Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата и устройство его реализующее Российский патент 2024 года по МПК B64D23/00 G09B9/08 G09B9/42 

Описание патента на изобретение RU2832486C1

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и может быть использовано в тренажерах для практических тренировок и отработки действий при аварийном покидании летательного аппарата.

Известны требования, предъявляемые к парашютно-спасательной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, и задачи, решаемые в ходе ее проведения [1, 2].

Парашютно-спасательная подготовка является обязательной для всего летного состава, а также курсантов и слушателей военно-учебных заведений и должна обеспечить решение задач психологической подготовки летного состава к принятию решения на покидание воздушного судна, изучение теории прыжка с парашютом и катапультирования.

Парашютно-спасательная подготовка включает в себя, в том числе тренажи по вынужденному покиданию воздушного судна, катапультированию, тренажи по действиям при снижении на спасательном парашюте и приземлении в различных метеоусловиях на незнакомую, неподготовленную площадку, лес, плоскогорье (горы) или приводнению, с использованием носимого аварийного запаса и спасательных плавательных средств. Летный состав должен постоянно поддерживать навыки в парашютно-спасательной подготовке. Максимальный перерыв в выполнении учебно-тренировочных прыжков летным составом не должен превышать 12 месяцев. В случае превышения указанного срока летный состав от полетов отстраняется до выполнения им учебно-тренировочных прыжков.

Известны способы аварийного покидания воздушных судов (самолетов и вертолетов) в полете [3]. При возникновении в полете самолета аварийной обстановки, когда создается непосредственная угроза жизни экипажа и невозможна экстренная безопасная посадка летательного аппарата одним из способов заключается в аварийном покидания воздушного судна за счет катапультирования кресла вместе с летчиком и последующим автоматическим вводом в действие спасательного парашюта, примененным в катапультных креслах типа К-36. Другой способ заключается в катапультировании укладки спасательного парашюта, а затем члена экипажа, реализованным в катапультной системе типа СКС [4].

При возникновении в полете вертолета аварийной обстановки [5, 6], когда создается непосредственная угроза жизни экипажа и невозможна экстренная безопасная посадка летательного аппарата, экипаж покидает воздушное судно через люк головой вниз, выпрямив ноги и держа ладони рук перед лицом, а затем члены экипажа вводят в работу купол спасательного парашюта.

Известен способ подготовки парашютистов в аэродинамической трубе и устройства его реализующее [7, 8].

Способ заключается в том, что парашютисты помещаются в аэродинамическую трубу, содержащую рабочие зоны с различными параметрами воздушного потока. При этом парашютисты имеют возможность отрабатывать действия по управлению своим телом во время прыжка.

Недостатком данного способа является то, что он дает возможность отработки лишь отдельных элементов десантирования, нет возможности отработки, во-первых, выхода парашютиста из летательного аппарата и его приземления, во-вторых, не обеспечивается отработка управления куполом во время выполнения прыжка.

Известен способ тренировки летного состава по освоению техники катапультирования для вынужденного покидания летательного аппарата личным составом на наземном катапультном тренажере [2]. Способ заключается в том, что обучаемый после соответствующей подготовки (аварийного сбрасывания фонаря, стопорения привязных ремней, принятия изготовочной позы) приводит в действие стреляющий механизм выдергиванием ручек привода катапультирования. Под действием давления пороховых газов катапультное кресло вместе с обучаемым выбрасывается вверх и скользит по направляющим рельсам до определенной высоты в зависимости от силы давления газов (номера пиропатрона). В верхнем положении катапультное кресло автоматически стопорится. Спуск катапультного кресла для повторной имитации катапультирования производится с помощью лебедки наземного катапультного тренажера. Недостатком данного способа является то, что, во-первых, он не позволяет летному составу отработать навыки для его ориентации в сложившейся ситуации и принятию правильного решения об аварийном покидании самолета, дает лишь возможность психофизиологической переносимости перегрузок катапультирования и отработки принятия изготовочной позы личным составом перед катапультированием, во-вторых, он не обеспечивает отработку связи с группой руководства полетами при аварийной ситуации, в-третьих, он не обеспечивает отработку действий личного состава со спасательной парашютной системой после катапультирования. Известен способ тренировки летного состава на парашютном тренажере [2]. Способ заключается в том, что обучаемый с надетыми макетами спасательных парашютов поднимаются на рабочую площадку и по команде руководителя занятий зацепляют свободные концы подвесной системы за лямки кареток. По команде руководителя занятий "Приготовиться" обучаемые изготавливаются к прыжку, взявшись правой рукой за вытяжное кольцо макета основного парашюта. По команде "Пошел" обучаемые один за другим отделяются от рабочей площадки и зависают на несущих тросах. После отсчета времени стабилизации (или по команде руководителя занятий) парашютисты выдергивают вытяжное кольцо и проваливаются, зависая на лямках подвесной системы. После выполнения обучаемыми вводных по действиям в воздухе руководитель занятий подает команду "Приготовиться к приземлению" и вводит в действие спусковую систему, соединенную с замками противовесов, а обучаемые, приняв правильное положение для приземления, спускаются на землю. После приземления свободные концы подвесной системы макета парашюта отстегиваются, в результате чего противовесы опускаются в нижнее положение и автоматически замыкаются в гнездах с помощью замков. Каретки с помощью специального троса и лебедки подтягиваются вверх и убираются в макет летательного аппарата.

