СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТА ГРУЗОПОДЪЁМНОГО КРАНА Российский патент 2016 года по МПК B66C17/00 B66B7/06 

Описание патента на изобретение RU2598704C1

Изобретение относится к способам выполнения ремонтных работ по замене стального каната грузоподъемного крана и может быть использовано при эксплуатации грузоподъемных кранов различных типов.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533, с целью безопасной эксплуатации кранов предписывают производить замену стальных грузовых канатов при обнаружении нарушения их целостности.

Замена изношенного каната предусматривает съем элементов крепления на навивочном барабане лебедки, разматывание, сброс его вниз, а затем проводку через блоки полиспаста нового каната, присоединение его к барабану различными конструктивными деталями и последующую навивку (Россия патент №2211888, МПК B66B 7/00; Россия патент №2229430, МПК B66B 7/06; Россия патент №2351527, МПК B66B 7/06; а также Шабашов А.П., Лысяков А.Г. Мостовые краны общего назначения. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1980, с. 133-134; Богорад А.А., Загузин А.Т. Мостовые краны и их эксплуатация: Учебное пособие для технических училищ. - М.: Высшая школа, 1984; с. 77-82; Чернега В.И., Мазуренко И.Ф. Краткий справочник по грузоподъемным машинам.- К. Технiка, 1988, с. 195, 290; Невзоров Л.А. и др. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Учеб. для нач. проф. Образования / Невзоров Л.А., Гудков Н.И., Полосин М.Д. - М.: ИРПО, «Изд. Центр «Академия», 2000, с. 186-187).

В качестве прототипа выбран способ замены каната грузоподъемного крана по патенту РФ №2476368, согласно которому блочную подвеску опускают на заранее установленную технологическую подставку так, чтобы обеспечивалось свободное вращение подвижных блоков полиспаста, а новый канат из бухты навивают на вьюшку или раскладывают на рабочей площадке. После чего на барабане снимают зажимы крепления, удерживающие одну ветвь изношенного каната и сбрасывают ее вниз. Затем механизмом подъема блочной подвески производят навивку изношенного каната на барабан так, чтобы сброшенный свободный конец его не вошел в блочную подвеску, соединяют этот конец с концом нового каната и продолжают навивку уже соединенных изношенного и нового канатов, проводя новый канат через подвижные и неподвижные уравнительные блоки полиспаста. Поднятый конец нового каната страхуют, например, страховочным фалом, закрепляя его за конструкции грузовой тележки, разъединяют изношенный и новый канаты по месту их соединения. Конец изношенного каната механизмом подъема блочной подвески опускают вниз, минуя все блоки полиспаста, снимают с барабана удерживающие его зажимы крепления и сбрасывают с грузовой тележки вниз. После этого с грузовой тележки опускают вниз заранее подготовленный и закрепленный на ней одним концом технологический фал, второй конец которого соединяют со вторым концом нового каната, поднимают его на грузовую тележку, оба конца нового каната закрепляют на барабане лебедки, снимают страховочный и технологический фалы и механизмом подъема производят навивку нового каната на барабан.

Указанный способ замены канатов грузоподъемного крана позволяет исключить ошибки при выполнении ремонтных работ на кране и снизить трудоемкость самих работ.

Однако для выполнения указанного способа необходимо вручную размотать канат, уложенный в бухту, разложить его на рабочей площадке, а при большой длине часть каната выводить на улицу. Это довольно трудоемкая операция (особенно при диаметрах каната свыше 20 мм), требующая для своего выполнения приложения значительных физических усилий. Выполнение работ по замене каната в зимнее время приводит к охлаждению производственного помещения, поскольку для этого необходимо открывать двери, впуская тем самым холодный воздух в производственное помещение. Сказанное и является недостатком прототипа.

Задачей изобретения является дальнейшее снижение трудоемкости, в том числе уменьшение физических нагрузок и сокращение времени на замену изношенного каната.

