Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и других. Предложенный способ может быть использован также в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке и практике.
Образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательные последствия. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. Поэтому, как указывал И.П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство), оно нежелательно [1].
Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. В быстро изменяющихся условиях игры действия игрока часто автоматические и в ряде случаев стереотипны. Для эффективной подготовки и оценки потенциала игрока, а также построения эффективной игры команды в целом, тренеру важно знать о наличии стереотипов спортсменов.
Единого универсального метода определения и корректировки стереотипов спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины при определении двигательного стереотипа и его корректировки следует использовать разнородные тесты, методы и технические средства. Перспективными являются автоматизированные системы контроля и обработки исследуемых параметров, которые исключают субъективное трактование фактического материала.
Уровень техники.
Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].
Однако такие системы не предназначены для корректировки двигательных стереотипов спортсменов.
Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту [3]. Данный способ предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.
Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].
По патенту [5] известен способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников.
По патенту [6] известен способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена, в котором тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, формирующей световые зоны. Сочетанием неподвижных и мобильных световых зон, имитирующих соперника, моделируют игровые ситуации. При этом программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует повторения игровых ситуаций, где у спортсмена есть возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. По обработанным видеоданным выявляют стереотип игрока.
Недостатком данных способов [3-6] является их ограниченная функциональная возможность, которая, в частности, не позволяет корректировать двигательный стереотип спортсмена.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в создании эффективного способа - инструмента корректировки двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта на основе автоматизированного контроля над действиями спортсмена, обратной связи и специальной системы реагирования искусственно управляемой среды.
Технический результат достигается тем, что корректировка двигательных действий спортсмена проводится в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью. Изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера. Сочетанием заданного количества и форм неподвижных и мобильных световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в свободную зону для выполнения поставленной задачи. При этом программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени. Типовые игровые ситуации формируются световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Причем новым является то, что после выявления двигательных стереотипов спортсмена в заданных типовых игровых ситуациях и определения объема задач корректировки, в программно-аппаратном комплексе задается программа корректировки выбранных стереотипов, которая осуществляет повтор формирования заданных типовых игровых ситуаций с асимметричной инерционностью реагирования светодинамических зон, при которой задается минимальное время реагирования системы комплекса на стереотипную двигательную реакцию спортсмена и максимальное время реагирования системы комплекса на другие возможные решения игровой задачи, двигательные действия спортсмена.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Предлагаемый способ корректировки двигательного стереотипа осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает компьютерную программу, задающую игровой режим корректировки двигательного стереотипа спортсмена, которая проводится в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Программно-аппаратным комплексом, содержащим световой излучатель и видеокамеру, задают и контролируют изменение положения, формы и площади зон. Подсветкой формируют мобильные запрещенные световые зоны, которые реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью. Комбинацией заданного количества и форм мобильных световых зон моделируют игровые ситуации. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию и корректно, не нарушая границ зон, выполнить тренировочное упражнение. Типовые игровые ситуации, выбранные из библиотеки программ комплекса, формируются световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Но при этом реакция комплекса на варианты действия спортсмена не одинакова. Для корректировки стереотипа комплекс в автоматическом режиме активно реагирует перемещением запрещенных зон и не дает совершать стереотипные действия, подлежащие исправлению, и в то же время с некоторой заданной задержкой комплекс реагирует на другие варианты действия спортсмена.
Пример реализации данного способа.
На игровое поле приглашается юный футболист, игра которого, по мнению тренера, характеризуется ярко выраженным стереотипом. На протяжении ряда тренировок было замечено, что данный игрок при обводе соперника совершает часто один и тот же маневр - обход соперника справа. Это легко читается и фиксируется противодействующим соперником, который получает преимущество в игре и легко обыгрывает в единоборствах. На игровом поле световым излучателем формируют световой маршрут шириной три метра с непредсказуемо появляющимися на нем запрещенными зонами диаметром два метра. Зоны формируются перед спортсменом на центральной оси маршрута с непредсказуемыми интервалами времени и являются неожиданным игровым препятствием, имитирующим соперника.
