Изобретение относится к медицине, а именно к авиационной медицине, и может быть использовано для формирования персонифицированных рекомендаций по сохранению профессионального здоровья летного состава.
Под профессиональным здоровьем понимают способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях трудовой деятельности. Из этого следует, что не отсутствие болезни, не просто здоровье, а психофизиологические резервы выступают истинным потенциалом высокой надежности летчика, а значит, и безопасности полетов.
В основу принципиального подхода к диагностике профессионального здоровья авиационного специалиста положена концепция профессионального здоровья, сформулированная академиком РАО В.А. Пономаренко, а также методологический подход, использованный при создании автоматизированной системы диагностики профессионального здоровья летного состава «НОРМА» [Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека / Под ред. А.И. Григорьева. М.: Наука, 2008. 317 с. С. 222-240].
Метод диагностики профессионального здоровья летчика, реализованный в системе «НОРМА», является наиболее близким аналогом заявляемого изобретения, известным из уровня техники. Этот метод позволяет проводить общую диагностику профессионального здоровья и его компонентов - клинического статуса, функциональной устойчивости, профессионально важных психических и психофизиологических качеств. При этом в клинический статус в качестве структурно-функциональных элементов более низкого уровня обобщения включены:
статус сердечно-сосудистой системы, оцениваемый по частоте сердечных сокращений, систолическому, диастолическому и пульсовому артериальному давлению, показателю вариабельности сердечного ритма, наличию экстрасистол;
биохимический статус, включающий содержание холестерина и триглицеридов в плазме крови;
антропометрический статус, оцениваемый по росто-весовым характеристикам.
Функциональную устойчивость оценивают по данным статоэргометрической пробы, пробы Вальсальвы, пробы со статической мышечной нагрузкой, выполняемой с помощью ручного динамометра, и пробы на физическую работоспособность, заключающуюся в выполнении в максимально возможном темпе двух видов упражнений: наклоны вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Профессионально важные качества определяют на основе психических (тесты «Черно-красная таблица» и «Компасы») и психофизиологических (критическая частота слияния световых мельканий, время простой сенсомоторной реакции на свет, показатель тремора кистей рук, балл оценки по методике «Самочувствие-Активность-Настроение» («САН»)) характеристик.
Недостатком этого технического решения является то, что при данном способе диагностики профессионального здоровья летчика либо совсем не учитываются, либо оцениваются не в недостаточном объеме такие важные его составляющие, как личностные (уровень мотивации на летный труд), общефизические и специальные физические профессионально важные качества, что не позволяет получить точную индивидуальную оценку состояния профессионального здоровья летчика. К тому же, ряд вышеуказанных методов диагностики компонентов профессионального здоровья летчика, таких как измерение показателя вариабельности сердечного ритма, регистрация экстрасистол, определение содержания холестерина и триглицеридов в плазме крови, проведение статоэргометрической пробы, пробы Вальсальвы, оценивание критической частоты слияния мельканий, времени простой сенсомоторной реакции на свет, показателя тремора кистей рук, требует для проведения обследования использования специальной аппаратуры, некоторая из которой серийно не производится, и/или привлечения медицинских специалистов узкого профиля, что резко ограничивает, а зачастую делает невозможным, практическое применение данного технического решения.
Технической задачей заявляемого изобретения является обеспечение возможности получения комплексной индивидуальной оценки состояния профессионального здоровья летчика.