Поставленная цель достигается тем, что при замене каната грузоподъемного крана, включающей подъем механизмом подъема на грузовую тележку по заданной трассе через все подвижные и неподвижные блоки полиспаста нового каната, взятого из бухты, расположенной на рабочей площадке, и присоединенного одним концом к опущенному вниз концу изношенного каната, страховку поднятого конца нового каната на грузовой тележке, разъединение изношенного и нового канатов по месту их соединения, сбрасывание изношенного каната с грузовой тележки, минуя блоки полиспаста, подъем на грузовую тележку при помощи технологического фала второго конца нового каната, закрепление на барабане лебедки обоих концов нового каната и навивку механизмом подъема нового каната на барабан, опущенный конец изношенного каната соединяют с концом каната, уложенного в подготовленную бухту, механизмом подъема поднимают новый канат на грузовую тележку, обеспечивая при этом вращение бухты вокруг ее оси, сбрасывают изношенный канат с крана, осуществляют раскручивание оставшейся в бухте части нового каната и одновременно отводят его в сторону, раскладывая на рабочей площадке, после чего технологическим фалом поднимают второй конец нового каната на грузовую тележку, закрепляют на барабане лебедки оба конца и механизмом подъема производят навивку нового каната на барабан.

Кроме того, для обеспечения вращения бухты ее размещают на платформе с возможностью поворота платформы вокруг вертикальной оси.

Кроме того, в качестве платформы используют поворотную тележку.

Кроме того, в качестве платформы используют любой настил, раму, лист или поддон с возможностью зацепления ее за крюк крюковой подвески второго механизма подъема.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 показана принципиальная схема замены изношенного стального грузового каната грузоподъемного крана на новый канат с использованием поворотной тележки, а на фиг. 2 - схема замены грузового каната с использованием второго механизма подъема.

Мостовой грузоподъемный кран 1 включает грузовую тележку 2. На барабан 3 лебедки механизма подъема 4 навит и закреплен зажимами 5, канат 6, требующий замены. Канат 6 проходит через подвижные блоки 7 полиспаста, установленные на крюковой подвеске 8, неподвижный уравнительный блок 9 и кронштейн 10 крепления груза, который в свою очередь при воздействии на него блочной подвески 8 взаимодействует с конечным выключателем 11 механизма подъема 4 и отключает его.

Последовательность выполнения работ по замене каната 6.

Мостовой кран 1 и его грузовую тележку 2 перегоняют и устанавливают в зону рабочей площадки 12 безопасной для производства работ. Крюковую подвеску 8 опускают вниз и устанавливают на технологическую подставку 13 так, чтобы подвижные блоки 7 полиспаста имели возможность свободного вращения. Новый канат, предназначенный для замены изношенного каната 6, находится в бухте 14, которая положена на платформу 15. Для предотвращения скрутки нового каната при последующей навивке его на барабан 3 необходимо обеспечить возможность вращения платформы 15 вместе с положенной на нее бухтой 14 вокруг оси. В качестве платформы 15 для укладки бухты 14 каната может быть использована поворотная тележка 16. При наличии на кране второго механизма подъема (конструктивно на кране может быть установлен главный и вспомогательный подъем или две грузовые тележки, имеющие свои механизмы подъема) или находящегося в одном пролете на одних рельсовых путях второго крана, в качестве платформы 15 может быть использован любой настил 17, имеющийся на производственном участке, а именно: рама, металлический лист или деревянный поддон с возможностью зацепления, например, при помощи строп 18 за поворотный крюк 19 крюковой подвески 20 второго механизма подъема 21.

Дальнейшие работы производят следующим образом.

Исходное положение перед заменой изношенного каната 6. Крюковая подвеска 8 крана опущена на технологическую подставку 13. Один конец каната 6 сброшен с крана, а сам канат 6 намотан на барабан 3 до момента входа сброшенного конца в крюковую подвеску 8. Пунктирной линией на фиг. 1 и 2 обозначено положение каната 6 до сбрасывания одного его конца с барабана 3. Технологический фал 22 привязан к тележке 2, один его конец опущен вниз.

