Реактивное рабочее колесо центробежного насоса Российский патент 2017 года по МПК F04D29/22 

Описание патента на изобретение RU2613545C1

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано при проектировании и производстве насосов.

Известен способ снижения вихревых диффузорных потерь в межлопастном канале рабочего колеса центробежного насоса путем увеличения количества лопастей рабочего колеса (см., например, Пфлейдерер К. Лопаточные машины для жидкостей и газов. Водяные насосы, вентиляторы, турбовоздуходувки, турбокомпрессоры. 4-е перераб. изд. / пер. под ред. В.И. Поликовского. - М: ГНТИ, 1960). Увеличение количества лопастей приводит к снижению степени диффузорности межлопастного канала и, как следствие, к снижению отрицательного влияния относительного вихря на структуру течения. Вместе с тем, при этом увеличивается стеснение потока на входе в колесо и увеличивается площадь поверхностей трения лопастей о жидкость. Это приводит к росту гидравлических потерь в межлопастном канале и на его входе.

Однако в итоге увеличение количества лопастей хоть и снижает диффузорные потери, но не дает практического увеличения КПД рабочего колеса и насоса, чаще приводя к их уменьшению.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому реактивному рабочему колесу центробежных насосов является рабочее колесо, описанное в книге Михайлов А.К., Малюшенко В.В. Лопастные насосы. Теория расчет и конструирование. - М.: Машиностроение, 1977, с.30, 32, рис.16), содержащее равномерно распределенные по окружности колеса лопасти с идентичными скелетами профилей, образующие между собой каналы с горлом, причем лопасти имеют преимущественно максимально тонкий аэродинамический профиль или минимально возможную постоянную толщину. Профиль лопастей строится на скелете - кривой, совпадающей с расчетной линией тока жидкости относительно колеса.

Недостатком таких колес является большие диффузорные (вихревые) потери в диффузорном межлопастном канале из-за отрицательного влияния относительного (осевого) вихря на структуру течения (см., например, Ломакин А.А. Центробежные и осевые насосы. - М.: Машиностроение, 1966). Следствие этого недостатка - снижение гидравлического КПД рабочего колеса и насоса в целом.

Недостатком такого решения является низкая эффективность использования центробежного насоса при значительных отклонениях режимов работы от расчетных из-за низких значений КПД.

Задачей изобретения является расширение эффективной рабочей зоны центробежного насоса с одновременным увеличением его гидравлического КПД.

Техническим результатом является снижение вихревых (диффузорных) потерь в межлопастных каналах рабочего колеса.

Это достигается тем, что реактивное рабочее колесо центробежного насоса, содержащее равномерно распределенные по окружности колеса лопасти с идентичными скелетами профилей, образующие между собой каналы с горлом, которые образованы так, что средние их линии есть геометрическое место точек - центров окружностей с диаметрами Di, вписанных между скелетами соседних профилей на различных радиусах колеса, а внешние обводы каналов образованы кривыми, касательными к окружностям с диаметрами di, меньшими диаметров Di, концентричным окружностям, вписанным между скелетами профилей, причем диаметры di на любом i-м радиусе рабочего колеса определяются зависимостью di=(D1-s)⋅k+(Di-s)⋅(1-k), где D1 есть диаметр Di в горле канала, s есть толщина входной кромки профиля лопасти, а константа k идентична для всех каналов колеса и имеет значение в диапазоне от 0,3 до 0,5.

Кроме того, тела лопастей могут быть выполнены по меньшей мере с одной внутренней замкнутой полостью.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлены общий вид реактивного рабочего колеса центробежного насоса, например, с шестью лопастями постоянной толщины, на фиг. 2 представлены зависимости относительного КПД центробежного насоса от режима его работы относительной объемной подачи рабочей среды для известного решения и изобретения.

Реактивное рабочее колесо центробежного насоса содержит, например, шесть равномерно распределенных по окружности лопастей 1 с идентичными скелетами 2 профилей. Средние линии 3 межлопастных каналов 4 представляют собой геометрическое место точек - центров окружностей с диаметрами Di (i=1…n), вписанных между скелетами 2 соседних профилей на различных радиусах колеса. Внешние обводы межлопастных каналов 4 образованы кривыми 5 и 6, касательными к окружностям с диаметрами di<Di, концентричным окружностям, вписанным между скелетами 2. При этом диаметры di на любом i-м радиусе рабочего колеса определяются зависимостью di=(D1-s)⋅k+(Di-s)⋅(1-k), где D1 - диаметр Di окружности 7 в горле канала, когда i=1; s - толщина входной кромки профиля лопасти, а константа k идентична для всех каналов колеса и может иметь значения в диапазоне от 0,3 до 0,5.

Реактивное рабочее колесо центробежного насоса работает следующим образом.

При вращении рабочего колеса, содержащего равномерно распределенные по окружности лопасти 1 с идентичными скелетами 2 профилей, жидкость под действием центробежной силы, возникающей вследствие силового взаимодействии лопастей 1 с потоком, начинает двигаться от горла канала, имеющего характерный размер - диаметр окружности 7, к периферии. Движение потока жидкости по межлопастным каналам 4, которые образованны кривыми 5 и 6, сопровождается вихревыми (диффузорными) потерями в значительно меньшем количестве.

