Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя Российский патент 2017 года по МПК F01D25/16 F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2614905C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам разгрузки опор роторов компрессоров низкого давления газотурбинного двигателя, в том числе и в составе летательного аппарата.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) выбран компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор, передняя и задняя цапфы которого соединены со статором посредством передней и задней опор соответственно (см. рис. В. 70, стр. 53, учебника - Сиротин Н.Н. Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей. (Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок). - М.: РИА «ИМ-Информ», 2002. - 442 с.).

В известном техническом решении для создания приемлемой осевой силы на шарикоподшипник ротора низкого давления введена разгрузочная (думисная) полость, из которой происходит сброс воздуха в мотогондолу летательного аппарата. Основной недостаток - это снижение удельных параметров газотурбинного двигателя, попадание горячего воздуха в мотогондолу, которое приводит к ухудшению незаметности летательного аппарата.

Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения является повышение надежности работы компрессора за счет снижения на его заднюю шарикоподшипниковую опору суммарной осевой нагрузки ротора при работе газотурбинного двигателя, а также улучшение удельных параметров газотурбинного двигателя путем исключения необходимости сброса думисного воздуха из разгрузочной полости для снижения нагрузки на упомянутую опору (как в прототипе), при этом в целом снижается незаметность летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор, передняя и задняя цапфы которого установлены в передней и задней опорах статора соответственно, согласно настоящему изобретению он дополнительно снабжен шарикоподшипником, вспомогательной втулкой, шарнирными V-образными механизмами и упорным кольцом, причем наружное кольцо шарикоподшипника установлено в его корпусе, соединенном с корпусом передней опоры посредством разъемного соединения, а внутреннее кольцо шарикоподшипника установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки, при этом на торце передней цапфы ротора установлено упорное кольцо, соединенное с вспомогательной втулкой посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов, каждый из которых образован двумя качалками, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения, при этом в месте их соединения установлен груз, расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки, а свободные концы качалок соединены со вспомогательной втулкой и упорным кольцом соответственно посредством шарнирных соединений.

Такое выполнение устройства позволяет перераспределить осевую нагрузку ротора с основного шарикоподшипника на дополнительный шарикоподшипник, а именно при работе газотурбинного двигателя осевая нагрузка на основной шарикоподшипник задней опоры ротора снижается вдвое за счет перераспределения ее на дополнительный шарикоподшипник, установленный в передней опоре, что повышает надежность компрессора низкого давления в целом. При работе центробежная сила воздействует на массу шарнирного механизма, рычаги которого оказывают осевое воздействие на дополнительный шарикоподшипник и на цапфу ротора. Таким образом, не требуется сбрасывать горячий воздух из разгрузочной полости, как в прототипе, вследствие чего повышаются удельные параметры газотурбинного двигателя. Кроме того, отсутствие выброса горячего воздуха из разгрузочной полости в мотогондолу летательного аппарата улучшает специальные характеристики, а именно незаметность летательного аппарата.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурой чертежа, на которой изображен продольный разрез заявленного компрессора низкого давления газотурбинного двигателя.

Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор 1, передняя и задняя цапфы 2 и 3 которого установлены в статоре 4, а именно в передней и задней опорах 5, 6 соответственно, при этом он дополнительно снабжен шарикоподшипником 7, вспомогательной втулкой 8, шарнирными V-образными механизмами 9 и упорным кольцом 10, причем наружное кольцо 11 шарикоподшипника 7 установлено в его корпусе 12, соединенном с корпусом 13 передней опоры 5 посредством разъемного фланцевого соединения 14, а внутреннее кольцо 15 шарикоподшипника 7 установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки 8, при этом на торце передней цапфы 2 ротора 1 установлено упорное кольцо 10, соединенное с вспомогательной втулкой 8 посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов 9, каждый из которых образован двумя качалками 16 и 17, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения 18, при этом в месте их соединения установлен груз (на чертеже не показан), расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки 8, а свободные концы качалок 16 и 17 соединены со вспомогательной втулкой 8 и упорным кольцом 10 соответственно посредством шарнирных соединений 19, 20.

При работе газотурбинного двигателя осевая нагрузка на основной шарикоподшипник 6 снижается вдвое за счет перераспределения ее на дополнительный шарикоподшипник 7, установленный в корпусе 12. Центробежная сила воздействует на массу шарнирного механизма 9, качалки 16 и 17 которого оказывают осевое воздействие на дополнительный шарикоподшипник 7 и на переднюю цапфу ротора 2.

Таким образом, посредством использования заявленной конструкции компрессора низкого давления газотурбинного двигателя повышаются надежность и удельные параметры последнего, а также повышается в целом параметр незаметности летательного аппарата.

Похожие патенты RU2614905C1

название год авторы номер документа
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600219C1
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600190C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561368C1
Радиально-упорная опора ротора газотурбинного двигателя 2016
  • Донцов Сергей Николаевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2623674C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603387C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 614 905 C1

Реферат патента 2017 года Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам разгрузки опор роторов компрессоров низкого давления газотурбинного двигателя, в том числе и в составе летательного аппарата. Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя содержит ротор, передняя и задняя цапфы которого установлены в передней и задней опорах статора соответственно, шарикоподшипник, вспомогательную втулку, шарнирные V-образные механизмы и упорное кольцо. Наружное кольцо шарикоподшипника установлено в его корпусе, соединенном с корпусом передней опоры посредством разъемного соединения, а внутреннее кольцо шарикоподшипника установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки. На торце передней цапфы ротора установлено упорное кольцо, соединенное с вспомогательной втулкой посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов. Каждый V-образный механизм образован двумя качалками, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения, при этом в месте их соединения установлен груз, расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки. Свободные концы качалок соединены со вспомогательной втулкой и упорным кольцом соответственно посредством шарнирных соединений. Изобретение позволяет повысить надежности работы компрессора низкого давления газотурбинного двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 614 905 C1

Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя, содержащий ротор, передняя и задняя цапфы которого установлены в передней и задней опорах статора соответственно, отличающийся тем, что дополнительно снабжен шарикоподшипником, вспомогательной втулкой, шарнирными V-образными механизмами и упорным кольцом, причем наружное кольцо шарикоподшипника установлено в его корпусе, соединенном с корпусом передней опоры посредством разъемного соединения, а внутреннее кольцо шарикоподшипника установлено на наружном диаметре вспомогательной втулки, при этом на торце передней цапфы ротора установлено упорное кольцо, соединенное с вспомогательной втулкой посредством расположенных по окружности относительно продольной оси компрессора шарнирных V-образных механизмов, каждый из которых образован двумя качалками, соединенными друг с другом посредством шарнирного соединения, при этом в месте их соединения установлен груз, расположенный на диаметре меньшем, чем диаметр внутреннего кольца вспомогательной втулки, а свободные концы качалок соединены со вспомогательной втулкой и упорным кольцом соответственно посредством шарнирных соединений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2614905C1

ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561368C1
US 2945672 A, 19.07.1960
US 8449243 B2, 28.05.2013
US 4453783 A, 12.06.1983
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1

RU 2 614 905 C1

Авторы

Донцов Сергей Николаевич

Кикоть Николай Владимирович

Узбеков Андрей Валерьевич

Даты

2017-03-30Публикация

2016-03-11Подача