Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для формирования двигательных функций ребенка.
В литературе имеются публикации об использовании водной среды для проведения занятий физкультурой, лечебных процедур у детей первого года жизни. При этом в основном уделяют внимание таким особенностям, как естественная плавучесть младенцев в возрасте до 3 месяцев, физиологическое повышение тонуса скелетной мускулатуры. Водная среда обеспечивает гравитационную разгрузку телу ребенка, создавая сопротивление, обеспечивает плавность движений, пребывание в воде успокаивает, создает выраженный психотерапевтический эффект. В результате удается сформировать двигательные координации, свойственные возрасту. Вода воздействует на баро-, термо-, механорецепторы и формирует мощный сенсорный поток различной модальности в центральную нервную систему. Известно, что сенсорный приток от покровных тканей, опорно-двигательного аппарата на начальных этапах развития играет ведущую роль в созревании функций мозга.
Ребенок, рожденный раньше положенного срока либо с врожденной патологией центральной нервной системы, попадая в водную среду, получает возможность продолжить формирование двигательных координаций, свойственных его концептуальному возрасту или уровню развития.
В настоящее время существует ряд методик лечебных и оздоровительных тренировок младенцев в водной среде.
В.А.Гутерман предложил методику обучения плаванию грудных детей с задержкой дыхания способом "полив-погружение" [Гутерман В.А. Плавание грудных детей. - М.: ГУЗМ, 1978. - 192 с.].
Недостаток методики в том, что она адресована только здоровым детям.
Способ, предложенный Розиной Л.В., Михайловым В.П., учитывает особенности детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника [Патент РФ №2199993, М. кл. А 61 Н 1/00, БИ №7, 2003, с 327. "Способ восстановления двигательных нарушений у новорожденного при патологии позвоночника"]. Способ включает восстановление двигательных функций, связанных с нарушением работы мышц, участвующих в разгибании головы и шеи, нарушении шейно-тонических рефлексов, путем проведения водных процедур с погружением в воду и комплекса упражнений.
Недостаток способа в том, что он предусматривает лишь коррекцию имеющихся патологических изменений, не учитывая дальнейшее двигательное развитие ребенка. Другой недостаток состоит в том, что занятия проводит врач во время сеансов лечения, а развитие ребенка первых недель и месяцев жизни требует ежедневных занятий. В этом возрасте забота мамы или обоих родителей всегда предпочтительнее, чем участие постороннего человека.
Наиболее близким является способ гидрокинезотерапии младенцев, предложенный Н.Янушанец [Янушанец Н. Плавать раньше, чем ходить. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.]. Способ включает методику занятий со здоровыми детьми от 14 дней до 3 лет в ванне и бассейне и включает 4 курса занятий: 2 курса занятий в ванне и 2 курса в бассейне. Занятия в ванне для детей от 14 дней до 6 месяцев и от 6 месяцев до 1 года и занятия в бассейне для детей от 6 месяцев до 1 года и от 1 до 3 лет. В течение первого курса осваивают основные поддержки, предварительные упражнения на суше, ребенок привыкает к воде, осваивает ныряние, движения в водной среде. В течение второго курса ребенок осваивает упражнения и игры, учится ходить в воде. В течение третьего курса ребенок осваивает самостоятельное выполнение упражнений, учится пользоваться плавательными приспособлениями, использовать в качестве опоры бортик, участвовать в групповых играх с родителями и другими детьми. В течение четвертого курса дети совершенствуют двигательные стереотипы и навыки общения, занимаясь в группах.
Недостатки приведенного способа:
1. Дети до 6 месяцев занимаются в ванне, выполняя лишь наиболее простые упражнения. Это ограничивает развитие их двигательных возможностей, создает трудности для оказания помощи в выполнении ими упражнений. С учетом динамики физического развития младенцев при занятиях в малом объеме воды нарастает гравитационная зависимость и эффект невесомости теряется.
2. Предварительные упражнения на суше не включают движения, необходимые для плавания.
3. Занятия не включают действия, выполняемые по команде "стоим", "идем". Эти элементы важны для формирования функций стояния, ходьбы, а также для правильной организации занятия, выработки с раннего возраста дисциплины при занятиях в воде.
4. Занятия не содержат заключительной части, необходимой для постепенного снижения физической нагрузки и приведения организма в спокойное состояние.
Задача изобретения - коррекция имеющихся патологических нарушений у недоношенных младенцев, младенцев с перинатальной патологией центральной нервной системы (ЦНС) и дальнейшее развитие двигательных функций детей путем занятий в водной среде и на суше.
Поставленная задача достигается следующей последовательностью действий.
