ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ Российский патент 2016 года по МПК F16J15/34 

Описание патента на изобретение RU2600209C1

Изобретение относится к торцевым уплотнениям роторов насосных агрегатов для разделения сред или перепада давлений.

Изобретение может быть использовано в конструкции насосов, применяемых на АЭС, в частности главных циркуляционных насосах.

Известен блок торцевых уплотнений (Патент РФ №2084730, опуб. 20.07.1997, МПК F16J 15/34). Данная конструкция представляет собой многоступенчатое торцевое уплотнение содержащее последовательно установленные рабочие ступени и концевую ступень, каждая из которых включает в себя расположенный на валу роторный элемент и контактирующий с ним подпружиненный аксиально подвижный статорный элемент, уплотненный относительно корпуса уплотнительным кольцом, причем полости высокого и низкого давления рабочих ступеней последовательно соединены дроссельными отверстиями в корпусе статора. В корпусе параллельно оси вала выполнены ступенчатые цилиндрические расточки, сообщающиеся по меньшему диаметру с полостью высокого давления, а по большему - с полостью низкого давления, в которые установлены аксиально подвижные ступенчатые цилиндрические поршни, уплотненные в расточках по большему и меньшему диаметрам с возможностью взаимодействия конца поршня меньшего диаметра со статорным элементом. Данная конструкция служит для принудительного закрытия каждой ступени уплотнения, в случае ее раскрытия, путем снабжения блока в дополнение к пружинам силовыми ступенчатыми поршнями. Недостаток конструкции заключается в наличии дополнительного механического узла - поршня, который может повлиять на работоспособность изделия в случае его заклинивания, например, в крайнем нижнем положении. Это может привести к разрушению пары трения уплотнения. Также в конструкции торцевого уплотнения имеется конструктивная недоработка, связанная с работой поршня. В связи с тем что поршень выполнен ступенчатым, при его работе между торцевой поверхностью, ограниченной диаметрами большего и меньшего его цилиндров, а также ответной торцевой поверхностью в корпусе образуется полость с изменяемым объемом. В связи с полной герметичностью полости, в ней будут создаваться разрежение или сжатие заключенной в объеме полости среды. Данный эффект будет препятствовать свободному перемещению поршня и, как следствие, его корректной работе.

Задачи, решаемые изобретением:

- повышение надежности торцевого уплотнения за счет уменьшения количества подвижных узлов;

- повышение технологичности за счет упрощения сборки и уменьшения количества деталей в изделии.

При осуществлении изобретения могут быть получены, в частности, следующие технические результаты:

- сокращение сроков на техническое обслуживание торцевого уплотнения;

- сокращение металлоемкости за счет уменьшения количества деталей.

Как решение задачи, позволяющее достигнуть технического результата, предлагается конструкция торцевого уплотнения, отличающаяся от прототипа следующим.

Многоступенчатое торцевое уплотнение, содержащее последовательно установленные рабочие ступени и концевую ступень, каждая из которых включает в себя расположенный на валу роторный элемент и контактирующий с ним подпружиненный аксиально подвижный статорный элемент, уплотненный относительно корпуса уплотнительными кольцами, причем полости высокого и низкого давления рабочих ступеней последовательно соединены дроссельными отверстиями, выполненными в статорном элементе. Корпус, в свою очередь, состоит из внешнего цилиндра, в который последовательно установлены ступенчатое и упорное кольца по одному на ступень. Упорное кольцо служит для упора пружины между ним и статорным элементом. Статорный элемент и ступенчатое кольцо корпуса выполнены так, чтобы статорный элемент выполнял функции аксиально подвижного ступенчатого поршня, уплотненного резиновыми уплотнениями, при этом часть поршня с меньшим диаметром расположена в области высокого давления - перед уплотнением, а вторая часть с большим внешним диаметром - со стороны меньшего давления или за уплотнением. В области перехода меньшего цилиндра в больший на статорном элементе выполнена обнизка. В свою очередь, в ступенчатом кольце, ответном статорному элементу, в области переходов диаметров цилиндров ответных поршню статорного элемента выполнено сквозное отверстие так, чтобы при любом положении статорного элемента не выходить за границы обнизки на нем. Данное отверстие служит для компенсации разрежения-сжатия в объеме образующейся полости при перемещениях статорного элемента. Уплотнение отверстия в корпусе реализовано между внешним цилиндром и ступенчатым кольцом двумя резиновыми кольцами, между которыми оно расположено.

