Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, может быть использовано для лечения больных с нарушением проводимости по спинному мозгу, двигательными расстройствами.
Восстановление двигательных функций инвалидов с тетраплегией, грубым тетрапарезом начинают с освоения изменения положения тела и перемещения в положении лежа, стоя на четвереньках. Возможности выполнять активные движения у таких пациентов крайне ограничены, поэтому при организации занятий ЛФК особое внимание уделяют рефлекторным упражнениям, максимальному использованию масс-инерционных свойств биокинематических цепей. Другое важное ограничение касается утраты чувствительности в частях тела ниже уровня поражения.
Существуют методы формирования двигательных функций у пациентов с патологией спинного мозга с использованием обратной связи. Например, способ формирования устойчивости в позе сидя у пациентов со статодинамическими нарушениями [Способ формирования устойчивости в позе сидя у пациентов со статодинамическими нарушениями / Н.Г. Коновалова, М.А. Леонтьев, Е.В. Степанова, И.В. Шупенко. - Патент на изобретение №2448670, МПК А61Н 1/00, опубл. 27.04.2012, Бюл №12]. В этом случае пациент тренирует постуральную регуляцию, используя зрительную обратную связь через стабилограф и компьютер.
Недостаток способа в том, что он делает акцент на сохранные анализаторы, не стимулируя восстановление пораженных. Кроме того, для реализации способа необходим компьютерный стабилограф, специально оснащенный для работы инвалидов с тетраплегией, грубым тетрапарезом. Подобные установки имеются лишь в некоторых специализированных реабилитационных центрах. Другой недостаток - способ не формирует контроль позы и мобильность пациентов в положениях лежа, коленно-локтевом и коленно-кистевом.
Для облегчения выполнения движений инвалидов с тетраплегией, грубым тетрапарезом используют фитбол [Способ формирования двигательных функций у больных с тетрапарезом с использованием лечебной физкультуры на фитболе / Коновалова Н.Г., Леонтьев М.А., Деева И.В., Филатов Е.В. - Патент на изобретение №2347551, МПК А61Н 1/00, опубл. 27.02.09, Бюл №6].
Недостаток способа в большой трудоемкости. Для поддержки тела пациента и страховки на протяжении всего занятия требуется два специально обученных, физически крепких ассистента. Организовать такое сопровождение для всех нуждающихся сложно даже в условиях специализированного центра. Кроме того, способ не формирует контроль позы и мобильность пациентов в положениях лежа.
Наиболее близким к предлагаемому является способ формирования двигательных функций спинальных пациентов с использованием тренажера «Экзарта» [Способ восстановительного лечения пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой / Н.Г. Коновалова, В.В. Ляховецкая, И.В. Деева. Е.В. Филатов. - Патент на изобретение №2539164 МПК А61Н 1/00 опубл. 10.01.2015 Бюл №1]. В этом случае тело пациента располагается в гамаках и пребывает в положении неустойчивого равновесия. Агравитационный эффект позволяет осуществлять движения даже при незначительных усилиях, а положение неустойчивого равновесия стимулирует включение глубоких мышц, в норме отвечающих за поддержание позы. Пациенты занимаются в положении лежа и сидя.
Способ имеет следующие недостатки:
- пациенты занимаются в искусственно созданных условиях, которые не встречаются в обычной жизни;
- пациенты с тетраплегией, грубым тетрапарезом не могут сформировать двигательные функции, несущие реальный приспособительный эффект;
- пациенты не осваивают функции перемещения тела, перевороты в положении лежа;
- занимаясь на этом тренажере, пациенты не могут освоить переход из положения лежа в другие положения: сед, коленно-локтевое, коленно-кистевое;
- пациенты не включают в работу предплечья, колени, стопы и кисти - важные рефлексогенные зоны для формирования локомоторных функций и опорных реакций;
- способ предполагает участие ассистента на протяжении всего занятия и наличие дорогостоящего объемного оборудования, которое имеется лишь в некоторых реабилитационных центрах.