Недостатком данного способа является то, что, во-первых, он не дает возможности отработки действий личного состава при катапультировании, во-вторых, не обеспечивает отработку действий личного состава при пилотировании спасательной парашютной системы и приземлении на ней с полезной нагрузкой (носимым аварийным запасом и спасательной лодкой МЛАС-1 ОБ), которая находятся на фале парашютиста при аварийном покидании личным составом летательного аппарата, в-третьих, не обеспечивает отработку действий личного состава при приводнении на спасательной парашютной системе с полезной нагрузкой.

Известен способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее [9] заключающийся в том, что экипированный тренируемый (обучаемый) парашютист занимает свое место в подвесной системе парашюта, закрепленной на раме тренажера, на голову надевают очки виртуальной реальности, инструктор (преподаватель) через управляющий компьютер создает виртуальное пространство и выдает команды тренируемому (обучаемому), программное обеспечение на основе 3D-симуляции создает виртуальное пространство, с учетом физических параметров, динамики парашютного спуска и различных параметров окружающей среды (типов парашютных систем, времени суток, погодных условий, рельефа местности, высоты и скорости полета), используя датчики, фиксирующие воздействия, совершаемые тренируемым (обучаемым) парашютистом на элементы подвесной системы парашюта (стропы управления), программное обеспечение формирует изменение виртуального пространства, моделируя движения парашютиста в воздушной среде от момента покидания летательного аппарата до приземления, после покидания имитируемого летательного аппарата тренируемого (обучаемого) парашютиста обдувают потоком воздуха для имитации воздействия воздушного потока при выполнении прыжка с парашютом, для имитации свободного полета тренируемый (обучаемый), вначале наклоняется вперед рамой с противовесами, а затем запрокидывается на спину, функциональным устройством обеспечивается изменение направлений и свобод перемещения тела тренируемого (обучаемого) парашютиста в пространстве идентичное перемещениям тела при свободном падении и раскрытии парашюта, также имитируется касание тренируемого (обучаемого) парашютиста поверхности Земли и перемещения по ней, за счет физического касания и перемещения по регулируемой движущейся дорожке в момент, скоординированный по времени с демонстрирующимся в очках виртуальной реальности пейзажем места приземления тренируемого (обучаемого), после введения в работу имитируемого парашюта, свободные концы физически появляются в пространстве в зоне плечевого сустава тренируемого (обучаемого), для управления парашютной системой тренируемый (обучаемый) вынимает звенья управления из шлевок фиксации на свободных концах (расчековывает звенья управления), управление имитируемой парашютной системой осуществляется тренируемым (обучаемым) путем воздействия на свободные концы, звенья управления и стропы управления.

Недостатком данного способа является его функциональная ограниченность, он не обеспечивает отработку действий по катапультированию или аварийному покиданию летательного аппарата, а лишь обеспечивает отработку действий тренируемого (обучаемого) после покидания летательного аппарата.

Наиболее близким к заявляемому способу, то есть прототипом, является способ подготовки парашютистов на имитаторе катапультного сиденья парашютного типа для отработки катапультирования из пилотируемого самолета [10].

Способ заключается в том, что обучаемый занимает место в кресле с датчиками, закрепленном на раме тренажера, на голову надевает наголовный дисплей и воздействует на тяговые кольца управления. Полученные от тяговых колец управления команды, обрабатываются и предаются в исполнительные устройства для создания виртуального пространства на основе 3D-симуляции и имитации катапультирования, введения в работу парашютной системы и пилотирования под куполом. Воздушный насос через корпус короба и распылительную головку нагнетает поток воздуха на обучаемого имитируя обучаемому изменение потока воздуха при катапультировании, силовое устройство перемещает кресло с датчиками вверх и вниз, имитируя движения катапультного кресла, при катапультировании, воздушные подушки имитируют воздействия на тело человека при катапультировании, путем надавливания за счет создаваемого в них давления на обучаемого. Воздействия обучаемого на тяговые кольца управления используются для имитации работы парашюта при катапультировании и приземлении. При этом кресло с обучаемым отклоняется на угол хода штока. Все воздействия обучаемого обрабатываются и в надголовный дисплей обучаемого подается соответствующее графическое изображение виртуального пространства на основе 3D-симуляции.