Решение технической задачи достигается тем, что летчику проводят обследование, в ходе которого, на основании заключения врачебно-летной комиссии, по данным измерения росто-весовых показателей, артериального давления, частоты сердечных сокращений, выполнения теста «САН», 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра», теста «Черно-красная таблица», модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге, пробы Генча, заполнения анкеты-опросника «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы», определения общего балла по физической подготовке, времени удержания туловища лицом вверх, времени удержания туловища лицом вниз и времени удержания положения полуприседа, определяют частные оценки (ƒi):
частной оценке ƒ1 присваивают значения: «5», если текущее заключение врачебно-летной комиссии сформулировано как «годен, без диагноза», «4», если «годен, с диагнозом», «3», если «годен, в порядке индивидуальной оценки, «2», «годен, в порядке исключения»;
частной оценке ƒ2 присваивают значения: «5», если индекс массы тела летчика находится в диапазоне 19,5-22,9 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 20,0-25,9 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет, «4», если 23,0-27,4 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 26,0-27,9 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет, «3», если 18,5-19,4 кг/м2 или 27,5-29,9 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 19,0-19,9 кг/м2 или 28,0-30,9 кг/м2 для летчика 26 и более лет, «2», если менее 18,5 кг/м2 или больше либо равен 30,0 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и менее 19 кг/м2 или больше либо равен 31 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет;
частной оценке ƒ3 присваивают значения: «5», если частота сердечных сокращений находится в диапазоне 55-70 уд/мин, «4», если в диапазоне 71-75 уд/мин или 50-54 уд/мин, «3», если в диапазоне 76-85 уд/мин или 45-49 уд/мин, «2», если составляет менее 45 уд/мин или более 85 уд/мин;
частной оценке ƒ4 присваивают значения: «5», если систолическое артериальное давление находится в диапазоне 110-125 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 115-125 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «4», если в диапазоне 126-130 мм рт.ст. или 105-109 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 126-135 мм рт.ст. или 110-114 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «3», если в диапазоне 131-140 мм рт.ст. или 100-104 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 136-140 мм рт.ст. или 100-109 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «2», если более 140 мм рт.ст. или менее 100 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ5 присваивают значения: «5», если диастолическое артериальное давление находится в диапазоне 65-75 мм рт.ст., «4», если в диапазоне 76-80 мм рт.ст. или 60-64 мм рт.ст., «3», если в диапазоне 81-85 мм рт.ст. или 55-59 мм рт.ст., «2», если менее 55 мм рт.ст. или более 85 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ6 присваивают значения: «5», если пульсовое артериальное давление находится в диапазоне 35-50 мм рт.ст., «4», если 30-34 мм рт.ст. или 51-60 мм рт.ст., «3», если в диапазоне 25-29 мм рт.ст. или 61-69 мм рт.ст., «2», если в диапазоне менее 25 мм рт.ст. или более 69 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ7 присваивают значения: «5», если итоговая оценка выполнения теста «Самочувствие-активность-настроение» более 6,2 баллов,«4», если в диапазоне 5,0-6,1 баллов, «3», если «3,5-4,9 баллов, «2», если менее 3,5 баллов;
частной оценке ƒ8 присваивают значения: «5», если итоговая оценка выполнения модифицированной пробы Руфье менее либо равна 5 баллам, «4», если в диапазоне от 5,1 до 10 баллов, «3», если в диапазоне от 10,1 до 15 баллов, «2», если более 15 баллов;
частной оценке ƒ9 присваивают значения: «5», если результат выполнения пробы Штанге более 59 с, «4», если в диапазоне 50-59 с, «3», если в диапазоне 40-49 с, «2», если менее 40 с;
частной оценке ƒ10 присваивают значения: «5», если результат выполнения пробы Генча более 45 с, «4», если в диапазоне 40-45 с, «3», если в диапазоне 35-39 с, «2», если менее 35 с;
частной оценке ƒ11 присваивают значения: «5», если результат выполнения теста «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы» не превышает 2,6 баллов, «4», если в диапазоне 2,7-3,3 баллов, «3», если 3,4-4,3 баллов, «2», если более 4,3 баллов;
частной оценке ƒ12 присваивают значения: «5», если результат выполнения 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» более либо равен 17 баллам, «4», если в диапазоне 14-16 баллов, «3», если в диапазоне 9-13 баллов, «2», если менее 9 баллов;
частной оценке ƒ13 присваивают значения: «5», если результат выполнения теста «Черно-красная таблица» менее 166 с, «4», если в диапазоне 166-214 с, «3», если от 215 до 266 с, «2», если больше 266 с;
частной оценке ƒ14 присваивают значения: «5», если общая оценка из карточки учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности по данным последней проверки «отлично», «4», если «хорошо», «3», если «удовлетворительно», «2», если неудовлетворительно;
частной оценке ƒ15 присваивают значения: «5», если время удержания туловища лицом вверх составляет 60 с и более, «4», если 45-59 с, «3», если 31-44 с, «2», если менее 31 с;
частной оценке ƒ16 для летчиков неманевренной авиации присваивают значения: «5», если время удержания туловища лицом вниз составляет 150 с и более, «4», если 112-149 с, «3», если 75-111 с, «2», если менее 75 с; а для летчиков маневренной авиации значения присваивают по правилу: «5», если время удержания положения полу приседа составляет 300 с и более, «4», если 210-299 с, «3», если 150-209 с, «2», если менее 150 с;
с последующим расчетом балла профессионального здоровья (ПЗ) по формуле
с округлением до десятых, и при величине ПЗ более 4,5 летчика относят к группе профессионального здоровья «здоров», при величине ПЗ от 3,6 до 4,5 - к группе «практически здоров», при величине ПЗ от 3,0 до 3,5 - к группе «ослаблен», при величине ПЗ менее 3,0 - к группе «преморбидное состояние».
Технический результат, обеспечиваемый совокупностью признаков заявляемого изобретения, состоит в повышении точности определения комплексной индивидуальной оценки состояния профессионального здоровья летчика, за счет учета при диагностике профессионального здоровья летчика комплекса информативных характеристик его клинического статуса, функциональной устойчивости и профессионально важных качеств.
