ГРУЗОВОЙ ОТСЕК САМОЛЕТА Российский патент 2017 года по МПК B64D7/08 

Описание патента на изобретение RU2614871C2

Изобретение относится к области авиации, а именно к размещению грузов на многорежимных самолетах, эксплуатируемым на сверх- и дозвуковых скоростях полета, в широком диапазоне высот полета.

Известен самолет с грузовым отсеком, расположенным в мотогондоле (US, 5522566). Основным недостатком подобного решения является размещение груза (в убранном положении) в мотогондоле, в непосредственной близости от канала воздухозаборника. Такое размещение обуславливает малый вынос оси груза (в выведенном положении) относительно входа в воздухозаборник.

Наиболее близким аналогом изобретения является грузовой отсек самолета, представляющий собой нишу, содержащую выводное пусковое устройство (RU, 2263611). В качестве недостатков ближайшего аналога можно отметить следующее. В известном отсеке грузы выступают за обводы отсека, при этом отсек не закрывается створками, что приводит к повышению аэродинамического сопротивления из-за повышения площади поперечного сечения самолета и наличия щелей, а также к повышению радиолокационной заметности.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении аэродинамического сопротивления и радиолокационной заметности.

Указанный технический результат достигается тем, что в грузовом отсеке самолета, представляющем собой нишу, содержащую выводное пусковое устройство, ниша грузового отсека выполнена в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла, при этом ниша грузового отсека снабжена в нижней части обтекателем, содержащим по меньшей мере одну створку, а выводное пусковое устройство представляет собой рычажный механизм, обеспечивающий уборку и выпуск груза в плоскости, лежащей под острым углом в пределах от 20 до 70 градусов к плоскости симметрии самолета, таким образом, что в выпущенном положении головная часть груза расположена перед передней кромкой крыла для уменьшения зоны «затенения» груза от носовой части фюзеляжа и передней кромки наплыва фюзеляжа, а продольная ось груза удалена от входа в воздухозаборник.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена компоновка грузового отсека на самолете при виде снизу; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг 3 - общий вид самолета при виде снизу; на фиг. 4 - общий вид самолета при виде спереди.

На чертежах обозначены:

1 - ниша грузового отсека;

2 - наплыв фюзеляжа;

3 - консоль крыла;

4 - выводное пусковое устройство;

5 - груз (сплошные линии - в транспортном положении, штриховые линии - в выпущенном положении);

6 - обтекатель;

7 - створки;

8 - плоскость выпуска выводного пускового устройства;

9 - плоскость симметрии самолета;

10 - передняя кромка консоли 3 крыла;

11 - носовая часть фюзеляжа;

12 - передняя кромка наплыва фюзеляжа 2;

13 - вход в воздухозаборник;

14 - вынос груза 5 в выведенном положении от входа в воздухозаборник 13;

15 - азимутальная диаграмма обзора груза в выведенном положении;

16 - угломестная диаграмма обзора груза 5 в выведенном положении;

α - угол наклона плоскости выпуска выводного пускового устройства к плоскости симметрии самолета.

Грузовой отсек самолета представляет собой нишу 1, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа 2 с консолью крыла 3. В нише 1 грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство 4 груза 5. В нижней части ниша 1 грузового отсека снабжена обтекателем 6, содержащим по меньшей мере одну створку 7. Выводное пусковое устройство 4 представляет собой рычажный механизм, обеспечивающий уборку и выпуск груза 5 в плоскости 8, лежащей под острым углом α в пределах от 20 до 70 градусов к плоскости симметрии 9 самолета, таким образом, что в выпущенном положении головная часть груза 5 расположена перед передней кромкой 10 консоли 3 крыла для уменьшения зоны «затенения» груза от носовой части фюзеляжа 11 и передней кромки 12 наплыва 2 фюзеляжа, а продольная ось груза 5 удалена от входа в воздухозаборник 13, образуя так называемый вынос 14.

Расположение грузового отсека в зоне стыка наплыва фюзеляжа 2 с консолью крыла 3 стало возможным благодаря применению интегральной компоновки самолета, т.е. компоновки, при которой осуществляется плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Наплыв фюзеляжа 2 в поперечном сечении набран из аэродинамических профилей и образован за счет уплощения фюзеляжа и увеличения его ширины, что обеспечивает необходимые строительные высоты для размещения грузовых отсеков.

Размещение грузов 5 в нишах 1, закрытых створками 7, практически без щелей, позволяет исключить обтекание грузов 5 внешним потоком воздуха, что исключает создание грузами 5 дополнительного аэродинамического сопротивления самолета. Кроме того, такое размещение грузов 5 исключает возможность попадания на них в убранном положении электромагнитных волн от внешних источников облучения (радиолокационных станция) - тем самым исключается возможность обратного отражения электромагнитных волн, что, в свою очередь, ликвидирует составляющую грузов 5 в радиолокационной заметности самолета.

Применение груза 5 осуществляется следующим образом. После открытия створки (створок) 7 отсеков выводное пусковое устройство 4 выводит и удерживает груз 5 в воздушном потоке, обеспечивая возможность наведения и применения груза 5 вне отсека. Плоскость выпуска 8 выводного пускового устройства 4 составляет острый угол α (20-70 град) с плоскостью симметрии самолета, что обеспечивает сход груза 5 вбок-вниз на дистанции удаленной от входа в канал воздухозаборника 13. После отделения груза 5 происходит уборка выводного пускового устройства 4 и закрытие отсека створкой (створками) 7.