Недостатком данного способа является то, что, во-первых, он прививает ложные навыки, так для катапультирования и управления парашютной системой обучаемый оказывает воздействие на одни и те же органы управления, распложенные а районе головы обучаемого, а для катапультирования в реальных условиях необходимо воздействие на рукоятки катапультирования, распложенные в районе колен, а для пилотирования парашютной системы на звенья управления, изначально распложенные в районе головы, во-вторых, не обеспечена отработка связи при аварийном покидании летательного аппарата, в-третьих, не обеспечена отработка действий в реальной подвесной системе спасательного парашюта.

На фиг. 1 представлена схема устройства, реализующего способ прототип.

Устройство, для реализации способа прототипа, состоит из связанных между собой основания (1), направляющую (2), силовое устройство (3), соматосенсорное кресло (4) с датчиками, очков виртуальной реальности (5) также известного как наголовный дисплей и пару тяговых колец управления (6), контроллер (7), воздушный насос (8), связанный с коробом (10) и распылительной головкой (11). Короб (10) закрыт сверху щелевой крышкой (9). Направляющая (2) расположена вертикально на основании (1). Силовое устройство (3) содержит опорные пластины (12), гидравлический шток (13), набор направляющих дисков (14), ведущий вал (18), соединительную пластину (19), двигатель (20) и набор шестерен (21) и воздействует на соматосенсорное кресло (4). Магнитные бесконтактные выключатели (17) расположены на направляющей (2), согласованы друг с другом для определения высоты силового устройства (3) и его составных частей от поверхности земли и выдачи данных на контроллер (7). Подушки (22) в соматосенсорном кресле (4) используется для имитации перегрузки при катапультировании человека. Опорная пластина (15) расположена в верхней части направляющей (2), на ней смонтирована осветительная лампа (16) и тяговые кольца управления (6). Для имитации управления парашютной системы используется тяговое кольцо управления (6) содержащее корпус (23), тянущий трос (24), кнопку управления (25), модуль беспроводной передачи (26), датчик натяжения (27) и буферная пружина (28) встроены в корпус (23) тягового кольца управления (6). Все операции, выполняемые человеком, обрабатываются контроллером (7), а графическая картина передается в наголовный дисплей (5).

Работа по данному способу осуществляется следующим образом.

Включают осветительную лампу (16) для удобства занятия человеком исходного положения. Человек занимает место на соматосенсорном кресле (4), надевает на голову очки виртуальной реальности (5) и, воздействуя на кнопку управления (25) тягового кольца управления (6), запускает выполнение имитации катапультирования. Команда, полученная от кнопки управления (25) тягового кольца управления (6), поступает и обрабатывается в контроллере (7). По команде контроллера (7) силовое устройство (3) воздействует через гидравлический шток (13) на соматосенсорное кресло (4), которое откланяется назад (а потом возвращает обратно в исходный горизонт) и поднимается вверх совместно с опорными пластинами (12) и набором направляющих дисков (14) до положения, контролируемого магнитным бесконтактным выключателем (17), тем самым имитируя фазу отделения от летательного аппарата. При этом подушки (22) в соматосенсорном кресле (4) оказывают дополнительное давление на человека, тем самым имитируя перегрузки, которые ощущает пилот при катапультировании. Графические изображения, соответствующие данной фазе катапультирования, через контроллер (7) поступают в очки виртуальной реальности (5). Воздушный насос (8) для имитации изменения потока воздуха при катапультировании через щелевую крышку (9) короба (10) и распылительную головку (11) обдувает человека. Для имитации пилотирования купола парашюта человек воздействует на тяговые кольца управления (6). Воздействия человека на тяговые кольца управления (6) обрабатываются контроллером (7) и соматосенсорное кресло (4) перемещается по крену за счет воздействия на него силового устройства (3) через ведущий вал (18). Графические изображения, соответствующие данной фазе катапультирования, через контроллер (7) поступают в очки виртуальной реальности (5).

В скоординированный момент времени по команде контроллера (7) силовое устройство (3) воздействует через гидравлический шток (13) на соматосенсорное кресло (4), опускает его совместно с опорными пластинами (12) и набором направляющих дисков (14) вниз до положения, контролируемого магнитным бесконтактным выключателем (17), тем самым имитируя фазу приземления. Человек снимает очки виртуальной реальности (5) и покидает соматосенсорное кресло (4). Осветительную лампу (16) выключают.