Проводят гидрокинезитерапию недоношенных младенцев и младенцев с перинатальной патологией ЦНС. Занятия проводят на суше и в воде, поэтапно в зависимости от возраста. Проводят приучивание к воде, выполнение в воде поддержек, нырянии, движений, физических упражнений, игр. Занятия проводят в три этапа: первый этап для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев в портативном бассейне, где ребенок находится один; второй этап для детей в возрасте от 3 месяцев до 1 года, в мелком бассейне, где ребенок находится со взрослым; третий этап для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, в бассейне, где ребенок находится со взрослым. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводную часть начинают с массажа и выполняют упражнения на суше и в воде. Основную и заключительную часть занятий проводят в воде, в конце заключительной части посещают сауну с температурой 60°С в течение 3-5 минут. На первом и втором этапах вводной части после массажа проводят занятия на суше, во время которых ребенок разучивает упражнения "сухое плавание", которые в дальнейшем будет выполнять в воде, с проговариванием взрослым названий выполняемых упражнений. Выполняемые упражнения: из исходного положения на спине, ноги прямые, взрослый обхватывает сзади и снизу голеностопные суставы ребенка и при движении ног "кроль" производит попеременное поднимание и опускание прямых ног; при движении ног "брасс" одновременно сгибает обе ноги в коленях и тазобедренных суставах, затем разводит колени в стороны, быстро выпрямляет ноги; при движении ног "велосипед" производит попеременное сгибание и разгибание ног; затем взрослый, удерживая руки ребенка, выполняет ими круговые движения, производя сгибание, отведение и приведение обеих рук, осуществляет плавный подъем ребенка за руки вверх до положения "вис", медленно опускает ребенка вниз, плавно поднимает ребенка за ноги вверх до положения "вис" и медленно опускает, максимально разводя ноги ребенка в стороны, удерживает 3-5 сек, сгибает ноги ребенка в коленных суставах и разводит в стороны, поочередно подтягивает пятки к лону; в положении на правом боку удерживает ребенка за левую кисть и ногу и мягко растягивает левый бок, приближая их к плоскости опоры, повторяет упражнение в положении на левом боку. На третьем этапе упражнения вводной части, не требующие участия взрослого, ребенок выполняет самостоятельно. На первом и втором этапе все упражнения в воде выполняют с поддержкой, а на 3 этапе дети, научившиеся плавать, выполняют упражнения самостоятельно под контролем взрослых. Комплекс упражнений в воде включает: упражнения для формирования шейных и вестибулярных тонических рефлексов: с поддержкой "столбик" ребенка, вертикально поддерживая за спину и затылок, опускают в воду; с поддержкой "подушка" опускают в воду в положении ребенка на спине; с поддержкой "авоська", "ковшик" опускают в воду, вначале в положении на спине, затем в положении на груди; опускают в воду с поддержкой за прямые руки. Разминку в воде проводят, выполняя упражнения, сопровождаемые словами команды или названиями упражнений. Упражнения для формирования рефлекса опоры: поддержка "столбик", команда - "стоим". Упражнения для формирования шагового автоматизма: проводка ребенка вперед с переступанием ногами, команда - "идем". Упражнения для формирования тонуса аксиальной мускулатуры: упражнение "качели" при поддержке "авоська" со словами - "спинка", "животик", когда ребенок попеременно скользит на спине и животе. Упражнения для снижения внутричерепного давления вытяжения и коррекции позвоночника: "змейка" при поддержке "подушка", при котором осуществляют дугообразные движения по поверхности воды; "качели" с поддержкой за прямые руки, "змейка" на спине, поддержка "ковш", "качели" с поддержкой за прямые руки и "змейка" с поддержкой за прямые руки. Основная часть занятия включает: плавание, ныряние и игры в воде. При этом плавание включает: упражнения для развития рефлекса опоры: "стрелочка" на спине, когда ребенок выполняет толчок стопами от торца бассейна, его проводят до другого торца "челноком"; "стрелочка" на груди, когда ребенок выполняет толчок стопами от торца бассейна, его проводят до другого торца при поддержке "подушка"; упражнения для развития тонуса аксиальной мускулатуры: "часики" при поддержке "столбик", когда выполняют движение маятника нижней частью туловища в сагиттальной и фронтальной плоскости, приговаривая "тик-так", "мешалочка" при поддержке "столбик", когда нижней частью туловища выполняют круговые движения в одну и другую сторону; упражнения для понижения внутричерепного давления, коррекции позвоночника и формирования перекрестной координации рук и ног: "восьмерка" в положении на груди, при поддержке "авоська", по команде "плывем" проводят ребенка по овалу в одну и в другую сторону, образуя восьмерку, "восьмерка" на спине, при поддержке "ковш" по команде "плывем" проводят ребенка по овалу в одну и в другую сторону, образуя восьмерку. Упражнения для повышения устойчивости к гипоксии с выполнением ныряния. На первом месяце жизни формируют задержку дыхания, для чего после команды "ныряем" взрослый поливает сверху голову ребенка водой из ковша, на втором и третьем месяце после команды "ныряем", в момент задержки дыхания взрослый погружает ребенка с головой в воду и проводит под водой; с трех месяцев после команды "ныряем", в момент погружения и проводки ребенка под водой на несколько секунд отпускают ребенка, который плывет по инерции, затем подхватывают ребенка, при этом постепенно увеличивают время погружения. Упражнения для формирования координации движений: выполняют вертикальные прыжки в воду вниз ногами, по команде "ныряем" прыжки с погружением головы в воду, ребенка поддерживают, на 3 этапе вертикальные прыжки с бортика выполняют с поддержкой за прямые руки: ребенок стоит на бортике бассейна, захватив пальцами ног край бортика, выполняет соскок вниз ногами, затем повторяет с поворотом влево и вправо. Упражнения для развития шейных и вестибулярных тонических рефлексов. Из положения приседа соскок вниз ногами, спад в воду выполняют с поддержкой за прямые руки, когда сидя на бортике, ноги ребенка опираются о стенку бассейна, наклон вперед и, теряя равновесие, опираясь ногами о стенку, ребенок выполняет спад в воду, входя в нее ногами. Игры в воде для совершенствования двигательных стереотипов и навыков общения включают: выдох в воду, погружая в нее рот, чтобы образовались пузыри; доставание предметов со дна бассейна, захват и удерживание в воде мелких, затем средних, затем крупных предметов; повороты в воде лежа, стоя. После каждого упражнения повторяют стояние, ходьбу таким образом, чтобы отдых составлял больше половины всего занятия. В заключительной части снижают физическое и эмоциональное напряжение, в конце занятия дети выполняют упражнения на расслабление в воде, выполняют дыхательные упражнения: на первом и втором этапах взрослый медленно вытягивает руки ребенка вверх, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно перекрещивает руки ребенка на груди, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослый медленно подтягивает прямые контралатеральные конечности друг к другу, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослый медленно вытягивает руку вверх, а ногу - вниз, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно подтягивает согнутые контралатеральные конечности друг к другу, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослый медленно вытягивает руку вверх, а ногу - вниз, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно разводит прямые руки ребенка в стороны, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно перекрещивает руки ребенка на груди, ребенок рефлекторно делает выдох. Взрослые выполняют плавные проводки ребенка в положении на груди и на спине по прямой, по овалу, по кругу в обе стороны, на третьем этапе дети спокойно плавают.
