Изобретение относится к стоматологии и травматологии, касается способа иммобилизации при переломах нижней и/или верхней челюстей преимущественно с сохраненным зубным рядом, конструкций гладкой шиной-скобы, крепежных элементов и может быть применимо для лечения переломов нижней и/или верхней челюстей в различных условиях, в том числе в стационаре, в полевых условиях для пациентов различных возрастных групп и детей, начиная с десятилетнего возраста.
Среди повреждений костей лицевого скелета наибольшее значение имеют переломы челюстей. Перелом челюсти - повреждение челюстной кости с нарушением ее целости. Из них преобладающее число падает на переломы нижней челюсти (70% от всех переломов костей лица). Причины переломов челюсти: бытовая, спортивная, огнестрельная и другие травмы.
Современное лечение для большинства переломов нижней челюсти связано с простым дешевым применением проволочных шин на верхнем и нижнем рядах зубов, фиксируемых с помощью лигатурной проволоки. После установки верхней и нижней шин они фиксируются вместе с помощью резинки, что эффективно способствует заживлению перелома.
Известен способ шинирования при переломе челюсти, основанный на применении системы шинирования, включающей объемную шину с отбортовкой, выполненной в виде зацепов-крючков для каждого зуба, резиновые кольца и фиксаторы шины в виде пластиковых назубных стяжек с гибким поясом и замком, причем на верхнем и нижнем зубных рядах шины устанавливают соответственно с расположением зацепов-крючков вверх и вниз, пояс каждой назубной стяжки устанавливают в межзубных пространствах зуба и между соседними зацепами-крючками соответствующей шины с наклоном образованной петли-стяжки вдоль шины и с расположением его закрытого замка возле межзубного промежутка выше шины верхнего зубного ряда и ниже шины нижнего зубного ряда для доступа к зацепам-крючкам, причем резиновые фиксаторы размещают на зацепах-крючках для фиксации верхней и нижней челюстей в сомкнутом положении с расположением их на фронтальной стороне каждого зуба, а назубные стяжки устанавливают не более чем через зуб (1).
Способ предусматривает применение двух объемных элементов - сложной объемной шины с зацепами-крючками и фиксаторов, что удорожает лечение и неудобно пациенту из-за множества выступающих частей системы шинирования. Расположение замков назубных стяжек в пришеечной области десны в межзубном промежутке не исключает травмирование десны при затяжке петли, обеспечивающей крепление шины, и обрезке конца пояса.
Система не отличается простотой применяемой объемной шины с крючками-зацепами, что повышает стоимость ее изготовления. Применение крючков-зацепов на каждом зубе повышает время шинирования, вызывая неудобства и затруднения при установке элементов стяжки (резиновых колец).
Наиболее близким к заявленному способу является способ межчелюстного шинирования, включающий перфорированную шину для системы шинирования и систему крепления, оснащенную замком и фиксатором с симметричными выступами-зацепами (выполненными из медпластика) - является прототипом (2).
Недостатками этого способа являются ограничения использования фиксирующей системы на разных участках зубного ряда из-за конфигурации ее крепежной системы; более трудоемкий процесс изготовления в сравнении с заявленным изобретением (опять же в силу строения крепежной системы), и худшие условия для адекватной гигены полости рта вкупе с большими затратами времени на их установку.
Таким образом остается актуальным вопрос о создании стоматологической технологии и техники шинирования верхних и нижних зубов пациента, которые позволят избежать указанных недостатков.
Цель работы: создание нового способа шинирования с устранением приведенных выше недостатков.
Технический результат изобретения способа - в создании простой надежной технологии быстрого шинирования при переломе нижней и/или верхней челюстей без травм и инфицирования десен с сокращением времени шинирования до 20-30 минут, повышением удобства и безопасности шинирования для пациента и врача, исключением дорогостоящих, или колющих, или острых, или режущих элементов в системе шинирования и возможностью проведения шинирования в стационаре, в полевых условиях без необходимости привлечения высококвалифицированного медперсонала и длительного приобретения навыков, снижением стоимости и повышением качества лечения.