Недостатком устройства является, во-первых, недостатки конструкции которые не позволяют использовать штатные катапультные кресла и парашютную систему, во-вторых, отсутствие возможности ведения речевой связи с группой руководства полетами для принятия решения на аварийное покидание летательного аппарата, в-третьих привитие ложного навыка пилотирования спасательного парашюта, так как конструкция не обеспечивает воздействие на штатные органы управления, отработку действий в нештатных при закрутке строп, приземления на нижние конечности, в-четвертых конструкция не обеспечивает наблюдение графической картины, наблюдаемой обучаемым, в-пятых не обеспечена оценка правильности действий обучаемого на всех этапах имитационного катапультирования.

В основу изобретения положена задача повышения качества обучения летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также курсантов и слушателей военно-учебных заведений в ходе парашютно-спасательной подготовки.

Для достижения указанной цели в способ подготовки личного состава к аварийному покиданию летательного аппарата дополнительно вводится надевание тренируемым (обучаемым) штатной подвесной системы спасательного парашюта в кресле члена экипажа летательного аппарата, экипированные в защитное снаряжение (защитный шлем, кислородное оборудование), индикация признаков особых случаев в полете, воздействие на средства аварийного покидания летательного аппарата (ручку катапультирования или ручку механизма аварийного сброса блистера), перемещение тренируемого (обучаемого) зафиксированного в подвесной системе спасательного парашюта из кресла, введение в поток полезной нагрузки при пилотировании спасательного парашюта, ведение радиопереговоров с группой руководства полетами, воздействие на замки отсоединения свободных концов подвесной системы (ОСК), выполнение оценки действий тренируемого (обучаемого).

Надевание тренируемым (обучаемым) штатной подвесной системы спасательного парашюта находясь в кресле члена экипажа летательного аппарата, происходит, как и при реальный действиях члена экипажа после занятия своего рабочего места в кабине летательного аппарата.

Так, согласного руководства по летной эксплуатации самолета Су-27СК [11], летчик после занятия своего рабочего места в кабине летательного аппарата типа, в частности, необходимо: надеть и застегнуть подвесную систему парашюта (она должна плотно облегать тело летчика) и плотно подогнать ее, подсоединить коммутационные разъемы полетного снаряжения, подсоединить карабин фала носимого аварийного запаса (НАЗ) к кольцу на снаряжении; проверить на кресле работу механизма притяга пояса и плотно подтянуть и застопорить поясные ремни.

Согласного инструкции экипажу вертолета Ми-8Т [12], после окончания осмотра вертолета, командир экипажа, летчик-штурман, бортовой техник должны занять свои рабочие места, надеть парашюты, сесть в кресла и выполнить следующие операции:

- подогнать и застегнуть привязные ремни;

- присоединить карабин фала гибкой шпильки полуавтомата парашютного комбинированного унифицированного (ППК-У) к специальному узлу на сиденья;

- подключить шлемофон.

Экипированные в защитное снаряжение (защитный шлем, кислородное оборудование), выполняется тренируемым (обучаемым) путем надевания на голову защитного шлема серии ЗШ-7 или ЗШ-5 в зависимости от типа летательного аппарата и фиксации на дыхательных путях кислородной маски серии КМ-34, КМ-35 или КМ-16Н (в зависимости от типа летательного аппарата) после занятия своего рабочего места в кресле имитируемого летательного аппарата.

Индикация признаков особых случаев в полете, производится на приборной панели летального аппарата и соответствует признаков случаев при невозможности устранения которых, экипаж летательного аппарата должен экстренно его покинуть.

Особые случаи в полете, их признаки и действия экипажа для летательных аппаратов с самолетной схемой планера приведены в таблице 1.

В зависимости от типа имитируемого летательного аппарата, для аварийного его покидания тренируемым (обучаемым) воздействует на средства аварийного покидания летательного аппарата. Для катапультирования из летательного аппарата, тренируемым (обучаемым) выполняется воздействие на ручку катапультирования, а для покидания летательного аппарата через блистер окна, тренируемым (обучаемым) выполняется воздействие на механизм аварийного сброса блистера.

Для пилотирования парашютной системы выполняется перемещение тренируемого (обучаемого) зафиксированного в подвесной системе спасательного парашюта из кресла. Тренируемый (обучаемый) отделяется от кресла имитируемого летательного аппарата, оказывает воздействие на звенья управления спасательного парашюта, а в отдельных типах спасательных парашютов и на звено ручного раскрытия для введения его в работу, что идентично действиям при аварийном покидании летательного аппарата.

При имитации нештатной работы парашютной системы и особых случаях во время совершения прыжка с парашютом, закрепленных в руководстве по воздушно-десантной подготовке [13], например закрутка строп купола парашюта, тренируемым (обучаемым) доложен взяться руками за свободные концы, стропы управления и провести действия, предусмотренные руководством по воздушно-десантной подготовке.

Введение в поток купола спасательной парашютной системы производится на заданной высоте автоматически при имитации катапультирования из летательного аппарата или при воздействие тренируемым (обучаемым) на звено ручного раскрытия парашютной системы, при имитации без катапультного авариного покидания летательного аппарата.

