Изобретение относится к судостроению, а именно к пассажирским прогулочным судам, предназначенным для использования в прибрежных зонах массового отдыха.
Известен комплекс для подводного туризма, который включает судно-носитель и подводный модуль с автоматическим устройством ограничения погружения. Подводный модуль соединен с судном-носителем с помощью лебедки. Подводный модуль может быть опущен под действием собственного веса, увеличивающегося благодаря сбрасываемому балласту, освобождением лебедки, установленной на судне-носителе. Спуск на ограниченную глубину определяется длиной троса лебедки.
Однако наличие в системе подъема троса и лебедки усложняет систему подъема подводного модуля, что снижает надежность комплекса. Сложную техническую задачу с точки зрения обеспечения необходимой надежности представляет прокладка трубопроводов жизнеобеспечения с герметичными шарнирными устройствами через механизмы подъема.
Известен также комплекс для подводного туризма, принятый за прототип.
В этом решении погружаемый модуль связан с судном-носителем посредством складного соединительного механизма. Трубопроводы и кабели систем жизнеобеспечения, электроснабжения и управления погружаемого модуля размещены в элементах складного соединительного механизма. Предусмотрен также аварийный кабель, соединяющий погружаемый модуль с лебедкой, установленной на судне-носителе.
Однако и эта известная конструкция обладает недостатками. Складной соединительный механизм представляет собой сложный многозвенный механизм, а наличие в системе подъема подводного модуля грузового кабель-троса и лебедки усложняет систему подъема подводного модуля. Наличие у подводного модуля движителя, использование которого должно быть засинхронизировано с использованием движителя судна-носителя, усложняет конструкцию подводного модуля и увеличивает стоимость его постройки. Наличие лебедки с кабель-тросом со скользящими электроконтактами снижает надежность системы в целом. Наличие промежуточных шарниров в средней части конструкции подвески, к тому же работающей под водой, уменьшает надежность устройства.
Целью изобретения является упрощение системы подвески и повышение надежности работы устройства при сохранении постоянства жесткости связи корпуса подводного аппарата с корпусом судна-носителя.
Это достигается тем, что кормовая часть механизма подвески выполнена в виде двух штанг, присоединенных к подводному аппарату катамаранного типа в диаметральной плоскости каждого из корпусов и наклоненных к этим плоскостям под углом не более 15о. При этом каждая штанга снабжена приводом подъема, выполненным в виде полиспастного гидравлического механизма, гибкая цепная передача которого соединена одним концом с упомянутыми штангами, а другим - с корпусом гидроцилиндра. Подводные подвижные участки трубопроводов жизнеобеспечения, прикрепленных к носовой штанге, снабжены упругими герметичными сильфонными устройствами.
На фиг. 1 изображен судовой комплекс для подводного туризма, вид сбоку; на фиг. 2 - разрез комплекса по нижней палубе; на фиг. 3 - комплекс, вид с кормы.
Комплекс состоит из судна-носителя типа пассажирского катамарана 1 и подводного пассажирского аппарата 2. Подводный аппарат размещен между корпусами судна-носителя. Судно-носитель снабжено люками для перехода пассажиров с судна на подводный аппарат (не показано). Подводный аппарат состоит из двух цилиндрических прочных корпусов 3, которые соединены комингсом 4 и имеют каждый входной люк, закрываемый крышками (не показано). Подводный аппарат 2 подвешен к корпусу судна-носителя 1 на носовой 5 и двух кормовых 6 штангах. Кормовые штанги 6 установлены под углом не более 15о к диаметральной плоскости подводного аппарата 2. Угол 15о выбран из условия максимальной бортовой качки ( ±15о) для придания большей устойчивости системе подвески, что увеличивает надежность устройства при качке. Штанги 5 и 6 соединены с корпусом судна-носителя 1 и подводным аппаратом с помощью шаровых шарниров 7.