Работа уплотнения заключается в следующем. При нормальной работе блока торцевых уплотнений с помощью дроссельных отверстий на каждой рабочей ступени уплотнения срабатывает часть рабочего давления, в зависимости от пропускной способности дросселя. В результате на поршень статорного элемента со стороны перед уплотнением действует сила F 1 = P 1 × π D 1 2 D 0 2 4 , где D1 - меньший диаметр поршня статорного элемента, D0 - внутренний диаметр статорного элемента, P1 - давление перед уплотнением, со стороны за уплотнением на поршень статорного элемента действует сила F 2 = P 2 × π D 2 2 D 0 2 4 , где D2 - больший диаметр поршня статорного элемента, Р2 - давление за уплотнением, равное kP1, где k(0<k<1) - коэффициент снижения давления за счет дросселя в статорном элементе. Для того чтобы в рабочем положении на статорный элемент действовала только сила пружины, необходимо чтобы силы F1 и F2 были равными, для этого D 2 = D 1 2 D 0 2 ( 1 k ) k . В случа, когда уплотнение раскрывается, давление за уплотнение, Р2 выравнивается по значению с давлением перед уплотнением Р1, в результате чего на поверхность поршня статорного элемента за уплотнением начинает действовать сила F 2 ' = F 1 × D 2 2 D 0 2 D 1 2 D 0 2 , больше, чем перед уплотнением, что заставляет его перемещаться в сторону закрытия разъема. Для компенсации изменений объема в камере поршня при его перемещениях область, образованная обнизкой на статорном элементе, ответной частью ступенчатого кольца и сквозным отверстием соединена с расширительной емкостью.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен общий вид (осевой разрез) торцевого уплотнения.

Многоступенчатое торцевое уплотнение состоит из корпуса 10, выполненного в виде внешнего цилиндра, в котором последовательно установлены ступенчатые 11 и упорные 12 кольца по одному на ступень, а также расположенные на валу роторные элементы 3 с контактными поверхностями 1 и контактирующие с ними подпружиненные аксиально подвижные статорные элементы 4 с контактными поверхностями 2.

Между упорными кольцами 12 и подвижными статорными элементами 4 установлены пружины 13, обеспечивающие усилие поджатия между контактными поверхностями 1 и 2.

Полости высокого давления 7, образованные ступенчатыми кольцами 11, статорными элементами 4 и роторными элементами 3, соединены с полостями низкого давления 8, образованными между упорными кольцами 12, ступенчатыми кольцами 11, статорными элементами 4 и роторными элементами 3, дроссельными отверстиями 9, выполненными в статорных элементах 4.

Полости высокого и низкого давления разделены резиновыми кольцами 6.

Статорный элемент 4 и ступенчатое кольцо 11 выполнены так, чтобы статорный элемент выполнял функции аксиально подвижного ступенчатого поршня, при этом часть поршня с меньшим диаметром расположена в области высокого давления - перед уплотнением, а вторая часть с большим внешним диаметром - со стороны меньшего давления или за уплотнением. В области перехода меньшего цилиндра в больший на статорном элементе 4 выполнена обнизка 14. В свою очередь, в ступенчатом кольце 11, ответном статорному элементу 4, в области переходов диаметров цилиндров выполнено сквозное отверстие 15 так, чтобы при любом положении статорного элемента не выходить за границы обнизки на нем. Данное отверстие служит для компенсации разрежения-сжатия в объеме между ступенчатым кольцом 11 и статорным элементом 4 ограниченной резиновыми кольцами 6 образующейся полости при перемещениях статорного элемента 4.

Уплотнение данного объема между внешним цилиндром 10 и ступенчатым кольцом 11 выполнено двумя резиновыми кольцами 5.

Работа уплотнения заключается в следующем. При нормальной работе блока торцевых уплотнений с помощью дроссельных отверстий 9 на каждой рабочей ступени уплотнения срабатывает часть рабочего давления, в зависимости от пропускной способности дросселя. В результате на поршень статорного элемента 4 со стороны полости высокого давления 7 действует сила F 1 = P 1 × π D 1 2 D 0 2 4 , где D1 - меньший диаметр поршня статорного элемента, D0 - внутренний диаметр статорного элемента, Р1 - давление со стороны полости высокого давления. Со стороны полости низкого давления 8 на поршень статорного элемента действует сила F 2 = P 2 × π D 2 2 D 0 2 4 , где D2 - больший диаметр поршня статорного элемента, Р2 - давление со стороны полости низкого давления, равное kP1, где k(0<k<1) - коэффициент снижения давления за счет дросселя в статорном элементе. Для того чтобы в рабочем положении на статорный элемент 4 действовала только сила пружины 13, необходимо чтобы силы F1 и F2 были равными, для этого D 2 = D 1 2 D 0 2 ( 1 k ) k . В случае когда уплотнение раскрывается, давление в полостях выравнивается, в результате чего на поверхность поршня статорного элемента начинает действовать сила F 2 ' = F 1 × D 2 2 D 0 2 D 1 2 D 0 2 , что заставляет его перемещаться в сторону закрытия разъема.

Для компенсации изменений давления в объеме, образованном между ступенчатым кольцом 11, статорным элементом 4 и ограниченном резиновыми кольцами 6, образующихся при перемещениях статорного элемента 4, он соединен с расширительной емкостью за пределом торцевого уплотнения сквозным отверстием 15.

