СТОЯНОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА Российский патент 2013 года по МПК F16J15/34 F04D29/08 

Описание патента на изобретение RU2482363C1

Изобретение относится к области центробежного компрессоростроения, в частности вакуумным центробежным компрессорам.

Известны конструкции контактных уплотнений подвижных соединений, обеспечивающие высокую герметизацию полостей в машинах, содержащих газы и жидкости при высоких давлениях или под вакуумом. Это сальники, манжеты, резиновые пружинные кольца, торцевые уплотнения и т.д. В указанных конструкциях уплотнение между подвижной и неподвижной поверхностями достигается непосредственным соприкосновением (контактом) поверхностей (см, например, Орлов П.И. «Основы конструирования» Справочно-методическое пособие, Кн.1, М.: Машиностроение, стр.472-482).

Недостатками известного уплотнения является: ограниченность допустимых скоростей относительного движения уплотняемых поверхностей, изнашиваемость и потеря уплотнительных свойств с износом, наличие утечек газа в атмосферу.

По указанным причинам контактные уплотнения не нашли самостоятельного широкого применения в центробежных компрессорах. Тем не менее, задача герметизации проточной части компрессора при стоянке сохраняет свою актуальность в вакуумных компрессорах и технологических процессах, где требуется сохранение постоянства компонентного состава газа и исключение выбросов технологического газа в атмосферу. Для решения этой задачи в центробежных компрессорах применяют специальные уплотнения комбинированного типа, сочетающие в конструкции бесконтактные и контактные уплотнения.

Известны конструкции торцевых газодинамических уплотнений, содержащие уплотнительную пару, включающую деталь с уплотняемой поверхностью (вращающееся кольцо) и уплотнительный узел (аксиально-подвижное кольцо), подпружиненный в осевом направлении. При стоянке (отсутствии вращения) аксиально-подвижное кольцо прижимается пружинами и давлением газа к детали с уплотняемой поверхностью, осуществляя контактное уплотнение. При запуске компрессора разделение поверхностей трения колец уплотнений происходит уже при достижении окружной скорости порядка 0,6 м/сек, а при обеспечении достаточной газостатической составляющей раскрывающей силы бесконтактный режим наступает сразу после подачи газа под давлением до начала вращения вала (см., например, И.Г.Хисамеев, В.А.Максимов, Г.С.Баткис, Я.З.Гузельбаев «Проектирование и эксплуатация промышленных центробежных компрессоров» - Казань: Изд-во «ФЭН», 2010, стр.158-166).

Так как эти уплотнения при стоянке не являются абсолютно герметичными по геометрическим параметрам - плоскостность уплотнительных торцевых поверхностей 0,002 мм, поэтому, в случае необходимости полной «абсолютной» герметичности, они не могут использоваться в качестве стояночных уплотнений.

Также известно стояночное уплотнение, содержащее корпус, уплотнительную пару, включающую установленный в корпусе неподвижный элемент и установленный на роторе подвижный элемент, фиксатор стопорения, неподвижный в осевом направлении вал, закрепленный на роторе фланец, соединенный по резьбе и пружиной кручения с валом (см. Патент RU 2028524, опубликован 09.02.1995).

Недостатком этого стояночного уплотнения является сложность настройки и регулирования, большие габариты, нестабильность удельного давления в торцовой паре, недостаточная герметичность уплотнения, невысокая надежность при использовании разъемного резьбового соединения.

Техническим результатом изобретения является повышение герметичности проточной части компрессора при его стоянке, исключение утечек технологичного газа в атмосферу, сохранение компонентов состава газа внутри газового контура при стоянке компрессора, повышение надежности и срока службы уплотнения.

Технический результат изобретения достигается благодаря тому, что стояночное уплотнение центробежного компрессора содержит уплотнительную пару, включающую деталь роторной части компрессора с уплотняемой поверхностью и уплотнительный узел, установленный на статорной части компрессора и подпружиненный в осевом направлении, при этом уплотнительный узел выполнен в виде кольцевого поршня, установленного в кольцевом пазу статорной части, который сообщен с каналом подвода сжатого газа, причем на торцевой поверхности кольцевого поршня установлен торцевой уплотнительный элемент с возможностью контакта с уплотняемой поверхностью детали роторной части, а на цилиндрических поверхностях кольцевого поршня установлены поршневые уплотнительные элементы, при этом кольцевой поршень подпружинен в направлении от уплотняемой поверхности детали роторной части.

Кроме того, расположенный в кольцевом пазу статорной части торец кольцевого поршня может иметь кольцевую канавку для подвода сжатого газа.