В надводном положении подводный аппарат фиксируется на корпусе судна-носителя с помощью устройства крепления "по-походному" 8, при этом штанги 5 и 6 находятся в горизонтальном положении.
К носовой штанге 5 крепятся два подвижных герметичных трубопровода 9 системы вентиляции, которые герметичными вращающимися фланцами (не показано) соединены со стационарными трубопроводами вентиляции подводного аппарата и судна-носителя. В конструкцию подвижных трубопроводов 9 системы вентиляции 9 введены герметичные сильфоны 10 для повышения надежности соосной установки шарнира 7 и герметичных вращающихся фланцев. По кормовым штангам 6 проложены кабели систем электропитания и управления подводным аппаратом, идущие от судна-носителя (без использования кабельной лебедки).
Погружение подводного аппарата осуществляется заполнением водой балластных цистерн (не показано), подъем подводного аппарата в надводное положение - с помощью двух гидравлических полиспастных механизмов 11, гибкая цепная передача которых 12 соединена с носовой 5 и кормовой 6 штангами.
Схема использования судового комплекса для подводного туризма следующая.
Для осуществления подводного путешествия пассажиры с главной палубы судна-носителя через люки по наклонному трапу спускаются в салоны подводного аппарата. После посадки пассажиров люки закрываются герметичными крышками, заполняется балластная цистерна и отдаются крепления 8 подводного аппарата "по-походному". Главное погружение подводного аппарата осуществляется под действием силы тяжести аппарата и контролируется полиспастными механизмами 11. При погружении подводного аппарата штанги 5 и 6, а также вентиляционные трубопроводы 9 переходят из горизонтального в вертикальное положение и благодаря шарнирным соединениям 7 обеспечивают постоянство параллельности корпуса подводного аппарата корпусу судна-носителя, а также гибкость связи судна-носителя и подводного аппарата при качке. После погружения аппарата судно-носитель движется со скоростью 0,5-1,0 узла, буксируя под собой подводный аппарат.
Для поддержания комфортабельных условий для пассажиров осуществляется постоянное вентилирование салонов подводного аппарата по вентиляционным трубопроводам 9. Дальность подводного обзора определяется прозрачностью морской воды в зоне плавания комплекса; при необходимости может использоваться система подводного освещения. Подъем подводного аппарата в верхнее положение осуществляется полиспастными механизмами 11. При необходимости осуществления экстренного всплытия подводного аппарата может использоваться осушение балластной цистерны, а также при необходимости сброс аварийного балласта.
После подъема подводного комплекса в надводное положение производится смена пассажиров и его очередное погружение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШЕЙ ДРЕВЕСИНЫ | 1991 |
|
RU2025431C1 |
Судовой комплекс для прибрежного морского туризма | 1990 |
|
SU1801865A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ОДНОПАЛУБНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2057677C1 |
СУДОВОЙ КОМПЛЕКС И ОПУСКАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2004 |
|
RU2262465C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2495197C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА | 1997 |
|
RU2154590C2 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
ЭКСКУРСИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОРСКИХ ПРОГУЛОК | 2001 |
|
RU2215667C2 |
ПЛАВУЧИЙ НЕФТЕМУСОРОСБОРНИК | 1991 |
|
RU2066654C1 |
РЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР-ЗАВОД КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2016811C1 |
Сущность изобретения: судовой комплекс содержит судно-носитель, подводный аппарат катамаранного типа, складной механизм подвески подводного аппарата к судно-носителю и привод подъема последнего. Складной механизм подвески подводного аппарата выполнен со связанными шарнирами с носовой и кормовой частями подводного аппарата носовой и двумя кормовыми штангами, при этом шарнир каждой кормовой штанги, расположен в диаметральной плоскости соответствующего корпуса подводного аппарата, а сама штанга расположена под углом не более 15° к этой плоскости. Механизм подъема подводного аппарата выполнен с гибкими цепными передачами, связанными с носовыми и кормовой штангами. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1995-01-09—Публикация
1991-05-07—Подача