Способ межчелюстного шинирования для иммобилизации при переломе нижней и/или верхней челюсти с сохраненным зубным рядом содержит шину, выполненную в виде гладкой проволоки из металла, и фиксаторов, выполненных с возможностью закрепления шины только на нижнем зубном ряду, в то время как на верхнем зубном ряду достаточно только закрепления фиксаторов. Фиксаторы имеют пояс и замок с запирающим каналом для размещения и крепления в нем участка свободного конца гибкого пояса с образованием петли при закрытом замке; также замок имеет круглое сечение и щелевидные клины, расположенные на вестибулярной поверхности симметрично на «3 часа» и «9 часов». Для фиксации челюстей в сомкнутом положении в системе имеются элементы стяжки, выполненные в виде резиновых колец. Система шинирования при этом позволяет применить замки фиксаторов в качестве зацепных элементов для указанных резиновых колец.
Сущность данного способа заключается в том, что после проведения анестезии на нижнюю челюсть припасовывается гладкая шина-скоба по длине зубной дуги. Далее стяжка-фиксатор размещается с вестибулярной стороны, хвостовик стяжки проводится в вестибуло-оральном направлении в дистальный межзубный промежуток зуба, на который планируется фиксация, огибая коронку зуба, хвостовик стяжки проводится в орально-вестибулярном направлении в мезиальный межзубной промежуток зуба, на котором планируется фиксация, охватывая шину с вестибулярной стороны таким образом, чтобы шина была прижата стяжкой к вестибулярной поверхности зуба, далее хвостовик продевается в отверстие стяжки с зубной поверхности стяжки к ее вестибулярной поверхности, протягивается до плотной фиксации стяжки на зубе, далее хвостовик продевается в щелевидный клин, расположенный на «9 часах» вестибулярной поверхности стяжки для фиксации хвостовика в самой стяжке, по внутреннему желобу стяжки проводится до щелевидного клина, расположенного на «3 часах» вестибулярной поверхности, и через него выводится кнаружи (в преддверие полости рта). Лишняя часть обрезается. На верхнюю челюсть накладываются стяжки только в позициях, соответствующих наложению межзубной тяги, без шины.
Преимущества предлагаемого способа:
- шину можно фиксировать только на одну челюсть (нижнюю), для межчелюстной фиксации достаточно установки одних фиксаторов на зубы другой челюсти;
- стяжка пластиковая, индифирентна к средам полости рта, не создаются условия для микротоков, менее травмоопасна для оператора и пациента, легко снимается;
- можно фиксировать простую гладкую шину, что упрощает процесс фиксации и обеспечивает лучшие условия для гигиены;
- стяжка-фиксатор изготавливается из медицинского автоклавируемого пластификата, может быть изготовлена и простерилизована в заводских условиях.
Предлагаемый способ шинирования челюстей отличаются простотой, технологичностью, надежностью крепления шины, обеспечивает легкость, удобство работы, безопасность пациента и врача, что позволяет снизить время и стоимость лечения при сохранении качества шинирования.
Использованная литература
1. Mandibular fixation system. Патент на изобретение US №5613853, A61F 5/058, US 08/188,676, д/подачи 31.01.1994, д/публикации 25.03.1997.
