КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА Российский патент 2013 года по МПК B63B1/08 B63H11/00 

Описание патента на изобретение RU2495781C1

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, имеющей водометные движители.

Известна кормовая оконечность судна туннельного типа (патент RU №2302971, кл. В63В 1/00, 1/40, 2006), содержащая надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна и расположенным ниже конструктивной ватерлинии, причем профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования ниже конструктивной ватерлинии встроены водометные движители. Это устройство принято в качестве прототипа.

Как следует из описания к устройству-прототипу в днище ниже конструктивной ватерлинии выполняется, по меньшей мере, один продольный канал аркообразной формы в поперечном сечении. За счет предлагаемой геометрии формы подводного корпуса удается достичь минимального волнового сопротивления.

В другом варианте, когда выполняются в днище два продольных канала симметрично диаметральной плоскости судна, то позволит дополнительно улучшить мореходные качества судна, в частности повысить управляемость судна и уменьшить бортовую качку на волнении за счет разнесения несущих подводных частей корпуса.

Установка в кормовой оконечности подводного корпуса ниже конструктивной ватерлинии водометных движителей с неподвижными насадками, встроенными непосредственно в полуконические образования подводного корпуса, позволит при работе водометных движителей в кормовой зоне продольного канала уменьшить толщину пограничного слоя в этом районе, а следовательно, уменьшить вероятность возникновения подпорной области в канале, что уменьшит сопротивление воды движению судна и приведет к существенному увеличению пропульсивных качеств судна.

Также известно техническое решение (патент US №4823722, кл. B63G 8/22, 1989), когда движитель располагают посередине за продольным каналом для улучшения эффективного водозабора движителем. Посредством водозабора движителем осуществляется увеличение скорости протекания воды через продольный канал и управление пограничным слоем на поверхности подводного корпуса судна в продольном канале.

Целью предлагаемого изобретения является повышение пропульсивных и мореходных качеств судна за счет дополнительной утилизации пограничного слоя в районе верхней части продольного канала посредством установки в этом районе дополнительного водометного движителя.

Цель достигается тем, что в кормовой оконечности судна туннельного типа, содержащей надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна и расположенным ниже конструктивной ватерлинии, причем профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены водометные движители, согласно предлагаемому техническому решению в верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель.

Кроме того, в каждом водометном движителе, встроенном в полуконические образования ниже конструктивной ватерлинии, выполнены водозаборные отверстия, расположенные в стенках продольного канала.

Целесообразно дополнительный водометный движитель встроить выше верхней стенки продольного канала с водозаборным отверстием, выполненным в верхней стенке продольного канала.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

фиг.1 - вид в корму на корпус с дополнительным водометным движителем, расположенным ниже верхней стенки продольного канала, и водометными движителями, установленными в полуконические образования с водозаборными отверстиями в продольном канале;

фиг.2 - сечение А-А кормовой оконечности судна туннельного типа на фиг.1;

фиг.3 - вид в корму на корпус с дополнительным водометным движителем, расположенным выше верхней стенки продольного канала, с водозаборным отверстием, выполненным в верхней стенке продольного канала, и водометными движителями, установленными в полуконические образования, с водозаборными отверстиями, выполненными в стенках продольного канала;

фиг.4 - сечение В-В кормовой оконечности судна туннельного типа на фиг.3;