1. Случай укладки бухты 14 на тележку 16

Соединяют между собой концы изношенного 6 и нового канатов. Механизмом подъема 4 проводят новый канат по заданной трассе, вращая при этом тележку 16 на одном месте. Поднятый конец нового каната закрепляют страховочным фалом за конструкции грузовой тележки 2. Разъединяют концы канатов, изношенный канат 6 механизмом подъема 5 сбрасывают с барабана 3 вниз. Вращением тележки 16 с одновременным перемещением ее вдоль рабочей площадки разматывают оставшуюся в бухте 14 часть каната и раскладывают канат на рабочей площадке, затем второй конец каната соединяют с технологическим фалом 22 и поднимают его на грузовую тележку 2. После этого оба конца нового каната закрепляют на барабане 3 и механизмом подъема 5 производят намотку его на барабан.

2. Случай использования второго механизма подъема 21

Соединяют между собой концы изношенного 6 и нового канатов.

Вторым механизмом подъема 21 настил 17 вместе с бухтой 14 нового каната приподнимают над полом и производят проводку нового каната по заданной трассе, обеспечивая при этом вращение настила 17 на крюковой подвеске 20. После подъема поднятого конца нового каната, страховки его на грузовой тележке 2 и сброса изношенного каната 6 вниз, вращая настил 17, производят размотку оставшейся в бухте 14 части каната и, отводя его в сторону, раскладывают на рабочей площадке 12. Настил 17 отводят в сторону, опускают вниз и снимают с крюка 19. Второй механизм подъема 21 отводят из рабочей зоны. Второй конец каната соединяют с технологическим фалом 22. Дальнейшие работы проводят аналогично работам, указанным для случая укладки каната на тележку 16.

По окончании работ по демонтажу изношенного каната 6 и установке нового каната снятый канат 6, технологическую подставку 13 и платформу 15 (тележку 16 или настил 17) убирают с рабочей площадки 12. Затем производят проверку прочности запасовки нового каната рабочим грузом.

На этом работы окончены.

Факт замены каната с приложением расчетов и сертификата на канат, а также результаты испытаний записывают в паспорт крана.

Предложенный способ замены грузового каната грузоподъемного крана позволяет значительно снизить трудоемкость работ, в том числе уменьшить физические нагрузки и сократить время.

Предложение рекомендовано к внедрению на предприятии.

Похожие патенты RU2598704C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2011
  • Ильченко Евгений Константинович
  • Оськин Николай Иванович
  • Осипов Владимир Алексеевич
RU2476368C2
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТА ГРУЗОПОДЪЁМНОГО КРАНА 2015
  • Ильченко Евгений Константинович
  • Оськин Николай Иванович
  • Осипов Владимир Алексеевич
  • Тарасов Алексей Юрьевич
RU2629549C2
Способ замены каната грузоподъёмного крана 2018
  • Ильченко Евгений Константинович
RU2702326C1
Грузоподъёмный механизм (варианты) 2023
  • Геча Эдуард Яковлевич
  • Хлапов Аркадий Анатольевич
  • Мизин Александр Иванович
  • Геча Владимир Яковлевич
  • Пугач Игорь Юрьевич
  • Геча Дмитрий Владимирович
RU2809870C1
КРАН ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАВШИМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ В ЗАЩИТНОЙ КАМЕРЕ 2007
  • Божко Александр Геннадьевич
  • Винников Александр Иванович
  • Иванов Александр Павлович
  • Оводовский Валерий Иванович
  • Руденков Вячеслав Георгиевич
  • Русаков Николай Иванович
  • Сологубов Сергей Николаевич
  • Суменков Вадим Аркадьевич
  • Шишкин Виктор Александрович
  • Щербаков Валерий Александрович
RU2352516C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ РАСКАЧИВАНИЯ ГРУЗОЗАХВАТНОГО ОРГАНА 2002
  • Терехов А.М.
RU2209761C1
ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ ТЕЛЕЖКА С КАНАТНОЙ ТЯГОЙ 2005
  • Кулешов Виталий Валентинович
  • Белешева Марина Владимировна
  • Бурылов Константин Юрьевич
RU2288163C1
БАШЕННЫЙ КРАН 2006
  • Богданов Анатолий Викторович
  • Постников Евгений Степанович
RU2307783C1
КРАН СТРЕЛОВОГО ТИПА 2006
  • Рашников Сергей Филиппович
  • Мартьянов Владимир Викторович
  • Сычев Андрей Юрьевич
  • Гаврилов Дмитрий Николаевич
  • Михеев Сергей Константинович
RU2305064C1
БАШЕННЫЙ КРАН 2003
  • Марысаев Б.К.
RU2249559C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 598 704 C1

