СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТНЫХ БУКС ВАГОНОВ Российский патент 2018 года по МПК B61K9/00 G01M13/04 G01M17/08 

Описание патента на изобретение RU2641536C2

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, в частности к постовым системам вибродиагностики на железнодорожном транспорте.

Известные системы вибродиагностики, устанавливаемые в депо (локомотивных, вагонных) для диагностики колесно-моторных блоков и подшипников букс колесных пар в статическом положении объекта диагностики (локомотива, вагона), патенты №80950, Россия, интернет, №80957, Россия, интернет, №84559, Россия, интернет, №84116, Россия, интернет, №105739, Россия, интернет.

В настоящее время определения годных или не годных к эксплуатации вагонов по состоянию подшипников букс колесной пары производится в депо на специально оборудованных стендах. В процессе эксплуатации вагонов информация о состоянии подшипников букс колесных пар отсутствует. Однако для вагонов метро, грузовых и пассажирских вагонов при формировании поезда необходимо знать о состоянии подшипников букс для предотвращения аварий, связанных с разрушением подшипников букс.

Аналогов предлагаемое изобретение не имеет, однако прототипом по функциональности ближе всех патент RU 105739 U1.

Предлагаемый способ основан на анализе спектров колебаний рельса, возникающих при прохождении вагона, полученных с помощью датчиков вибрации, установленных на подошве рельса. В спектрах в определенных диапазонах частот, соответствующих колебаниям колец, роликов и сепараторов подшипников, всегда присутствуют заметные амплитуды ускорений, величина которых зависит от механического состояния подшипника.

Эти выводы были сделаны в результате испытаний грузовых вагонов, имевших буксы с известными дефектами подшипников (см. фиг. 1), где

1 - букса с подшипником, имеющим поврежденный сепаратор;

4 - букса с подшипником, имеющим поврежденный ролик;

5 - букса с подшипником, имеющим поврежденное внутреннее кольцо;

8 - букса с подшипником, имеющим поврежденное наружное кольцо;

2, 3, 6 и 7 - буксы, где специально подшипники с дефектом не устанавливались.

В результате проведенных испытаний, во время которых скорость движения менялась в пределах 9…28 км/ч, были получены спектры ускорений колебаний рельса при прохождении колесных пар, имеющих известные повреждения, и исправных колесных пар.

Так, например, на фиг. 2 показаны наложенные друг на друга спектры исправной буксы (9) и буксы, имеющей подшипник с поврежденным роликом (10).

Хорошо видно, что в районе диапазонов частот, соответствующих внутреннему кольцу (13 Гц) и второй гармоники ролика (19 Гц), амплитуды ускорений поврежденной буксы существенно превышают таковые для исправной буксы.

Во всех случаях расчет частот, на которых следует искать повреждения, производился по известным ниже приведенным формулам:

при повреждении сепаратора

при повреждении ролика

при повреждении роликов (овальность и гранность)

при повреждении наружного кольца

при повреждении внутреннего кольца

при волнистости наружного кольца

при волнистости внутреннего кольца

при повреждении группы роликов (по данным А/О "ВАСТ")

где n - частота вращения, об/мин;

z - число тел качения;

d - диаметр тел качения (роликов), мм;

D0 - расчетный средний диаметр, мм;

k=1, 2, 3, … - номер гармоники.

Частота вращения зависит от скорости движения: ,

где v - скорость движения, м/с;

R - радиус колеса, м.

Так как истинные частоты лежат в пределах ±5% от расчетных значений, то диапазоны частот, в которых определялись максимумы ускорений, брались ±1,05 от расчетных значений.

На фиг. 3 приведен спектр буксы, имеющей исправные подшипники, а на фиг. 4 и 5 - спектры букс, имеющих подшипники с поврежденными кольцами: на фиг. 4 - спектр буксы, имеющей подшипник с поврежденным внутренним кольцом, а на фиг. 5 - спектр буксы, имеющей подшипник с поврежденным наружным кольцом.

Вид спектра с исправной буксой отличается от спектров букс с неисправными подшипниками. Существенно увеличиваются амплитуды ускорений (по оси ординат на фиг. 3 - mv, а на фиг. 4 и 5 - v, напряжение пропорционально ускорению) в спектрах букс, имеющих поврежденные подшипники.