Задача футболиста - в течение пяти минут пройти с максимальной скоростью по маршруту с обводкой запрещенных зон, при этом стараться разнообразить маневры обхода. После команды «Старт», при выполнении задания, программно-аппаратный комплекс автоматически фиксирует маневры обводки футболиста и, с началом выполнения стереотипного действия спортсмена, быстро реагирует изменением положения запрещенной зоны, перекрывая ход футболисту, заставляя его корректировать свои действия и делать вынужденный нестереотипный игровой прием.
Формирование данных разновременных корректирующих тренировок дает возможность контролировать динамику изменения стереотипа. Получение этих знаний позволяет оценивать переобучаемость игрока, следовательно, и его перспективность.
Настоящее изобретение не ограничено вариантами осуществления, приведенными выше. Специалистам в данной области техники будет понятно, какие разнообразные модификации, комбинации, частичные комбинации и замены могут быть сделаны с частью или со всеми компонентами в пределах технического объема и эквивалентов настоящего изобретения.
Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Заявляемый способ позволяет создать искусственно управляемую внешнюю среду и условия, при которых возможна эффективная корректировка двигательного стереотипа спортсмена специальными корректирующими упражнениями. Корректировка реализуется с использованием авторской методики и интерактивного комплекса программно-аппаратных средств.
Вместе с тем, данный способ дает возможность оценить способности игрока к изменению его игрового стиля, что необходимо знать для определения потенциала спортсмена и его профессионального развития.
Таким образом, заявляемый интерактивный способ корректировки двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта с получение новых знаний, которые ранее были недоступны.
Источники информации
1. http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/fiziologiya/fiziologiya_vyisshey_nervnoy_deyatelnosti_i_sensornyih_sistem/dinamicheskiy_stereotip.
2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.
4. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12. Бюл. №7.
5. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.
6. Патент 2577649 RU, МПК А63В 69/00. Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.03.2016. Бюл. №7.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, интерактивной корректировке двигательных стереотипов спортсменов в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и др. На игровом поле с помощью управляемой светодинамической подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, реагирующие с заданной инерционностью на изменение направления движения спортсмена. При этом изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом (ПАК), в состав которого входит световой излучатель и видеокамера. ПАК в течение заданного времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких, смоделированных световыми зонами, типовых игровых ситуаций (ТИС), которые предъявляют спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени. ТИС формируют световыми зонами так, чтоб у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. При стереотипном выборе спортсменом вариантов перемещения по игровому полю в заданных ТИС ПАК задает программу их корректировки, которая осуществляет повтор формирования заданных ТИС с ассиметричной инерционностью реагирования световых зон. При этом задается минимальное время реагирования системы ПАК на стереотипный вариант перемещения спортсмена и максимальное время реагирования системы комплекса на другие возможные варианты перемещения спортсмена при решении игровой задачи. Способ обеспечивает корректировку двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта на основе автоматизированного контроля над действиями спортсмена, обратной связи, интерактивной системы реагирования искусственно управляемой среды, позволяющих контролировать динамику изменений стереотипа и оценивать переобучаемость игрока, его перспективность.
Интерактивный способ корректировки двигательного стереотипа спортсмена, осуществляемый на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, реагирующие с заданной инерционностью на изменение направления движения спортсмена, при этом изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера; при этом программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких, смоделированных световыми зонами, типовых игровых ситуаций, которые предъявляют спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени; типовые игровые ситуации формируют световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю, отличающийся тем, что при стереотипном выборе спортсменом вариантов перемещения по игровому полю в заданных типовых игровых ситуациях программно-аппаратный комплекс задает программу их корректировки, которая осуществляет повтор формирования заданных типовых игровых ситуаций с ассиметричной инерционностью реагирования световых зон, при которой задается минимальное время реагирования системы комплекса на стереотипный вариант перемещения спортсмена и максимальное время реагирования системы комплекса на другие возможные варианты перемещения спортсмена при решении игровой задачи.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА РЕАГИРОВАНИЯ СПОРТСМЕНА | 2014 |
|
RU2577649C1 |
СПОСОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ | 2012 |
|
RU2492897C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ | 2011 |
|
RU2444392C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СПОРТСМЕНА | 2014 |
|
RU2541290C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2364436C2 |
CN 203329312 U, 11.12.2013. |
Авторы
Даты
2017-05-11—Публикация
2016-04-15—Подача