Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса судна, имеющего водометные движители с поворотными насадками.
Известен корпус судна (патент US №4823722, кл. В63G 8/22, 1989), содержащий надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище с продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна, и криволинейные борта ниже конструктивной ватерлинии, сходящиеся к носу, при этом продольный канал расположен ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости. Это устройство принято в качестве прототипа.
Как следует из описания к устройству-прототипу, движитель располагают посередине за продольным каналом для улучшения эффективного водозабора движителем. Посредством водозабора движителем осуществляется увеличение скорости протекания воды через продольный канал и управление пограничным слоем на поверхности подводного корпуса судна в продольном канале.
Целью предлагаемого изобретения является повышение мореходных качеств судна путем снижения волнового сопротивления воды при движении судна с относительно большими скоростями хода, а также повышения пропульсивных качеств и управляемости на любых скоростях хода судна, в том числе на стопе.
Другой целью предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационных характеристик за счет увеличения водоизмещающего объема судна.
Цели достигаются тем, что в корпусе судна, содержащем надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище с продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна, и криволинейные борта ниже конструктивной ватерлинии, сходящиеся к носу, при этом продольный канал расположен ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости, согласно предлагаемому техническому решению профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки движителей.
Целесообразно за каждой неподвижной насадкой движителя установить поворотную насадку.
В другом варианте в продольном канале установлен центральный днищевой обтекаемый киль, начинающийся вблизи носовой оконечности корпуса с нижней кромкой в районе основной плоскости и заканчивающийся в кормовой оконечности корпуса в районе конструктивной ватерлинии, причем киль выполнен с сужением вниз и имеет боковые поверхности, сопряженные с упомянутым продольным каналом.
В третьем варианте в корпусе судна, содержащем надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище, и криволинейные борта ниже конструктивной ватерлинии, сходящиеся к носу, согласно предлагаемому техническому решению днище выполнено с двумя симметричными относительно диаметральной плоскости продольными аркообразными в поперечном сечении каналами, простирающимися вдоль всего корпуса судна, при этом продольные каналы расположены ниже конструктивной ватерлинии и выполнены с образующими, параллельными диаметральной плоскости, при этом профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки движителей.
Также целесообразно за каждой неподвижной насадкой движителя установить поворотную насадку.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где
фиг.1 - изометрическое изображение корпуса судна по первому варианту;
фиг.2 - вид сверху на корпус по первому варианту;
фиг.3 - вид в корму на корпус по первому варианту;
фигуры 4, 5 и 6 - соответственно сечения А-А, В-В и С-С на фиг.2;
фиг.7 - поперечное сечение корпуса по первому варианту с днищевыми поверхностями побортно между стенками бортов и канала, выполненными в виде двух полуконусов;
фиг.8 - продольный разрез корпуса по второму варианту с центральным днищевым обтекаемым килем;
фиг.9 - вид в корму корпуса по второму варианту с центральным днищевым обтекаемым килем;
фиг.10 - вид в корму корпуса по третьему варианту с двумя продольными каналами;
фиг.11 - изометрическое изображение корпуса судна по третьему варианту;
фиг.12 - схематическое изображение кормовой оконечности корпуса по первому варианту со встроенными в корпус неподвижными насадками водометных движителей;
фиг.13 - схематическое изображение установки поворотных насадок за неподвижными насадками водометных движителей;
фиг.14 - вид в корму корпуса по третьему варианту с тремя водометными движителями;
фиг.15 - схематическое изображение корпуса судна.
