Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для обеспыливания дорог и аэродромов со щебеночными, гравийно-песчаными и грунтовыми покрытиями.
Известен способ обеспыливания пылящих поверхностей, по которому материал дорожного покрытия перемешивают с гранулами технического хлористого кальция. Ориентировочный расход технического хлористого кальция при обработке щебеночных покрытий составляет 0,4-0,7 л/м2; гравийного 0,6-0,9 л/м2; грунтового 0,7-1,0 л/м2 (см. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (ГСДХ Минтранса России от 17.03.2004 г. № OC-28/1270-ис).
Недостатком данного способа является короткая продолжительность обеспыливающего действия, связанная с вымыванием солей из покрытия атмосферными осадками. В результате существенно сокращается срок обеспыливающего действия, который по данным нормативных документов составляет 20-40 сут.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение продолжительности обеспыливающего действия за счет повышения влагоудерживающей способности покрытия и снижения вымываемости соли.
Для достижения заявленного результата предложен способ обеспыливания пылящих поверхностей, включающий рыхление материала поверхности, его увлажнение, распределение по поверхности гранул технического хлорида кальция и его перемешивание с материалом поверхности, отличающийся тем, что перед перемешиванием материала поверхности с реагентом в материал дополнительно добавляют природный цеолит размерами частиц 0,5-5 мм по норме 1,2-1,5 кг/м2.
Природный цеолит обладает хорошей сорбционной и ионообменной способностью. Благодаря своей пористой структуре, цеолит адсорбирует воду и хлорид кальция. В сухую погоду наличие цеолита препятствует интенсивному испарению влаги из грунта, а в период интенсивных дождей снижает вымывание соли.
Способ реализуется путем перемешивания материала пылящей поверхности с хлоридом кальция и с добавлением природного цеолита. В результате высокой сорбционной способности цеолита, повышается влагоудерживающая способность материала дорожного покрытия и снижается вымываемость соли, что способствует увеличению продолжительности обеспыливающего действия.
Исследования эффективности разработанного способа проводили путем определения влагоудерживающей способности грунта, обработанного хлоридом кальция, а также путем определения вымываемости соли из грунта под воздействием атмосферных осадков.
Исследования влагоудерживающей способности проводили путем измерения влажности образцов грунта, после их выдерживания в естественных условиях при температуре наружного воздуха от +7°C до +35°C и влажности от 14 до 93%. В качестве грунтового материала для изготовления образцов применяли песок крупный. Исходная влажность образцов грунта после обработки водой, гранулированным хлоридом кальция с предварительным перемешиванием с цеолитом и без него составила 6,0%. Полная потеря влаги для образца грунта, увлажненного водой, произошла через сутки; образца, обработанного гранулированным хлоридом кальция из расчета 0,8-1,0 кг/м2 - через 10 суток; образца, обработанного перемешиванием с гранулированным хлоридом кальция из расчета 0,8-1,0 кг/м2 и с природным цеолитом из расчета 1,2-1,5 кг/м2 - также через 10 суток.
Исследования грунта на вымываемость выполняли путем определения содержания хлорида кальция в водной вытяжке после имитации воздействия 40-минутного ливня с расчетным расходом 30,72 л/м2, согласно СНиП 2.04.03-85. Вымываемость соли из образца грунта, обработанного гранулированным хлоридом кальция из расчета 0,8-1,0 кг/м2, составила 90%; образца, обработанного перемешиванием с гранулированным хлоридом кальция из расчета 0,8-1,0 кг/м и с природным цеолитом из расчета 1,2-1,5 кг/м2 - 60%.
Для проведения натурных исследований был построен опытный участок.
Работы осуществляли в следующей технологической последовательности:
1. Рыхление автогрейдером слоя щебеночного покрытия на глубину 3…5 см;
2. Увлажнение поверхности покрытия с помощью автополивочной машины;
3. Распределение с помощью комбинированной дорожной машины природного цеолита из расчета 1,2-1,5 кг/м2 и гранулированного хлорида кальция из расчета 0,8-1,0 кг/м2;
4. Перемешивание с помощью автогрейдера материала покрытия с реагентами и добавками;
5. Окончательное профилирование поверхности обработанного покрытия;
6. Прикатка слоя обработанного покрытия катком за 4 прохода по следу.
Оценку запыленности на опытном участке и прилегающем к нему проводили в соответствии с методикой ВСН 7-89 путем просасывания воздуха с помощью аспиратора через трубки с фильтрами типа АФА-10 при контрольном проезде автомобиля УАЗ со скоростью 40 км/ч.
Результаты измерений показали, что содержание пыли в воздухе на участке, обработанном заявленным способом, после 2,5 месяцев эксплуатации составило 21 мг/м3, что в 7 раз ниже показателя содержания пыли в воздухе на прилегающем необработанном участке (153 мг/м3).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПЫЛЯЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2015 |
|
RU2615008C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ ПЫЛЯЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2542076C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛИНИСТОГО ГРУНТА И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2015 |
|
RU2592588C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ | 2011 |
|
RU2492290C1 |
Способ обеспыливания дорожных покрытий | 1990 |
|
SU1744175A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ, ГИДРОФОБИЗАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ГРУНТА И СПОСОБ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ, ГИДРОФОБИЗАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ГРУНТА | 1997 |
|
RU2120457C1 |
Способ обеспыливания грунтовых дорожных покрытий | 1982 |
|
SU1100354A1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ХВОСТОХРАНИЛИЩ | 2012 |
|
RU2513468C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ | 2005 |
|
RU2317364C2 |
Способ строительства дорожной одежды и конструкция дорожной одежды | 2018 |
|
RU2714547C1 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для обеспыливания дорог и аэродромов со щебеночными, гравийно-песчаными и грунтовыми покрытиями. Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение продолжительности обеспыливающего действия за счет повышения влагоудерживающей способности покрытия и снижения вымываемости соли. Способ обработки пылящих поверхностей включает рыхление материала поверхности, его увлажнение, распределение по поверхности гранул технического хлорида кальция и его перемешивание с материалом поверхности. Причем перед перемешиванием материала поверхности с хлоридом кальция, в материал дополнительно добавляют природный цеолит размерами частиц 0,5-5 мм и расходом 1,2-1,5 кг/м2.
Способ обработки пылящих поверхностей, включающий рыхление материала поверхности, его увлажнение, распределение по поверхности гранул технического хлорида кальция и его перемешивание с материалом поверхности, отличающийся тем, что, перед перемешиванием материала поверхности с хлоридом кальция, в материал дополнительно добавляют природный цеолит размерами частиц 0,5-5 мм и расходом 1,2-1,5 кг/м2.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования | |||
отраслевой дорожный методический документ | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
Способ обеспыливания поверхности дороги | 1977 |
|
SU720094A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ, ГИДРОФОБИЗАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ГРУНТА И СПОСОБ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ, ГИДРОФОБИЗАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ГРУНТА | 1997 |
|
RU2120457C1 |
US 8814465 B2, 26.08.2014. |
Авторы
Даты
2017-04-03—Публикация
2015-12-24—Подача