Изобретение относится к восстановительному лечению инвалидов с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне. Лечение больных с тетраплегией, грубым тетрапарезом - процесс сложный и долгий. Большую роль в этом процессе играет формирование произвольных движений парализованными частями тела, однако нельзя упускать из виду и создание условий для улучшения работы внутренних органов: легких, сердца, желудочно-кишечного тракта, восстановление неспецифической чувствительности.
Существует ряд способов восстановления двигательных функций пациентов с тетраплегией, грубым тетрапарезом. В частности, способ формирования устойчивости в позе сидя у пациентов со статодинамическими нарушениями [Способ формирования устойчивости в позе сидя у пациентов со статодинамическими нарушениями / Н.Г. Коновалова, М.А. Леонтьев, Е.В. Степанова, И.В. Шупенко. - Патент на изобретение №2448670 от 27.04.2012 по заявке №2010152118 от 20.12.2010, опубл. бюл№12]. В этом случае пациент тренирует постуральную регуляцию, используя зрительную обратную связь через стабилограф и компьютер.
Недостаток способа в том, что он делает акцент на сохранные анализаторы, не стимулируя восстановление пораженных. Кроме того, для реализации способа необходим компьютерный стабилограф, специально оснащенный для работы инвалидов с тетраплегией, грубым тетрапарезом. Подобные установки имеются лишь в некоторых специализированных реабилитационных центрах. Кроме того, способ не дает возможности формировать произвольные движения парализованными частями тела в облегченных условиях, прямо не влияет на работу кардиореспираторной системы, которая у этих инвалидов имеет малый функциональный ресурс, что ограничивает возможности двигательной реабилитации.
Для облегчения выполнения движений инвалидов с тетраплегией, грубым тетрапарезом используют фитбол [Способ формирования двигательных функций у больных с тетрапарезом с использованием лечебной физкультуры на фитболе / Коновалова Н.Г., Леонтьев М.А., Деева И.В., Филатов Е.В. Патент на изобретение №2347551 от 27.02.09 Заявка №2007140524 от 31.10.07, опубл. бюл№6]. Суть его в том, что пациент с помощью ассистентов выполняет комплекс лечебной физкультуры в исходном положении лежа на животе, лежа на спине и сидя на фитболе. По мере освоения комплекса внешнюю поддержку и страховку уменьшают. Достоинство способа в том, что пациенты тренируются в положении неустойчивого равновесия. В этих условиях организм мобилизует все сохранные афферентные и двигательные возможности для предотвращения падения.
Недостаток способа в большой трудоемкости. Для поддержки тела пациента и страховки на протяжении всего занятия требуется два специально обученных, физически крепких ассистента. Организовать такое сопровождение для всех нуждающихся сложно даже в условиях специализированного центра. Кроме того, способ не оказывает прямого влияния на дыхательный стереотип и венозный возврат.
Наиболее близким к предлагаемому является способ формирования двигательных функций спинальных пациентов с использованием тренажера «Экзарта» [Способ восстановительного лечения пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой / Н.Г. Коновалова, В.В. Ляховецкая, И.В. Деева. Е.В. Филатов. Патент на изобретение №2539164 от 27.11.2014 по заявке №2013152464 от 26.11.2013, опубл. 10.01.2015, бюл.№1]. В этом случае тело пациента располагается в гамаках, пребывает в положении неустойчивого равновесия. Способ позволяет осуществлять движения даже при незначительных усилиях, а положение неустойчивого равновесия стимулирует включение глубоких мышц, в норме отвечающих за поддержание позы. Пациенты занимаются в положении лежа и сидя.
Способ имеет следующие недостатки:
- пациенты не формируют двигательные функции, несущие реальный приспособительный эффект;
- пациенты не осваивают произвольные движения верхними конечностями;
- спектр произвольных движений нижними конечностями беден, прямо не связан с выполнением постуральных и локомоторных функций;
- пациенты не включают в работу стопы и кисти, не формируют опорные реакции, функцию схвата;
- пациенты не осваивают перевороты с груди на спину и наоборот;
- способ прямо не стимулирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Все это ограничивает возможности применения способа.
Задача изобретения - создание условий для формирования произвольных движений парализованными частями тела пациента с одновременной стимуляцией дыхательной и сердечно-сосудистой системы за счет проведения гидрокинезотерапии.