Кроме того, кольцевой поршень может иметь в осевом сечении ступенчатую форму, причем первая ступень расположена в кольцевом пазу статорной части компрессора, на второй ступени расположен торцевой уплотнительный элемент, а кольцевой поршень подпружинен посредством упругого элемента, расположенного между упором статорной части компрессора и поверхностью первой ступени кольцевого поршня.

Изобретение поясняется чертежом, на котором показана конструкция предлагаемого стояночного уплотнения.

Стояночное уплотнение центробежного компрессора содержит контактную уплотнительную пару, включающую деталь 1 роторной части 2 с уплотняемой поверхностью 3 и уплотнительный узел, выполненный в виде кольцевого поршня 4, установленного на статорной части 5 (торцевой крышке) компрессора. Кольцевой поршень 4 установлен в кольцевом пазу 6 статорной части 5 компрессора и подпружинен в осевом направлении от уплотняемой поверхности 2 детали 1 роторной части 3 посредством упругого элемента 7, выполненного, например, в виде пружины, рессора, сильфона и т.п.Кольцевой паз 6 сообщен с каналом 8 для подвода сжатого газа извне. Кольцевой поршень 4 имеет в осевом сечении ступенчатую форму, причем первая ступень 9 расположена в кольцевом пазу 6 статорной части 5 и имеет на торцевой поверхности кольцевую канавку 10 для подвода сжатого газа, а на цилиндрических поверхностях имеет кольцевые канавки 11, в которых расположены вторичные поршневые уплотнительные элементы 12, уплотняющие цилиндрические поверхности поршня 4 и кольцевого паза 6. Вторая ступень 13 кольцевого поршня 4 на своем торце имеет кольцевую канавку 14, в которой расположен вторичный торцевой уплотнительный элемент 15, контактирующий с уплотняемой поверхностью 3 при стояночном положении компрессора.

Ступень 9 кольцевого поршня 4 с цилиндрической поверхностью ступени 13 образует кольцевой уступ, в котором между опорной поверхностью 16 ступени 9 и упором 17 (выступом) статорной части 5 компрессора расположен упругий элемент 7, упирающийся с одной стороны в поверхность 16, а с другой стороны в упор 17. Упор 17 закреплен на статорной части 5 посредством крепежного элемента 18 и удерживает упругий элемент 7 от выпадения.

Работает стояночное уплотнение центробежного компрессора следующим образом. При вращении роторной части 2 (ротора) с уплотняемой поверхностью 3 кольцевой поршень 4 находится в отжатом положении от уплотняемой поверхности 2 за счет действия пружины 7, т.е. нахождения ее в спокойном состоянии, образуя осевой зазор δа между статорными и роторными деталями компрессора. После остановки компрессора по каналу 8 подачи сжатого газа в кольцевой паз 6 и канавку 10 поступает под давлением сжатый газ из стороннего источника (баллона), создающий усилие на поршень 4, превышающее сумму сил, действующих на поршень 4 от давления газа внутри проточной части и усилия упругого элемента 7. Кольцевой поршень 4 перемещается до полного перекрытия осевого зазора δа, прижимается к уплотняемой поверхности 3, обеспечивая герметичность проточной части компрессора. Условие перекрытия зазора δа:

f3*p3>f2*p2+c*δa,

где f3 - площадь торцевой поверхности кольцевого поршня 4, находящейся под давлением сжатого газа (из баллона);

f2 - площадь торцевой поверхности кольцевого поршня 4, находящейся под давлением р2 газа в проточной части компрессора;

с - жесткость упругого элемента 7;

δа - величина осевого зазора в стояночном уплотнении.

Пример конкретного исполнения

Для вакуумного компрессора при проверке проточной части на герметичность создается давление внутри корпуса сжатия, равное 10 Па (0,00001 кгс/см2). При даже без подачи сжатого воздуха в паз 6 и канавку 10 на кольцевой поршень 4 действует усилие, примерно, 190 кгс, прижимающее поршень 4 к уплотняемой поверхности 3. Следовательно, усилие с*δа, создаваемое упругим элементом 7, должно быть более 190 кгс, но не менее 300 кгс. Тогда при подаче сжатого воздуха давлением 2 кгс/см2 в паз 6 стояночное уплотнение будет надежно перекрывать зазор δа, а при сбросе воздуха из паза 6 в атмосферу, наоборот, открывать зазор δа.