Новизна способа:
1. Дети с 3 месяцев до 1 года занимаются в мелком бассейне, но в большом объеме воды с целью поддержания состояния невесомости. Поэтому в динамике они могут выполнять достаточно сложные движения, совершенствовать двигательные умения и приобретать новые навыки.
2. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
3. Вводная часть начинается с массажа и предварительных упражнений на суше, которые включают движения, необходимые для плавания. Это облегчает разучивание движений в воде.
4. Основная и заключительная части проводятся в воде. В конце заключительной части посещение сауны.
5. Занятия включают элементы построения: команды "стоим", "идем". Это способствует формированию функций стояния и ходьбы, дает ребенку отдохнуть между выполнением более сложных двигательных заданий, формирует дисциплину.
6. Взрослый говорит младенцу команды и названия упражнений. Это способствует развитию речи младенца, приучает выполнять команды, поданные голосом.
7. Комплекс упражнений в воде, выполняемых в основной части занятия, позволяет формировать: шейные, вестибулярные тонические рефлексы, рефлекс опоры. Формировать тонус аксиальной мускулатуры, шаговый автоматизм. Снизить внутричерепное давление и корректировать позвоночник, формировать перекрестную координацию рук и ног. Развить устойчивость к гипоксии.
8. Занятия содержат заключительную часть, включающую упражнения на расслабление в воде и посещение сауны. Это необходимо для возвращения организма младенца к исходному состоянию и согревания.
9. При нырянии в момент погружения и проводки под водой младенца отпускают с постепенным увеличением времени проплыва по инерции. Это способствует повышению толерантности организма к гипоксии, оптимизации окислительно-восстановительных процессов в организме.
10. В заключительной части снижают физическое и эмоциональное напряжение, в конце занятия дети выполняют упражнения на расслабление в воде, выполняют дыхательные упражнения, спокойное плавание. Методика может применяться в работе как со здоровыми, так и с младенцами, имеющими перинатальное поражение ЦНС.
Преимущества предлагаемого способа: физиологичность, активное участие самого младенца, возможность применения в семье после обучения родителей, возможность использования для формирования двигательных навыков здоровых и больных детей. В результате применения предлагаемого способа у детей с перинатальной патологией ЦНС, воздействуя на периферические рецепторы, мы стимулируем поток нервных импульсов по разным уровням нервной системы, способствуя дозреванию рефлекторных дуг и активизации немых зон головного мозга. По существу, занятия в водной среде с глубоко недоношенными младенцами с повреждением ЦНС продляют физиологичное для них пребывание в условиях гравитационной разгрузки с возможностью целенаправленного внешнего воздействия. В результате недоношенные младенцы быстрее приобретают двигательные навыки и координации, свойственные их календарному возрасту.
Способ осуществляется следующим образом.
Младенцев делят на группы с учетом состояния здоровья: недоношенные, имеющие отставание двигательного развития, младенцы с перинатальной патологией ЦНС и здоровые.
Занятия строятся в три этапа с учетом возраста:
1. В возрасте от 2 недель до 3 месяцев занятия проводят в портативном бассейне. Ребенок находится в бассейне один. Методист и мама находятся вне бассейна. Взрослый помогает ребенку выполнить требуемые приемы.
2. В возрасте от 3 до 12 месяцев занятия проводят в мелком бассейне. Дети находятся в бассейне вместе со взрослыми (родителями), которые помогают им выполнить часть приемов, стимулируют детей часть приемов выполнить самостоятельно. Методист, находясь на суше, контролирует процесс.
3. В возрасте от 1 до 3 лет группа детей находится в бассейне вместе со взрослыми. Взрослые заинтересовывают детей в выполнении заданий, контролируют правильность их действий, регулируют отношения между детьми. Методист, находясь на суше, контролирует процесс.
Недоношенные младенцы и с перинатальной патологией ЦНС проходят те же тренировочные этапы более медленно. Критерием перевода младенца с этапа на этап является освоение им программы предыдущего этапа.