Поставленная задача достигается способом гидрокинезотерапии больных с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне, включающим выполнение больным комплекса физических упражнений. Физические упражнения выполняют в воде, для чего перед занятием погружают пациента в воду, и если лицо пациента после погружения в воду принимает спокойное выражение, отсутствует цианотичность кожных покровов, процесс вхождения в воду сопровождается выраженной спастической реакцией, которая проходит в течение 20-40 секунд, пребывание в воде не сопровождается нарушением ритма дыхания, субъективно пациент сообщает о хорошем самочувствии, приступают к выполнению занятия.
На первом занятии выполняют четыре упражнения:
в исходном положении (ИП) на груди, держась руками за поручень, выполняют выдох в воду 3-5 раз;
ИП на спине, прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх;
ИП на спине, выполняют предыдущее упражнение но с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела в сторону движения;
ИП на спине, тело максимально выпрямлено, таз подтянут, прямые руки - вверх, ноги - вниз, продвижение за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела вдоль продольной оси в сторону движения.
На втором занятии к выполнению этих четырех упражнений добавляют выполнение следующих упражнений:
ИП на спине, перемещение тела вдоль бортика бассейна, одной рукой придерживаясь за поручень, совершая гребки другой рукой, затем направление перемещения меняют на противоположное;
ИП на спине, скольжение вдоль бортика бассейна, оттолкнувшись одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем направление перемещения меняют на противоположное;
ИП на спине, перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем упражнение выполняют другой рукой;
ИП на спине, перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно, удерживая тело от раскачивания и скручивания;
ИП на спине, упражнение «стрелочка»: перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем упражнение выполняют другой рукой.
На пятом занятии к выполнению этих девяти упражнений добавляют выполнение следующих пяти упражнений:
ИП на спине, перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания;
ИП на груди, держась руками за поручень, прямые руки вверх, голова опущена, выдох в воду, сохраняя растяжение вдоль продольной оси, движение ногами «кроль»;
ИП на спине тело вытянуто, руки вдоль тела, упражнение «дельфинчик»: движения тазом вверх и вниз;
ИП на спине, прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны, с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх, с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками;
ИП на груди, удержание тела в горизонтальном положении, держась руками за поручень, выдыхая в воду.
Курс гидрокинезотерапии 10 занятий продолжительностью 30-45 минут.
При выполнении упражнений в ИП на спине и на груди вначале используют средство поддержки нудлс, затем при приобретении больным умений и развитии двигательных возможностей нудлс не используют.
Новизна предложенного способа:
- Больные занимаются в водной среде, в большом объеме воды, в бассейне с целью поддержания состояния гравитационной разгрузки. Поэтому в динамике они могут выполнять достаточно сложные движения, формировать двигательные функции, несущие реальный приспособительный эффект с меньшими усилиями.
- Перед занятием проводят адаптацию больного к водной среде, погружают пациента в воду, и если лицо пациента после погружения в воду принимает спокойное выражение, отсутствует цианичность кожных покровов, процесс вхождения в воду сопровождается выраженной спастической реакцией, которая проходит в течение 20-40 секунд, пребывание в воде не сопровождается нарушением ритма дыхания, субъективно пациент сообщает о хорошем самочувствии, приступают к выполнению занятия. Это позволяет избежать невротизации пациента, усиления спастического синдрома, нарушения тонуса вегетативной нервной системы.
- Формирование правильного дыхания с выдохом в воду необходимо для стимулирования работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
- Следуя правилу: от простого к сложному, первыми выполняют упражнения с вытяжением тела и конечностей вдоль продольной оси в сторону движения, что направлено на освоение больным навыков управления телом в воде и расслабления.
- На втором занятии к выполнению четырех упражнений добавляют выполнение следующих пяти упражнений для освоения больными произвольных движений верхними конечностями в максимально доступном объеме, что позволяет увеличить амплитуду движения в плечевых и локтевых суставах.