Похожие патенты RU2600209C1

название год авторы номер документа
БЛОК ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ 1995
  • Медведев Л.Ф.
  • Михайлов А.Д.
  • Никифоров С.А.
  • Паутов Ю.М.
  • Снетков В.Г.
  • Тепленчук О.В.
  • Чехович В.С.
RU2084730C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
СТОЯНОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2012
  • Архипов Александр Иванович
  • Ахметзянов Альберт Мингаязович
  • Гришина Елена Михайловна
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Страхов Геннадий Павлович
  • Харитонов Александр Петрович
RU2482363C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603389C1
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603387C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1
ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР ДВУХКОНТУРНОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Маштаков В.П.
RU2043226C1
Шаровой кран 1985
  • Садаюки Наканиси
SU1639437A3
ТУРБОБУР-РЕДУКТОР 2002
  • Иоанесян Ю.Р.
  • Курумов Л.С.
  • Симонянц С.Л.
RU2198994C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 600 209 C1

Реферат патента 2016 года ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Изобретение относится к торцевым уплотнениям роторов насосных агрегатов для разделения сред или перепада давлений. Изобретение может быть использовано в конструкции насосов, применяемых на АЭС, в частности главных циркуляционных насосах. Конструкция многоступенчатого торцевого уплотнения содержит последовательно установленные рабочие ступени и концевую ступень, каждая из которых включает в себя расположенный на валу роторный элемент и контактирующий с ним подпружиненный аксиально подвижный статорный элемент, уплотненный относительно корпуса уплотнительными кольцами, причем полости высокого и низкого давления рабочих ступеней последовательно соединены дроссельными отверстиями в статорном элементе, который выполнен так, чтобы исполнять функции аксиально-подвижного уплотненного относительно корпуса ступенчатого поршня. Приведена формула зависимости внешних диаметров ступеней поршня статорного элемента. Данное соотношение обеспечивает отсутствие дополнительного усилия на статорный элемент при его нормальной работе, позволяя, в случае раскрытия уплотнения, усилить воздействие на статорный элемент, направленное на закрытие уплотнения, за счет гидростатических сил, действующих на поршень. Изобретение повышает надежность узла, а также технологичность деталей и сборки уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 600 209 C1

1. Торцевое уплотнение содержащее последовательно установленные рабочие ступени, каждая из которых включает в себя расположенный на валу роторный элемент и контактирующий с ним подпружиненный аксиально подвижный статорный элемент, уплотненный относительно корпуса уплотнительными кольцами, причем полости высокого и низкого давления рабочих ступеней последовательно соединены дроссельными отверстиями, отличающееся тем, что
корпус состоит из внешнего цилиндра и последовательно установленных в него ступенчатого и упорного колец, по одному на ступень, при этом ступенчатое кольцо уплотнено относительно цилиндра и является ответным к статорному элементу, а упорное кольцо выполняет функции упора для пружины между ним и статорным элементом,
дроссельные отверстия выполнены в статорном элементе, который, в свою очередь, выполнен так, чтобы исполнять функции аксиально подвижного ступенчатого поршня, уплотненного относительно ступенчатого кольца корпуса, при этом часть поршня с меньшим диаметром расположена в области высокого давления - перед уплотнением, а другая часть с большим внешним диаметром - со стороны меньшего давления или за уплотнением,
также во внешнем цилиндре корпуса и ступенчатом кольце, в области переходов диаметров цилиндров, ответных поршню статорного элемента, выполнено сквозное отверстие, соединяющее образованную полость между корпусом и статорным элементом с расширительной емкостью.

2. Торцевое уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что внешние диаметры ступеней поршня статорного элемента выполнены с соотношением , где D2 - диаметр большего цилиндра поршня; D1 - диаметр меньшего цилиндра поршня; D0 - внутренний диаметр статорного элемента; k - коэффициент снижения давления за счет дросселя в статорном элементе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2600209C1

БЛОК ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ 1995
  • Медведев Л.Ф.
  • Михайлов А.Д.
  • Никифоров С.А.
  • Паутов Ю.М.
  • Снетков В.Г.
  • Тепленчук О.В.
  • Чехович В.С.
RU2084730C1
SU 1556216 A2, 23.06.1993
SU 1410612 A1, 15.06.1993
Торцовое гидростатическое уплотнение с регулируемым зазором 1985
  • Белоусов Анатолий Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
  • Зрелов Владимир Андреевич
  • Балякин Валерий Борисович
SU1281797A1
МНОГОСТУПЕНЧАТОЕ ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА 1996
  • Токарев Е.П.
RU2116536C1
US 8511689 B2, 20.08.2013.

RU 2 600 209 C1

Авторы

Быков Александр Николаевич

Воронов Тимур Дмитриевич

Горонков Андрей Владимирович

Казанцев Родион Петрович

Щуцкий Сергей Юрьевич

Кузьмин Алексей Михайлович

Даты

2016-10-20Публикация

2015-04-29Подача