Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и других. Предложенный способ может быть использован также в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке и практике.
Образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательные последствия. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. Поэтому, как указывал И.П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) оно нежелательно [1].
Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. В быстро изменяющихся условиях игры действия игрока часто автоматические и в ряде случаев стереотипны. Для эффективной подготовки и оценки потенциала игрока, а также построения эффективной игры команды в целом тренеру важно знать о наличии стереотипов спортсменов.
Единого универсального метода определения и корректировки стереотипов спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины при определении двигательного стереотипа и его корректировки следует использовать разнородные тесты, методы и технические средства. Перспективными являются автоматизированные системы контроля и обработки исследуемых параметров, которые исключают субъективное трактование фактического материала.
Уровень техники. Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].
Однако такие системы не предназначены для корректировки двигательных стереотипов спортсменов.
Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту [3]. Данный способ предназначен прежде всего для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.
Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].
По патенту [5] известен способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена, в котором тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом, включающим световой излучатель и видеокамеру, установленные над игровым полем. Сочетанием заданного количества неподвижных и мобильных световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. В данном способе спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону. При этом программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени. Типовые игровые ситуации формируются световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации. Компьютер определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена. О наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.
Недостатком данных способов [3, 4, 5] является их ограниченная функциональная возможность, которая, в частности, не позволяет корректировать двигательный стереотип спортсмена.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в создании эффективного инструмента корректировки двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта на основе автоматизированного контроля действий спортсмена, обратной связи и специальной системы упражнений в искусственно управляемой среде.
Технический результат достигается тем, что корректировка двигательных действий спортсмена проводится в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При этом с помощью подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь. Причем эти изменения световых зон и режимов тренировки задают с помощью программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера. Сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации, при этом спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в разрешенную для движения зону для выполнения поставленной задачи. При этом программно-аппаратный комплекс в течении заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени. Типовые игровые ситуации формируют световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждой типовой игровой ситуации. Причем в предъявленных типовых игровых ситуациях спортсмену разрешается повторять подряд свои двигательные реакции только заданное число раз. Программно-аппаратный комплекс фиксирует число и порядок повторов реакций подряд в каждой типовой ситуации и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если он превышает заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Предлагаемый способ корректировки двигательного стереотипа осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает компьютерную программу, задающую игровой режим корректировки стереотипа спортсмена. При этом задается лимит разрешенных непрерывных повторений двигательных действий спортсмена при решении теста-игровой задачи, которая формируется при помощи проекций светодинамических зон на поверхность игрового поля. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь. Изменением положений, формы и площади световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и совершает целевое перемещение. При этом программно-аппаратный комплекс в течение установленного периода времени формирует заданные тренером игровые ситуации, имеющие несколько вариантов решения. Повторения типовых ситуаций задаются с заданным интервалом времени или непредсказуемо для спортсмена. Программно-аппаратный комплекс, содержащий видеокамеру, фиксирует все двигательные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения двигательных реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации. При этом программно-аппаратный комплекс фиксирует число повторяющихся подряд действий спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации и при превышении заданного лимита информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом.
Упрощенный пример реализации данного способа
На игровое поле приглашается юный футболист, игра которого, по субъективному мнению тренера, характеризуется ярко выраженным стереотипом. На протяжении ряда тренировок было замечено, что данный игрок при обводе соперника совершает часто один и тот же маневр - обход соперника справа. Это легко читается и фиксируется противодействующим соперником, который получает преимущество и легко обыгрывает в единоборствах. Игрок с таким стереотипом предсказуем и поэтому не эффективен для команды.