Реализация заявляемого способа заключается в следующем.
1) Из медицинской книжки летчика определяют его возраст (полных лет, в годах) на момент обследования, принадлежность к маневренной или неманевренной авиации и текущее заключение врачебно-летной комиссии;
Летный состав, руководители полетов, парашютисты, планеристы и воздухоплаватели, военнослужащие, участвующие в выполнении полетных заданий на борту воздушного судна, ежегодно подлежат очередному плановому медицинскому освидетельствованию с 15 августа по 15 ноября [в соответствии с пунктом 32 Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, введенного в действие Приказом Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 «Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации»].
На все категории летного состава, а также специалистов группы руководства полетами, парашютно-десантной службы и других категорий военнослужащих, подлежащих освидетельствованию во врачебно-летных комиссиях, оформляются медицинские книжки (форма №3) [Методические указания по ведению медицинской книжки (форма №3). М.: Типография Воронежского ВВАИУ, 2005. 34 с. С. 3].
В раздел 17 медицинской книжки (форма №3) заносится заключение врачебно-летной комиссии [Методические указания по ведению медицинской книжки (форма №3). М.: Типография Воронежского ВВАИУ, 2005.34 с. С. 10].
2) Измеряют рост обследуемого стоя (Р, м) и массу его тела (М, кг), затем рассчитывают индекс массы тела (ИМТ) как
ИМТ=М/Р2.
3) В течение минуты у обследуемого измеряют частоту сердечных сокращений (частота сердечных сокращений является интегральным показателем хронотропной функции сердца и организма в целом).
4) Измеряют систолическое (АДС, мм рт.ст.), диастолическое (АДД, мм рт.ст.) артериальное давление, на основании которых определяют пульсовое артериальное давление (АДП, мм рт.ст.):
АДП=АДС-АДД.
АДС отражает мощность левого желудочка и является конечным результатом деятельности сердечно-сосудистой системы в целом, АДД отражает тонус периферических сосудов, поскольку его величина свидетельствует о степени готовности периферического русла к принятию крови, АДП косвенно связано с уровнем минутного объема сердца и характеризует инотропную (насосную) функцию сердца.
5) Обследуемому предлагают выполнить тест «Самочувствие-Активность-Настроение», применяемый для самооценки психоэмоционального статуса. Тест содержит 30 вопросов, отражающих различные стороны самочувствия активности и настроения, перечень которых, методика проведения теста и интерпретации его результатов изложены в [Практикум по авиационной и космической медицине. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060104 (040300) - «Медико-профилактическое дело» / Под ред. академика РАМН, чл. - корр. РАН, профессора И.Б. Ушакова; к.б.н., доцента С.Л. Джергении. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2008. - 138 с. С. 93-94]. Выполняя тест, обследуемый в зависимости от субъективной оценки своего состояния отмечает в бланке степень выраженности того или иного признака по семибалльной шкале. Итоговая оценка теста определяется как среднее значение баллов, полученных в результате ответов на все вопросы.
6) Обследуемому проводят модифицированную пробу Руфье, которая направлена на исследование работоспособности и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы в ответ на воздействие дозированной физической нагрузки. Методика проведения пробы и интерпретации ее результатов изложены в [Методы исследования в физиологии военного труда / Под ред. В.С. Новикова. - М.: Военное издательство, 1993. - 240 с. С. 90]. Переносимость пробы оценивают по вычисляемому показателю сердечной деятельности (ПСД):
ПСД=[4×(Р1+Р2+Р3)-200]/10,
где Р1 - значение частоты сердечных сокращений за 15 с до начала физической нагрузки после трехминутного пребывания в положении стоя, Р2 - значение частоты сердечных сокращений за первые 15 с после окончания физической нагрузки (30 приседаний за 1 мин), Р3 – значение частоты сердечных сокращений в интервале 45-60 с после окончания физической нагрузки.
7) Не менее чем через 5 минут после окончания проведения модифицированной пробы Руфье обследуемому проводят пробу Штанге (задержка дыхания на вдохе), направленную на получение оценки резервных возможностей функции внешнего дыхания. Методика проведения пробы и интерпретации ее результатов изложены в [Практикум по авиационной и космической медицине: учебное пособие / Под ред. И.Б. Ушакова и С.Л. Джергении. М.: Издательский дом «Русский врач», 2008. 138 с. - С. 75-76]. Результат выполнения пробы оценивают по длительности задержки дыхания.