Все это ограничивает возможности применения способа.
Задача изобретения - формирование двигательных функций у больных с тетраплегией, грубым тетрапарезом.
Поставленная задача достигается способом формирования двигательных функций у больных с тетраплегией, грубым тетрапарезом путем выполнения комплекса физических упражнений. Формируют функции: перемещения по горизонтали и по вертикали в положении лежа на спине, затем - перевороты из положения лежа на спине в положение лежа на боку, далее - из положения лежа на спине в положение лежа на животе, затем - из положения лежа на животе в положение лежа на спине, переход из положения лежа на спине в сед, следом - переход из положения сед в коленно-локтевое положение, переход из коленно-локтевого положения в коленно-кистевое.
В ИП лежа на спине, формируют функции перемещения по горизонтали, выполняя раздельное поочередное перемещение таза и плечевого пояса, путем выполнения качательных движений по типу пресс-папье. При этом разгружают одну половину таза и перемещают ее по горизонтали в пределах эластичности мягких тканей, затем переносят на нее массу тела и повторяют упражнение для другой половины таза, плечевой пояс передвигают аналогично.
В ИП лежа на спине, формируют функции перемещения по вертикали, выполняя раздельное перемещение таза и плечевого пояса, путем выполнения качательных движений по типу пресс-папье. При этом разгружают одну половину таза и перемещают ее по вертикали в пределах эластичности мягких тканей, затем переносят на нее массу тела и повторяют упражнение для другой половины таза, плечевой пояс передвигают аналогично.
В ИП лежа на спине, формируют переворот из положения лежа на спине в положение лежа на боку, для этого поднимают руку и располагают ее вдоль головы. Сгибают противоположную ногу в коленном суставе с постановкой на стопу c помощью инструктора. Затем перемещают одноименную согнутой ноге руку в сторону поворота, поднимают голову и разворачивают лицо в сторону поворота. Тянутся рукой и лбом в сторону поворота, при этом сначала перемещают плечевой пояс, следом - таз, ноги, в это время опорная стопа рефлекторно совершает отталкивание от опоры, и тело оказывается в положении лежа на боку.
В ИП лежа на животе, формируют переворот из положения лежа на животе в положение лежа на спине. Для этого руку на стороне поворота вытягивают вверх, противоположную руку переводят в опору на локоть. При этом верхняя часть тела на стороне, противоположной повороту, приподнимается, после этого руку переводят в опору на кисть, бок поднимается еще выше, тело оказывается в положении неустойчивого равновесия, из которого оно переходит в положение лежа на спине, движение ног происходит по инерции.
В ИП лежа на спине, формируют переход из положения лежа на спине в сед, для этого выполняют упражнение следующим образом: одновременно поднимают и поворачивают голову в сторону, переходят в упор на одноименное предплечье и противоположную кисть, затем направление поворота меняют - переходят в положение упор на одноименную кисть, противоположная рука уходит в упор за одноименное ей надплечье, и тело переходит в положение сед, ноги врозь, кисти - в упоре, локтевые суставы в положении кинематического замыкания.
В ИП сед, упор с боков, выполняют упражнения с поочередным отрывом от опоры и перемещением рук, движения головой, наклоны и повороты туловища, совершенствуя постуральную регуляцию в положении сидя и движения рук.
В ИП сед формируют переход из положения сед в коленно-локтевое положение. Для этого выполняют наклон вперед и в сторону, переходят в опору на одноименное повороту предплечье и противоположную кисть, затем опускаются на второе предплечье, ноги сгибают в коленных и тазобедренных суставах, таз поднимается по инерции.
В ИП коленно-локтевое положение выполняют упражнения: поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях, поочередный переход в опору на кисть, переход обеими руками в опору на кисть.
В ИП коленно-кистевое положение выполняют наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево, удержание коленно-кистевого положения, поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях и ходьбу на четвереньках в различных направлениях.
Первые занятия проводят с помощью специалиста, после освоения выполнения упражнений пациент выполняет упражнения самостоятельно.