Методика проведения занятий на каждом этапе предусматривает вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть проводится на суше и в воде. На суше выполняют массаж в соответствии с возрастом и подводящие упражнения. Основная часть проводится в воде, заключительная включает упражнения в воде и пребывание в сауне.
На первом этапе вводная часть содержит массаж и занятия на суше в течение 5 минут, в воде - в течение 3 минут. Основная часть содержит занятие в воде в течение 10 минут. Заключительная часть включает занятие в воде в течение 2 минут, нахождение в сауне при температуре 60°С - в течение 5 минут.
На втором этапе вводная часть содержит массаж, занятие на суше в течение 3 минут, в воде в течение 5 минут. Основная часть содержит занятие в воде в течение 15 минут. Заключительная часть включает занятие в воде в течение 5 минут, в сауне при температуре 60°С - в течение 5 минут.
На третьем этапе вводная часть содержит массаж, занятие на суше в течение 5 минут, в воде - в течение 5 минут. Основная часть содержит занятие в воде в течение 20 минут. Заключительная часть включает занятие в воде в течение 5 минут, в сауне при температуре 60°С - в течение 5 минут.
Подводящие упражнения "сухое плавание" выполняются на суше, на 1 и 2 этапах они включают пассивные движения с проговариванием названия упражнений, которые ребенок будет выполнять в воде. Так как в таком возрасте мы не можем объяснить ребенку, как выполнять упражнения, мы, используя существующие рефлексы и следовые эффекты, программируем опорно-двигательный аппарат на выполнение этих упражнений в воде. На третьем этапе упражнения вводной части, не требующие участия взрослого, ребенок выполняет самостоятельно.
1. Движение ног "кроль": исходное положение (ИП) лежа на спине, ноги прямые. Взрослый обхватывает сзади и снизу голеностопные суставы (ГСС) ребенка и производит попеременное поднимание и опускание прямых ног. 10-12 раз.
2. Движение ног "брасс": ИП то же. Обхватив ноги ребенка в области ГСС, взрослый одновременно сгибает обе ноги в коленных (КС) и тазобедренных суставах (ТБС), затем разводит колени в стороны, быстро выпрямляет ноги, возвращаясь в ИП. 8-10 раз.
3. Движение ног "велосипед". ИП то же. Обхватив ноги ребенка в области ГСС, взрослый выполняет попеременное сгибание и разгибание ног в КС, ТБС. 10-12 раз.
4. Круговые движения рук. ИП то же. Удерживая кисти ребенка, взрослый производит круговые движения в ПС: сгибание, отведение и приведение одновременно обеих рук. 10-12 раз.
5. Подъем за руки из ИП лежа на спине. Взрослый, удерживая ребенка за кисти, плавным движением поднимает его до положения "вис", медленно опускает в ИП.
6. Подъем за ноги из ИП лежа на спине. Взрослый, удерживая ребенка за ГСС, плавным движением поднимает его до положения "вис", медленно опускает в ИП.
7. Подъем за одну ногу из ИП лежа на спине. Взрослый, удерживая ребенка за ГСС, плавным движением поднимает его до положения "вис", медленно опускает в ИП.
8. Разведение прямых ног. ИП то же. Взрослый, удерживая ребенка за ГСС, плавным движением разводит его ноги, удерживая в положении максимального разведения в течение 3-5 с, совершает пружинистые движения, медленно возвращает в ИП.
9. Разведение согнутых ног. ИП то же. Взрослый, удерживая ребенка за ГСС, плавным движением сгибает ноги в КС, сгибает и разводит в ТБС, поочередно мягко подтягивает пятки к лону, удерживая в этом положении 3-5 с, медленно возвращает в ИП.
10.Потягивание. ИП лежа на правом боку. Взрослый удерживает ребенка за левые кисть и область ГСС, мягко растягивает левый бок, приближая левые руку и ногу к плоскости опоры. Повторяют, лежа на левом боку.
Вторая часть занятия в воде. При занятии плаванием с детьми используют следующие ручные поддержки:
1. Поддержка "столбик". Взрослый удерживает ребенка вертикально лицом к себе: большие пальцы под сосками, остальные поддерживают спину и затылок ребенка.
2. "Подушка". ИП на спине. Ладони взрослого образуют своеобразную подушку: ульнарные края ладоней и мизинцев плотно соединены, большие пальцы в положении отведения.
3. "Авоська" выполняется в ИП на спине и на груди. В ИП на спине затылок ребенка упирается в дистальные трети предплечий взрослого, ладони которого находятся под спиной ребенка. Большие пальцы взрослого обхватывают сверху область плечевых суставов ребенка или верхнюю часть рук. В ИП на груди руки взрослого находятся под грудью ребенка, подбородок опирается на область лучезапястных суставов.
4. Одноручная поддержка "ковшик" выполняется в ИП на спине и на груди. Затылок или подбородок ребенка опираются на область тенара, 1 и 5 пальцы слегка фиксируют голову, 2-4 пальцы поддерживают грудь или спину.
5. Двуручная поддержка за прямые руки: взрослый держит ребенка за кисти прямых рук.
Разминка в воде
1. Взрослый медленно опускает ребенка в воду. Поддержка "столбик". Команда "стоим". Стопы ребенка опираются о дно бассейна, ребенок стоит в течение 10-15 с. Упражнение формирует рефлекс опоры, приучает ребенка к дисциплине, дает возможность отдыха между выполнением других, более нагрузочных упражнений.