8) Не менее чем через 5 минут после окончания проведения пробы Штанге обследуемому проводят пробу Генча (задержка дыхания на выдохе), направленную на получение оценки резервных возможностей функции внешнего дыхания. Методика проведения пробы и интерпретации ее результатов изложены в [Практикум по авиационной и космической медицине: учебное пособие / Под ред. И.Б. Ушакова и С.Л. Джергении. М.: Издательский дом «Русский врач», 2008. 138 с. - С. 75-76]. Результат выполнения пробы оценивают по длительности задержки дыхания.
9) Обследуемый заполняет анкету теста «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы», направленного на исследование уровня мотивации к летному труду. Анкета состоит из двух частей: причин (таблица 1) и утверждений (таблица 2), способных оказывать отрицательное влияние на удовлетворенность профессией. Оценки значимости причин заносятся в таблицу 2. Номера причин соответствуют номерам ответов. В каждой строчке имеются семь клеточек. По каждому утверждению следует указать выбранный вариант ответа, поставив отметку в одной из них. Клеточки расположены по принципу полярности: слева - ответ «Да», справа - «Нет». Причем, чем ближе к полярным значениям, тем категоричнее ответ. Так, первая клеточка соответствует ответу «Да, абсолютно согласен с утверждением», 2 клеточка - «Согласен», 3 - «В общем, почти согласен», 4 - «Нечто среднее, ни да, ни нет» 5 - «Не совсем согласен», 6 - «Не согласен», 7 - «Абсолютно не согласен». Вверху на бланке этим значениям соответствуют числа от «+3» до «-3». Если какой-либо из перечисленных факторов не знаком (не сталкивались с ним), то он отмечается прочерком.
Итоговая оценка - мотивационный балл. Для его определения в таблице 2 количество ответов в первой графе умножается на 6, во второй - на 5, в третьей на 4 и т.д. Ответы в последней графе не учитываются. Затем суммируются все произведения, а общая сумма делится на 40 (с точностью до десятой). Мотивационный балл может варьировать от 6 до 0.
Чем выше его количественное значение, тем ниже мотивация. Балл мотивации переводится в 4-х бальную оценочную шкалу. В этой шкале оценке выполнения теста присваивают значения: «5», если результат по 6-бальной шкале не превышает 2,6 баллов, «4», если он находится в диапазоне 2,7-3,3 баллов, «3», если в диапазоне 3,4-4,3 баллов, «2», если более 4,3 баллов.
10) Обследуемый выполняет 8 субтест методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» (называемый также тест «Кубы» или 8 субтест методики исследования особенностей мышления). Методика проведения теста и интерпретации его результатов изложены в [Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕРСЭ. 2003 768 с. - С. 608-609, 624-627]. Результат выполнения пробы оценивают по количеству правильных ответов за ограниченное время выполнения теста.
11) Обследуемый выполняет тест «Черно-красная таблица» (сложный вариант), направленный на исследование внимания и оперативной памяти. Методика проведения теста и интерпретации его результатов изложены в [Методики исследования в целях врачебно-летной экспертизы / Под ред. Е.С. Бережнова, П.Л. Слепенкова. М.: Военное издательство, 1995. 455 с. - С. 406-409]. Результат выполнения теста оценивают по времени его выполнения.
12) По Карточке учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности определяют оценку по физической подготовке по данным последней проверки [в соответствии с пунктом 49 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенного в действие приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. №200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»].
13) Проводят пробу с удержанием туловища лицом вверх, направленную на определение статической выносливости мышц, сгибающих туловище. Методика проведения теста и интерпретации его результатов изложена в [Маряшин Ю.Е., Малащук Л.С., Филатов В.Н. Оценка эффективности комплекса специальных упражнений, направленных на повышение устойчивости летчиков высокоманевренных самолетов к пилотажным перегрузкам // Военно-медицинский журнал. 2014. №1. С. 54-55; Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: методическое пособие / Под редакцией B.А. Пономаренко и А.А. Вороны. - М.: Военное издательство, 1992. - 184 с. C. 140]. Результат выполнения пробы оценивают по времени удержания туловища в заданном положении.
14) Не менее чем через 5 минут после окончания проведения пробы с удержанием туловища лицом вверх проводят пробу с удержанием туловища лицом вниз, направленную на определение статической выносливости мышц, разгибающих туловище. Методика проведения теста и интерпретации его результатов изложены в [Маряшин Ю.Е., Малащук Л.С., Филатов В.Н. Оценка эффективности комплекса специальных упражнений, направленных на повышение устойчивости летчиков высокоманевренных самолетов к пилотажным перегрузкам // Военно-медицинский журнал. 2014. №1. С. 54-55; Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: методическое пособие / Под редакцией В.А. Пономаренко и А.А. Вороны. М.: Военное издательство, 1992. 184 с. С. 140]. Результат выполнения пробы оценивают по времени удержания туловища в заданном положении. У летчиков маневренной авиации вместо пробы с удержанием туловища лицом вниз, не менее чем через 5 минут после окончания проведения пробы с удержанием туловища лицом вверх, проводят пробу на удержание положения полуприседа. Методика проведения теста и интерпретации его результатов изложены в [Маряшин Ю.Е., Малащук Л.С., Филатов В.Н. Оценка эффективности комплекса специальных упражнений, направленных на повышение устойчивости летчиков высокоманевренных самолетов к пилотажным перегрузкам // Военно-медицинский журнал. 2014. №1. С. 54-55]. Результат выполнения пробы оценивают по времени удержания туловища в заданном положении.
