Способ спасения катапультировавшегося летчика и устройство для его осуществления Российский патент 2017 года по МПК B64D25/08 B64D10/00 B64B1/58 

Описание патента на изобретение RU2624125C1

Настоящее изобретение относится к Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Министерству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных ситуаций и, в частности, может быть использовано для спасения летчиков различных летательных аппаратов при авиакатастрофе.

Известна проблема гибели экипажа аварийного летного средства, обусловленная планированием в зонах повышенной опасности, например, в зоне расположения войск противника, попадания в зону лесного пожара, широкого водного пространства и т.д., что связано с низкой неуправляемостью парашюта после катапультирования.

Известен способ спасения парашютиста при катапультировании на малой высоте посредством ускоренного вытягивания парашюта из ранца и наполнения его купола воздухом за счет, например, пиропатронов, сжатого газа и т.д. Пороховая ракета вытягивает парашют, а кольцевая струя газа изнутри низа парашюта быстро приоткрывает купол, после этого напор воздуха быстро наполняет купол см. RU 94045427, B64D 17/72 от 23.12.1994).

Известен способ спасения при падении с высоты по реализующему его устройству, содержащему тормозное устройство, расположенное в переносном контейнере, закрепленном гибкими стропами на человеке посредством системы ремней. При этом тормозное устройство выполнено в виде мягкой оболочки, внутренняя полость которой посредством гибкого полого шланга соединена через управляемый клапан с переносной емкостью, содержащей газ легче воздуха под давлением. Переносной контейнер выполнен в виде запаянного полиэтиленового мешка, снабженного заплечными ремнями, соединенными посредством гибких строп с мягкой оболочкой, а давление газа превышает усилие разрыва контейнера (см. RU 2059531, В64В 1/50, А62В 37/00 от 12.01.1993).

Однако известный способ и реализующее его средство не способно обеспечить безопасность катапультировавшегося летчика от внешних опасностей, например, обстрела летчика с земли противником, падения в широкий водоем, пролета над зоной лесного пожара и т.д.

Целью настоящего изобретения является достижение технического результата по расширению функциональных возможностей за счет спасения катапультировавшегося летчика путем спасения от обстрела, от попадания в очаг лесного пожара, в широкий водоем и т.д.

Указанный технический результат для способа достигается тем, что в известном способе, включающем торможение спускаемого объекта путем наполнения резервуара газом легче воздуха, например, гелием, предлагается после катапультирования летчика и раскрытия парашюта, ориентирование на местности, наметка зоны приземления, определение направления ветра и при попутном ветре создание дополнительного паруса посредством расправления капюшона, периодическое, для ускорения скорости наклонного полета, при встречном ветре предлагается создание постоянного воздушного реактивного движения, при безветрии предлагается создание периодического воздушного реактивного движения, при приближении к высоте, опасной для летчика, например, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, широкого водоема, путем наполнения полостей комбинезона летчика газом легче воздуха, например гелием.

Указанный технический результат для устройства достигается тем, что в устройстве спасения спускающегося с высоты, содержащем резервуар, наполняемый газом легче воздуха, например гелием, предлагается дополнительно ввести прикрепленный к комбинезону летчика капюшон, размещенные на поясном ремне летчика воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, выполненной с возможностью смещения по ремню летчика, а второй выход переключателя через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей резервуар сжатого газа легче воздуха, например гелия, при этом кромка, прижатая к поясному ремню летчика, воздушная турбина выполнена со щелями.

Заявленное изобретение поясняется чертежами.

На Фиг. 1 представлена блок-схема устройства, на Фиг. 2 представлен корпус воздушной турбины со щелями на нижней кромке.

Устройство, реализующее способ спасения катапультировавшегося летчика, представлено на фиг. 1 и 2 и включает:

1 - аккумулятор;

2 - переключатель;

3 - воздушная турбина;

4 - управляемый клапан;

5 - резервуар сжатого хранения газа легче воздуха;

6 - полости комбинезона, заполняемые газом;

7 - капюшон (не показан);

8 - щели на кромке турбины;

9 - поясной ремень летчика.

Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика состоит из аккумулятора 1, который через первый выход переключателя 2 соединен с воздушной турбиной 3. Второй выход переключателя 2 соединен с управляемым клапаном 4, который включает магистраль, соединяющую резервуар сжатого хранения газа легче воздуха 5 с полостями 6 комбинезона летчика, заполняемые газом легче воздуха. Полости могут быть выполнены непосредственно в комбинезоне или нашиты в виде патрубков на него. Комбинезон летчика имеет капюшон 7 (не показан), который расправляется и используется при попутном ветре. Воздушная турбина 3 выполнена с возможностью перемещения по ремню 9 летчика и имеет на кромке, прижатой к ремню 9 летчика, щели 8 для прохода воздуха.

Способ реализуется следующим образом.

После катапультирования и раскрытия парашюта летчик осматривается, ориентируется на местности, намечает безопасную зону приземления, маршрут движения и определяет направление ветра. При попутном ветре, к намеченной зоне приземления, летчик поднимает верхний край капюшона 7 двумя руками и, растянув по ширине, закрепляет его верхние концы на стропах парашюта. Тем самым создается дополнительная парусность, что ускоряет полет летчика в направлении зоны приземления. Обратившись лицом к цели приземления, летчик перемещает по поясному ремню 9 воздушную турбину 3 на спину. Для ускорения полета и спуска летчик периодически переключателем 2 подключает аккумулятор 1 к воздушной турбине 3 (см. Фиг. 1), которая создает дополнительные импульсы реактивного движения в горизонтальной плоскости. При приближении парашюта к высоте, опасной для летчика (высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте огненных языков пламени лесного пожара и т.д.), летчик через второй выход переключателя 2 подключает управляемый клапан 4 к магистрали, соединяющей полости 6 комбинезона летчика и резервуар 5 газа легче воздуха, например гелия, и заполняет полости 6 газом. Это уменьшает вес летчика и снижает скорость спуска парашюта. При встречном движении ветра летчик переключателем 2 подключает воздушную турбину 3 к аккумулятору 1 в положение постоянной работы, тем самым снижая встречное сопротивление ветра. В безветренной атмосфере летчик также, как и в случае движения с попутным ветром, периодически подключает переключателем 2 аккумулятор 1 к воздушной турбине 3, дополнительно создавая импульсы движения горизонтального полета. Использование заявленного способа и устройства позволит избежать опасных для летчика зон, повысить вероятность спасения катапультировавшегося летчика, избежать гибели от таких внешних опасностей, как обстрел с земли противником, попадание в зоны лесных пожаров, в водоемы, на ЛЭП и т.д. Настоящее изобретение может быть использовано, кроме Министерства обороны, в авиационных службах МЧС, в пожарной авиации, в морской службе спасения и других аналогичных службах.

Заявленное изобретение является новым, ранее неизвестным, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - новизна.

Изобретение может быть реализовано на производственной базе любой военно-воздушной части Министерства, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - промышленная применимость.

