МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО Российский патент 2017 года по МПК B63B1/10 B63B3/08 B63B21/56 B63H25/50 

Описание патента на изобретение RU2615232C1

Изобретение относится к судостроению и предназначено для использования в устройстве жесткого соединения различных многокорпусных судов, для устройства системы управления многокорпусными судами, соединенными последовательно и представляющими собой единую систему.

Известен патент JPS 62241791, в котором корпуса фиксируются между собой последовательно с помощью соединительных элементов и штифта. Такое соединение позволяет изгибаться всей системе при изменении курса судна, но не позволяет повторять траекторию движения буксирующего судна.

Известен патент GB 2354490, где корпуса судов крепятся между собой последовательно с помощью соединительных муфт, приспособленных для передачи тянущего и тормозного усилия. Такое соединение не обеспечивает управление корпусами соединяемых судов.

Известен патент US 2010263955, в котором описан способ жесткого соединения судов в горизонтальной плоскости. Такое соединение позволяет корпусам огибать волны, но не позволяет изгибаться при изменении курса судна.

За основу взят патент GB 2405125 как наиболее подходящий по решению поставленных задач. Погружное транспортное средство состоит из множества корпусов, связанных между собой с помощью муфт и имеющих вертикальные и горизонтальные рули, позволяющие изменять курс и выдерживать его с помощью GPS навигации. Такое судно хорошо управляется в подводном состоянии, но не приспособлено для использования в полупогружном положении.

Задачей является создание судна, состоящего из множества корпусов, жестко связанных между собой шарнирно, которое способно огибать волны и в то же время противостоять усилиям, направленным поперек курса движения, которое управляемо и способно максимально повторять траекторию движения головного судна, в необходимых случаях легко разделяемого на части и способного беспрепятственно перемещать необходимые грузы на всей территории мирового океана и на внутренних водных магистралях.

Поставленная задача может решиться комплексно за счет одновременного применения нескольких устройств.

Первая задача: жесткое шарнирное соединение корпусов между собой, решается следующим образом.

Кормовая часть судна изготавливается таким образом, что в ней по осевой части судна и на высоте выше ватерлинии монтируется сектор шаровой поверхности (3) с центральным углом не менее 90 градусов с отверстием в центре. В носовой части судна, которое будет состыковываться с кормовой частью впереди стоящего судна, монтируется сектор шаровой поверхности (4) с центральным углом не менее 180 градусов и радиусом кривизны, позволяющим свободно сопрягаться с внутренней поверхностью кормового сектора, имеющий отверстие в центральной части. Для фиксации состыкованного узла с внутренней стороны носовой части сектора вставляется внутренняя деталь шарнирного соединения (5) с шаровой поверхностью и со стержнем (7) в центральной части, который проходит через оба отверстия и на который надевается наружная деталь шарнирного соединения (6) и фиксируется одним из известных способов с помощью фиксатора (8). Отверстия в шаровых поверхностях подбираются таким образом, чтобы при изменении угла между корпусами судов на максимально допустимую величину не происходило защемление стержня фиксирующего устройства. Узел фиксируется таким образом, чтобы все сопрягаемые поверхности беспрепятственно скользили относительно друг друга.

Такой узел стыковки позволяет корпусам судов изменять угол отношения друг к другу как на волнах, так и при изменении курса.

На фиг. 1 указано: 1 - фрагмент кормовой части судна; 2 - фрагмент носовой части судна; 3 - деталь кормовой части в виде сегмента шаровой поверхности; 4 - деталь носовой части в виде сегмента шаровой поверхности; 5 - внутренняя деталь шарнирного соединения; 6 - наружная деталь шарнирного соединения; 7 - стержень фиксирующего устройства; 8 - фиксатор.

Задача по управлению многокорпусным судном решается следующим образом. В кормовой части судна (1) имеются клюзы (15) через которые проходят один или несколько тросов (10), которые огибают ролики (12), сопряженные с амортизирующим устройством (16), и соединяются с цепной частью (13). Концы тросов (10) закреплены на носовой части (2) судна одним из известных способов с помощью устройства крепления (11). Цепная часть (13), жестко связанная с механизмом управления (14), приводится по команде последним в движение в одну или в другую сторону, тем самым сокращается длина тросов (10) с одной стороны и удлиняется на такую же величину с другой стороны, в результате чего изменяется положение корпусов судов относительно оси движения для изменения курса при повороте или обхождении препятствия.

На фиг. 2 указано: 1 - фрагмент кормовой части судна; 2 - фрагмент носовой части судна; 9 - шарнирный узел соединения корпусов (фиг. 1); 10 - тросы; 11 - устройство крепления; 12 - ролики; 13 - цепная часть; 14 - механизм управления; 15 - клюзы для тросов; 16 - амортизирующие устройства.