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТА ГРУЗОПОДЪЁМНОГО КРАНА

Изобретение относится к способам выполнения ремонтных работ по замене стального каната на кране и может быть использовано при эксплуатации грузоподъемных кранов различных типов. Крюковую подвеску крана опускают на заранее установленную технологическую подставку так, чтобы обеспечивалось свободное вращение подвижных блоков полиспаста. На барабане лебедки снимают зажимы крепления, удерживающие одну ветвь каната, и сбрасывают ее вниз. Механизмом подъема производят навивку изношенного каната на барабан лебедки так, чтобы сброшенный свободный конец его не вошел в блочную подвеску. Концы канатов соединяют между собой и продолжают навивку соединенных канатов, обеспечивая при этом вращение бухты, в которой уложен новый канат, вокруг ее оси, проводя новый канат по заданной трассе. Поднятую ветвь нового каната страхуют фалом, разъединяют соединение канатов, снимают с барабана зажимы, удерживающие изношенный канат, и сбрасывают его вниз. Осуществляют раскручивание оставшейся в бухте части нового каната и одновременно отводят его в сторону, раскладывая на рабочей площадке. С грузовой тележки опускают вниз закрепленный на ней технологический фал, соединяют его со вторым концом нового каната и поднимают на грузовую тележку. Оба конца нового каната закрепляют на барабане лебедки, снимают страховочный и технологический фалы и механизмом подъема производят навивку нового каната на барабан. Достигается снижение трудоемкости работ. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 598 704 C1

1. Способ замены каната грузоподъемного крана, включающий подъем механизмом подъема на грузовую тележку по заданной трассе через все подвижные и неподвижные блоки полиспаста нового каната, взятого из бухты, расположенной на рабочей площадке, и присоединенного одним концом к опущенному вниз концу изношенного каната, страховку поднятого конца нового каната на грузовой тележке, разъединение изношенного и нового канатов по месту их соединения, сбрасывание изношенного каната с грузовой тележки, минуя блоки полиспаста, подъем на грузовую тележку при помощи технологического фала второго конца нового каната, закрепление на барабане лебедки обоих концов нового каната и навивку механизмом подъема нового каната на барабан, отличающийся тем, что опущенный конец изношенного каната соединяют с концом каната, уложенного в подготовленную бухту, механизмом подъема поднимают новый канат на грузовую тележку, обеспечивая при этом вращение бухты вокруг ее оси, сбрасывают изношенный канат с крана, осуществляют раскручивание оставшейся в бухте части нового каната и одновременно отводят его в сторону, раскладывая на рабочей площадке, после чего технологическим фалом поднимают второй конец нового каната на грузовую тележку, закрепляют на барабане лебедки оба конца и механизмом подъема производят навивку нового каната на барабан.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для обеспечения вращения бухты ее размещают на платформе с возможностью поворота платформы вокруг вертикальной оси.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве платформы используют поворотную тележку.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве платформы используют любой настил, раму, лист или поддон с возможностью зацепления ее за крюк крюковой подвески второго механизма подъема.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2598704C1

СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2011
  • Ильченко Евгений Константинович
  • Оськин Николай Иванович
  • Осипов Владимир Алексеевич
RU2476368C2
JP 2003155193 A, 27.05.2003
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАНАТА В ПОДЪЕМНОМ УСТРОЙСТВЕ 2002
  • Титов А.В.
  • Новожилов М.В.
RU2258662C2

RU 2 598 704 C1

Авторы

Ильченко Евгений Константинович

Оськин Николай Иванович

Осипов Владимир Алексеевич

Тарасов Алексей Юрьевич

Даты

2016-09-27Публикация

2015-05-15Подача