- С пятого занятия к выполнению девяти упражнений добавляют выполнение следующих пяти упражнений для осваивания больными произвольных движений нижними конечностями, что активизирует движения в тазобедренных суставах, которые прямо связаны с выполнением локомоторных функций, подготавливают к выполнению в дальнейшем переворотов лежа со спины на грудь и обратно, шаговых движений. Упражнения комплекса включают в работу стопы и кисти, формируют и улучшают функцию схвата;
- При выполнении упражнений на спине и на груди вначале используют средство поддержки нудлс, затем при приобретении больным умений и развитии двигательных возможностей его не используют. Использование поддержки дает больному чувство безопасности и большей уверенности.
Предлагаемый способ позволяет получить новый технический результат: сформировать у больных с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне с тетраплегией, грубым тетрапарезом двигательные функции, несущие реальный приспособительный эффект, за счет освоения и увеличения активности и амплитуды произвольных движений верхними и нижними конечностями, что прямо связано с выполнением локомоторных функций переворота лежа со спины на грудь и обратно, самостоятельного перемещения в положении лежа; включения в работу стоп и кистей, что позволяет сформировать функцию схвата; улучшить работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Способ осуществляется следующим образом.
Физические упражнения выполняют в воде. Перед занятием погружают пациент в воду. Контролируют его эмоциональные и вегетативные реакции: наблюдают за выражением лица пациента, изменением окраски кожных покровов, выраженностью и продолжительностью спастических сокращений парализованных мышц, ритмом дыхания. Спрашивают пациента о его самочувствии. Если лицо пациента после погружения в воду принимает спокойное выражение; отсутствует цианотичность кожных покровов; процесс вхождения в воду сопровождается выраженной спастической реакцией, которая проходит в течение 20-40 секунд; пребывание в воде не сопровождается нарушением ритма дыхания; субъективно пациент сообщает о хорошем самочувствии, приступают к выполнению занятия.
На первом занятии выполняют четыре упражнения.
1. Пациенту в ИП на груди, держась руками за поручень, предлагают 3-5 раз выполнить выдох в воду.
После этого переходят к освоению управления телом в водной среде: расслабление в положении на груди и на спине.
Далее предлагают выполнить простые упражнения:
2. ИП на спине с поддерживающим устройством (нудлс под поясницей), прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх.
3. ИП на спине (нудлс под поясницей). Выполняют предыдущее упражнение, но с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела в сторону движения.
4. ИП на спине с поддерживающим устройством (нудлс под поясницей). Тело максимально выпрямлено, таз подтянут, прямые руки - вверх, ноги - вниз, продвижение за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела вдоль продольной оси в сторону движения.
Начиная со второго занятия к выполнению этих четырех упражнений добавляют выполнение следующих пяти упражнений с вытяжением туловища и конечностей вдоль продольной оси в сторону движения. При необходимости используют поддерживающее устройство нудлс.
1. ИП на спине. Перемещение тела вдоль бортика бассейна, одной рукой придерживаясь за поручень, совершая гребки другой рукой, затем направление перемещения меняют на противоположное.
2. ИП на спине. Скольжение вдоль бортика бассейна, оттолкнувшись одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем направление перемещения меняют на противоположное.
3. ИП на спине. Перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем упражнение выполняют другой рукой.
4. ИП на спине. Перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно, удерживая тело от раскачивания и скручивания.
5. ИП на спине. Перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем упражнение выполняют другой рукой.
На пятом занятии к выполнению этих девяти упражнений добавляют выполнение следующих пяти упражнений, использование поддерживающего устройства обычно отменяют, так как больные уже приобретают достаточные умения и двигательные возможности:
1. ИП на спине. Перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания.
2. ИП на груди, держась руками за поручень, прямые руки вверх, голова опущена, выдох в воду, сохраняя растяжение вдоль продольной оси, движение ногами «кроль».
3. ИП на спине тело вытянуто, руки вдоль тела. Упражнение «дельфинчик»: движения тазом вверх и вниз.
4. ИП на спине. Прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны, с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками.
5. ИП на груди. Удержание тела в горизонтальном положении, держась руками за поручень, выдыхая в воду.
При выполнении упражнений в ИП на спине и на груди вначале используют средство поддержки нудлс, затем при приобретении больным умений и развитии двигательных возможностей нудлс не используют.
Курс гидрокинезотерапии 10 занятий продолжительностью 30-45 минут.
Пример 1. К-в Е.М., 1982 г. р., ТБСМ, поздний восстановительный период. Синдром частичного нарушения проводимости по спинному мозгу с уровня С5. Верхний вялый парапарез, нижняя спастическая параплегия. Травма автодорожная 3 года назад.