Корпус судна содержит надводный корпус 1 выше конструктивной ватерлинии 2 и подводный корпус 3 ниже конструктивной ватерлинии 2. Надводный корпус 1 может быть любой формы в зависимости от назначения судна, как, например, показанный на фиг.15. Подводный корпус 3 имеет днище 4 с продольным каналом 5 и криволинейные борта 6, сходящиеся к носу. Продольный канал 5 расположен ниже конструктивной ватерлинии 2 и выполнен аркообразной формы в поперечном сечении (фигуры 3÷6) с образующими параллельными диаметральной плоскости 7 судна. Борта 6 в горизонтальных сечениях выполнены в виде выпуклых или прямых линий. Профиль сечения 8 подводного корпуса 3 по конструктивной ватерлинии 2 представляет собой половину сегмента или равнобедренный треугольник с острой кромкой в носовой оконечности и максимальной шириной в районе кормы. На фиг.7 представлено поперечное сечение подводного корпуса 3 с поверхностями днища 4 побортно между стенками бортов 6 и канала 5, выполненными в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях подводного корпуса 3. На фиг.8 и 9 представлен подводный корпус 3 по второму варианту, когда в продольном канале 5 установлен центральный днищевой обтекаемый киль 9, выполненный с сужением вниз и имеющий боковые поверхности, сопряженные со стенками канала 5. Киль 9 начинается вблизи носовой оконечности подводного корпуса 3 с нижней кромкой в районе основной плоскости 10 и заканчивается в кормовой оконечности подводного корпуса 3 в районе конструктивной ватерлинии 2. На фиг.10 и 11 представлен подводный корпус 3 по третьему варианту, в днище 4 которого выполнены два продольных канала 5, симметричных диаметральной плоскости 7 судна. На фиг.12 изображен подводный корпус 3 с установленными в кормовой оконечности водометными движителями (не показаны) со встроенными в подводный корпус 3 неподвижными насадками 11. На фиг.13 изображен подводный корпус 3 с установленными поворотными насадками 12 за неподвижными насадками 11 водометных движителей.
При движении судна со стороны окружающей среды на подводный корпус 3 действует сопротивление воды. Одной из главных составляющих сопротивления воды при движении судна с относительно большими скоростями хода является волновое сопротивление, связанное с возрастанием давления в носу и разрежения в корме подводного корпуса 3. Рост доли волнового сопротивления от общего сопротивления воды движению подводного корпуса 3 существенно возрастает как с ростом скорости судна, так и при увеличении полноты обводов подводного корпуса 3. При этом для водоизмещающих судов максимальная величина волнового сопротивления обычно реализуется при максимальной высоте волны в районе носовой оконечности (сопротивление волнового давления) и одновременно максимальной волновой впадине в районе его кормовой оконечности (сопротивление волнового разрежения).
Для снятия негативного перепада волнового давления на подводном корпусе 3 в днище 4 ниже конструктивной ватерлинии 2 выполняется продольный канал 5 аркообразной формы в поперечном сечении с образующими параллельными диаметральной плоскости 7 судна. Борта 6 подводного корпуса 3 выполняются в горизонтальных плоскостях в виде выпуклых или прямых линий.
Предлагаемая форма подводного корпуса 3 вплоть до конструктивной ватерлинии 2 имеет геометрию с минимальным волновым сопротивлением по трем основным причинам:
1) стенки канала 5 в днище 4 параллельны диаметральной плоскости 7 судна, следовательно, независимо от волнообразования (т.е. перепада уровня воды) проекция сил волнового давления в этой зоне на продольную ось равна нулю;
2) угол носового заострения подводного корпуса 3 в районе конструктивной ватерлинии 2 имеет относительно малую величину, и поэтому проекция сил волнового давления в этом районе на продольную ось подводного корпуса 3 мала, так как эта величина пропорциональна синусу половины угла носового заострения корпуса;
3) борта 6 в районе кормы подводного корпуса 3 практически параллельны продольной оси, и, следовательно, негативное разрежение, которое возникает на подводном корпусе 3 в этом районе по бортам 6 при движении судна, будет, по крайней мере, равно нулю.
Кроме того, формирование поверхностей днища 4 побортно между стенками бортов 6 и канала 5 в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях подводного корпуса 3 позволит избежать на острых кромках скуловых вихрей, а следовательно, уменьшить суммарное сопротивление воды движению судна.
Следует отметить, что установка в продольном канале 5 центрального днищевого обтекаемого киля 9, как показано на фиг.8 и 9, начинающегося вблизи носовой оконечности подводного корпуса 3 по второму варианту в районе основной плоскости 10 и заканчивающегося в кормовой оконечности подводного корпуса 3 в районе конструктивной ватерлинии 3, причем киль 9, выполненный с сужением вниз и имеющий боковые поверхности, сопряженные со стенками продольного канала 5, позволит улучшить мореходные качества судна, в частности уменьшить продольную качку судна на встречном волнении, а также повысить эксплуатационные характеристики за счет увеличения водоизмещающего объема судна.
Также следует отметить, что выполнение в днище 4 двух продольных каналов 5 симметрично диаметральной плоскости 7 судна, как показано на фиг.10 и 11, позволит улучшить мореходные качества судна, в частности повысить управляемость судна и уменьшить бортовую качку на волнении за счет разнесения несущих подводных частей корпуса 3 с водометными движителями и поворотными насадками 12 к бортам 6 относительно диаметральной плоскости 7 судна, а также повысить эксплуатационные характеристики за счет увеличения водоизмещающего объема судна.