2. "Идем". Ребенок проходит несколько шагов. Следим за тем, чтобы ребенок полностью опирался каждой стопой, после этого переступал. Упражнение формирует шаговый автоматизм в условиях гравитационной разгрузки.
3. "Качели". Поддержка "авоська". Ребенок попеременно скользит на спине и на животе 8-10 раз. Взрослый приговаривает: "спинка", "животик". Упражнение тонизирует аксиальную мускулатуру передней и задней поверхностей тела вследствие массажного воздействия воды.
4. "Змейка". В ИП на спине, поддержка "подушка", дугообразные движения 8-10 раз. Уши и грудь ребенка находятся под водой. Упражнение направлено на вытяжение и коррекцию позвоночника, уменьшение внутричерепного давления, тонизирует мышцы спины.
5. "Качели". 8-10 раз с поддержкой за прямые руки.
6. "Змейка". В ИП на спине, поддержка "ковш" 8-10 раз.
7. "Качели". 8-10 раз с поддержкой за прямые руки.
8. "Змейка". В ИП на спине, поддержка за прямые руки.
Основная часть
Основная часть включает: плавание, ныряние, игры в воде.
Плавание
1. "Стрелочка". ИП на спине. Ребенок выполняет толчок стопами от торца бассейна, проводка до другого торца "челноком" 8-10 раз. Упражнение формирует толчок нижними конечностями: сгибание обеих ног и разгибание с отталкиванием стопами. Формирует у ребенка условный рефлекс: по команде "стрелочка" выполнять толчок.
2. "Стрелочка". ИП на груди. Ребенок выполняет толчок стопами от торца бассейна, проводка до другого торца, поддержка "подушка" 8-10 раз.
3. "Часики". ИП стоя, поддержка "столбик". Выполняем движение маятника в сагиттальной и фронтальной плоскости, приговаривая "тик-так". Работает только нижняя часть туловища, 10-12 раз. Упражнение, выполняемое во фронтальной плоскости, тонизирует аксиальную мускулатуру боковой поверхности тела: косые мышцы живота, приводящие и отводящие мышцы бедер. При выполнении движений в сагиттальной плоскости повышается тонус мышц передней и задней поверхности тела.
4. "Мешалочка". ИП стоя, поддержка "столбик". Выполняем круговые движения туловища в одну и другую сторону 8-10 раз. Работает только нижняя часть туловища. Упражнение тонизирует аксиальную мускулатуру туловища и нижних конечностей.
5. "Восьмерка" в ИП на груди, поддержка "авоська". По команде "плывем" плывем по овалу в одну и в другую сторону, образуя восьмерку 6-8 раз. Свободной рукой взрослый при необходимости помогает ребенку грести руками или ногами. Упражнение, как и "змейка", направлено на вытяжение и коррекцию положения позвоночника, уменьшение внутричерепного давления, кроме того, оно формирует координированные перекрестные движения рук и ног.
6. "Восьмерка" в ИП на спине, поддержка "ковш". По команде "плывем" плывем по овалу в одну и в другую сторону, образуя восьмерку, 6-8 раз. Свободной рукой взрослый помогает ребенку грести руками или ногами.
Ныряние
1. На первом месяце жизни после команды "ныряем" взрослый поливает сверху голову ребенка водой из ковша. Формируем задержку дыхания.
2. На втором и третьем месяце после команды "ныряем" в момент задержки взрослый погружает ребенка с головой в воду и проводит под водой. Формируем навык пребывания под водой, гидростатическое давление воздействует на все тело ребенка.
3. С трех месяцев после команды "ныряем" в момент погружения и проводки ребенка под водой на несколько секунд отпускаем ребенка, который плывет по инерции. Затем подхватываем ребенка. Формируем навык самостоятельного плавания под водой.
4. Вертикальные прыжки в воду вниз ногами: по команде "ныряем" прыжки с погружением головы в воду. Упражнение выполняется с поддержкой. Упражнение формирует координацию движений, условный рефлекс выполнения движения по команде.
5. На 3 этапе вертикальные прыжки с бортика выполняются с поддержкой за прямые руки. И.П. стоя на бортике бассейна, захватить пальцами ног край бортика, выполнить соскок вниз ногами, тоже с поворотом влево, право; принять положение приседа и выполнить соскок вниз ногами. Упражнение формирует координацию движений, вестибулярные и шейные тонические рефлексы.
6. Спад в воду выполняется с поддержкой за прямые руки: ИП сидя на бортике, ноги опираются о стенку бассейна. Наклон вперед и, теряя равновесия, опираясь ногами о стенку, сделать спад в воду, войдя в нее ногами. Упражнение формирует координацию движений, вестибулярные и шейные тонические рефлексы в более сложных условиях.
Игры в воде
1. Выдох в воду, погружая в нее рот, чтобы образовались пузыри. Тренировка дыхательной системы.
2. Доставание предметов со дна бассейна. Тренировка координации движений, умения двигаться в воде, выполнять поставленную задачу, совершенствование шейных и вестибулярных тонических рефлексов.
3. Захват и удержание в воде мелких, затем средних, затем крупных предметов. Формирование функции схвата.
4. Повороты в воде лежа, стоя. Тренировка координации движений, совершенствование шейных и вестибулярных тонических рефлексов.