При поступлении пациент мог выполнять произвольные движения в плечевых и локтевых суставах в ограниченном объеме. Имелись тыльное сгибание в кистевом суставе и произвольные качательные движения пальцев в сторону сгибания. Контрактур не было. Не умел менять положение тела, мог сидеть с фиксированным корпусом, стоял в коленоупоре с фиксацией тазового пояса и упором кистей в брусья. Имела место слабость мышц спины и корсета, что не позволяло ему удерживать позу сидя без дополнительной опоры спиной и руками; произвольных движений в нижних конечностях не было, спастика по шкале Ашфорт - 3 балла. Со стороны кардиореспираторной системы у пациента отмечали понижение артериальное давление: 90/60 мм рт.ст., тахикардию: ЧСС 98 ударов в минуту; тахипноэ: 29 дыхательных циклов в минуту.
С пациентом занимались гидрокинезотерапией. Перед занятием погружали пациента в воду, в ходе которого определяли эмоциональную и вегетативную реакции на погружение в воду, способность адаптироваться к водной среде, исходные умения и двигательные возможности. Пациент не дал выраженной вегетативной реакции на погружение в воду: не было отмечено изменения цвета кожных покровов, нарушения ритма дыхания, эмоциональной реакции. В момент погружения в воду отмечено нарастание спастического синдрома в нижних конечностях. К концу процесса погружения спастический синдром купировался. Пациент приступил к выполнению упражнений. Все упражнения он выполнял с произвольным растяжением тела и конечностей.
Самостоятельно держаться на воде пациент не мог. В ИП на груди, держась руками за поручень (зацепившись предплечьями рук, согнутыми в локтевых суставах) выполнил 5 выдохов в воду, после чего пациента попросили произвольно расслабиться, по возможности выпрямить руки и ноги, свободно лечь на воду.
При помощи инструктора (поддержка за область затылка) перевернулся на спину, сумел расслабиться в этом положении: начал спокойно, медленно дышать. Под поясницу подложили нудлс, что позволило пациенту держаться на воде без поддержки инструктора.
В ИП на спине с поддерживающим устройством под поясницей пациент выполнил упражнение: прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх. Далее пациент освоил выполнение предыдущего упражнения, но с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела в сторону движения. После чего выполнил упражнение на спине: тело максимально выпрямлено, таз подтянут, прямые руки - вверх, ноги - вниз, продвижение за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела вдоль продольной оси в сторону движения.
На этом первое занятие закончили.
На втором занятии пациент отказался от использования поддерживающего устройства, к выполнению четырех упражнений добавили выполнение следующих пяти упражнений.
В ИП на спине пациент выполнял перемещение тела вдоль бортика бассейна, одной рукой придерживаясь за поручень, совершая гребки другой рукой, потом направление перемещения и руки поменяли. Далее выполнял скольжение вдоль бортика бассейна, оттолкнувшись одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания. Повторил упражнение, поменяв направление перемещения на противоположное и руки. Из этого же ИП пациент выполнял перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой, потом другой рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания. Из ИП на спине пациент выполнял перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно. Затем из этого же положения выполнил перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания. Упражнение повторил для другой руки.
На пятом занятии к выполнению этих девяти упражнений добавили выполнение следующих пяти упражнений. В ИП на спине пациент выполнял упражнение: перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания. В ИП на груди, держась руками за поручень, прямые руки вверх, голова опущена, выдох в воду, он выполнял движение ногами «кроль», сохраняя растяжение вдоль продольной оси. В ИП на спине тело вытянуто, руки вдоль тела пациент выполнял упражнение «дельфинчик»: движения тазом вверх и вниз. В ИП на спине, прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны, с произвольным растяжением вдоль тела и конечностей, вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками. Завершало занятие дыхательное упражнение: в ИП на груди с удержанием тела в горизонтальном положении, держась руками за поручень, выдох в воду.
Курс гидрокинезотерапии составил 10 занятий. Продолжительность занятий 30-45 минут.