Введение в поток полезной нагрузки при пилотировании спасательного парашюта выполняется путем имитации введения фала с НАЗом и лодкой МЛАС-1 ОБ, который должен быть отцеплен тренируемым (обучаемым) на заданной высоте перед приземлением или приводнением.

Ведение радиопереговоров с группой руководства полетами выполняется через штатные средства защитного шлема или кислородной маски (микрофон ДЭМШ-1А) в порядке, предусмотренном руководством по летной эксплуатации.

Воздействие на замок ОСК подвесной системы, осуществляется для отсоединения купола основного парашюта при приводнении и для быстрого гашения купола спасательного парашюта при приземлении в сильный ветер в целях предотвращения протаскивания парашютиста по земле.

Выполнение оценки действий тренируемых (обучаемых) производится автоматически встроенным программным обеспечением, на базе заложенных в него алгоритмов оценки включающих оценку действий в кабине летательного аппарата, действий на высоте, оценку точности приземления, оценку воздействия на органы управления и прочим критериям.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, приведено на фиг. 2 и состоит из связанных между собой ранее известных очков виртуальной реальности (5), направляющих (2) и вновь введенных жестко закрепленной на поверхности пола помещения рамы тренажера (29), содержащей кресло члена экипажа летательного аппарата (30), подвижную раму с устройством управления парашютом (31), электроприводы (32), цепную передачу (30-33) от электропривода (32) через маховик (34) к имитатору кресла члена экипажа летательного аппарата (29) и от электропривода (7) к подвижной раме с устройством управления парашютом (31), содержащей каретки управления (35), свободные концы (37), звенья управления (38), стропы управления (36), шкафа управления (38), видеокамеры (39), подвесной системы (40) спасательного парашюта, содержащего вытяжное кольцо (41) и замки ОСК (42), тренируемого (обучаемого) (43), управляющего компьютера (44), генераторы воздушного потока (45), колонки акустической системы (46), имитатора замыкающего приспособления полезной нагрузки (47), защитный шлем (48) содержащий очки виртуальной реальности (5) связанные с управляющим компьютером (44) и микрофонную систему (49), кислородную маску (50) содержащую микрофонную систему (49), устройство имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51), ручку катапультирования (52), имитатор устройства авариного сброса блистра (53), рабочего места инструктора (54), содержащего микрофонную систему (49), устройство отображения данных (55) и устройство ввода информации (56), связанные с управляющим компьютером (44).

Предлагаемое устройство, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом:

В обоих вариантах условия имитации аварийной ситуации летательного аппарата задаются на месте инструктора (54) с устройства ввода информации (56), связанного с управляющим компьютером (44). Заданные условия имитации аварийной ситуации летательного аппарата отображаются оператору на устройстве отображения данных (55). Тренируемый (обучаемый) (43) занимает место в имитаторе кресла члена экипажа летательного аппарата (30), фиксируется в подвесной системы (40) спасательного парашюта, советующего типу требуемого летательного аппарата, надевает защитный шлем (48) с очками виртуальной реальности (5) (ЗШ-5, ЗШ-7АП или ЗШ-7 В). Генераторы воздушного потока (45) выполнены в виде осевых вентиляторов.

При этом ранец подвесной системы (40) через цепную передачу (33) соединен с подвижной рамой с устройством управления парашютом (31), а кресло члена экипажа летательного аппарата (30) распложен перед устройством имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51) идентично расположению в кабине реального летального аппарата. Устройством имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51) содержит приборную панель имитируемого типа летательного аппарата, ручку управления летательным аппаратом, ручку управления двигателем, требуемые для устранения аварийной ситуации переключатели кабины летательного аппарата.

В варианте реализации устройства, для отработки авариного покидания летательного аппарата методом катапультирования, кресло члена экипажа летательного аппарата (30), выполнен в виде унифицированной катапультной установки серии К-36Д или К-37-800М [3, 15] (для имитации вертолета Ка-52), содержит ручку катапультирования (52), подвесная система (40) выполнена в виде подвесной стремы спасательного парашюта ПСУ-36. Тренируемый (обучаемый) (43) надевает кислородную маску (50) серии КМ-34 или КМ-35 содержащую микрофонную систему (49).

С рабочего места инструктора (54) через управляющий компьютер (44) запускается программа, которая осуществляет управление тренажером и осуществляет формирование виртуального пространства. Программное обеспечение тренажера для подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата обеспечивает задание набора аварийных ситуаций на борту летательного аппарата и вероятность выхода из них при выполнение экипажем действий по борьбе за живучесть, имитацию кабинного и закабинного пространства летательного аппарата, отработку действий по катапультированию и пилотированию спасательного парашюта тренируемым (обучаемым) (43) в установленное время суток и в установленных метеоусловиях (скорости ветра на высотах, как в приземном слое от 0 до 50 метров, так и на высотах до 20000 метров, горизонтальном и вертикальном метеоминимуме), отработку действий тренируемым (обучаемым) (43) по приземлению, приводнению на спасательном парашюте на различные площадки приземления (подготовленные и естественные ландшафты земной поверхности).

