УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ И ОБОРОТАМИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2017 года по МПК H02K7/116 F16H3/72 H02K7/20 B60L15/20 

Описание патента на изобретение RU2611667C1

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в различных областях техники и на транспорте.

Известна возможность управления оборотами синхронного электродвигателя с помощью частотного регулирования. Однако при частотном управлении невозможно кардинально увеличить крутящий момент. Также известны различные схемы устройств синхронных электродвигателей. Они описаны в технической литературе. Например: Лищенко А.И. Синхронные двигатели с автоматическим регулированием возбуждения. Киев. Издательство «Техника», 1969, Копылов И.П. Электрические машины - 2-е издание, переработанное - Москва: Высшая школа; Логос, 2000, Ключев В.И. Теория электропривода. - Москва: Энергоатомиздат 1985. Наряду с многими положительными качествами синхронных электродвигателей они имеют главный недостаток, ограничивающий их применение, это невозможность в широких пределах изменять частоту вращения. Она для синхронных электродвигателей величина постоянная.

Задачей изобретения являются изменения на выходном валу синхронного электродвигателя в широких пределах оборотов и крутящего момента.

Поставленная цель достигается тем, что электродвигатель подключен на вход дифференциала, один выход дифференциала подключен к ведомому валу, а второй выход подключен к статору вращающегося электромашинного генератора возбуждения синхронного электродвигателя, ротор которого жестко соединен с ротором электродвигателя, частично блокирует дифференциал силой индукции, и в результате изменяется передаточное отношение от ротора электродвигателя к выходному валу. Статор генератора возбуждения, подключенный к дифференциалу, стремится вращаться в сторону, обратную направлению вращения ротора, а сила индукции, возникающая при скольжении ротора и статора генератора возбуждения, увлекает статор за ротором. Это частично блокирует его и уменьшает передачу вращения через элементы дифференциала, уменьшая суммарное передаточное отношение, которое состоит из вращения дифференциала вокруг оси и передаточного отношения редуктора дифференциала. Взаимодействуя, эти две противоположно направленные силы уравновешивают в промежуточном состоянии суммарное передаточное отношение. При увеличении нагрузки на выходном валу он тормозится, скольжение в генераторе возбуждения увеличивается, вращение в большей степени передается через элементы дифференциала, суммарное передаточное отношение увеличивается, скорость вращения выходного вала уменьшается, а крутящий момент на выходе увеличивается. При увеличении индукционной силы, возникающей между ротором и статором генератора возбуждения скольжение между ними уменьшается, вращение элементов редуктора относительно друг друга уменьшается и движение на выходной вал в большей степени передается через вращение дифференциала вокруг оси, при этом суммарное передаточное отношение уменьшается, скорость вращения выходного вала возрастает, а крутящий момент уменьшается.

Изобретение поясняется рис. 1, на котором, для примера показан вариант устройства с дифференциалом по типу «механизма Давида».

Вал 2 синхронного электродвигателя 1 соединен с ротором генератора возбуждения 3. Статор генератора возбуждения 4 имеет возможность вращаться вокруг вала 2 и соединен с центральным колесом 5, которое также свободно вращается на валу электродвигателя. По центральному колесу 5 обкатывается сателлит 6, установленный на водиле 7, которое соединено с валом 2. Сателлит 6 жестко соединен с сателлитом 8, который обкатывается по центральному колесу 9, соединенному с выходным валом электродвигателя 10. При вращении вала 2 водило 7 вращает колесо 9 в ту же сторону, а колесо 5 в сторону обратную. При этом центральное колесо 9 вращается с меньшей скоростью, но на него передается больший крутящий момент. Центральное колесо 5 стремится вращаться в обратную сторону. На него от дифференциала передается меньший крутящий момент. При наличии в цепи генератора возбуждения электрической нагрузки статор 4 вращающегося электромашинного генератора возбуждения электродвигателя увлекается силой индукции за его ротором 3 и частично блокирует дифференциал, заставляя выходной вал 10, соединенный с центральным колесом 9, вращаться быстрее. При увеличении нагрузки на выходном валу 10 выходной вал тормозится, скольжение между статором и ротором генератора возбуждения увеличивается, статор генератора возбуждения может остановиться и даже начать вращение в обратную сторону. При этом на выходном валу будет реализовываться максимальный крутящий момент, превышающий крутящий момент электродвигателя кратно передаточному отношению элементов дифференциала.

Похожие патенты RU2611667C1

название год авторы номер документа
Механизм для управления крутящим моментом и оборотами синхронного электродвигателя 2018
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2680218C1
Трансмиссия для электротранспорта 2022
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2790299C1
Электромеханическая трансмиссия для гибридного транспорта 2023
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2806767C1
ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТА 2019
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2730094C1
Электромеханическая трансмиссия для гибридного транспорта 2022
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2788457C1
Устройство преобразующее обороты и момент вращения двигателя 2020
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2726378C1
ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2651388C1
Трансмиссия гибридного транспортного средства 2018
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2688110C1
Механизм соединения мотора с генератором для преобразования крутящего момента 2018
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2675305C1
ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТА 2021
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2771932C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 611 667 C1

Реферат патента 2017 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ И ОБОРОТАМИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к устройствам регулирования крутящим моментом электродвигателя. Устройство для управления моментом и оборотами синхронного электродвигателя содержит статор вращающегося генератора возбуждения синхронного электродвигателя, ротор генератора и дифференциальное устройство. Статор генератора подключен к одному из двух выходов дифференциального устройства. Ротор генератора соединен с ротором электродвигателя. Вход дифференциального устройства подключен в валу электродвигателя. Второй выход дифференциального устройства подключен к выходному валу. Блокирование дифференциального устройства силой индукции, возникающей между статором и ротором генератора, приводит к изменению крутящего момента и передаточного отношения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 611 667 C1

1. Устройство для управления крутящим моментом и оборотами синхронного электродвигателя, отличающееся тем, что статор вращающегося электромашинного генератора возбуждения синхронного электродвигателя, ротор которого соединен с ротором электродвигателя, подключен к одному из двух выходов дифференциального устройства, имеющего возможность вращаться вокруг оси, вход которого подключен к валу электродвигателя, а другой выход подключен к выходному валу, и приводит к частичному его блокированию силой индукции, возникающей между статором и ротором, что приводит к изменению крутящего момента и передаточного отношения другого его выхода, передающего энергию от электродвигателя к выходному валу.

2. Устройство для управления крутящим моментом и оборотами синхронного электродвигателя по п. 1, отличающееся тем, что статор генератора возбуждения электродвигателя, подключенный к дифференциалу, стремится вращаться в сторону, обратную направлению вращения ротора, а сила индукции, возникающая при скольжении ротора и статора генератора возбуждения, увлекает статор за ротором, что частично блокирует дифференциал и уменьшает передачу вращения через его элементы, уменьшая суммарное передаточное отношение, которое состоит из вращения дифференциала вокруг оси и передаточного отношения редуктора дифференциала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2611667C1

US 6387007 B1, 14.05.2002
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ 2008
  • Багич Геннадий Леонидович
RU2380733C1
СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ПОТОКА МОЩНОСТИ С ЧЕТЫРЬМЯ ОТВОДАМИ 2004
  • Меллер Фрэнк
RU2334142C2
ДВУХРОТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ПЕРЕМЕННЫМИ ОБОРОТАМИ И КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ 2012
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2518072C1

RU 2 611 667 C1

Авторы

Хадеев Равиль Гафиевич

Даты

2017-02-28Публикация

2015-08-31Подача