В течение курса гидрокинезотерапии больной освоил следующие движения в водной среде: активные, произвольные движения в плечевых и локтевых суставах в полном объеме, активные произвольные движения в тазобедренных суставах: сгибание, разгибание, отведение, приведение и перевороты в положении лежа со спины на грудь и обратно. Улучшилась функция схвата, уменьшилась спастика до 2 баллов по шкале Ашфорт. В обычных условиях (на суше) пациент освоил перевороты в положении лежа, возросла сила и увеличилась амплитуда активных произвольных движений в суставах рук, существенно улучшилась функция схвата. Увеличение силы мышц корсета проявилось в улучшении функции сидения: пациент смог удерживать позу сидя в течение 10-15 секунд без дополнительной опоры спиной и руками. Появились активные движения в тазобедренных суставах в облегченных условиях. Отмечены изменения со стороны кардиореспираторной системы: систолическое артериальное давление повысилось до 100 мм рт.ст., ЧСС уменьшилась до 86 ударов в минуту, частота дыхания уменьшилась до 23 дыхательных циклов в минуту.
Заключение. В результате курса гидрокинезотерапии у пациента улучшились активные движения, постуральная регуляция в положении сидя, функция схвата, сформировалась функция переворотов в положении лежа, уменьшился спастический синдром, улучшилась работа кардиореспираторной системы.
Пример 2. Ж-к М.П., 1989 г. р., ТБСМ, поздний восстановительный период. Синдром полного нарушения проводимости по спинному мозгу с уровня С4-5. Верхняя вялая, нижняя спастическая параплегия. Травма ныряльщика год назад.
При поступлении пациент мог выполнять качательные произвольные движения в плечевых суставах. Контрактуры в плечевых и локтевых суставах, движения в суставах правой руки резко болезненны. Тыльное сгибание в лучезапястных суставах, разгибание в суставах пальцев несколько ограничено из-за разницы тонуса сгибателей и разгибателей кисти, пальцев. Произвольные движения в нижних конечностях: сгибание в тазобедренных суставах силой 2 балла по Lovett, разгибания, приведения и отведения не было. Не мог замыкать коленные суставы. Не мог менять положение тела, сидел с фиксированным корпусом, стоял в коленоупоре с фиксированным тазом, упором кистей в брусья. Спастика по шкале Ашфорт 3 балла. Со стороны кардиореспираторной системы у пациента отмечали понижение артериальное давление: 90/60 мм рт.ст., тахикардию: ЧСС 96 ударов в минуту; тахипноэ: 28 дыхательных циклов в минуту.
С пациентом занимались гидрокинезотерапией по предложенному способу. Сначала погружали пациента в воду и оценивали его способность адаптироваться к водной среде, исходные умения и двигательные возможности. Пациент не дал выраженной вегетативной реакции на погружение в воду: не было отмечено изменения цвета кожных покровов, нарушения ритма дыхания, эмоциональной реакции. В момент погружения в воду отмечено нарастание спастического синдрома в нижних конечностях. К концу процесса погружения спастический синдром купировался. Пациент приступил к выполнению упражнений. Все упражнения он выполнял с произвольным растяжением тела и конечностей.
Самостоятельно держаться на воде пациент не мог. В ИП на груди, держась руками за поручень (зацепившись предплечьями рук, согнутых в локтевых суставах) выполнил 5 выдохов в воду, после чего по просьбе произвольно расслабиться несколько выпрямил руки и ноги, свободно лег на воду.
При помощи инструктора (поддержка за область затылка) перевернулся на спину, расслабился в этом положении: начал спокойно, медленно дышать. Под поясницу подложили нудлс, что позволило пациенту держаться на воде без поддержки инструктора.
Начиная с пятого занятия пациент выполнял комплекс упражнений без средства поддержки нудлс.
В течение курса гидрокинезотерапии пациент освоил в водной среде: активные, произвольные движения в плечевых и локтевых суставах в функциональном объеме, активные произвольные движения в тазобедренных суставах: сгибание, разгибание, отведение, приведение, перевороты со спины на грудь и обратно. Объем движений в суставах верхних конечностей увеличился, боль в суставах правой руки при движениях уменьшилась. Появилась функция схвата, уменьшилась спастика до 2 баллов по шкале Ашфорт. В обычных условиях (на суше) пациент освоил перевороты в положении лежа, активные произвольные движения в суставах рук, смог выполнять плоскостной схват обеими кистями и цилиндрический - каждой кистью. Увеличение силы мышц корсета проявилось в формировании функции сидения: пациент смог удерживать позу сидя в течение 15-25 секунд без дополнительной опоры спиной и руками. Появились активные движения в тазобедренных суставах во всех направлениях в облегченных условиях, активное разгибание в коленных суставах. Пациент освоил замыкание коленных суставов при стоянии с устойчивой неподвижной дополнительной опорой. Отмечены изменения со стороны кардиореспираторной системы: артериальное давление повысилось до 100/95 мм рт.ст., ЧСС уменьшилась до 84 ударов в минуту, частота дыхания уменьшилась до 21 дыхательных циклов в минуту.