Новизна предложенного способа
Предложен комплекс физических упражнений, который позволяет сформировать функции: перемещения по горизонтали и по вертикали в положении лежа на спине, затем - перевороты из положения лежа на спине в положение лежа на боку, далее - из положения лежа на спине в положение лежа на животе, затем - из положения лежа на животе в положение лежа на спине, переход из положения лежа на спине в сед и выполнение упражнений из этого исходного положения, следом - переход из положения сед в коленно-локтевое положение и выполнение упражнений из этого положения, переход из коленно-локтевого положения в коленно-кистевое и выполнение упражнений, включая локомоторные из этого исходного положения.
Предлагаемая последовательность формирования двигательных функций повторяет последовательность формирования постуральных и локомоторных функций в онтогенезе, что соответствует формированию рефлекторной активности спинного и головного мозга в процессе созревания центральной нервной системы: от более простых спинальных рефлексов к более сложным двигательным координациям.
Такая последовательность освоения поз и движений следует дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Сначала пациент осваивает перемещение в положении лежа на спине. Для этого он научается поочередно разгружать и перемещать правую и левую половины плечевого и тазового пояса. Затем идет освоение переворотов со спины на бок и далее - на живот. При освоении этих действий пациент включает сохранные двигательные возможности рук и ног согласованно с движениями корпуса. Для перехода в положение сидя используются все сформированные ранее координации, плюс пациенту необходимо поднять верхнюю часть тела над опорной поверхностью, вывести кисти в упор, а локтевые суставы - в положение кинематического замыкания, то есть он формирует функцию опоры на верхние конечности в облегченных условиях. При переходе в коленно-локтевое положение пациент поднимает поясничный отдел позвоночника и тазовый пояс - зону локализации общего центра масс над плоскостью опоры, учится удерживать это положение в покое и при движениях. Затем следует подъем в еще менее устойчивое коленно-кистевое положение, при котором общий центр масс расположен еще выше, необходимо контролировать не только тазовый, но и плечевой пояс, удерживая локтевые суставы в положении кинематического замыкания, сохранять позу не только при стоянии, но и при перемещении.
Предлагаемый способ позволяет получить новый технический результат:
- сформировать у пациентов с тетраплегией, грубым тетрапарезом двигательные функции, несущие реальный приспособительный эффект;
- обучить пациентов самостоятельно перемещать тело вверх, вниз и в стороны и переворачиваться в положении лежа, что расширяет их самостоятельность и облегчает уход;
- обучить пациентов самостоятельно садиться из положения лежа, принимать коленно-локтевое и коленно-кистевое положения, перемещаться в этих положениях;
- способ не требует специального оборудования, поэтому пациенты могут продолжить занятия, использовать сформированные двигательные и постуральные функции для организации быта в домашних условиях.
Преимущества предлагаемого способа: физиологичность, активное участие самого пациента, возможность применения во врачебной практике и в быту, получение приспособительного эффекта в виде освоения самостоятельного перемещения в положении лежа, стоя на четвереньках, что расширяет пациенту возможности самообслуживания.
Способ осуществляется следующим образом.
Формируют функции: перемещения по горизонтали и по вертикали в положении лежа на спине, затем - перевороты из положения лежа на спине в положение лежа на боку, далее - из положения лежа на спине в положение лежа на животе, затем - из положения лежа на животе в положение лежа на спине, переход из положения лежа на спине в сед и выполнение упражнений из этого исходного положения, следом - переход из положения сед в коленно-локтевое положение и выполнение упражнений из этого положения, переход из коленно-локтевого положения в коленно-кистевое и выполнение упражнений, включая локомоторные из этого исходного положения.
Сначала формируют функцию перемещения по горизонтали в ИП лежа на спине. Для этого пациента обучают раздельному поочередному перемещению таза и плечевого пояса путем выполнения качательных движений по типу пресс-папье, при этом разгружают одну половину таза и перемещают ее по горизонтали в пределах эластичности мягких тканей, затем переносят на нее массу тела и повторяют упражнения для другой половины таза, плечевой пояс передвигают аналогично. На первых этапах инструктор помогает пациенту найти нужную координацию. Со второго или третьего занятия пациент осваивает выполнение этих движений самостоятельно.