Похожие патенты RU2482363C1

название год авторы номер документа
КАМЕРА ОБЪЕМНОЙ РОТОРНОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) И СТУПЕНЬ ОБЪЕМНОЙ РОТОРНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Дидин Александр Владимирович
RU2383745C2
МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОЙ КОМПРЕССОРНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Андрианов Александр Васильевич
  • Ахметзянов Альберт Мингаязович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Страхов Геннадий Павлович
  • Хисамеев Ибрагим Габдулхакович
RU2461738C1
Торцевое уплотнение вала турбомашины 1989
  • Далаков Виктор Николаевич
  • Ищенко Вячеслав Алексеевич
  • Кривонос Владимир Константинович
  • Алтухер Григорий Моисеевич
SU1772383A1
Уплотнение врашающегося вала 1980
  • Данилов Виктор Михайлович
SU966369A1
ИСТИРАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ С ОСЕВЫМ СМЕЩЕНИЕМ 2010
  • Ластед Родерик
  • Шен Нуо
  • Микеласси Витторио
RU2550217C2
ДВУХПОТОЧНЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС С ГИБРИДНЫМИ ПРОТОЧНЫМИ ЧАСТЯМИ 2014
  • Сергеев Владимир Павлович
  • Воронин Александр Геннадьевич
RU2543917C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603389C1
Уплотнение турбомашины 1991
  • Далаков Виктор Николаевич
SU1815428A1
ТРЕХСЕКЦИОННЫЙ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Пустынцев Александр Алексеевич[Ua]
RU2084661C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2013
  • Миура Харуо
  • Такахаси Наохико
  • Нарита Мицухиро
RU2605546C9

Иллюстрации к изобретению RU 2 482 363 C1

Реферат патента 2013 года СТОЯНОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА

Изобретение относится к стояночным уплотнениям центробежных компрессоров. Стояночное уплотнение центробежного компрессора содержит уплотнительную пару, включающую деталь роторной части компрессора с уплотняемой поверхностью и уплотнительный узел, установленный на статорной части компрессора и подпружиненный в осевом направлении. Уплотнительный узел выполнен в виде кольцевого поршня, установленного в кольцевом пазу статорной части, который сообщен с каналом подвода сжатого газа. На торцевой поверхности кольцевого поршня установлен торцевой уплотнительный элемент с возможностью контакта с уплотняемой поверхностью детали роторной части, а на цилиндрических поверхностях кольцевого поршня установлены поршневые уплотнительные элементы. Кольцевой поршень подпружинен в направлении от уплотняемой поверхности детали роторной части. Техническим результатом изобретения является повышение герметичности проточной части компрессора при его стоянке и надежности уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 482 363 C1

1. Стояночное уплотнение центробежного компрессора, содержащее уплотнительную пару, включающую деталь роторной части компрессора с уплотняемой поверхностью и уплотнительный узел, установленный на статорной части компрессора и подпружиненный в осевом направлении, при этом уплотнительный узел выполнен в виде кольцевого поршня, установленного в кольцевом пазу статорной части, который сообщен с каналом подвода сжатого газа, причем на торцевой поверхности кольцевого поршня установлен торцевой уплотнительный элемент с возможностью контакта с уплотняемой поверхностью детали роторной части, а на цилиндрических поверхностях кольцевого поршня установлены поршневые уплотнительные элементы, при этом кольцевой поршень подпружинен в направлении от уплотняемой поверхности детали роторной части.

2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что расположенный в кольцевом пазу статорной части торец кольцевого поршня имеет кольцевую канавку для подвода сжатого газа.

3. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что кольцевой поршень имеет в осевом сечении ступенчатую форму, причем первая ступень расположена в кольцевом пазу статорной части компрессора, на второй ступени расположен торцевой уплотнительный элемент, а кольцевой поршень подпружинен посредством упругого элемента, расположенного между упором статорной части компрессора и поверхностью первой ступени кольцевого поршня.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2482363C1

СТОЯНОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1991
  • Марков Д.В.
  • Соболев Г.В.
  • Дурбайло Ю.Т.
  • Панов В.В.
RU2028524C1
Стояночное уплотнение вала 2001
  • Голубев Г.А.
  • Добрынин А.Н.
  • Дюжев Г.С.
  • Лавриков А.Т.
  • Маркина Е.В.
  • Плохов Ю.А.
RU2222741C2
Стояночное торцовое уплотнение 1987
  • Волошин Олег Николаевич
  • Гурин Владимир Викторович
SU1574960A1
Стояночное уплотнение 1986
  • Гиль Василий Иванович
  • Дуркин Игорь Алексеевич
  • Малик Николай Владимирович
  • Савченко Сергей Владимирович
SU1366750A1
DE 4119768 A, 17.12.1992
DE 3223703 A1, 05.01.1984.

RU 2 482 363 C1

Авторы

Архипов Александр Иванович

Ахметзянов Альберт Мингаязович

Гришина Елена Михайловна

Гузельбаев Яхия Зиннатович

Страхов Геннадий Павлович

Харитонов Александр Петрович

Даты

2013-05-20Публикация

2012-03-28Подача