2. Способ и система иммобилизации при переломах челюстей, ленточная шина и крепежный элемент для их осуществления. Патент на изобретение RU №2445048, A61F 5/058, A61F 5/04, д/подачи 18.11.2010, д/публикации 20.03.2012.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И СИСТЕМА ИММОБИЛИЗАЦИИ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ ЧЕЛЮСТЕЙ, ЛЕНТОЧНАЯ ШИНА И КРЕПЕЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2445048C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ЛИГАТУР ПРИ ШИНИРОВАНИИ ПЕРЕЛОМОВ ЧЕЛЮСТЕЙ | 2012 |
|
RU2526666C2 |
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ЧЕЛЮСТИ | 1995 |
|
RU2157666C2 |
СПОСОБ ВРЕМЕННОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ОТЛОМКОВ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2113833C1 |
НАЗУБНАЯ СЪЕМНАЯ ШИНА | 2000 |
|
RU2187980C2 |
Консервативный способ лечения больных с переломами нижней челюсти | 2022 |
|
RU2786329C1 |
Способ назубного шинирования | 1988 |
|
SU1595480A1 |
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ОТЛОМКОВ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ | 1964 |
|
SU166116A1 |
СПОСОБ ШИНИРОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ | 1992 |
|
RU2072808C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ЧЕЛЮСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВРЕМЕННЫХ ВНУТРИКОСТНЫХ ИМПЛАНТАТОВ | 2002 |
|
RU2207073C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии и травматологии, и предназначено для использования при лечении переломов нижней и/или верхней челюстей. После проведения анестезии на нижнюю челюсть припасовывается гладкая шина-скоба по длине зубной дуги с помощью стяжки-фиксатора, имеющей хвостовик и замок с запирающим каналом, образующие петлю при креплении в замке хвостовика. При этом замок имеет круглое сечение и щелевидные клины, расположенные на «9 часах» и «3 часах». Размещается стяжка-фиксатор с вестибулярной стороны. Хвостовик стяжки проводится в вестибуло-оральном направлении в дистальный межзубный промежуток зуба, на который планируется фиксация. Огибая коронку зуба, хвостовик стяжки проводится в орально-вестибулярном направлении в мезиальный межзубный промежуток зуба, на котором планируется фиксация, охватывая шину с вестибулярной стороны таким образом, чтобы шина была прижата стяжкой к вестибулярной поверхности зуба. Далее хвостовик продевается в отверстие стяжки с зубной поверхности стяжки к ее вестибулярной поверхности, протягивается до плотной фиксации стяжки на зубе. Далее хвостовик продевается в щелевидный клин, расположенный на «9 часах» вестибулярной поверхности стяжки, для фиксации хвостовика в самой стяжке, по внутреннему желобу стяжки проводится до щелевидного клина, расположенного на «3 часах» вестибулярной поверхности, и через него выводится в сторону преддверия полости рта. Лишняя часть обрезается. На верхнюю челюсть накладываются стяжки только в позициях, соответствующих наложению межзубной тяги, без шины. Способ обеспечивает легкость, удобство работы, безопасность пациента и врача, что позволяет снизить время и стоимость лечения при сохранении качества шинирования.
Способ иммобилизации при переломах челюстей, характеризующийся тем, что: после проведения анестезии на нижнюю челюсть припасовывается гладкая шина-скоба по длине зубной дуги с помощью стяжки-фиксатора, имеющей хвостовик и замок с запирающим каналом, образующие петлю при креплении в замке хвостовика, при этом замок имеет круглое сечение и щелевидные клины, расположенные на «9 часах» и «3 часах»; размещается стяжка-фиксатор с вестибулярной стороны, хвостовик стяжки проводится в вестибуло-оральном направлении в дистальный межзубный промежуток зуба, на который планируется фиксация, огибая коронку зуба, хвостовик стяжки проводится в орально-вестибулярном направлении в мезиальный межзубный промежуток зуба, на котором планируется фиксация, охватывая шину с вестибулярной стороны таким образом, чтобы шина была прижата стяжкой к вестибулярной поверхности зуба, далее хвостовик продевается в отверстие стяжки с зубной поверхности стяжки к ее вестибулярной поверхности, протягивается до плотной фиксации стяжки на зубе, далее хвостовик продевается в щелевидный клин, расположенный на «9 часах» вестибулярной поверхности стяжки для фиксации хвостовика в самой стяжке, по внутреннему желобу стяжки проводится до щелевидного клина, расположенного на «3 часах» вестибулярной поверхности, и через него выводится в сторону преддверия полости рта, лишняя часть обрезается, на верхнюю челюсть накладываются стяжки только в позициях, соответствующих наложению межзубной тяги, без шины.
СПОСОБ И СИСТЕМА ИММОБИЛИЗАЦИИ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ ЧЕЛЮСТЕЙ, ЛЕНТОЧНАЯ ШИНА И КРЕПЕЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2445048C1 |
Шарнирный механизм управления лопастями крыльчатого движителя | 1956 |
|
SU106099A1 |
US 5613853 A, 25.03.1997 | |||
WO 1997046166 A2, 11.12.1997 | |||
US 2010285417 A1, 11.11.2010. |
Авторы
Даты
2016-11-27—Публикация
2015-08-18—Подача