Заключение. В результате курса гидрокинезотерапии у пациента уменьшились болевой и спастический синдром, улучшились активные движения в суставах верхних конечностей, появились активные разгибание, приведение, отведение в тазобедренных суставах, улучшилась постуральная регуляция в положениях сидя и стоя, сформировались функции плоскостного и цилиндрического схвата, функция переворотов в положении лежа. Улучшилась работа кардиореспираторной системы.
Предлагаемый способ используется в Новокузнецком научно-практическом центре медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с 2015 г. Пролечено 18 пациентов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2016 |
|
RU2637091C1 |
Способ гидрокинезиотерапии пациентов после односторонней ампутации нижней конечности | 2024 |
|
RU2826980C1 |
Способ гидрокинезиотерапии больных с патологией центральной нервной системы | 2017 |
|
RU2652258C1 |
Способ восстановительного лечения пациентов в вегетативном состоянии | 2018 |
|
RU2695770C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С ТЕТРАПЛЕГИЕЙ, ГРУБЫМ ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2015 |
|
RU2595355C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ | 2013 |
|
RU2539164C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2448667C2 |
Способ восстановительного лечения пациентов с патологией спинного мозга на шейном уровне | 2020 |
|
RU2741202C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2006 |
|
RU2311164C1 |
Изобретение относится к медицине, восстановительному лечению инвалидов с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне: тетраплегией, грубым тетрапарезом, путем выполнения комплекса физических упражнений в бассейне с водой. При этом перед занятием погружают пациента в воду. При спокойном выражении лица пациента, отсутствии цианотичности кожи, сопровождении процесса вхождения в воду выраженной спастической реакцией, которая проходит в течение 20-40 с, отсутствии нарушения ритма дыхания, субъективно хорошего самочувствия пациента приступают к занятию. На первом занятии выполняют четыре упражнения: в исходном положении (ИП) на груди, держась руками за поручень, выдох в воду 3-5 раз; ИП на спине, прямые руки вверх, в стороны, ноги вниз, в стороны с произвольным растяжением тела и конечностей продольно, подтягивая таз вверх; затем – предыдущее упражнение с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела в сторону движения; тело максимально выпрямлено, таз подтянут, прямые руки вверх, ноги вниз, продвижение одновременными гребками обеими прямыми руками с вытяжением тела продольно в сторону движения. На втором занятии добавляют: в ИП на спине перемещение вдоль бортика бассейна, одной рукой придерживаясь за поручень, гребки другой рукой, затем – в противоположном направлении; затем скольжение вдоль бортика, оттолкнувшись рукой, удерживаясь от раскачивания и скручивания, затем в противоположном направлении; затем – перемещение с гребками «кроль на спине» одной рукой, удерживаясь от раскачивания и скручивания, затем – другой рукой; затем «кроль на спине» обеими руками попеременно, удерживаясь от раскачивания и скручивания; затем упражнение «стрелочка»: гребки «кроль на спине» одной рукой с вытяжением вдоль продольной оси, удерживаясь от раскачивания и скручивания, затем – другой рукой. На пятом занятии добавляют: в ИП на спине гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно с вытяжением продольно, удерживаясь от раскачивания и скручивания; ИП на груди, держась руками за поручень, прямые руки вверх, голова опущена, выдох в воду, сохраняя растяжение вдоль продольной оси, движение ногами «кроль»; в ИП на спине тело вытянуто, руки вдоль тела, упражнение «дельфинчик»: движения тазом вверх и вниз; затем прямые руки вверх, в стороны, ноги вниз, в стороны, с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх, продвижение за счет одновременных гребков обеими прямыми руками; ИП на груди, удержание тела горизонтально, держась руками за поручень, выдыхая в воду. Курс гидрокинезотерапии 10 занятий по 30-45 мин. Вначале можно использовать средство поддержки нудлс. Способ обеспечивает формирование у данной группы тяжелых больных двигательных функций, несущих реальный приспособительный эффект при освоении и увеличении активности, амплитуды произвольных движений конечностей, функции схвата, улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.
