СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОДНОСТИ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЗАЗОРОВ В СКОЛЬЗУНАХ Российский патент 2016 года по МПК G01B5/14 B61K9/00 B61F5/14 

Описание патента на изобретение RU2601467C2

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, в частности к постовым системам вибродиагностики на железнодорожном транспорте.

Известные системы вибродиагностики, устанавливаемые в депо (локомотивных, вагонных) для диагностики колесно-моторных блоков и подшипников букс колесных пар в статическом положении объекта диагностики (локомотива, вагона), патенты №80950, Россия, интернет, №80957, Россия, интернет, №84559, Россия, интернет, №84116, Россия, интернет, №105739, Россия, интернет.

В настоящее время способ определения годных или негодных к эксплуатации вагонов по величине зазоров между скользунами происходит при осмотре вагонов перед подачей их под погрузку. Эта операция производится вручную с помощью щупов в соответствии с инструкцией, изложенной в "Методике выполнения измерений при техническом обслуживании вагонов в поездах и при текущем отцепочном ремонте" РД 32 ЦВ 003-2008, издана Депортаментом вагонного хозяйства (Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства) в 2008 г. Так как состав насчитывает, как правило, до 100 вагонов, то это означает, что нужно сделать 400 измерений. На эту процедуру надо затратить значительное время, поэтому опытные осмотрщики делают измерения выборочно, 'на глаз' определяя те зазоры, которые следует проверить. Поэтому нет уверенности в том, что у всех вагонов зазоры отвечают нормам. Чтобы исключить человеческий фактор, так как речь идет о безопасности движения, то предлагается способ, который при проходе состава мимо поста с датчиками вибрации (акселерометрами) и отметчиками колес, установленными на рельсе, автоматически определит вагоны, имеющие зазоры в скользунах, не отвечающие нормам.

Предложенный способ основан на связи вертикальных ускорений колебаний рельса, возникающих при проходе вагона по рельсу в области установки акселерометров на рельсе.

На основании многочисленных испытаний была установлена связь между величиной зазора между скользунами и величиной вертикального ускорения колебаний рельса. Таким образом, задача была сведена к установлению определенных диапазонов частот спектра ускорений, в которых наблюдается изменение величины ускорения в зависимости от размера зазора.

Данная задача решается за счет того, что датчик ускорения, установленный на рельс, реагирует на изменение ускорения изгибных колебаний рельса при прохождении вагона, имеющего зазоры в скользунах, выходящие за рамки норм. Сигналы с датчика передаются на усилитель, а затем на аналого-цифровой преобразователь (АЦП) и поступают в компьютер. Одновременно в компьютер также через АЦП поступают сигналы с отметчиков колес, установленных на рельсе. С помощью специальной программы компьютер выявляет вагоны, имеющие зазоры, не отвечающие нормам.

На фиг. 1 представлена схема расположения скользунов на железнодорожном вагоне, где показаны: 1 - вагон, 2 - тележка, 3 - скользуны, 4 - зазор между скользунами.

На фиг. 2 представлена схема системы определения годности грузового железнодорожного вагона по величине зазоров в скользунах, на которой показаны: 5 - отметчики колес, установленные на рельсе, 6 - датчики ускорения, 7 - усилитель, 8 - аналого-цифровой преобразователь (АЦП), 9 - персональный компьютер, 10 - рельсы.

На фиг. 3 представлены спектры ускорений грузовых железнодорожных вагонов с зазорами между скользунами, годных к эксплуатации, и вагонов с зазорами между скользунами, не годных к эксплуатации (v7), ось x - частота в Гц, ось y - показания датчиков ускорений в ma. Показаны спектры, наложенные друг на друга, двух вагонов: четвертого и седьмого, считая от локомотива. У четвертого вагона размеры зазоров между скользунами находятся в норме: слева 3,5 и 5 мм, а справа 5 и 5 мм, у седьмого вагона слева 0 и 4 мм, а справа 0 и 3,5 мм (по нормам сумма зазоров между скользунами с одной стороны не должна быть меньше 4 мм). На графике видно, что ускорения на рельсе при прохождении седьмого вагона существенно больше. Аналогичные результаты были получены во многих испытаниях, в том числе и для вагонов с зазорами, превышающими нормы.