15) Результаты обследования заносят в бланк протокола - таблица 3, в каждой строке, ограниченной двойными линиями, указывая любой символ в той незакрашенной ячейке, над которой расположено значение (диапазон значений) показателя.
16) По полученным данным определяют частные оценки (ƒi) - при заполненном протоколе (табл. 3) - это баллы, указанные в заголовке таблицы:
частной оценке ƒ1 присваивают значения: «5», если текущее заключение врачебно-летной комиссии сформулировано как «годен, без диагноза», «4», если «годен, с диагнозом», «3», если «годен, в порядке индивидуальной оценки, «2», «годен, в порядке исключения»;
частной оценке ƒ2 присваивают значения: «5», если индекс массы тела летчика находится в диапазоне 19,5-22,9 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 20,0-25,9 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет, «4», если 23,0-27,4 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 26,0-27,9 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет, «3», если 18,5-19,4 кг/м2 или 27,5-29,9 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 19,0-19,9 кг/м2 или 28,0-30,9 кг/м2 для летчика 26 и более лет, «2», если менее 18,5 кг/м2 или больше либо равен 30,0 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и менее 19 кг/м2 или больше либо равен 31 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет;
частной оценке ƒ3 присваивают значения: «5», если частота сердечных сокращений находится в диапазоне 55-70 уд/мин, «4», если в диапазоне 71 - 75 уд/мин или 50-54 уд/мин, «3», если в диапазоне 76-85 уд/мин или 45-49 уд/мин, «2», если составляет менее 45 уд/мин или более 85 уд/мин;
частной оценке ƒ4 присваивают значения: «5», если систолическое артериальное давление находится в диапазоне 110-125 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 115-125 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «4», если в диапазоне 126-130 мм рт.ст. или 105-109 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 126-135 мм рт.ст. или 110-114 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «3», если в диапазоне 131-140 мм рт.ст. или 100-104 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 136-140 мм рт.ст. или 100-109 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «2», если более 140 мм рт.ст. или менее 100 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ5 присваивают значения: «5», если диастолическое артериальное давление находится в диапазоне 65-75 мм рт.ст., «4», если в диапазоне 76-80 мм рт.ст. или 60-64 мм рт.ст., «3», если в диапазоне 81-85 мм рт.ст. или 55-59 мм рт.ст., «2», если менее 55 мм рт.ст. или более 85 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ6 присваивают значения: «5», если пульсовое артериальное давление находится в диапазоне 35-50 мм рт.ст., «4», если 30-34 мм рт.ст. или 51-60 мм рт.ст., «3», если в диапазоне 25-29 мм рт.ст. или 61-69 мм рт.ст., «2», если в диапазоне менее 25 мм рт.ст. или более 69 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ7 присваивают значения: «5», если итоговая оценка выполнения теста «Самочувствие-активность-настроение» более 6,2 баллов, «4», если в диапазоне 5,0-6,1 баллов, «3», если «3,5-4,9 баллов, «2», если менее 3,5 баллов;
частной оценке ƒ8 присваивают значения: «5», если итоговая оценка выполнения модифицированной пробы Руфье менее либо равна 5 баллам, «4», если в диапазоне от 5,1 до 10 баллов, «3», если в диапазоне от 10,1 до 15 баллов, «2», если более 15 баллов; частной оценке ƒ9 присваивают значения: «5», если результат выполнения пробы Штанге более 59 с, «4», если в диапазоне 50-59 с, «3», если в диапазоне 40-49 с, «2», если менее 40 с;
частной оценке ƒ10 присваивают значения: «5», если результат выполнения пробы Генча более 45 с, «4», если в диапазоне 40-45 с, «3», если в диапазоне 35-39 с, «2», если менее 35 с;
частной оценке ƒ11 присваивают значения: «5», если результат выполнения теста «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы» по таблицам 1 и 2, указанным в описании, не превышает 2,6 баллов, «4», если в диапазоне 2,7-3,3 баллов, «3», если 3,4-4,3 баллов, «2», если более 4,3 баллов;
частной оценке ƒ12 присваивают значения: «5», если результат выполнения 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» более либо равен 17 баллам, «4», если в диапазоне 14-16 баллов, «3», если в диапазоне 9-13 баллов, «2», если менее 9 баллов;
частной оценке ƒ13 присваивают значения: «5», если результат выполнения теста «Черно-красная таблица» менее 166 с, «4», если в диапазоне 166-214 с, «3», если от 215 до 266 с, «2», если больше 266 с;
частной оценке ƒ14 присваивают значения: «5», если общая оценка из карточки учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровню спортивной подготовленности по данным последней проверки «отлично», «4», если «хорошо», «3», если «удовлетворительно», «2», если неудовлетворительно;
частной оценке ƒ15 присваивают значения: «5», если время удержания туловища лицом вверх составляет 60 с и более, «4», если 45-59 с, «3», если 31-44 с, «2», если менее 31 с;
частной оценке ƒ16 для летчиков неманевренной авиации присваивают значения: «5», если время удержания туловища лицом вниз составляет 150 с и более, «4», если 112-149 с, «3», если 75-111 с, «2», если менее 75 с; а для летчиков маневренной авиации значения присваивают по правилу: «5», если время удержания положения полуприседа составляет 300 с и более, «4», если 210-299 с, «3», если 150-209 с, «2», если менее 150 с.