Зависимости относительного КПД центробежного насоса известного решения (a) и изобретения (b) получены методом 3D моделирования в среде ANSYS Fluent. Анализ зависимостей показывает, что колесо согласно изобретению обеспечивает существенное повышение максимального КПД насоса по сравнению с прототипом при оптимальном режиме и значительно увеличивает зону эффективной работы насоса (условную зону, в которой при изменении подачи насоса его КПД изменяется в пределах 10% от максимального значения), что подтверждает достижение заявленного технического результата. Заявленный положительный эффект от применения изобретения подтвержден натурным экспериментом на консольно-моноблочном центробежном насосе КМ40-25-200.

Использование изобретения позволяет снизить вихревые (диффузорные) потери в межлопастных каналах рабочего колеса с одновременным увеличением его гидравлического КПД.

Похожие патенты RU2613545C1

название год авторы номер документа
Рабочее колесо центробежного насоса 2019
  • Волков Александр Викторович
  • Дружинин Алексей Анатольевич
  • Вихлянцев Александр Андреевич
RU2727275C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2016
  • Парыгин Александр Гаврилович
  • Волков Александр Викторович
  • Рыженков Артем Вячеславович
  • Наумов Андрей Вадимович
  • Вихлянцев Александр Андреевич
RU2611122C1
Способ повышения давления и экономичности центробежного насоса и устройство для его реализации 2021
  • Чураков Евгений Олегович
  • Макаров Владимир Николаевич
  • Молчанов Максим Владимирович
  • Арсланов Азамат Альфизович
  • Макаров Николай Владимирович
RU2775101C1
Гидротрансформатор 1985
  • Румянцев Леонид Александрович
SU1341422A1
ПРЯМОТОЧНАЯ ТУРБИНА 2003
  • Моргунов Г.М.
RU2245454C1
Ступень многоступенчатого лопастного насоса 2020
  • Стасюк Игорь Олегович
  • Стасюк Александр Олегович
  • Наконечный Александр Иосифович
RU2735978C1
МНОГОЦИЛИНДРОВАЯ ТУРБИНА ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ 2004
  • Романов Владимир Анисимович
RU2362881C2
ВЕНЕЦ ТУРБИНЫ ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ВТПЭ)-А (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Иванников Владимир Федорович
  • Иванникова Светлана Владимировна
RU2457336C1
Промежуточная ступень центробежного компрессора 1990
  • Муратов Ханафи Ибрагимович
  • Соловьев Валентин Геннадиевич
SU1726851A1
КОЛЕСО НАСОСА И ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ШЛАМОВЫЙ НАСОС 1993
  • Бример Джефф
  • Лью Уэн Джи
RU2119102C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 613 545 C1

Реферат патента 2017 года Реактивное рабочее колесо центробежного насоса

Изобретение относится к области насосостроения. Реактивное рабочее колесо центробежного насоса содержит равномерно распределенных по окружности лопасти (1) с идентичными скелетами (2) профилей. Средние линии (3) межлопастных каналов (4) представляют собой геометрическое место точек - центров окружностей с диаметрами Di (i=1…n), вписанных между скелетами (2) соседних профилей на различных радиусах колеса. Внешние обводы межлопастных каналов (4) образованы кривыми (5) и (6), касательными к окружностям с диаметрами di<Di, концентричным окружностям, вписанным между скелетами (2). Диаметры di на любом i-м радиусе колеса определяются зависимостью di=(D1-s)⋅k+(Di-s)⋅(1-k), где D1 - диаметр Di окружности (7) в горле канала, когда i=1; s - толщина входной кромки профиля лопасти, а константа k идентична для всех каналов колеса и может иметь значения в диапазоне от 0,3 до 0,5. Изобретение направлено на снижение вихревых (диффузорных) потерь в межлопастных каналах рабочего колеса с одновременным увеличением его гидравлического КПД. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 613 545 C1

1. Реактивное рабочее колесо центробежного насоса, содержащее равномерно распределенные по окружности колеса лопасти с идентичными скелетами профилей, образующие между собой каналы с горлом, отличающееся тем, что каналы образованы так, что средние их линии есть геометрическое место точек - центров окружностей с диаметрами Di, вписанных между скелетами соседних профилей на различных радиусах колеса, а внешние обводы каналов образованы кривыми, касательными к окружностям с диаметрами di, меньшими диаметров Di, концентричным окружностям, вписанным между скелетами профилей, причем диаметры di на любом i-м радиусе рабочего колеса определяются зависимостью di=(D1-s)⋅k+(Di-s)⋅(1-k), где D1 есть диаметр Di в горле канала, s есть толщина входной кромки профиля лопасти, а константа k идентична для всех каналов колеса и имеет значение в диапазоне от 0,3 до 0,5.

2. Реактивное рабочее колесо центробежного насоса по п. 1, отличающееся тем, что тела лопастей выполнены по меньшей мере с одной внутренней замкнутой полостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2613545C1

МИХАЙЛОВ А.К., МАЛЮШЕНКО В.В
Лопастные насосы
Теория, расчет и конструирование
Москва, Машиностроение, 1977, с.30, 32, рис.16;SU 1627755 A1, 15.02.1991;JPS 58187600 A, 01.11.1983
CN 102251983 A, 23.11.2011
US 4165950 A, 28.08.1979.

RU 2 613 545 C1

Авторы

Волков Александр Викторович

Парыгин Александр Гаврилович

Лукин Максим Васильевич

Рыженков Артем Вячеславович

Вихлянцев Александр Андреевич

Даты

2017-03-17Публикация

2015-12-02Подача