Затем переходят к формированию функции перемещения по вертикали, используя сформированный ранее навык переноса веса с правой половины тела на левую и наоборот. Пациент по очереди перемещает таз и плечевой пояс. Для этого, перекатываясь, как в предыдущем упражнении, пациент разгружает одну половину таза, после чего перемещает ее по вертикали в пределах эластичности мягких тканей. Затем переносит на нее массу тела и перемещает другую половину таза. Плечевой пояс передвигается аналогично. На первых этапах инструктор помогает пациенту найти нужную координацию. С четвертого или пятого занятия пациент осваивает выполнение этих движений самостоятельно.
Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на боку начинают с подъема одноименной руки и расположения ее вдоль головы, сгибания противоположной ноги в коленном суставе и постановки на стопу с помощью инструктора. Затем пациент перемещает одноименную согнутой ноге руку в сторону поворота, поднимает голову и разворачивает лицо в сторону поворота, тянется рукой и лбом в сторону поворота. При этом сначала перемещается плечевой пояс, следом - таз, ноги, в это время опорная нога рефлекторно выполняет толчок стопой. В результате тело оказывается в положении лежа на боку. Через три-четыре сеанса пациент может продолжить движение и перейти в положение лежа на животе.
Для перехода из положения лежа на животе в положение лежа на спине руку на стороне поворота вытягивают вверх, противоположную руку пациент переводит в опору на локоть, при этом верхняя часть тела на стороне, противоположной повороту, приподнимается. После этого руку переводят в опору на кисть, бок поднимается еще выше, тело оказывается в положении неустойчивого равновесия, из которого оно переходит в положение лежа на спине. Движение ног происходит по инерции. Эту функцию пациенты осваивают самостоятельно после того, как освоили предыдущие. В процессе выполнения этого упражнения пациенты начинают осваивать опору на предплечье и на кисть.
Переход из положения лежа на спине в сед, упор с боков пациенты выполняют следующим образом: одновременно с подъемом и поворотом головы в сторону пациент переходит в упор на одноименное предплечье и противоположную кисть. Затем направление поворота меняется - пациент переходит в упор на одноименную кисть, противоположная рука уходит в упор сзади за одноименное ей надплечье. Первые 4-5 сеансов пациент нуждается в помощи инструктора для страховки положения кистей и локтевых суставов, которые в положении упор на кисть должны выйти в кинематическое замыкание. Из этого исходного положения пациент выполняет упражнения с поочередным отрывом от опоры и перемещением рук, движения головой, наклоны и повороты туловища, совершенствуя постуральную регуляцию в положении сидя и движения рук.
Для перехода из седа в коленно-локтевое положение пациент наклоняется вперед и в сторону, переходит в опору на одноименное повороту предплечье и противоположную кисть, затем опускается на второе предплечье. Ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, таз поднимается по инерции. При выполнении упражнения первые несколько раз нужна помощь инструктора для фиксации стоп, во избежание выпрямления ног.
Из коленно-локтевого исходного положения выполняют упражнения: поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях, поочередный переход в опору на кисть, переход обеими руками в опору на кисть, наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево и удержание коленно-кистевого положения. Через 3-5 сеансов пациент осваивает переход обеими реками в опору на кисть и удерживание коленно-кистевого положения.
В коленно-кистевом исходном положении выполняют наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево, удержание коленно-кистевого положения, поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях и ходьбу на четвереньках в различных направлениях.
Пример 1. Ч-ва Е. М., 1982 г.р., ТБСМ поздний восстановительный период. Синдром частичного нарушения проводимости по спинному мозгу с уровня С5. Верхний вялый парапарез, нижняя спастическая параплегия. Травма автодорожная 3 года назад.