17) Рассчитывают оценку профессионального здоровья, определяя балл профессионального здоровья (ПЗ) по формуле
с округлением результатов расчета до десятых.
18) При величине ПЗ более 4,5 летчика относят к группе профессионального здоровья «здоров», при величине ПЗ от 3,6 до 4,5 - к группе «практически здоров», при величине ПЗ от 3,0 до 3,5 - к группе «ослаблен», при величине ПЗ менее 3,0 - к группе «преморбидное состояние» (табл. 4).
В зависимости от того, к какой группе профессионального здоровья был отнесен летчик, определяют требуемые действия по обеспечению должной профессиональной надежности летчика (табл. 4).
Приоритет использованным (названным выше) методикам был отдан и потому, что для их проведения не требуется участия квалифицированного персонала и использования специального сложного оборудования. Интервал между проведением модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге и пробы Генча, а также между проведением пробы с удержанием туловища лицом вверх и пробы с удержанием туловища лицом вниз или пробы на удержание положения полуприседа должен составлять не менее 5 мин. Остальные пробы могут проводиться последовательно без временных интервалов.
На основании заключения врачебно-летной комиссии, по данным измерения росто-весовых показателей, артериального давления, частоты сердечных сокращений, выполнения теста «САН» осуществляется диагностика компонента профессионального здоровья летчика - клинического статуса; выполнения модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге, пробы Генча - функциональной устойчивости; выполнения 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра», теста «Черно-красная таблица», заполнения анкеты-опросника «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы», определения общего балла по физической подготовке, времени удержания туловища лицом вверх, времени удержания туловища лицом вниз, времени удержания положения полуприседа - профессионально важных качеств.
Верификация разработанного способа осуществлена на группе из 50 летчиков государственной авиации. У каждого из них было оценено состояние профессионального здоровья предлагаемым способом и высококвалифицированными экспертами - 11 врачами (5 докторов медицинских наук, 6 кандидатов медицинских наук, имеющих значительный опыт службы на медицинских должностях в авиационных частях). Для анализа согласованности оценок экспертов использовался коэффициент конкордации Кендалла W [Анохин А.Н. Методы экспертных оценок: учебное пособие. Обнинск: ИАТЭ, 1996. 148 с. С. 101-104], который составил значение 0,87 при уровне значимости р≤0,001, что свидетельствует о высокой согласованности оценок.
В таблице 5 представлены обобщенные данные ПЗ обследованной группы летного состава, полученные с использованием разработанного способа и экспертной оценки.
Применение критерия Вилкоксона-Т [Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2010. 350 с. С 87-94; 324] к оценкам двух выборок ПЗ, определенных в одном случае экспертами, а в другом, при помощи разработанного способа с высокой достоверностью (уровень значимости р≤0,01) не выявило различий между ними (выполнено условие T=327<T0,01=397).
Полученные результаты свидетельствуют о пригодности разработанного способа для достижения заявленного технического результата.
Примеры реализации разработанного способа.
Пример 1. На-в, 27 лет, рост 181 см, вес 104,1 кг, летчик неманевренной авиации. На основании заключения врачебно-летной комиссии, по данным измерения росто-весовых показателей, артериального давления, частоты сердечных сокращений, выполнения теста «САН», 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра», теста «Черно-красная таблица», модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге, пробы Генча, заполнения анкеты-опросника «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы», определения общего балла по физической подготовке, времени удержания туловища лицом вверх, времени удержания туловища лицом вниз определены следующие оценки:
Интерпретация (требуемые действия): Требуются неотложные мероприятия по улучшению состояния профессионального здоровья. Летчик не должен допускаться к полетам до улучшения состояния профессионального здоровья.