Виртуальное пространство формируется управляющим компьютером (44) и отображается тренируемому (обучаемому) (43) в очках виртуальной реальности (5), располагаемом на защитном шлеме (48) на голове тренируемого (обучаемого) (43).

Тренируемый (обучаемый) (43) наблюдает в виртуальном пространстве трехмерное изображение виртуального мира (кабину экипажа летательного аппарат со средствами управления и приборами, поверхность Земли, облака, экстерьер летательного аппарата, летный комбинезон, кислородную маску, систему крепления спасательного парашюта и т.д.) таким образом, обеспечивается возможность имитации действий летного состава при аварийной ситуации и его аварийного покидания летательного аппарата, действий летного состава во время имитации катапультирования и действия под куполом спасательного парашюта (действия при закрутке строп, пилотирование, приземление (приводнение)).

Видеокамера (39) по команде управляющего компьютера (44) начинает видео фиксацию поведения и совершаемых действий тренируемым (обучаемым) (43). Запись продолжается от момента начала имитации аварийной ситуации на борту летательного аппарата до момента ее прекращения или приземления (приводнения).

Звуковая картина формируется управляющим компьютером (44) через колонки акустической системы (46), и включает имитацию гула моторов летательного аппарата, звуки ветра, звуки от работы парашютной системы, катапультного кресла, голос командира экипажа, подающего исполнительную команду тренируемому (обучаемому) (43) - «Прыжок», голос группы руководства полетами, обеспечивающего радиосвязь с летательным аппаратом.

Аудиосопровождение тренировки производятся через колонки акустической системы (46), посредством доведения тренируемому (обучаемому) (43) озвученных через микрофонную систему (49) рабочего места инструктора (54) исполнительных команд и вводных, как во время выполнения учебного задания, так и перед его началом.

По команде, поступающей из управляющего компьютера (44) через шкаф управления (38), тренируемому (обучаемому) (43) в виртуальном пространстве формируется картина кабины пилотов летательного аппарат, с показаниями приборов и индикаторов, соответствующая заданной авариной ситуации. Воздействуя на органы управления, переключатели и тумблеры на устройстве имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51), тренируемый (обучаемый) (43) выполняет действия по борьбе за живучесть летательного аппарата, которые отображаются виртуальном пространстве и доводятся тренируемому (обучаемому) (43) в очках виртуальной реальности (5). При имитации работы капитана летательного аппарата, тренируемый (обучаемый) (43) выполняет имитацию радиообмена с группой руководства полетами и внутрикабинной связи с членами экипажа, через микрофонную систему (49), расположенный в зависимости от типа имитируемого летательного аппарата в защитном шлеме (48) или кислородной маске (50). Ответ на имитацию радиообмена с группой руководства полетами и внутрикабинной связи с членами экипажа выполняется оператором, находящимся за рабочим местом инструктора (54), или управляющим компьютером (44).

В случае принятия тренируемым (обучаемым) (43) решения о необходимости катапультирования, исходя из звуковой картины, показаний приборов летательного аппарат отображаемых в виртуальном пространстве в очках виртуальной реальности (5), тренируемый (обучаемый) (43) сжимает один или оба рычага стопорения и энергично вытягивает ручки катапультирования (52).

При вытягивании ручки катапультирования (52) по команде, поступающей из управляющего компьютера (44) через шкаф управления (38), происходит:

- имитация в виртуальном пространстве аварийный сброс фонаря самолета, сход светофильтра защитного шлема;

- в кресле члена экипажа летательного аппарата (29) осуществляется притяг плеч, пояса, ограничение разброса рук тренируемого (обучаемого) (43) и подъем ног летчика тренируемого (обучаемого) (43).

В случае имитации отказа системы аварийного сброса фонаря, тренируемый (обучаемый)(43) должен отпустить ручки катапультирования (52), сбросить фонарь с помощью системы его автономного аварийного сброса, расположенной в кресле члена экипажа летательного аппарата (29) и повторить вытягивание ручки катапультирования (52).

При этом тренируемый (обучаемый) (43) наблюдает в очках виртуальной реальности (5) изменения положения тела тренируемого (обучаемого) (43) и виртуальных объектов в виртуальном пространстве (поверхность Земли, летательный аппарат, катапультное кресло и т.д.).