При поступлении пациентка могла выполнять произвольные движения в плечевых суставах в ограниченном объеме. Имелись произвольные качательные движения пальцев в сторону сгибания. Контрактур в суставах не было. Тыльное сгибание в лучезапястных суставах, разгибание в суставах пальцев ограничено из-за разницы тонуса сгибателей и разгибателей кисти, пальцев. Не умела менять положение тела, могла сидеть с фиксированным корпусом, стоять фиксированная в ортостоле.
Занятия с пациенткой начали с формирования функции перемещения по горизонтали, которое включало раздельное поочередное перемещение таза и плечевого пояса путем выполнения качательных движений. На первом занятии инструктор помогал пациентке найти нужную координацию. Со второго занятия пациентка выполняла эти движения самостоятельно. Приступили к формированию функции перемещения по вертикали. Сначала освоили поочередное перемещение правой и левой половин таза, предварительно разгрузив ту половину, которую планировали перемещать. Затем освоили аналогичное перемещение плечевого пояса. Потом пациентке предлагали чередовать: перемещать вверх таз в 2 этапа, затем - плечевой пояс тоже в 2 этапа. Потом перемещать тело вниз в обратном порядке. На первых двух занятиях инструктор помогал пациентке найти нужную координацию. С третьего занятия пациентка начала сама перемещать тазовый пояс, с четвертого выполняла все движения самостоятельно.
Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на боку начинали с подъема левой руки и расположения ее вдоль головы, сгибания в коленном суставе и постановку на опору правой ноги с помощью инструктора. Правую руку пациентка перемещала влево, поднимала и поворачивала влево голову, тянулась рукой и лбом влево. При этом поднималось левое плечо, затем - плечевой пояс, следом - таз. Правая нога делала толчок, и тело оказывалось на боку в положении неустойчивого равновесия. Пациентка удерживалась в этом положении в течение 5-10 с, после чего возвращалась в положение лежа на спине и повторяла упражнение в другую сторону. Через два сеанса пациентка смогла перейти из неустойчивого равновесия на боку в положение лежа на животе, завершив переворот.
Для перехода из положения лежа на животе в положение лежа на спине правую руку поднимали вверх, левую руку пациентка переводила в опору на локоть, при этом плечевой пояс и верх грудной клетки слева приподнимались. Затем пациентка переводила левую руку в опору на кисть, при этом поднималась вся левая половина, тело оказывалось в положении неустойчивого равновесия с опорой на правую половину таза и нижние конечности. Из этого положения пациентка переходила в положение лежа на спине. Потом упражнение повторяли в другую сторону. Этот поворот пациентка освоила самостоятельно в течение одного занятия.
Переход из положения лежа на спине в сед пациентка осваивала следующим образом: одновременно с подъемом и поворотом головы влево она переходила в упор на левое предплечье и правую кисть. Затем меняла направление поворота - переходила в упор на левую кисть с левой стороны от тела, а правую кисть переводила в упор чуть позади правого плеча. На протяжении первых четырех сеансов инструктор страховал пациентке положения кистей и локтевых суставов. Затем она научилась уверенно менять позу. Из исходного положения сед, упор с боков пациентка выполняла следующие упражнения: движения глазами вверх, вниз, вправо, влево, по кругу; движения головой: наклоны в стороны, вперед, повороты в стороны; наклоны туловища в стороны, повороты туловища вправо и влево; поочередный отрыв рук от опоры, движения рук в стороны, вперед.
Для перехода из седа в коленно-локтевое положение пациентка наклонялась вперед и разворачивалась влево, переходя в опору на левое предплечье и правую кисть, затем опускалась на правое предплечье. При выполнении этого упражнения первые три раза была нужна помощь инструктора для фиксации стоп. Из коленно-локтевого положения пациентка выполняла следующие упражнения: шаги руками и ногами вперед и назад, вправо и влево, поочередный переход в опору на кисть правой и левой руки; наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево. Удержание коленно-кистевого положения.