На основе экспериментальных данных была разработана компьютерная программа для выявления вагонов, имеющих существенное отличие величины ускорения от остальных в определенных диапазонах частот. Диапазоны частот зависят от скорости движения и установлены на основе экспериментов.

Похожие патенты RU2601467C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТНЫХ БУКС ВАГОНОВ 2015
  • Звягин Александр Дмитриевич
  • Соснина Ольга Анатольевна
RU2641536C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОХОДЯЩЕГО ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ПУТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2007
  • Суворов Александр Борисович
  • Суворова Татьяна Виссарионовна
  • Суворова Елена Александровна
  • Беляк Ольга Александровна
  • Усошин Сергей Александрович
RU2380260C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА 2010
  • Потапенко Владимир Семенович
  • Федоров Денис Владимирович
RU2466047C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КРИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА РЕЛЬСОВОМ ПУТИ И РЕГИСТРАЦИИ ЕГО СХОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2399524C1
ПОСТ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ И КОЛЕС ДВИЖУЩИХСЯ ВАГОНОВ 2014
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Величко Елена Сергеевна
  • Иванов Александр Николаевич
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Лапин Андрей Михайлович
  • Попов Виталий Владимирович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Степанов Илья Борисович
  • Тюпин Сергей Владимирович
  • Цветков Владислав Владиславович
RU2578005C1
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ УЗЛОВ ТЕЛЕЖЕК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Романов Сергей Иванович
  • Смолянов Владимир Михайлович
  • Журавлёв Алексей Викторович
  • Новосельцев Дмитрий Вячеславович
  • Будков Алексей Ремович
  • Серебренников Андрей Николаевич
  • Мальцев Алексей Борисович
RU2480741C1
Способ акустико-эмиссионной диагностики ответственных деталей тележек грузовых вагонов при эксплуатации 2017
  • Никулин Сергей Анатольевич
  • Рожнов Андрей Борисович
  • Турилина Вероника Юрьевна
  • Белов Владислав Алексеевич
  • Никитин Анатолий Владимирович
RU2667808C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАЛИЧИЯ ТРЕЩИН В ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ТЕЛЕЖКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Лазарев Алексей Сергеевич
  • Лазарев Иван Сергеевич
  • Шведов Андрей Викторович
  • Кибкало Алексей Алексеевич
  • Торопов Юрий Михайлович
  • Скобеев Владимир Павлович
  • Мягков Борис Анатольевич
RU2535246C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Семашко Николай Александрович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2437090C1
БОКОВАЯ ОПОРА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2009
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Мартынов Владимир Александрович
  • Щелоков Владимир Федорович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Белоусов Константин Анатольевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Карпов Сергей Владимирович
  • Белинович Виктор Георгиевич
  • Азаров Сергей Васильевич
  • Григурко Владимир Васильевич
RU2415768C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 601 467 C2

Реферат патента 2016 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОДНОСТИ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЗАЗОРОВ В СКОЛЬЗУНАХ

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, используемым на железнодорожном транспорте. Способ заключается в определении годности грузовых железнодорожных вагонов при их движении с использованием ителлектуально-измерительной системы, состоящей из датчиков ускорения отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной зазоров в скользунах. В результате зазоры в скользунах, не отвечающие нормам, определяются автоматически, исключается человеческий фактор. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 601 467 C2

Способ определения годности грузовых вагонов по величине зазоров в скользунах, отличающийся тем, что годность вагонов определяется интеллектуально-информационной системой, состоящей из датчиков ускорения, отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной зазоров в скользунах, при этом грузовые железнодорожные вагоны находятся в движении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2601467C2

Устройство для регулирования напряжения переменного тока 1935
  • Кенигсон В.К.
  • Марков Г.Н.
SU43957A1
Способ анализа газов 1959
  • Белкин А.И.
  • Беляев В.А.
SU126298A1
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ ПОЕЗДОВ 2010
  • Анпилов Михаил Васильевич
  • Григорьев Константин Владимирович
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Лосев Дмитрий Николаевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Уманский Владимир Ильич
RU2428341C1
EP 1484227 A1, 08.12.2004.

RU 2 601 467 C2

Авторы

Звягин Александр Дмитриевич

Власенко Владимир Владимирович

Агафонова Надежда Александровна

Даты

2016-11-10Публикация

2014-12-29Подача