Таким образом, с помощью специальной программы по показаниям датчиков вибрации и отметчиков колес, установленных на рельсах, определяются и фиксируются амплитуды ускорений во всех диапазонах частот, соответствующих скорости движения в момент проведения записи. Полученные данные этой же программой анализируются и выявляются амплитуды, не вписывающиеся в генеральную совокупность. Установлено, что подшипники, имеющие такие амплитуды, имеют дефект той детали, на частоте которой обнаружена эта амплитуда. На фиг. 6 показаны состав и схема включения аппаратуры, в состав которой входят:

11 - датчики ускорений (два, установленные вертикально);

12 - два отметчика колес;

13 - усилитель заряда;

14 - АЦП;

15 - компьютер;

16 - принтер.

На фиг. 7 показана схема установки датчиков на рельсах.

Отметчики колес установлены с интервалом, равным развертке окружности колеса вагона. В середине этого интервала на обоих рельсах устанавливаются датчики вибрации (11). Отметчики колес 12 (см. фиг. 7) служат для определения скорости и направления движения и порядкового номера вагона и оси. Датчики вибрации 11 последовательно подключают к входам 2-канального усилителя заряда (13), а выходы усилителя подключают к аналого-цифровому преобразователю (14 - АЦП), передающему преобразованные сигналы системному блоку ПК (15), который по заданной программе обрабатывает сигналы, поступающие с АЦП.

Похожие патенты RU2641536C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОДНОСТИ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЗАЗОРОВ В СКОЛЬЗУНАХ 2014
  • Звягин Александр Дмитриевич
  • Власенко Владимир Владимирович
  • Агафонова Надежда Александровна
RU2601467C2
Стенд вибродиагностики буксовых узлов колесных пар подвижного состава 2022
  • Семенов Александр Павлович
RU2782290C1
Способ акустического контроля состояния буксовых узлов движущегося поезда 2022
  • Гуров Юрий Владимирович
  • Долгий Александр Игоревич
  • Куценко Александр Николаевич
  • Пулин Алексей Владимирович
  • Хатламаджиян Агоп Ервандович
  • Шаповалов Василий Витальевич
RU2781416C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ДЕФЕКТОВ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2019
  • Федоров Денис Владимирович
  • Потапенко Владимир Семенович
RU2717683C1
ПОСТ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ И КОЛЕС ДВИЖУЩИХСЯ ВАГОНОВ 2014
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Величко Елена Сергеевна
  • Иванов Александр Николаевич
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Лапин Андрей Михайлович
  • Попов Виталий Владимирович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Степанов Илья Борисович
  • Тюпин Сергей Владимирович
  • Цветков Владислав Владиславович
RU2578005C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Семашко Николай Александрович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2437090C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2010
  • Семашко Николай Александрович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2437091C1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ КОЛЕСНО-МОТОРНЫХ БЛОКОВ МОТОР-ВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2008
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Костюков Алексей Владимирович
  • Лагаев Александр Александрович
  • Зайцев Андрей Валерьевич
RU2378633C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ БУКС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА 2009
  • Потапенко Владимир Семенович
RU2411150C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2449910C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 641 536 C2

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТНЫХ БУКС ВАГОНОВ

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, а именно к постовым системам вибродиагностики на железнодорожном транспорте. Годность вагонов определяется по механическому состоянию букс колесных пар вагонов. Годность букс вагонов при их движении определяется с использованием интеллектуально-измерительной системы, состоящей из датчиков ускорения, отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной ускорения отдельных частей подшипника, которое зависит от наличия дефектов. В результате становится возможным постоянно отслеживать состояние букс колесных пар вагонов во время движения железнодорожного транспортного средства, своевременно выявлять их дефекты. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 641 536 C2

Способ определения годности вагонов по механическому состоянию подшипников букс колесных пар вагонов, отличающийся тем, что годность вагонов определяется интеллектуально-информационной системой, состоящей из датчиков ускорения, отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной амплитуд колебаний отдельных частей подшипника, при этом вагоны находятся в движении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2641536C2

Устройство для самовозбуждения и компаундирования синхронного генератора 1956
  • Вилесов Д.В.
  • Колесниченко А.И.
  • Смирнов В.А.
SU105739A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ БУКС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА 2009
  • Потапенко Владимир Семенович
RU2411150C1
ХЛОРАТОР ДЛЯ ХЛОРИРОВАНИЯ ВОДЫ 1949
  • Нишпал Д.Г.
SU89053A1
US 4843885 A, 04.07.1989.

RU 2 641 536 C2

Авторы

Звягин Александр Дмитриевич

Соснина Ольга Анатольевна

Даты

2018-01-18Публикация

2015-04-20Подача