Через 3 сеанса пациентка смогла принять коленно-кистевое положение. Из этого положения она выполняла все упражнения, которые делала ранее из коленно-локтевого положения. Кроме того, она по очереди вытягивала руки вперед, в стороны, стараясь выпрямить их в локтевых суставах.
Заключение. За время пребывания в клинике пациентка освоила перемещения в положении лежа, перевороты со спины на живот и обратно, переход из положения лежа в положение сидя, переход в коленно-локтевое и коленно-кистевое положение. Научилась стоять в этих положениях. Полученные навыки увеличили ее самостоятельность в быту, позволили развивать двигательные функции в направлении освоения четырехопорной локомоции в домашних условиях.
Пример 2. Ж-к М.П., 1989 г.р., ТБСМ, поздний восстановительный период. Синдром полного нарушения проводимости по спинному мозгу с уровня С4-5. Верхняя вялая, нижняя спастическая параплегия. Травма ныряльщика год назад.
При поступлении пациент мог выполнять качательные произвольные движения в плечевых суставах. Контрактур в суставах не было. Тыльное сгибание в лучезапястных суставах, разгибание в суставах пальцев несколько ограничено из-за разницы тонуса сгибателей и разгибателей кисти, пальцев. Не мог менять положение тела, сидел с фиксированным корпусом, стоять фиксированный в ортостоле.
Занятия начали с формирования функции перемещения по горизонтали в положении на спине, которое включало раздельное поочередное перемещение таза и плечевого пояса путем выполнения качательных движений. На первых двух занятиях инструктор помогал найти нужную координацию. С третьего занятия выполнял движения самостоятельно. Приступили к формированию функции перемещения по вертикали. Сначала освоили поочередное перемещение правой и левой половин таза, предварительно разгрузив ту половину, которую планировали перемещать. Затем освоили аналогичное перемещение плечевого пояса. Потом пациенту предлагали чередовать: перемещать вверх таз в 2 этапа, затем - плечевой пояс тоже в 2 этапа. Потом перемещать тело вниз, выполняя движения в обратном порядке. На первых четырех занятиях инструктор помогал пациенту найти нужную координацию. С пятого занятия пациент начал сам перемещать тазовый пояс, с шестого выполнял все движения самостоятельно.
Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на боку начинали с подъема левой руки и расположения ее вдоль головы, сгибания в коленном суставе и простановки на опору правой ноги с помощью инструктора. Правую руку пациент перемещал влево, поднимал и поворачивал влево голову, тянулся рукой и лбом влево. При этом поднималось левое плечо, затем - плечевой пояс, следом - таз. Правая нога делала толчок и тело переворачивалось на бок в положение неустойчивого равновесия. Пациент удерживался в этом положении в течение 5-10 с, после чего возвращался в положение лежа на спине и повторял упражнение в другую сторону. Через четыре сеанса пациент мог перейти из положения лежа на боку в положение лежа на животе, завершив переворот.
Для перехода из положения лежа на животе в положение на спине правую руку поднимали вверх, левую руку пациент переводил в опору на локоть, при этом плечевой пояс и верх грудной клетки слева приподнимались. Затем пациент переводил левую руку в опору на кисть, при этом поднималась вся левая половина, тело оказывалось в положении неустойчивого равновесия с опорой на правую половину таза и ноги. Из этого положения пациент переводил тело в положение лежа на спине. Эту функцию он освоил самостоятельно в течение одного занятия.
Переход из положения лежа на спине в сед пациент осваивал следующим образом: одновременно с подъемом и поворотом головы влево он переходил в упор на левое предплечье и правую кисть. Затем менял направление поворота - переходил в упор на левую кисть с левой стороны от тела, а правую кисть переводил в упор чуть позади правого плеча. На протяжении первых шести сеансов инструктор страховал положения кистей и локтевых суставов. Затем пациент научился менять позу. Из исходного положения сед, упор с боков пациент выполнял следующие упражнения: движения глазами вверх, вниз, вправо, влево, по кругу; движения головой: наклоны в стороны, вперед, повороты в стороны; наклоны туловища в стороны, повороты туловища вправо и влево; поочередный отрыв рук от опоры, движения рук в стороны, вперед.