фиг.5 - вид в корму на корпус с двумя продольными каналами. Корпус судна содержит надводный корпус 1 выше конструктивной ватерлинии 2 и подводный корпус 3 ниже конструктивной ватерлинии 2. Надводный корпус 1 может быть любой формы в зависимости от назначения судна. Подводный корпус 3 имеет днище 4 по крайней мере с одним продольным каналом 5 и криволинейные борта 6, сходящиеся к носу. Продольный канал 5 расположен ниже конструктивной ватерлинии 2 и выполнен аркообразной формы в поперечном сечении. Профиль сечения подводного корпуса 3 по конструктивной ватерлинии 2 имеет максимальную ширину в районе кормы. Поверхности днища 4 побортно между стенками бортов 6 и канала 5 выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях подводного корпуса 3. В кормовой оконечности подводного корпуса 3 в полуконические образования встроены водометные движители 7 с водозаборными отверстиями 8, выполненными в стенках продольного канала 5. В верхней части каждого продольного канала 5 в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель 9 с водозаборным отверстием 10. Как варианты: дополнительный водометный движитель 9 с водозаборным отверстием 10 может располагаться ниже верхней стенки продольного канала 5 (фиг.1 и 2) и выше верхней стенки продольного канала 5 с водозаборным отверстием 10, выполненным в верхней стенке продольного канала 5 (фиг.3 и 4). На фиг.5 представлен вариант с двумя продольными каналами 5, в котором в полуконические образования встроены водометные движители 7, а в верхней части кормовой оконечности каждого продольного канала 5 встроены дополнительные водометные движители 9.

При движении судна на всей его поверхности ниже конструктивной ватерлинии 2 образуется пограничный слой. Причем на стенках продольного канала 5 величина этого пограничного слоя вследствие интерференции будет больше, чем по наружным бортам 6 и днищу 4. Судно при движении увлекает с собой дополнительные массы воды в пограничном слое, на перемещение которой расходуется дополнительная энергия.

Дополнительный водометный движитель 9, установленный в районе верхней части продольного канала 5, утилизирует пограничный слой на верхней поверхности продольного канала 5, что также повысит пропульсивные качества судна.

Водометные движители 7 с водозаборными отверстиями 8, выполненными непосредственно в стенках продольного канала 5, позволят более эффективно утилизировать пограничный слой в продольном канале 5. При этом продольные оси водозаборных отверстий 8 для водометных движителей 7 можно выполнить не ниже оси рабочего колеса водометных движителей 7, что позволит убрать потери на подъем воды, по сравнению с обычными водометными движителями с днищевым водозабором, что повысит КПД водометных движителей 7, а следовательно, повысит пропульсивные качества судна.

При этом водометные движители 7 с водозаборными отверстиями 8 в продольном канале 5 и дополнительный водометный движитель 9 с водозаборным отверстием 10 в верхней части продольного канала 5 позволят за счет подсоса потока воды в продольном канале 5 утилизировать пограничный слой, а следовательно, уменьшится вероятность возникновения подторможенного потока воды в продольном канале 5, который при малой относительной ширине продольного канала 5 может привести к увеличению сопротивления воды движению судна.

Следует отметить, что при движении судна туннельного типа на волнении могут частично оголяться борта 6 и днище 4. При расположении в этих районах водозаборного отверстия водометного движителя может произойти прорыв воздуха, что резко снизит его гидродинамические характеристики, а, следовательно, привести к понижению пропульсивных качеств судна. В то время как в продольном канале 5 будет отсутствовать волнение. Поэтому расположение водозаборных отверстий 8 и 10 в продольном канале 5 исключит возможность прорыва воздуха в водометные движители 7 и дополнительный водометный движитель 9, а следовательно, обеспечит надежную их работу при различных условиях эксплуатации судна туннельного типа.

При работе только водометных движителей 7 установка дополнительного водометного движителя 9 с водозаборным отверстием 10 выше верхней стенки продольного канала 5 своими выступающими частями не будет создавать сопротивление воды в продольном канале 5 при движении судна.

Выполнение в днище 4 двух и более продольных каналов 5 позволит улучшить мореходные качества судна, в частности повысить управляемость судна и уменьшить бортовую качку на волнении за счет разнесения несущих частей подводного корпуса 3.

В результате предложенные варианты кормовой оконечности судна туннельного типа с водометными движителями за счет утилизации пограничного слоя в продольном канале позволят повысить пропульсивные и мореходные качества судна.

