КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ Российский патент 2017 года по МПК B63B1/32 B63B39/06 B63B1/08 B63B1/00 

Описание патента на изобретение RU2617876C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпуса судна туннельного типа.

Известно судно туннельного типа патент RU №2302971, МПК В63В 1/00, В63В 1/40, 2007, которое имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Криволинейные борта находятся ниже конструктивной ватерлинии и сходятся к носу. Продольный канал находится ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости. Днищевые поверхности между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки водометных движителей.

Судно туннельного типа по патенту RU №2302971 принято за прототип. За счет предлагаемой геометрии формы подводного корпуса судна-прототипа достигается существенное уменьшение волнового сопротивления при его движении с относительно большими скоростями хода. Установка в кормовой оконечности подводного корпуса неподвижных насадок водометных движителей обеспечивает при их работе уменьшение толщины пограничного слоя в кормовой зоне продольного канала, а следовательно, уменьшение вероятности возникновения подпорной области в этой зоне канала.

Однако при средних и относительно больших скоростях хода у судна возникает дифферент на корму, который приводит к увеличению сопротивления воды его движению, вследствие чего ухудшаются ходовые качества судна туннельного типа. Одновременно в его носовой оконечности происходит увеличение давления воды, а в кормовой части, где расположены водометные движители, возникает разрежение, которое приводит к прососу воздуха в движители, что негативно сказывается на пропульсивных характеристиках движителей.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение пропульсивных характеристик движителей и мореходных качеств судна туннельного типа.

Для достижения этого результата на корпус судна туннельного типа, который имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна, профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, криволинейные борта находятся ниже конструктивной ватерлинии и сходятся к носу, продольный канал находится ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости, а днищевые поверхности между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки водометных движителей, согласно предлагаемому техническому решению в кормовой оконечности ниже ватерлинии, с внешней стороны подводного корпуса, побортно над неподвижными насадками водометных движителей установлены по меньшей мере по одной горизонтальной демпфирующей пластине, наружные кромки которых не выступают за габариты надводного корпуса судна туннельного типа, то есть конструктивно соразмерны им.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где фиг. 1 - вид сбоку на судно туннельного типа с демпфирующей пластиной; фиг. 2 - вид в корму на судно туннельного типа с демпфирующими пластинами.

Корпус судна содержит надводный корпус 1 выше конструктивной ватерлинии 2 и подводный корпус 3 ниже конструктивной ватерлинии 2. Надводный корпус 1 может быть любой формы в зависимости от назначения судна. Подводный корпус 3 имеет криволинейные борта 4, сходящиеся к носу, и днище 5 с продольным каналом 6. Продольный канал 6 расположен ниже конструктивной ватерлинии 2 и выполнен с верхним аркообразным сводом 7 и боковыми стенками 8, образующие которых параллельны диаметральной плоскости 9 судна. В кормовой оконечности подводного корпуса 3 установлены неподвижные насадки водометных движителей 10 и демпфирующие пластины 11.

Эксплуатация судна осуществляется следующим образом.

В кормовой оконечности судна туннельного типа ниже ватерлинии (фиг. 1, 2) с внешней стороны подводного корпуса 3, на криволинейные борта 4 побортно над неподвижными насадками 10 водометных движителей горизонтально закреплены демпфирующие пластины 11, установка которых снижает ходовой дифферент на корму при движении судна на скоростях, что обеспечивает уменьшение буксировочного сопротивления судна. Также установка демпфирующих пластин над неподвижными насадками 10 устраняет возможность прососа воздуха в водометные движители, тем самым значительно улучшая как ходовые, так и пропульсивные качества судна туннельного типа. Дополнительно наличие демпфирующих пластин обеспечивает уменьшение продольной и боковой качки, которые оказывают нежелательное воздействие на мореходность судна, кроме того, продольная качка отрицательно влияет на самочувствие людей на борту из-за ускорений, действующих в вертикальном направлении и непрерывно изменяющихся по величине.

В результате предложенное техническое решение корпуса судна туннельного типа с демпфирующими пластинами обеспечивает повышение пропульсивных характеристик, ходовых и мореходных качеств судна путем снижения ходового дифферента на корму, ликвидации прососа воздуха в водометные движители и повышения продольной и поперечной остойчивости.

Похожие патенты RU2617876C1

название год авторы номер документа
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
RU2495781C1
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2583328C2
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНО-СКЕГОВОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Сивачев Евгений Павлович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Рыльцов Николай Александрович
RU2555255C1
Корпус судна туннельно-скегового типа 2015
  • Дядченко Николай Петрович
RU2610154C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2499721C1
Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно с волнопрорезывающими обводами 2019
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Захаров Игорь Григорьевич
  • Алешин Михаил Владимирович
  • Гончаров Олег Владимирович
RU2701622C1
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Новиков Сергей Сергеевич
  • Сальников Егор Владимирович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Кургин Федор Федорович
  • Петров Борис Анатольевич
RU2779768C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 617 876 C1

Реферат патента 2017 года КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструированию корпуса судна туннельного типа. Предложен корпус судна туннельного типа, имеющий надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом вдоль всего корпуса судна, профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, криволинейные борта находятся ниже конструктивной ватерлинии и сходятся к носу, продольный канал находится ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости, а днищевые поверхности между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки водометных движителей. Над неподвижными насадками водометных движителей ниже ватерлинии с внешней стороны подводного корпуса побортно установлено по меньшей мере по одной горизонтальной демпфирующей пластине, причем наружные кромки пластин конструктивно соразмерны габаритам надводного корпуса. Установка демпфирующих пластин обеспечивает повышение пропульсивных, ходовых и мореходных качеств судна туннельного типа. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 617 876 C1

Корпус судна туннельного типа с демпфирующими пластинами, содержащий надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна, с профилем сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии, имеющим максимальную ширину в районе кормы, с криволинейными бортами ниже конструктивной ватерлинии, сходящимися к носу, продольный канал расположен ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости, днищевые поверхности между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки водометных движителей, отличающийся тем, что в кормовой оконечности с внешней стороны подводного корпуса судна ниже ватерлинии побортно установлены по меньшей мере по одной демпфирующей пластине, которые размещены над неподвижными насадками водометных движителей и конструктивно выполнены соразмерно габаритам надводного корпуса судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2617876C1

ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2583328C2
JP 2012056552 A, 22.03.2012
JP 2015085930 A, 07.05.2015
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
WO 2010140357 A1, 09.12.2010.

RU 2 617 876 C1

Авторы

Тарадонов Владимир Станиславович

Патрушев Владимир Викторович

Рыльцов Николай Александрович

Смирнов Дмитрий Владимирович

Журавлев Алексей Валентинович

Баламутенко Владимир Анатольевич

Даты

2017-04-28Публикация

2016-05-30Подача