Пример 2. Го-в, 35 лет, рост 174 см, вес 72,0 кг, летчик неманевренной авиации. На основании заключения врачебно-летной комиссии, по данным измерения росто-весовых показателей, артериального давления, частоты сердечных сокращений, выполнения теста «САН», 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра», теста «Черно-красная таблица», модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге, пробы Генча, заполнения анкеты-опросника «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы», определения общего балла по физической подготовке, времени удержания туловища лицом вверх, времени удержания туловища лицом вниз определены следующие оценки:
Интерпретация (требуемые действия): Требуются плановые мероприятия по улучшению состояния профессионального здоровья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЗЕРВОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2441580C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЫСОКОГО РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА | 2013 |
|
RU2534913C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА | 2005 |
|
RU2294692C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА ПО СОВОКУПНОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РЕЗЕРВЫ ЗДОРОВЬЯ | 2016 |
|
RU2612602C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ | 2006 |
|
RU2364324C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЗЕРВОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2147208C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2011 |
|
RU2466675C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ СТАРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1999 |
|
RU2164381C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА У МУЖЧИН | 2016 |
|
RU2617313C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2011 |
|
RU2464935C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к авиационной медицине, и может быть использовано для формирования персонифицированных рекомендаций по сохранению профессионального здоровья летного состава. Летчику проводят обследование, в ходе которого, на основании заключения врачебно-летной комиссии, по данным измерения росто-весовых показателей, артериального давления, частоты сердечных сокращений, выполнения тестов «САН», «Кубы», «Черно-красная таблица», модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге, пробы Генча, заполнения анкеты-опросника «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы»», определения общего балла по физической подготовке, времени удержания туловища лицом вверх, времени удержания туловища лицом вниз и времени удержания положения полу присед присваивают частные балльные оценки. По полученным значениям частных оценок рассчитывают балл профессионального здоровья (ПЗ) по математической формуле. В зависимости от величины значения ПЗ летчика относят к группе «здоров», к группе «практически здоров», к группе «ослаблен» или к группе «преморбидное состояние». Способ позволяет повысить точность определения комплексной индивидуальной оценки состояния профессионального здоровья летчика за счет учета при диагностике профессионального здоровья летчика комплекса информативных характеристик его клинического статуса, функциональной устойчивости и профессионально важных качеств. 5 табл., 2 пр.
Способ диагностики профессионального здоровья летчика, характеризующийся тем, что летчику проводят обследование, в ходе которого, на основании заключения врачебно-летной комиссии, по данным измерения росто-весовых показателей, артериального давления, частоты сердечных сокращений, выполнения теста «САН», 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра», теста «Черно-красная таблица», модифицированной пробы Руфье, пробы Штанге, пробы Генча, заполнения анкеты-опросника «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы» по таблицам 1 и 2, указанным в описании, определения общего балла по физической подготовке, времени удержания туловища лицом вверх, времени удержания туловища лицом вниз и времени удержания положения полу приседа, определяют частные оценки (ƒi):
частной оценке ƒ1 присваивают значения: «5», если текущее заключение врачебно-летной комиссии сформулировано как «годен, без диагноза», «4», если «годен, с диагнозом», «3», если «годен, в порядке индивидуальной оценки, «2», «годен, в порядке исключения»;
частной оценке ƒ2 присваивают значения: «5», если индекс массы тела летчика находится в диапазоне 19,5-22,9 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 20,0-25,9 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет, «4», если 23,0-27,4 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 26,0-27,9 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет, «3», если 18,5-19,4 кг/м2 или 27,5-29,9 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и 19,0-19,9 кг/м2 или 28,0-30,9 кг/м2 для летчика 26 и более лет, «2», если менее 18,5 кг/м2 или больше либо равен 30,0 кг/м2 для летчика возраста менее 26 лет и менее 19 кг/м2 или больше либо равен 31 кг/м2 для летчика возраста 26 и более лет;