После каждого упражнения повторяют стояние, ходьбу таким образом, чтобы отдых составлял больше половины всей тренировки.
В заключительной части снижают физическое и эмоциональное напряжение. В конце занятия дети спокойно плавают и выполняют дыхательные упражнения на расслабление, взрослые выполняют плавные проводки детей в положении на груди и на спине по прямой, по овалу, по кругу в обе стороны. Используют следующие дыхательные упражнения на расслабление в ИП на спине:
1. Взрослый медленно вытягивает руки ребенка вверх, ребенок рефлекторно делает вдох. Взрослый медленно перекрещивает руки ребенка на груди, ребенок рефлекторно делает выдох.
2. Взрослый медленно подтягивает прямые контралатеральные конечности друг к другу (кисть к стопе). Ребенок рефлекторно делает выдох. Взрослый медленно вытягивает руку вверх, а ногу - вниз. Ребенок рефлекторно делает вдох.
3. Взрослый медленно подтягивает согнутые контралатеральные конечности друг к другу (колено к локтю). Ребенок рефлекторно делает выдох. Взрослый медленно вытягивает руку вверх, а ногу - вниз. Ребенок рефлекторно делает вдох.
4. Взрослый медленно разводит прямые руки ребенка в стороны, ребенок рефлекторно делает вдох. Взрослый медленно перекрещивает руки ребенка на груди, ребенок рефлекторно делает выдох.
5. Заканчивается занятие посещением сауны с температурой 60° в течение 3-5 минут, до полного согревания ребенка.
На 1 и 2 этапе все упражнения в воде дети выполняют с поддержкой. На 3 этапе дети, научившиеся плавать, выполняют часть упражнений самостоятельно под контролем взрослых.
Пример 1. Дима П., 19.02. 04 года рождения. Диагноз: перинатальное повреждение ЦНС гипоксического генеза, миотонический синдром с задержкой психомоторного развития и угрозой формирования ДЦП. Занятия в бассейне ребенок начал с шестимесячного возраста. На момент начала занятий ребенок не держал голову, не переворачивался со спины на живот, попыток сесть не было, отрицательно реагировал на посторонних людей и на коллективные занятия с детьми своего возраста.
Занятия в бассейне проводили по описанной методике. Через 2 месяца ребенок стал контактен, доступен обратной связи, получал удовольствие от занятий, научился держать голову, освоил перевороты со спины на живот, сидел с поддержкой. Освоил стояние и ходьбу в воде с поддержкой мамы.
В возрасте 15 месяцев ребенок стоит и ходит с поддержкой, поднимается по ступенькам, может самостоятельно лежать на воде на груди и спине в нарукавниках, по команде выполняет движения ногами и руками, ныряет с помощью мамы, задерживая дыхание до 3-4 с.
Пример 2. Катя А., 20.07.04 года рождения. Диагноз: родовая травма шейного отдела позвоночника в виде блокировки C0-C1, кривошея слева, синдром двигательных нарушений. Занимается плаванием с 2-месячного возраста. На момент начала занятий запрокидывала голову, не удерживалась на воде, тонула на стороне блока, слабый хватательный рефлекс на стороне блока (кривошеи), слабая опора.
Через месяц занятий по психомоторному развитию соответствовала возрасту. Пошла в 10 месяцев. Словарный запас с году составил 14 слов. В возрасте 1 года девочка самостоятельно держится на воде в нарукавниках на груди, на спине в течение неограниченного времени, по команде выполняет движения ногами, руками, толчок от бортика, сознательно участвует в тренировочных играх в воде. Выполняет просьбу достать игрушку со дна.
Пример 3. Лиза П., 14.08.04 года рождения. Диагноз: недоношенность. Срок гестации 32 недели. Масса тела при рождении 1,8 кг. На грудном вскармливании. Занимается плаванием с концептуального возраста 42 недели, календарного - 10 недель. Масса тела к этому возрасту составила 4 кг. На момент начала занятий плохо удерживала голову, сохранялся диффузный миотонический синдром. Занимается плаванием по описанной методике. Через 2 месяца занятий мышечный тонус соответствует календарному возрасту, ребенок хорошо держит голову, переворачивается с живота на спину одинаково в обе стороны, удерживает в руке игрушку, эмоционально активна. То есть по психомоторному развитию девочка соответствует календарному возрасту.
Пример 4. Анфиса А., 25.03.04 года рождения. Диагноз: здорова. Занимается плаванием с месячного возраста. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка опережает возрастную норму: пошла в возрасте 8 месяцев. К году запас слов составил 15.
В возрасте 1 года девочка самостоятельно держится на воде на груди, на спине в нарукавниках в течение неограниченного времени, по команде выполняет движения ногами, руками, толчок от бортика, сознательно участвует в тренировочных играх в воде, без поддержки выполняет прыжки в воду с лестницы с погружением. Выполняет просьбу достать игрушку со дна.
Пример 5. Арсений М., 05.06.01 года рождения. Диагноз: здоров. Занимается плаванием с 3 месяцев. На момент начала занятий психомоторное развитие соответствовало возрасту.
В возрасте 1 года ребенок самостоятельно плавал на груди, на спине без поддерживающих средств в течение 3-5 с, по команде самостоятельно выполнял движения ногами, руками, толчок от бортика, сознательно участвовал в тренировочных играх в воде, без поддержки выполнял прыжки в воду с бортика с погружением, самостоятельно выныривал.
