Изобретение относится к пропульсивным системам судостроения.
Известны традиционные конструкции пропульсивных систем, в которых движение судну задается с помощью винта, соединенного через валопровод с приводом [Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Л.; «Судостроение», 1988, 360 с.].
Недостатком таких конструкций является плохая маневренность судна.
Частично такого недостатка лишена конструкция пропульсивной системы, в качестве которой выступает движительно-рулевая колонка с одним винтом, имеющая возможность обеспечить маневренность судна за счет возможности поворота колонки и, следовательно, вектора тяги в пределах 360° [патент RU №114662, МПК B63H 3/00, 2010 г.; www.roils-royce.com; www.schottel.com].
Недостатком такой конструкции является малая надежность при работе в тяжелых ледовых условиях.
Частично указанного недостатка лишена конструкция движительно-рулевой колонки с двумя винтами - тянущим и толкающим, закрепленными на одном валу [www.marine-solutions.de; www.steerprop.com].
Недостатком такой конструкции является недостаточная надежность, связанная с взаимозависимостью винтов. Так, при возрастании нагрузки на один из винтов, второй, жестко с ним связанный, работает неэффективно из-за снижения числа оборотов. При заклинивании одного из винтов перестает вращаться и второй винт.
Частично указанного недостатка лишена конструкция движительно-рулевой колонки, выбранной в качестве прототипа [положительное решение на выдачу патента на изобретение от 29.01.2016 г. по заявке 2015100783 от 25.12.2014 г.], состоящая из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами, отличающаяся тем, что передача вращающего момента от трансмиссионного вала к соосным валам осуществляется через дифференциальный механизм. Данная конструкция позволяет автоматически обеспечивать одинаковую частоту вращения соосных валов при одинаковых моментах на винтах, в случае возрастания нагрузки на один из винтов и снижения его оборотов второй автоматически увеличивает частоту вращения, а в случае стопорения одного из винтов второй увеличивает частоту вращения до максимального значения.
Такая конструкция является недостаточно эффективной, что связано с тем обстоятельством, что вращение двух однонаправленно вращающихся винтов, с точки зрения гидродинамики, неблагоприятно для второго винта, попадающего в турбулентный поток от первого. Это, во-первых, снижает эффективную мощность и, во-вторых, усложняет конструкцию, заставляет применять второй винт, отличный по конструкции от первого.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эффективной мощности движительно-рулевой колонки.
Это достигается тем, что дифференциальный механизм выполнен в виде двух симметричных планетарных редукторов с противоположно вращающимися выходными валами и общим водилом.
Предлагаемая конструкция представлена на фиг. 1 и состоит из: корпуса 1, привода 2, трансмиссионного вала 3 с конической шестерней 4, дифференциального механизма, состоящего из двух одинаковых (симметричных) планетарных редукторов 5 и 6 с общим водилом 7 и соосными выходными валами 8 и 9 с гребными винтами - тянущим 10 и толкающим 11.
Работа конструкции осуществляется следующим образом: трансмиссионный вал 3 от привода 2 через коническую шестерню 4 передает вращение на планетарные редукторы 5 и 6, соединенные общим водилом 7 (возможны конструктивные варианты с общим солнечным или общим коронным колесом), которые вращают одновременно вал 8 с тянущим винтом 10 и вал 9 с толкающим винтом 11 во взаимно-противоположных направлениях, автоматически обеспечивая равенство частот вращения при одинаковых моментах на винтах. В случае возрастания нагрузки на один из винтов второй автоматически увеличивает частоту вращения. При стопорении одного из винтов второй увеличивает частоту вращения до максимально возможной величины. Разнонаправленное вращение тянущего и толкающего винтов является более благоприятным с точки зрения гидродинамики и обеспечивает большую эффективную мощность по сравнению с прототипом. Таким образом, предлагаемая конструкция повышает эффективную мощность движительно-рулевой колонки. Кроме того, применение двухпоточной конической передачи и планетарных передач позволяет снизить диаметральные размеры корпуса движительно-рулевой колонки, что повышает ее гидродинамическое качество.
Предлагаемое техническое решение является новым. Отличие от прототипа - применение дифференциального механизма в виде двух симметричных планетарных редукторов с противоположно вращающимися валами и общим водилом. Достоинством такой конструкции является также и то, что коническая передача от трансмиссионного вала к дифференциальному механизму является двухпоточной, что позволяет снизить диаметры конических колес на 25-30%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2014 |
|
RU2584634C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2014 |
|
RU2583125C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДВУХФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2650258C1 |
МНОГОВИНТОВОЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2658736C1 |
СКОРОСТНОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВИНТОКРЫЛ | 2016 |
|
RU2610326C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2664024C2 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 2017 |
|
RU2670364C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2022 |
|
RU2785390C1 |
СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ СИСТЕМОЙ | 2016 |
|
RU2629478C2 |
СКОРОСТНОЙ ГИБРИДНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2652863C1 |
Изобретение относится к пропульсивным системам судостроения. Движительно-рулевая колонка состоит из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами и дифференциального механизма. Дифференциальный механизм выполнен в виде двух симметричных планетарных редукторов с противоположно вращающимися валами и общим водилом. Достигается повышение эффективной мощности движительно-рулевой колонки. 1 ил.
Движительно-рулевая колонка, состоящая из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами, дифференциального механизма, отличающаяся тем, что дифференциальный механизм выполнен в виде двух симметричных планетарных редукторов с противоположно вращающимися валами и общим водилом.
Судовая энергетическая установка | 1988 |
|
SU1576424A1 |
Судовая электродвижительная установка | 1989 |
|
SU1736841A1 |
US 5024639 A, 18.06.1991 | |||
US 8864538 B1, 21.10.2014. |
Авторы
Даты
2017-03-15—Публикация
2016-03-01—Подача