- электропривод (32) через маховик (34) цепной передачей (30) поднимает кресло члена экипажа летательного аппарата (30) с тренируемым (обучаемым) (43) зафиксированной в ранце подвесной системой (40) спасательного парашюта вверх на 220-240 мм, имитируя движения катапультного кресла по рельсам из кабины летательного аппарата и включения системы стабилизации;

Для имитации потока воздуха воздействующего на члена летного состава при реальном катапультировании и прыжке с парашютом, потоки воздуха формируются генераторами воздушного потока (45) и обдувают тренируемого (обучаемого) (43), потоки воздуха изменяются генераторами воздушного потока (45) по команде шкафа управления (38) в зависимости от данных поступающих от очков виртуальной реальности (5). Помимо этого, управляющий компьютер (44) может создавать аудио имитацию ветра и передавать звуки тренируемому (обучаемому) (43) через колонки акустической системы (46).

- на ходе кресла члена экипажа летательного аппарата (30) в 900-960 мм выполняется притяг и фиксация ног тренируемого (обучаемого) (43);

- на ходе кресла члена экипажа летательного аппарата (30) в 1045 мм, электропривод (32) через маховик (34) цепной передачей (30) отклоняет, в зависимости от положения в виртуальном пространстве аварийного летательного аппарата, по крену кресло члена экипажа летательного аппарата (30) на угол до 95 градусов, имитируя сход катапультного кресло с направляющих кабины летательного аппарат и его перемещение стабилизирующими парашютами.

При достижении кресла члена экипажа летательного аппарата (30) с тренируемым (обучаемым) (43) зафиксированной в ранце подвесной системой (40) спасательного парашюта заданной высоты по команде, поступающей из управляющего компьютера (44) через шкаф управления (38) в имитаторе кресла члена экипажа летательного аппарата (30) происходит освобождение ремней механизма притяга плеч, пояса и ремней захватов ног, освобождение рук летчика ограничителями разброса рук тренируемого (обучаемого) (43), в виртуальном пространстве происходит имитация введения в работу купала спасательного парашюта, отделения кресла от тренируемого (обучаемого) (43), выход НАЗа. Управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5), где лодка МЛАС-1 ОБ из состава НАЗ и контейнер с НАЗ, на фале находящиеся под тренируемым (обучаемым) (43). Тем самым имитируется введение в поток полезной нагрузки.

При этом тренируемый (обучаемый) (43) зафиксированной в ранце подвесной системой (40) спасательного парашюта перемещается из имитатора кресла члена экипажа летательного аппарата (30) электроприводом (32) через цепную передачу (33) к подвижной раме с устройством управления парашютом (31). Электропривод (32) через маховик (34) цепной передачей (30) опускает кресло члена экипажа летательного аппарата (30) в исходное положение.

Тренируемый (обучаемый) (43) осматривает имитируемую в виртуальном пространстве обстановку, отображаемую в очках виртуальной реальности (5), и осязает свободные концы (37) парашюта, связанные с подвижной рамой с устройством управления парашютом (31), и стропы управления (36), также связанные с подвижной рамой с устройством управления парашютом (31), расчековывает звенья управления (38).

Подвижная рама с устройством управления парашютом (31) электроприводом (32), через цепную передачу (33) перемещается по направляющим (2) рамы тренажера (29) вперед за место расположения устройства имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51).

Для имитации работы спасательного парашюта в реальном прыжке тренируемый (обучаемый) (43) воздействует на звенья управления (38) строп управления (36) или свободные концы (37), тем самым формирует в подвижной раме с устройством управления парашютом (31) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (38) для выдачи управляющих сигналов электроприводу (32), которое наматывает или ослабляет правые или левые свободные концы (37) через каретки управления (35), изменяя крен положения тела тренируемого (обучаемого) (43), в подвижной раме с устройством управления парашютом (31) относительно вертикальной плоскости по отношению к поверхности Земли.

Изменения положения тела тренируемого (обучаемого) (43) обрабатываются в шкафу управления (38), управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство с изменениями относительно положения тела тренируемого (обучаемого) (43), отображая в очках виртуальной реальности (5) виртуальные объекты с измененным положением относительно положения тела тренируемого (обучаемого) (43), таким образом, обеспечивается возможность имитации пилотирования парашюта и приземления.

Движения, совершаемые руками или ногами тренируемого (обучаемого) (43) в реальном пространстве, фиксируются и измеряются видеокамерой (39). Данные видеокамеры (39) обрабатываются в управляющем компьютере (44).

При отработке действий при нештатной ситуации во время прыжка с парашютом (закрутке строп парашюта) тренируемый (обучаемый) (43) разводит свободные концы (37), тем самым перемещает их каретки управления (35) по подвижной раме с устройством управления парашютом (31) раме свободных концов и строп (23) каретки управления (35). При перемещении кареток управления (35) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (38), управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5) с изменениями положения свободных концов (37), строп управления (36) и купола спасательного парашюта.