На игровом поле световым излучателем формируют световой маршрут шириной три метра с непредсказуемо появляющимися на нем запрещенными зонами диаметром два метра. Зоны формируются перед спортсменом на центральной оси маршрута с непредсказуемыми интервалами времени и являются неожиданным игровым препятствием, имитирующим соперника. Задача футболиста - в течении пяти минут пройти с максимальной скоростью по маршруту с обводкой запрещенных зон, при этом стараться разнообразить маневры обхода и не повторять подряд обводку зоны с одной и той же стороны более двух раз. После команды «Старт» при выполнении задания программно-аппаратный комплекс автоматически фиксирует маневры футболиста и при превышении лимита повторений двигательных действий подает спортсмену звуковой и световой сигнал, указывая на отсутствие разнообразия в его маневрах.
Наличие обратной звуковой и световой связи, регулирование лимита допустимых повторений в действиях спортсмена дают возможность контролировать динамику изменения стереотипа. Получение этих знаний позволяет оценивать переобучаемость игрока, следовательно, и его перспективность.
Настоящее изобретение не ограничено вариантами осуществления, приведенными выше. Специалистам в данной области техники будет понятно, какие разнообразные модификации, комбинации, частичные комбинации и замены могут быть сделаны с частью или со всеми компонентами в пределах технического объема и эквивалентов настоящего изобретения.
Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Заявляемый способ позволяет создать искусственно управляемую внешнюю среду и условия, при которых возможна эффективная корректировка двигательного стереотипа спортсмена. Это осуществляется комплексом технических средств и специальной системой упражнений, максимально приближенной к реальным игровым условиям. Вместе с тем, данный способ дает возможность оценить динамику изменения стереотипа игрока, что немаловажно знать для определения потенциала спортсмена и его профессионального развития.
Таким образом, заявляемый способ корректировки двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта с получение новых знаний, которые ранее были недоступны.
Источники информации
1. http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/fiziologiya/fiziologiya_vyisshey_nervnoy_deyatelnosti_i_sensomyih_sistem/dinamicheskiy_stereotip
2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.
4. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12. Бюл. №7.
5. Патент 2577649 RU, МПК А63В 69/00. Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена / Афоныпин В.Е.; опубл. 20.03.2016. Бюл. №7.
Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов (ДСС) в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и др., а также к медицине, психологии, физиологии. Корректировку ДСС проводят в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. С помощью подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь. Изменения световых зон и режимов тренировки задают с помощью программно-аппаратного комплекса (ПАК), в состав которого входит световой излучатель и видеокамера. Сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в разрешенную для движения зону для выполнения поставленной задачи. При этом ПАК в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций (ТИС), которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени. ТИС формируют световыми зонами так, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. ПАК фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждой ТИС. В предъявленных ТИС спортсмену разрешается повторять подряд свои двигательные реакции только заданное число раз. ПАК фиксирует число и порядок повторов реакций подряд в каждой ТИС и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если он превышает заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций. Способ обеспечивает эффективную корректировку ДСС на основе автоматизированного контроля действий спортсмена, обратной связи и системы упражнений в искусственно управляемой среде, а также возможность оценить динамику изменения ДСС для определения его потенциала и дальнейшего профессионального развития.
Способ корректировки двигательного стереотипа спортсмена в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при этом с помощью подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь, причем эти изменения световых зон и режимов тренировки задают с помощью программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера; сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации, при этом спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в разрешенную для движения зону для выполнения поставленной задачи, при этом программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени; типовые игровые ситуации формируют световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю; программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждой типовой игровой ситуации; причем в предъявленных типовых игровых ситуациях спортсмену разрешается повторять подряд свои двигательные реакции только заданное число раз; программно-аппаратный комплекс фиксирует число и порядок повторов реакций подряд в каждой типовой ситуации и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если он превышает заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА РЕАГИРОВАНИЯ СПОРТСМЕНА | 2014 |
|
RU2577649C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ | 2011 |
|
RU2444392C1 |
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2011 |
|
RU2490045C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СПОРТСМЕНА | 2014 |
|
RU2541290C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2014 |
|
RU2547295C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ | 2014 |
|
RU2557503C1 |
US 2015179055 A1, 25.06.2015 | |||
CN 202554868 U, 28.11.2012. |
Авторы
Даты
2017-03-09—Публикация
2016-04-11—Подача