При выпуске груза 5 в выведенное положение его головная часть оказывается перед передней кромкой консоли крыла 3 и вне зоны «затенения» от носовой части фюзеляжа 11 и передней кромки наплыва фюзеляжа 12, обеспечивая максимизацию азимутальной 15 и угломестной 16 диаграмм обзора в выведенном положении груза 5 его головной части и выноса оси груза 5 в выведенном положении относительно входа в воздухозаборник 13, что достигается путем ориентации плоскости выпуска 8 груза 5 под острым углом α (20-70 град) к плоскости симметрии 9 самолета.

Ориентация плоскости выпуска 8 под углом меньше 20 град, к плоскости симметрии 9 самолета не обеспечивает потребного бокового выноса груза 5 от входа в воздухозаборник 13 и потребной диаграммы обзора для головной части груза 5.

Ориентация плоскости выпуска 8 груза 5 под углом больше 70 град к плоскости симметрии 9 самолета затруднит реализацию конструктивно силовой схемы планера самолета, т.к. в этом случае груз 5 будет выпускаться практически в горизонтальной плоскости, что делает невозможным расположение в этой зоне каких бы то ни было силовых элементов.

Похожие патенты RU2614871C2

название год авторы номер документа
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БОКОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ ОТСЕКИ 2022
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Изместьев Сергей Сергеевич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Каиров Валерий Черменович
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Джорбенадзе Карл Семенович
  • Останко Денис Андреевич
  • Чуркин Антон Рюрикович
  • Табакин Евгений Эдуардович
  • Яременко Александр Алексеевич
  • Полшков Александр Евгеньевич
  • Тераганов Олег Александрович
  • Потапов Владимир Андреевич
  • Константинов Никита Максимович
RU2801985C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ 2023
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Рой Роман Игоревич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ардеев Денис Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Корпусов Кирилл Александрович
  • Джобернадзе Ираклий Семенович
RU2807624C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Никитушкин Михаил Викторович
  • Степанов Владимир Дмитриевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Барабанов Александр Владимирович
RU2770885C1
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ 1991
  • Сафронов Александр Васильевич[Ua]
  • Бойко Анатолий Петрович[Ua]
  • Чисюк Ярослав Трифонович[Ua]
  • Фатеев Сергей Сергеевич[Ua]
  • Комаров Владимир Александрович[Ua]
  • Архипов Николай Иванович[Ua]
RU2022882C1
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА ПЛАНЕРА МАЛОЗАМЕТНОГО ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 2022
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Китаев Максим Викторович
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Полшков Александр Евгеньевич
  • Асташкин Алексей Владимирович
  • Джорбенадзе Карл Семенович
  • Столяров Дмитрий Владимирович
RU2798303C1
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2010
  • Погосян Михаил Асланович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Тарасов Алексей Захарович
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Москалев Павел Борисович
RU2440916C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ САМОЛЕТ С Х-ОБРАЗНЫМ КРЫЛОМ 2015
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2621762C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ С Х-ОБРАЗНЫМ КРЫЛОМ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2632782C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2705416C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 614 871 C2

Реферат патента 2017 года ГРУЗОВОЙ ОТСЕК САМОЛЕТА

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового отсека снабжена обтекателем (6), содержащим по меньшей мере одну створку (7). Выводное пусковое устройство (4) представляет собой рычажный механизм, обеспечивающий уборку и выпуск груза (5) в плоскости, лежащей под острым углом α в пределах от 20 до 70 градусов к плоскости симметрии самолета, таким образом, что в выпущенном положении головная часть груза (5) расположена перед передней кромкой (10) консоли (3) крыла для уменьшения зоны «затенения» груза от носовой части фюзеляжа (11) и передней кромки (12) наплыва фюзеляжа, а продольная ось груза (5) удалена от входа в воздухозаборник (13), образуя так называемый вынос. Изобретение снижает аэродинамическое сопротивление и радиолокационную заметность. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 614 871 C2

Грузовой отсек самолета, представляющий собой нишу, содержащую выводное пусковое устройство, отличающийся тем, что ниша грузового отсека выполнена в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла, при этом ниша грузового отсека снабжена в нижней части обтекателем, содержащим по меньшей мере одну створку, а выводное пусковое устройство представляет собой рычажный механизм, обеспечивающий уборку и выпуск груза в плоскости, лежащей под острым углом в пределах от 20 до 70 градусов к плоскости симметрии самолета, таким образом, что в выпущенном положении головная часть груза расположена перед передней кромкой крыла для уменьшения зоны «затенения» груза от носовой части фюзеляжа и передней кромки наплыва фюзеляжа, а продольная ось груза удалена от входа в воздухозаборник.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2614871C2

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2003
  • Одинцов В.А.
RU2263611C2
ГРУЗОВОЙ ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Горбачев В.Д.
  • Рахилин В.К.
  • Мурашов М.Ю.
RU2099240C1
US 6394392 B1, 28.05.2002
US 2005116106 A1, 02.06.2005
СИСТЕМА ДЛЯ ПОГРУЗКИ НЕУПАКОВАННОГО ГРУЗА В ГРУЗОВОЙ ОТСЕК САМОЛЕТА И ВЫГРУЗКИ НЕУПАКОВАННОГО ГРУЗА ИЗ ГРУЗОВОГО ОТСЕКА САМОЛЕТА И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО СРЕДСТВО ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА И БЛОК КОНВЕЙЕРА 2003
  • Хелмнер Андерс
RU2312044C2

RU 2 614 871 C2

Авторы

Давиденко Александр Николаевич

Стрелец Михаил Юрьевич

Поляков Юрий Георгиевич

Рунишев Владимир Александрович

Бибиков Сергей Юрьевич

Алферов Кирилл Евгеньевич

Каиров Валерий Черменович

Даты

2017-03-30Публикация

2015-06-24Подача