Решение третьей задачи способствует обеспечению лучшей управляемости многокорпусным судном, состоящим не менее чем из трех сочлененных корпусов. Если движитель будет расположен в головном судне, то, во-первых, усилия на узлы сочленения будут увеличиваться от последнего к первому, что потребует дополнительных затрат на их усиление, во-вторых при условии буксировки последний корпус не сможет повторить траекторию движения первого, а будет двигаться по кратчайшему пути, что может привести к столкновению с препятствием. Если движитель расположить на последнем корпусе, то управление многозвенной конструкцией будет неустойчивым, т.е. неуправляемым.

По этим причинам движители должны располагаться на каждом корпусе по бокам и в количестве не менее двух.

Похожие патенты RU2615232C1

название год авторы номер документа
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ КОРПУСА СУДНА НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2019
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2720754C1
СПОСОБ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ СУДОВ И СУДА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Ивандаев Сергей Иванович
  • Нигматулин Булат Искандерович
RU2532666C1
СУДОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДВОДНОГО ТУРИЗМА 1991
  • Климов А.Н.
  • Романовский Н.А.
RU2026233C1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2019
  • Бурнаев Виктор Иванович
RU2712408C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ИМПЕЛЛЕРОМ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ 2023
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2818372C1
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 2010
  • Пасечник Всеволод Георгиевич
  • Пасечник Эмилит Терентьевич
  • Рукавишников Александр Иванович
  • Шарапов Леонид Егорович
RU2434778C1
СУДНО, ПИТАЕМОЕ И ДВИЖИМОЕ ЭНЕРГИЕЙ КАЧКИ СВОЕГО КОРПУСА 2006
  • Горшков Владислав Васильевич
RU2365520C2
АКТИВНЫЙ СУДОВОЙ РУЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Котляр Иван Максимович
  • Котляр Игорь Иванович
RU2347713C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 615 232 C1

Реферат патента 2017 года МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО

Изобретение относится к области судостроения, в частности к многокорпусным судам. Предложено судно, состоящее из множества корпусов, скрепленных между собой последовательно с помощью шарнирных соединений, представляющих собой выпуклую поверхность в виде шарового сегмента в носовой части и вогнутую поверхность в виде шарового сегмента в кормовой части судна, которые свободно входят друг в друга и закрепляются с помощью стержня и фиксирующего устройства. Управление корпусами осуществляется с помощью тросов, закрепленных жестко концами на одном корпусе и проходящих петлей через клюзы предыдущего корпуса, которые в средней части имеют цепную вставку, с помощью которой зубчатым механизмом тросы перемещаются и меняют положение корпусов относительно курса. Для надежной управляемости многокорпусным судном каждый корпус оборудуется не менее чем двумя движителями, расположенными по бокам. Технический результат заключается в улучшении ходовых характеристик и управляемости многокорпусного судна. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 615 232 C1

1. Многокорпусное судно, состоящее из множества корпусов, скрепленных последовательно, отличающееся тем, что корпуса соединяются между собой шарнирно с помощью специально изготовленных выпуклых поверхностей в виде шарового сегмента в носовой части и вогнутой поверхности в виде шарового сегмента в кормовой части, которые свободно входят друг в друга и удерживаются с помощью стержня, проходящего через отверстия в шаровых поверхностях, и фиксирующего устройства.

2. Многокорпусное судно по п. 1, отличающееся тем, что управление положением корпусов относительно оси движения осуществляется с помощью тросов, закрепленных на концах к одному корпусу и проходящих петлей через клюзы и ролики с амортизирующим устройством предыдущего корпуса, имеющих в средней части цепную вставку, заключенную между зубчатыми колесами приводящего механизма, который по команде осуществляет перемещение цепи вправо или влево, тем самым изменяя положение корпусов.

3. Многокорпусное судно по п. 1, отличающееся тем, что все корпуса оборудуются по бокам движителями в количестве не менее двух.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2615232C1

US 3035536 A, 22.05.1962
US 3145681 A, 25.08.1964
УКРЫТИЕ МЕСТ ВЗРЫВА ИЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН 2009
  • Лещинский Александр Валентинович
  • Шевкун Евгений Борисович
  • Лукашевич Надежда Кимовна
RU2405125C1
US 2010263955 A1, 21.10.2010
JP S62241791 A, 22.10.1987
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 2015
  • Измайлов Евгений Петрович
  • Борисова Татьяна Вадимовна
  • Медведев Сергей Николаевич
RU2592358C1

RU 2 615 232 C1

Авторы

Феоктистов Александр Иванович

Даты

2017-04-04Публикация

2016-04-14Подача