К 2 годам к вышеописанным умениям добавилось задержка дыхания до 8 с, сформировалась ориентация под водой, ребенок научился делать повороты в воде, смог после выныривания самостоятельно проплывать около 2 метров.
К 3 годам ребенок самостоятельно плавал на груди, на спине без ограничения времени, освоил движения ногами и руками стилем "кроль" и "брасс". Свободным стилем проплывал пятиметровый бассейн. Под водой проплывал расстояние до 3 м. Психомоторное развитие ребенка шло с небольшим опережением возрастной нормы.
Способ применяется в течение 2 лет на базе спортивно-оздоровительных комплексов "Витязь" и "Родник" г.Новокузнецка
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2016 |
|
RU2637091C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА | 2005 |
|
RU2309720C2 |
Способ обучения плаванию и водная гимнастика детей грудного, раннего и дошкольного возраста | 2019 |
|
RU2717150C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2018 |
|
RU2684862C1 |
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2020 |
|
RU2771878C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2011 |
|
RU2466704C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ | 2015 |
|
RU2609985C1 |
Способ восстановления психоречевого развития и двигательных нарушений у детей | 2023 |
|
RU2808367C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2011 |
|
RU2489127C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для формирования двигательных функций ребенка. Проводят гидрокинезитерапию недоношенных младенцев и младенцев с перинатальной патологией ЦНС. Занятия проводят на суше и в воде, поэтапно в зависимости от возраста. Проводят приучивание к воде, выполнение в воде поддержек, нырянии, движений, физических упражнений, игр. Занятия проводят в три этапа: первый этап для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев в портативном бассейне, где ребенок находится один; второй этап для детей в возрасте от 3 месяцев до 1 года, в мелком бассейне, где ребенок находится со взрослым; третий этап для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, в бассейне, где ребенок находится со взрослым. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводную часть начинают с массажа и выполняют упражнения на суше и в воде. Основную и заключительную часть занятий проводят в воде, в конце заключительной части посещают сауну с температурой 60°С в течение 3-5 минут. Способ физиологичен, прост, позволяет стимулировать поток нервных импульсов по разным уровням нервной системы, способствуя дозреванию рефлекторных дуг и активизации немых зон головного мозга. В результате недоношенные младенцы быстрее приобретают двигательные навыки и координации, свойственные их календарному возрасту.
Способ гидрокинезитерапии недоношенных младенцев и младенцев с перинатальной патологией ЦНС, включающий занятия на суше и в воде, поэтапно в зависимости от возраста, включающий приучивание к воде, выполнение в воде поддержек, нырянии, движений, физических упражнений, игр, отличающийся тем, что занятия проводят в три этапа: первый этап для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев в портативном бассейне, где ребенок находится один; второй этап для детей в возрасте от 3 месяцев до 1 года, в мелком бассейне, где ребенок находится со взрослым; третий этап для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, в бассейне, где ребенок находится со взрослым; каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной; вводную часть начинают с массажа и выполняют упражнения на суше и в воде, основную и заключительную часть занятий проводят в воде, в конце заключительной части посещают сауну с температурой 60°С в течение 3-5 мин; на первом и втором этапах вводной части после массажа проводят занятия на суше, во время которых ребенок разучивает упражнения "сухое плавание", которые в дальнейшем будет выполнять в воде, с проговариванием взрослым названий выполняемых упражнений: из исходного положения на спине, ноги прямые, взрослый обхватывает сзади и снизу голеностопные суставы ребенка и при движении ног "кроль", производит попеременное поднимание и опускание прямых ног; при движении ног "брасс" одновременно сгибает обе ноги в коленях и тазобедренных суставах, затем разводит колени в стороны, быстро выпрямляет ноги; при движении ног "велосипед" производит попеременное сгибание и разгибание ног; затем взрослый, удерживая руки ребенка, выполняет ими круговые движения, производя сгибание, отведение и приведение обеих рук, осуществляет плавный подъем ребенка за руки вверх до положения "вис", медленно опускает ребенка вниз, плавно поднимает ребенка за ноги вверх до положения "вис" и медленно опускает, максимально разводя ноги ребенка в стороны, удерживает 3-5 с, сгибает ноги ребенка в коленных суставах и разводит в стороны, поочередно подтягивает пятки к лону; в положении на правом боку удерживает ребенка за левую кисть и ногу и мягко растягивает левый бок, приближая их к плоскости опоры, повторяет упражнение в положении на левом боку; на третьем этапе упражнения вводной части, не требующие участия взрослого, ребенок выполняет самостоятельно; на первом и втором этапе все упражнения в воде выполняют с поддержкой, а на 3 этапе дети, научившиеся плавать, выполняют упражнения самостоятельно под контролем взрослых; комплекс упражнений в воде включает: упражнения для формирования шейных и вестибулярных тонических рефлексов: с поддержкой "столбик" - ребенка вертикально поддерживая за спину и затылок, опускают в воду; с поддержкой "подушка" опускают в воду в положении ребенка на спине; с поддержкой "авоська", "ковшик" опускают в воду, в начале в положении на