При этом установка в кормовой оконечности подводного корпуса 3 по крайней мере одного водометного движителя, предпочтительно насосного типа, со встроенной неподвижной насадкой 11 непосредственно в полуконические образования подводного корпуса 3 позволит достичь следующих основных результатов:
1. Конструкция подобных водометных движителей, имеющих относительно высокий коэффициент полезного действия, по сравнению с обычными винтовыми движителями, надежно защищена от повреждений при столкновении с посторонними плавающими предметами. При этом такое конструктивное исполнение водометных движителей существенно уменьшает их шумность и вибрацию подводного корпуса 3.
2. С точки зрения пропульсивных качеств работы этих движителей с учетом геометрии подводного корпуса 3 и места установки этих движителей в корме отмечаются два основных положительных фактора:
- за счет подсоса потока при работе водометных движителей в кормовой зоне продольного канала 5 будет уменьшаться толщина пограничного слоя в этом районе, а следовательно, уменьшается вероятность возникновения подпорной области в канале 5, которая при малой относительной ширине канала 5 может привести к увеличению сопротивления воды движению судна;
- учитывая расширяющуюся конусность подводного корпуса 3 от носа к корме, где установлены водометные движители с неподвижными насадками 11, негативного влияния разрежения в корме на подводном корпусе 3, связанного с работой водометных движителей, не будет, так как сила засасывания будет равна нулю или даже меньше нуля, что приведет к существенному увеличению пропульсивных качеств судна.
Также целесообразно за каждой неподвижной насадкой 11 водометного движителя установить поворотную насадку 12. На прямом ходу судна профилированные непереложенные поворотные насадки 12 за счет эжекции в них могут увеличить эффективность водометных движителей. Перекладка поворотных насадок 12 вплоть до углов±90° обеспечит высокую управляемость судна при любых скоростях хода, в том числе на стопе.
Целесообразно поворотные насадки 12 выполнить поворачиваемыми не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Тогда поворотные насадки 12 могут работать как успокоители продольной качки судна.
Причем при установке трех водометных движителей, как, например, показаны на фиг.14, которые встроены в подводный корпус 3 по третьему варианту, можно использовать бортовые поворотные насадки 12 для управления судном, а центральную поворотную насадку 12 - как успокоитель продольной качки судна. При этом при такой конструктивной компоновке бортовых водометных движителей увеличивается расстояние между ними, что повысит управляемость судна.
В результате предложенный корпус судна за счет конструирования днищевых и бортовых обводов подводного корпуса, имеющего водометные движители с поворотными насадками, позволит повысить мореходные качества судна путем снижения волнового сопротивления воды при движении судна с относительно большими скоростями хода, а также повышения пропульсивных качеств и управляемости на любых скоростях хода судна, в том числе на стопе, при этом повысить эксплуатационные характеристики за счет увеличения водоизмещающего объема судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА | 2012 |
|
RU2495781C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2583328C2 |
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ | 2016 |
|
RU2617876C1 |
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА | 2012 |
|
RU2499721C1 |
АКТИВНЫЙ НОСОВОЙ БУЛЬБ СУДНА | 2003 |
|
RU2228874C1 |
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНО-СКЕГОВОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2555255C1 |
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА | 2011 |
|
RU2456196C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОПУЛЬСИВНЫХ КАЧЕСТВ СУДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ТЯГИ | 2001 |
|
RU2228873C2 |
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА | 2019 |
|
RU2723200C1 |
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов корпуса судна с водометными движителями и с поворотными насадками. Корпус судна имеет надводный корпус и подводный корпуса с днищем, выполненным с продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна. Криволинейные борта находятся ниже конструктивной ватерлинии и сходятся к носу. Продольный канал находится ниже конструктивной ватерлинии и выполнен с образующими, параллельными диаметральной плоскости. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса. В кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки движителей. При втором варианте у корпуса днище выполнено с двумя симметричными относительно диаметральной плоскости продольными аркообразными в поперечном сечении каналами, простирающимся вдоль всего корпуса судна. Эти каналы расположены ниже конструктивной ватерлинии и выполнены с образующими, параллельными диаметральной плоскости. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса. В кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены неподвижные насадки движителей. Это позволяет повысить мореходные качества судна путем снижения волнового сопротивления воды при движении судна с относительно большими скоростями хода, а также повысить пропульсивные качества и управляемость на любых скоростях хода судна. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 15 ил.
US 4823722 А, 25.04.1989. |
Авторы
Даты
2007-07-20—Публикация
2005-03-21—Подача