Похожие патенты RU2624125C1

название год авторы номер документа
Способ спасения катапультировавшегося летчика и устройство для его осуществления 2 2017
  • Ефимочкин Анатолий Павлович
RU2655586C2
Способ спасения самолета при аварии, устройство для его осуществления и датчик крена 2017
  • Ефимочкин Анатолий Павлович
RU2646030C2
САМОРАСКРЫВАЮЩИЙСЯ ПАРАШЮТ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ СТРОПАМИ 2023
  • Харитонов Дмитрий Вячеславович
RU2813173C1
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ЕГО РАЗРУШЕНИИ 2018
  • Перфильев Вячеслав Сергеевич
RU2672220C1
СПОСОБ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕТЧИКА ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Оленев Евгений Александрович
RU2621133C1
УСТРОЙСТВО СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ КАТАПУЛЬТИРОВАНИИ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ УСТРОЙСТВА СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА 2016
  • Оленев Евгений Александрович
RU2624122C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Поздняков Сергей Сергеевич
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Соболев Пётр Петрович
  • Шмуклер Борис Юрьевич
  • Гипич Альберт Фёдорович
  • Смирнова Светлана Александровна
  • Добрынин Вячеслав Васильевич
RU2436711C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА ГРУЗОВ В АТМОСФЕРЕ 2015
  • Бабицкий Борис Соломонович
RU2606784C1
Способ и система приземления парашютиста 2017
RU2671896C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Поздняков Сергей Сергеевич
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Шмуклер Борис Юрьевич
  • Зернов Валерий Рафаилович
  • Киселев Юрий Андреевич
  • Ковба Вячеслав Викторович
  • Шарун Владислав Федорович
RU2551049C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 624 125 C1

Реферат патента 2017 года Способ спасения катапультировавшегося летчика и устройство для его осуществления

Изобретение относится к средствам для спасения летчиков летательных аппаратов. Способ спасения катапультировавшегося летчика включает торможение летчика путем наполнения резервуара газом легче воздуха. После катапультирования летчика и раскрытия парашюта летчика ориентируют на местности, намечают безопасную зону приземления, определяют направление ветра и при попутном ветре создают дополнительную парусность посредством подъема и расправления капюшона комбинезона летчика на стропах парашюта, турбиной при встречном ветре периодически создают постоянное воздушное реактивное движение, при безветрии создают периодическое воздушное реактивное движение. При приближении к высоте, опасной для летчика, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, падении в широкое водное пространство заполняют полости комбинезона летчика газом легче воздуха. Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика содержит резервуар, наполняемый сжатым газом легче воздуха. Летчик дополнительно имеет комбинезон с прикрепленным капюшоном и размещенные на поясном ремне воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, а второй его выход через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей резервуар с полостями комбинезона. Воздушная турбина выполнена с возможностью перемещения по ремню летчика и имеет на конце кромки, прижимающейся к ремню летчика, щели. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей для спасения летчика. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 624 125 C1

1. Способ спасения катапультировавшегося летчика, включающий торможение упомянутого летчика путем наполнения резервуара газом легче воздуха, например гелием, отличающийся тем, что после катапультирования летчика и раскрытия парашюта, летчика ориентируют на местности, намечают безопасную зону приземления, определяют направление ветра и при попутном ветре создают дополнительную парусность посредством подъема и расправления капюшона комбинезона летчика на стропах парашюта, турбиной при встречном ветре периодически создают постоянное воздушное реактивное движение, при безветрии создают периодическое воздушное реактивное движение, при приближении к высоте, опасной для летчика, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, падении в широкое водное пространство заполняют полости комбинезона летчика газом легче воздуха, например гелием.

2. Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика по п.1, содержащее резервуар, наполняемый сжатым газом легче воздуха, например гелием, отличающееся тем, что летчик дополнительно имеет комбинезон с прикрепленным капюшоном и размещенные на поясном ремне воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, а второй его выход через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей упомянутый резервуар с полостями комбинезона, при этом воздушная турбина выполнена с возможностью перемещения по ремню летчика и имеет на конце кромки, прижимающейся к ремню летчика, щели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2624125C1

US 20110198437 A1, 18.08.2011
Способ получения сульфокатионита 1981
  • Ергожин Е.Е.
  • Продиус Л.Н.
  • Каппаров Б.
SU1042327A1
Способ контроля за размывом дна водоема 1989
  • Сенцов Юрий Константинович
  • Захарова Светлана Александровна
SU1640270A1
СПОСОБ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ И КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО 1994
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2102289C1
DE 19601068 A1, 17.07.1997.

RU 2 624 125 C1

Авторы

Ефимочкин Анатолий Павлович

Даты

2017-06-30Публикация

2015-12-18Подача