спине, затем в положении на груди; опускают в воду с поддержкой за прямые руки; разминку в воде проводят, выполняя упражнения, сопровождаемые словами команды или названиями упражнений, упражнения для формирования рефлекса опоры: поддержка "столбик", команда - "стоим"; упражнения для формирования шагового автоматизма: проводка ребенка вперед с переступанием ногами, команда - "идем"; упражнения для формирования тонуса аксиальной мускулатуры: упражнение "качели" при поддержке "авоська" со словами - "спинка", "животик", когда ребенок попеременно скользит на спине и животе; упражнения для снижения внутричерепного давления вытяжения и коррекции позвоночника: "змейка" при поддержке "подушка", при котором осуществляют дугообразные движения по поверхности воды; "качели" с поддержкой за прямые руки, "змейка" на спине, поддержка "ковш", "качели" с поддержкой за прямые руки и "змейка" с поддержкой за прямые руки; основная часть занятия включает: плавание, ныряние и игры в воде, при этом плавание включает: упражнения для развития рефлекса опоры: "стрелочка" на спине, когда ребенок выполняет толчок стопами от торца бассейна, его проводят до другого торца бассейна "челноком" путем сгибания обеих ног и разгибания их с отталкиванием стопами; "стрелочка" на груди, когда ребенок выполняет толчок стопами от торца бассейна, его проводят до другого торца при поддержке "подушка"; упражнения для развития тонуса аксиальной мускулатуры: "часики" при поддержке "столбик", когда выполняют движение маятника нижней частью туловища в сагиттальной и фронтальной плоскости, приговаривая "тик-так", "мешалочка" при поддержке "столбик", когда нижней частью туловища выполняют круговые движения в одну и другую сторону; упражнения для понижения внутричерепного давления, коррекции позвоночника и формирования перекрестной координации рук и ног: "восьмерка" в положении на груди, при поддержке "авоська", по команде "плывем" проводят ребенка по овалу в одну и в другую сторону, образуя восьмерку, "восьмерка" на спине, при поддержке "ковш" по команде "плывем" проводят ребенка по овалу в одну и в другую сторону, образуя восьмерку; упражнения для повышения устойчивости к гипоксии: выполняют ныряние, на первом месяце жизни формируют задержку дыхания, для чего после команды "ныряем" взрослый поливает сверху голову ребенка водой из ковша, на втором и третьем месяце после команды "ныряем", в момент задержки дыхания, взрослый погружает ребенка с головой в воду и проводит под водой; с трех месяцев после команды "ныряем", в момент погружения и проводки ребенка под водой, на несколько секунд отпускают ребенка, который плывет по инерции, затем подхватывают ребенка, при этом постепенно увеличивают время погружения; упражнения для формирования координации движений: выполняют вертикальные прыжки в воду вниз ногами, по команде "ныряем" прыжки с погружением головы в воду, ребенка поддерживают, на 3 этапе вертикальные прыжки с бортика выполняют с поддержкой за прямые руки: ребенок стоит на бортике бассейна, захватив пальцами ног край бортика, выполняет соскок вниз ногами, затем повторяет с поворотом влево и вправо; упражнения для развития шейных и вестибулярных тонических рефлексов; из положения приседа соскок вниз ногами, спад в воду выполняют с поддержкой за прямые руки, когда сидя на бортике, ноги ребенка опираются о стенку бассейна, наклон вперед и, теряя равновесие, опираясь ногами о стенку, ребенок выполняет спад в воду, входя в нее ногами; игры в воде для совершенствования двигательных стереотипов и навыков общения включают: выдох в воду, погружая в нее рот, чтобы образовались пузыри; доставание предметов со дна бассейна, захват и удерживание в воде мелких, затем средних, затем крупных предметов; повороты в воде лежа, стоя; после каждого упражнения повторяют стояние, ходьбу таким образом, чтобы отдых составлял больше половины всего занятия; в заключительной части снижают физическое и эмоциональное напряжение, в конце занятия дети выполняют упражнения на расслабление в воде, выполняют дыхательные упражнения: на первом и втором этапах взрослый медленно вытягивает руки ребенка вверх, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно перекрещивает руки ребенка на груди, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослый медленно подтягивает прямые контралатеральные конечности друг к другу, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослый медленно вытягивает руку вверх, а ногу - вниз, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно подтягивает согнутые контралатеральные конечности друг к другу, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослый медленно вытягивает руку вверх, а ногу - вниз, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно разводит прямые руки ребенка в стороны, ребенок рефлекторно делает вдох; взрослый медленно перекрещивает руки ребенка на груди, ребенок рефлекторно делает выдох; взрослые выполняют плавные проводки ребенка в положении на груди и на спине по прямой, по овалу, по кругу в обе стороны, на третьем этапе дети спокойно плавают.
ЯНУШАНЕЦ Н | |||
Плавать раньше, чем ходить | |||
- СПб.: ПИТЕР, 2003, 192 с | |||
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2040922C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ ПРИ ПАТОЛОГИИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2000 |
|
RU2199993C2 |
ЕПИФАНОВ В.А | |||
Лечебная физическая культура и спортивная медицина | |||
- М.: МИЦИНА, 1999, с.60-61 | |||
Neurokinesiologische therapic (nach der Konzeption von Vojta) - Hansisches Verlagskontor, Lubeck 1980, Satz und Druck: Wullenwever - Druck Lubeck. |
Авторы
Даты
2007-11-27—Публикация
2006-02-20—Подача