Для перехода из седа в коленно-локтевое положение пациент наклонялся вперед и разворачивался влево, переходя в опору на левое предплечье и правую кисть, затем опускался на правое предплечье. При выполнении этого упражнения первые пять раз была нужна помощь инструктора для фиксации стоп.
Из коленно-локтевого исходного положения выполняют упражнения: поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях, поочередный переход в опору на кисть, переход обеими руками в опору на кисть, наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево и удержание коленно-кистевого положения. Через 3-5 сеансов пациент осваивает переход обеими реками в опору на кисть и удерживание колено-кистевого положения.
В коленно-кистевом исходном положении выполняют наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево, удержание коленно-кистевого положения, поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях и ходьбу на четвереньках в различных направлениях.
Предлагаемый способ используется в Центре медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Пролечено 68 инвалидов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2007 |
|
RU2347551C1 |
Способ гидрокинезиотерапии больных с патологией центральной нервной системы | 2017 |
|
RU2652258C1 |
Способ гидрокинезотерапии больных с последствиями тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы на шейном уровне | 2016 |
|
RU2615079C1 |
Способ восстановительного лечения пациентов в вегетативном состоянии | 2018 |
|
RU2695770C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ | 2013 |
|
RU2539164C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 2019 |
|
RU2723224C1 |
Способ восстановительного лечения пациентов с патологией спинного мозга на шейном уровне | 2020 |
|
RU2741202C1 |
Способ гидрокинезиотерапии пациентов после односторонней ампутации нижней конечности | 2024 |
|
RU2826980C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ПАЦИЕНТОВ С ГЕМИПАРЕЗОМ | 2022 |
|
RU2783354C1 |
Изобретение относится к восстановительной медицине, может быть использовано для лечения больных с нарушением проводимости по спинному мозгу, двигательными расстройствами. Путем выполнения комплекса физических упражнений, охарактеризованного в формуле изобретения, последовательно формируют функции перемещения по горизонтали и по вертикали в положении лежа на спине, затем - перевороты из положения лежа на спине в положение лежа на боку, далее - из положения лежа на спине в положение лежа на животе, затем - из положения лежа на животе в положение лежа на спине, переход из положения лежа на спине в сед, следом - переход из положения сед в коленно-локтевое положение, переход из коленно-локтевого положения в коленно-кистевое, с выполнением упражнений на развитие различных движений в этих положениях. Способ обеспечивает физиологичность формирования двигательных функций при активном участии самого пациента, в том числе в быту, приспособительный эффект, расширение самостоятельности пациента в перемещениях, переворотах, облегчение ухода за ним, обучение самостоятельному сидению без использования специального оборудования. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.
