХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНО ДВИЖУЩИМИСЯ ПОРШНЯМИ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2008
  • Капустин Александр Васильевич
  • Курочкин Владимир Семенович
  • Бондарь Алексей Юрьевич
  • Бондарь Антон Юрьевич
RU2379531C1
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Путинцев Сергей Викторович
  • Стрельникова Софья Сергеевна
  • Агеев Артем Геннадьевич
RU2754573C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ПОРШНЯ 2009
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Попова Татьяна Валерьевна
RU2464458C2
УСТРОЙСТВО ИЗМЕНЕНИЯ РАДИУСА КРИВОШИПА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Важенин Юрий Иванович
RU2595993C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ С ПРЯМОУГОЛЬНЫМ ПОРШНЕМ 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Песчанская Мария Анатольевна
  • Горшкова Оксана Олеговна
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2631475C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОПЛИВНО-МОЩНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Федоров Алексей Акимович[By]
  • Милей Сергей Юрьевич[By]
  • Кузьмин Вячеслав Юрьевич[By]
  • Ахметов Александр Ахметович[Ru]
  • Федоров Юрий Михайлович[Ru]
RU2038497C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 442 912 C1

Реферат патента 2012 года ШАТУН ДЕЗАКСИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шатунам. Шатун дезаксиального механизма содержит стержень, шатунную и кривошипные головки, вкладыши головок, болты. Ось стержня изогнута относительно оси, проходящей через оси головок шатуна в плоскости, перпендикулярной осям головок шатуна. Величина изгиба стержня оси стержня зависит от величины дезаксиальности кривошипно-шатунного механизма. Решение направлено на улучшение массо-габаритных характеристик устройства. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 442 912 C1

Шатун дезаксиального механизма, содержащий следующие элементы: стержень, шатунную и кривошипную головки, вкладыши головок, шатунные болты, отличающийся тем, что ось стержня смещена, изогнута относительно оси, проходящей через оси головок шатуна, в плоскости симметрии, перпендикулярной осям головок шатуна, причем величина или степень смещения изгиба оси стержня зависит от величины или степени дезаксиальности кривошипно-шатунного механизма.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2442912C1

КОЛЕНЧАТЫЙ ШАТУН 1990
  • Джуренко Владимир Климентьевич
RU2011900C1
Способ сборки подшипников скольжения 1983
  • Снеговский Федор Павлович
  • Молчанов Алим Алексеевич
  • Дмитрук Николай Николаевич
SU1184636A1
EP 1462631 A1, 29.09.2004
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Дюжаков В.Ф.
  • Миронычев М.А.
  • Голубцов В.В.
RU2243431C2
Ваншейдт В.А
Судовые двигатели внутреннего сгорания
- Л.: Судостроение, 1977, с.392.

RU 2 442 912 C1

Авторы

Зулкашев Самат Сарывич

Даты

2012-02-20Публикация

2010-07-12Подача