частной оценке ƒ3 присваивают значения: «5», если частота сердечных сокращений находится в диапазоне 55-70 уд/мин, «4», если в диапазоне 71-75 уд/мин или 50-54 уд/мин, «3», если в диапазоне 76-85 уд/мин или 45-49 уд/мин, «2», если составляет менее 45 уд/мин или более 85 уд/мин; частной оценке ƒ4 присваивают значения: «5», если систолическое артериальное давление находится в диапазоне 110-125 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 115-125 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «4», если в диапазоне 126-130 мм рт.ст. или 105-109 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 126-135 мм рт.ст. или 110-114 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «3», если в диапазоне 131-140 мм рт.ст. или 100-104 мм рт.ст. для летчика возраста менее 28 лет и 136-140 мм рт.ст. или 100-109 мм рт.ст. для летчика возраста 28 и более лет, «2», если более 140 мм рт.ст. или менее 100 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ5 присваивают значения: «5», если диастолическое артериальное давление находится в диапазоне 65-75 мм рт.ст., «4», если в диапазоне 76-80 мм рт.ст. или 60-64 мм рт.ст., «3», если в диапазоне 81-85 мм рт.ст. или 55-59 мм рт.ст., «2», если менее 55 мм рт.ст. или более 85 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ6 присваивают значения: «5», если пульсовое артериальное давление находится в диапазоне 35-50 мм рт.ст., «4», если 30-34 мм рт.ст. или 51-60 мм рт.ст., «3», если в диапазоне 25-29 мм рт.ст. или 61-69 мм рт.ст., «2», если в диапазоне менее 25 мм рт.ст. или более 69 мм рт.ст.;
частной оценке ƒ7 присваивают значения: «5», если итоговая оценка выполнения теста «Самочувствие-активность-настроение» более 6,2 баллов, «4», если в диапазоне 5,0-6,1 баллов, «3», если «3,5-4,9 баллов, «2», если менее 3,5 баллов;
частной оценке ƒ8 присваивают значения: «5», если итоговая оценка выполнения модифицированной пробы Руфье менее либо равна 5 баллам, «4», если в диапазоне от 5,1 до 10 баллов, «3», если в диапазоне от 10,1 до 15 баллов, «2», если более 15 баллов;
частной оценке ƒ9 присваивают значения: «5», если результат выполнения пробы Штанге более 59 с, «4», если в диапазоне 50-59 с, «3», если в диапазоне 40-49 с, «2», если менее 40 с; частной оценке ƒ10 присваивают значения: «5», если результат выполнения пробы Генча более 45 с, «4», если в диапазоне 40-45 с, «3», если в диапазоне 35-39 с, «2», если менее 35 с;
частной оценке ƒ11 присваивают значения: «5», если результат выполнения теста «Мотивационная анкета «Оценка факторов службы» по таблицам 1 и 2, указанным в описании, не превышает 2,6 баллов, «4», если в диапазоне 2,7-3,3 баллов, «3», если 3,4-4,3 баллов, «2», если более 4,3 баллов;
частной оценке ƒ12 присваивают значения: «5», если результат выполнения 8 субтеста методики «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» более либо равен 17 баллам, «4», если в диапазоне 14-16 баллов, «3», если в диапазоне 9-13 баллов, «2», если менее 9 баллов;
частной оценке ƒ13 присваивают значения: «5», если результат выполнения теста «Черно-красная таблица» менее 166 с, «4», если в диапазоне 166-214 с, «3», если от 215 до 266 с, «2», если больше 266 с;
частной оценке ƒ14 присваивают значения: «5», если общая оценка из карточки учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности по данным последней проверки «отлично», «4», если «хорошо», «3», если «удовлетворительно», «2», если неудовлетворительно;
частной оценке ƒ15 присваивают значения: «5», если время удержания туловища лицом вверх составляет 60 с и более, «4», если 45-59 с, «3», если 31-44 с, «2», если менее 31 с;
частной оценке ƒ16 для летчиков неманевренной авиации присваивают значения: «5», если время удержания туловища лицом вниз составляет 150 с и более, «4», если 112-149 с, «3», если 75-111 с, «2», если менее 75 с; а для летчиков маневренной авиации значения присваивают по правилу: «5», если время удержания положения полуприседа составляет 300 с и более, «4», если 210-299 с, «3», если 150-209 с, «2», если менее 150 с; с последующим расчетом балла профессионального здоровья (ПЗ) по формуле
с округлением до десятых, и при величине ПЗ более 4,5 летчика относят к группе профессионального здоровья «здоров», при величине ПЗ от 3,6 до 4,5 - к группе «практически здоров», при величине ПЗ от 3,0 до 3,5 - к группе «ослаблен», при величине ПЗ менее 3,0 - к группе «преморбидное состояние».
УШАКОВ И.Б | |||
и др | |||
Физиология труда и надежность деятельности человека, М., Наука, 2008, С | |||
Камневыбирательная машина | 1921 |
|
SU222A1 |
RU 2012149817 A, 27.05.2014 | |||
RU 94036793 A1, 27.11.1996 | |||
БОЙКО И | |||
М | |||
и др | |||
Психофизиологическая безопасность полетов на европейском севере России | |||
Монография, Архангельск, 2012, С | |||
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги | 1922 |
|
SU49A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Снеговая лыжа для самолетов | 1913 |
|
SU455A1 |
Авторы
Даты
2017-03-30—Публикация
2015-12-29—Подача