1. Способ гидрокинезотерапии больных с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне, включающий выполнение больным комплекса физических упражнений, отличающийся тем, что физические упражнения выполняют в воде, для чего перед занятием погружают пациента в воду, и если лицо пациента после погружения в воду принимает спокойное выражение, отсутствует цианотичность кожных покровов, процесс вхождения в воду сопровождается выраженной спастической реакцией, которая проходит в течение 20-40 секунд, пребывание в воде не сопровождается нарушением ритма дыхания, субъективно пациент сообщает о хорошем самочувствии, приступают к выполнению занятия:
на первом занятии выполняют четыре упражнения:
в исходном положении (ИП) на груди, держась руками за поручень, выполняют выдох в воду 3-5 раз;
ИП на спине, прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх;
ИП на спине, выполняют предыдущее упражнение но с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела в сторону движения;
ИП на спине, тело максимально выпрямлено, таз подтянут, прямые руки - вверх, ноги - вниз, продвижение за счет одновременных гребков обеими прямыми руками с вытяжением тела вдоль продольной оси в сторону движения;
на втором занятии к выполнению этих четырех упражнений добавляют выполнение следующих упражнений:
ИП на спине, перемещение тела вдоль бортика бассейна, одной рукой придерживаясь за поручень, совершая гребки другой рукой, затем направление перемещения меняют на противоположное;
ИП на спине, скольжение вдоль бортика бассейна, оттолкнувшись одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем направление перемещения меняют на противоположное;
ИП на спине, перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем упражнение выполняют другой рукой;
ИП на спине, перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно, удерживая тело от раскачивания и скручивания;
ИП на спине, упражнение «стрелочка»: перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» одной рукой с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания, затем упражнение выполняют другой рукой;
на пятом занятии к выполнению этих девяти упражнений добавляют выполнение следующих пяти упражнений:
ИП на спине, перемещение тела, совершая гребки «кроль на спине» обеими руками попеременно с вытяжением вдоль продольной оси, удерживая тело от раскачивания и скручивания;
ИП на груди, держась руками за поручень, прямые руки вверх, голова опущена, выдох в воду, сохраняя растяжение вдоль продольной оси, движение ногами «кроль»;
ИП на спине тело вытянуто, руки вдоль тела, упражнение «дельфинчик»: движения тазом вверх и вниз;
ИП на спине, прямые руки вверх и в стороны, ноги вниз и в стороны, с произвольным растяжением тела и конечностей вдоль продольной оси, подтягивая таз вверх, с продвижением за счет одновременных гребков обеими прямыми руками;
ИП на груди, удержание тела в горизонтальном положении, держась руками за поручень, выдыхая в воду,
курс гидрокинезотерапии 10 занятий продолжительностью 30-45 минут.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при выполнении упражнений в ИП на спине и на груди вначале используют средство поддержки нудлс, затем при приобретении больным умений и развитии двигательных возможностей нудлс не используют.
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ | 2013 |
|
RU2539164C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИДРОКОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАРУШЕННОЙ ОСАНКОЙ | 2004 |
|
RU2281745C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕВОГО СИНДРОМА ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА | 2007 |
|
RU2356523C1 |
DE 3202792 A1, 04.08.1983 | |||
CN 102029049 A, 27.04.2011, реф | |||
КОНОВАЛОВА Н.Г | |||
Восстановление вертикальной позы инвалидов с нижней параплегией физическими методами, автореф | |||
дисс | |||
д.м.н., Томск, 2004, 48 с | |||
ФЕДОРОВА В.В | |||
и др | |||
Использование гидрокинезитерапии для развития двигательной активности и физиологических рефлексов у младенцев с родовыми повреждениями шейного отдела позвоночника// Мать и дитя в Кузбассе, 2007, 3(30), с.42-43. |
Авторы
Даты
2017-04-03—Публикация
2016-02-17—Подача