Похожие патенты RU2495781C1

название год авторы номер документа
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА С ДЕМПФИРУЮЩИМИ ПЛАСТИНАМИ 2016
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2617876C1
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2583328C2
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2012
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Корнева Елена Леонардовна
RU2499721C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНО-СКЕГОВОГО ТИПА 2014
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
  • Сивачев Евгений Павлович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Рыльцов Николай Александрович
RU2555255C1
КОРПУС СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА 2011
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Оглоблин Юрий Федорович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Негашев Сергей Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Канарейкин Олег Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
RU2456196C1
КОРПУС СУДНА 2016
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2631089C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОПУЛЬСИВНЫХ КАЧЕСТВ СУДОВ ПРИ СОЗДАНИИ ТЯГИ 2001
  • Тарадонов В.С.
  • Здорнов В.А.
  • Шумилов А.И.
  • Хализев О.А.
  • Зубахин В.Ф.
RU2228873C2
КОРПУС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Розанов Михаил Иванович
  • Мурашов Михаил Александрович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
RU2457146C1
НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ФОРМЫ КОРПУСА 2017
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Патрушев Владимир Викторович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Котлев Руслан Гайратович
  • Шаманов Дмитрий Николаевич
  • Рыльцов Николай Александрович
  • Кожемякин Игорь Владиленович
  • Безрук Георгий Григорьевич
  • Никущенко Дмитрий Владимирович
  • Баламутенко Владимир Анатольевич
RU2653983C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 495 781 C1

Реферат патента 2013 года КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, имеющей водометные движители. Кормовая оконечность судна туннельного типа имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным, по крайней мере, с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна ниже конструктивной ватерлинии. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса. В кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены водометные движители. В верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель. Технический результат заключается в повышении пропульсивных и мореходных качеств судна. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 495 781 C1

1. Кормовая оконечность судна туннельного типа, содержащая надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище, по крайней мере, с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна и расположенным ниже конструктивной ватерлинии, причем профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования ниже конструктивной ватерлинии встроены водометные движители, отличающаяся тем, что в верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель.

2. Кормовая оконечность судна туннельного типа по п.1, отличающаяся тем, что в каждом водометном движителе, встроенном в полуконические образования ниже конструктивной ватерлинии, выполнены водозаборные отверстия, расположенные в стенках продольного канала.

3. Кормовая оконечность судна туннельного типа по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный водометный движитель встроен выше верхней стенки продольного канала с водозаборным отверстием, выполненным в верхней стенке продольного канала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2495781C1

КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Тарадонов Владимир Станиславович
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Юхнин Владимир Евгеньевич
  • Киреев Валерий Николаевич
  • Бузаков Александр Сергеевич
  • Таратонов Юрий Николаевич
  • Хализев Олег Анатольевич
  • Челпанов Игорь Валентинович
  • Шумилов Алексей Иванович
  • Дубровенский Ефим Файвелевич
  • Журавлев Алексей Валентинович
  • Корнева Елена Леонардовна
  • Юрьев Андрей Юрьевич
  • Мещеряков Виктор Евгеньевич
  • Кравченко Валентин Леонидович
RU2302971C2
JP 9142384 А, 03.06.1997
ГЛИССЕР 1995
  • Чень Чжень-Чен
RU2150401C1
Туннельная корма корпуса речного судна 1984
  • Круговенко Александр Васильевич
  • Мядзюта Анатолий Антонович
  • Сиротникова Людмила Александровна
  • Турбал Вадим Кириллович
  • Шпаков Владимир Степанович
SU1229120A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОВОДЯЩЕГО ЭЛЕМЕНТА НАНОМЕТРОВЫХ РАЗМЕРОВ 2001
  • Мордвинцев В.М.
  • Кудрявцев С.Е.
  • Левин В.Л.
RU2194334C1

RU 2 495 781 C1

Авторы

Тарадонов Владимир Станиславович

Шляхтенко Александр Васильевич

Патрушев Владимир Викторович

Оглоблин Юрий Федорович

Негашев Сергей Владимирович

Шумилов Алексей Иванович

Журавлев Алексей Валентинович

Рыльцов Николай Александрович

Смирнов Дмитрий Владимирович

Даты

2013-10-20Публикация

2012-04-24Подача