1. Способ формирования двигательных функций у больных с тетраплегией, грубым тетрапарезом путем выполнения комплекса физических упражнений, отличающийся тем, что формируют функции перемещения по горизонтали и по вертикали в положении лежа на спине, затем - перевороты из положения лежа на спине в положение лежа на боку, далее - из положения лежа на спине в положение лежа на животе, затем - из положения лежа на животе в положение лежа на спине, переход из положения лежа на спине в сед, следом - переход из положения сед в коленно-локтевое положение, переход из коленно-локтевого положения в коленно-кистевое положение;
для чего в ИП лежа на спине, формируют функции перемещения по горизонтали, выполняют раздельное поочередное перемещение таза и плечевого пояса, путем выполнения качательных движений по типу пресс-папье, при этом разгружают одну половину таза и перемещают ее по горизонтали в пределах эластичности мягких тканей, затем переносят на нее массу тела и повторяют упражнение для другой половины таза, плечевой пояс передвигают аналогично;
в ИП лежа на спине, формируют функции перемещения по вертикали, выполняют раздельное перемещение таза и плечевого пояса, путем выполнения качательных движений по типу пресс-папье, при этом разгружают одну половину таза и перемещают ее по вертикали в пределах эластичности мягких тканей, затем переносят на нее массу тела и повторяют упражнение для другой половины таза, плечевой пояс передвигают аналогично;
в ИП лежа на спине, формируют переворот из положения лежа на спине в положение лежа на боку, для этого поднимают руку и располагают ее вдоль головы, сгибают противоположную ногу в коленном суставе с постановкой на стопу с помощью инструктора, затем перемещают одноименную согнутой ноге руку в сторону поворота, поднимают голову и разворачивают лицо в сторону поворота, тянутся рукой и лбом в сторону поворота, при этом сначала перемещают плечевой пояс, следом - таз, ноги, в это время опорная стопа рефлекторно совершает отталкивание от опоры, и тело оказывается в положении лежа на боку;
в ИП лежа на животе, формируют переворот из положения лежа на животе в положение лежа на спине, для этого руку на стороне поворота вытягивают вверх, противоположную руку переводят в опору на локоть, при этом верхняя часть тела на стороне, противоположной повороту, приподнимается, после этого руку переводят в опору на кисть, бок поднимается еще выше, тело оказывается в положении неустойчивого равновесия, из которого оно переходит в положение лежа на спине, движение ног происходит по инерции;
в ИП лежа на спине, формируют переход из положения лежа на спине в сед, для этого выполняют упражнение следующим образом: одновременно поднимают и поворачивают голову в сторону, переходят в упор на одноименное предплечье и противоположную кисть, затем направление поворота меняют - переходят в положение упор на одноименную кисть, противоположная рука уходит в упор за одноименное ей надплечье, и тело переходит в положение сед, ноги врозь, кисти - в упоре, локтевые суставы в положении кинематического замыкания;
в ИП сед, упор с боков, выполняют упражнения с поочередным отрывом от опоры и перемещением рук, движения головой, наклоны и повороты туловища, совершенствуя постуральную регуляцию в положении сидя и движения рук;
в ИП сед формируют переход из положения сед в коленно-локтевое положение, выполняют наклон вперед и в сторону, переходят в опору на одноименное повороту предплечье и противоположную кисть, затем опускаются на второе предплечье, ноги сгибают в коленных и тазобедренных суставах, таз поднимается по инерции;
в ИП коленно-локтевое положение выполняют упражнения: поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях, поочередный переход в опору на кисть, переход обеими руками в опору на кисть, наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево и удержание коленно-кистевого положения;
в ИП коленно-кистевое положение выполняют наклон головы с втягиванием живота и небольшим кифозированием позвоночника, подъем головы с растяжением позвоночника, уменьшением кифоза, раскачивание таза вправо и влево, раскачивание плечевого пояса вправо и влево, удержание коленно-кистевого положения, поочередные шаги руками и ногами в различных направлениях и ходьбу на четвереньках в различных направлениях.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что первые занятия проводят с помощью специалиста, после освоения выполнения упражнений делают упражнения самостоятельно.
КАЧЕСОВ В.А | |||
Основы интенсивной самореабилитации, М., 2007, 174 с | |||
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ | 2013 |
|
RU2539164C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2040922C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2007 |
|
RU2347551C1 |
СПОСОБ МЕДИКО-КОНДУКТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2000 |
|
RU2242959C2 |
US 5328424 A, 12.07.1994 | |||
IN 201306188 I4, 10.01.2014 | |||
КАДЫКОВ А.С | |||
и др | |||
Реабилитация неврологических больных, М., МЕДпресс-информ, 2009, с | |||
ПАРОВАЯ ИЛИ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 1914 |
|
SU278A1 |
Лечебная физическая культура, справ | |||
п/р проф | |||
В.А.Епифанова, М., Медицина, 1987, с | |||
Способ получения кодеина | 1922 |
|
SU178A1 |
Авторы
Даты
2016-08-27—Публикация
2015-06-22—Подача