При отработке действий по приводнению тренируемый (обучаемый) (43) в требуемый момент времени, воздействуя на замки ОСК (42), формирует сигнал, обрабатываемый в шкафу управления (38).

Обработав поступивший сигнал, шкаф управления (38) через управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5), содержащее отсоединение купола спасательного парашюта. Также воздействуя на имитатор замыкающего приспособления полезной нагрузки (32), формирует сигнал, обрабатываемый в шкафу управления (38). Обработав поступивший сигнал, шкаф управления (38) через управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5), содержащее отсоединение от тренируемого (обучаемого) (43) НАЗ и лодки МЛАС-1 ОБ. Тем самым имитируются действия, совершаемые летным составом при приводнении.

Для имитации потока воздуха воздействующего на парашютиста при реальном прыжке, потоки воздуха формируются генераторами воздушного потока (45) и обдувают тренируемого (обучаемого) (43), потоки воздуха изменяются генераторами воздушного потока (45) по команде шкафа управления (38) в зависимости от данных поступающих от очков виртуальной реальности (5). Помимо этого, управляющий компьютер (44) может создавать аудио имитацию ветра и передавать звуки тренируемому (обучаемому) (43) через колонки акустической системы (46).

Данные от электропривода (32) подвижной рамы с устройством управления парашютом (31), кареток управления (35), генераторов воздушного потока (45) поступают через шкаф управления (38) в управляющий компьютер (44), где обрабатываются совместно с данными о виртуальном пространстве. Управляющий компьютер (44), принимая во внимание массу тела тренируемого (обучаемого) (43), ускорение свободного падения, направление и скорость имитируемого ветра, взаимодействие тренируемого (обучаемого) (43) с объектами в виртуальном пространстве, генерирует изменения в виртуальном пространстве с учетом обработанных данных, например, измененные положения в виртуальном пространстве частей парашюта или положения облаков, поверхности Земли.

Измененные данные виртуального пространства отображаются тренируемому (обучаемому) (43) в очках виртуальной реальности (5), а также выводятся на рабочее место инструктора (54).

Формирование виртуального пространства с изменениями, связанными с физическими действиями тренируемого (обучаемого) (43), в реальном пространстве и отображением данного пространства тренируемому (обучаемому) (43), обеспечивает возможность имитации и отработки действий по управлению спасательным парашютом и полезной нагрузкой в процессе снижения и приземления, гашения горизонтальной составляющей скорости полета, тренируемого (обучаемого) (43) перед приземлением.

Для имитации приземления тренируемый (обучаемый) (43) занимает правильную позу (ноги плотно сжаты, слегка согнуты в коленях и немного выставлены вперед, стопы ног крепко прижаты друг другу и находятся в одной плоскости с поверхностью приземления, так чтобы приземление произошло одновременно на всю площадь обеих стоп, сведенных вместе), при достижении высоты 30-50 метров воздействует на свободные концы (37), сигналы кареток управления (35) поступают в управляющий компьютер (44) шкафа управления (38), в скоординированный момент времени по команде шкафа управления (38) электропривод (32) подвижной рамы с устройством управления парашютом (31) изменяет положение тренируемого (обучаемого) (43) так, чтобы коснулся ногами поверхности пола помещения с требуемой силой, имитирующей скорость приземления парашютиста при прыжке с парашютом в реальных условиях (6 м/с).

После приземления или приводнения тренируемый (обучаемый) (43) снимает очки виртуальной реальности (5) и подвесную систему (40).

Управляющий компьютер (44), основываясь на данных от электропривода (32) подвижной рамы с устройством управления парашютом (31), кареток управления (35), видеокамеры (39), имитатора замыкающего приспособления полезной нагрузки (32), имитатора замка ОСК (42), анализирует действия тренируемого (обучаемого) (43) от его фиксации в имитаторе кресла члена экипажа летательного аппарата (30) до момента имитации приземления и выдает рекомендуемую оценку тренируемого (обучаемого) (43) за выполненные действия.

Инструктор на рабочем месте инструктора (54), основываясь на данных видеокамеры (39), рекомендованной управляющим компьютером (44) оценки тренируемого (обучаемого) (43) за выполненные действия в аварийной ситуации, принимает решение об итоговой оценке тренируемого (обучаемого) (43) и вносит ее в данные программы, которая осуществляет управление тренажером.

В варианте реализации устройства, для отработки авариного покидания летательного аппарата безкатапультным методом, кресло члена экипажа летательного аппарата (30), выполнено в виде сиденья летчика 8АТ-7530-00 или сиденья борттехника 8АТ-7502-00 [14], подвесная система (40) выполнена в зависимости от типа имитируемого летательного аппарата в виде подвесной стремы спасательного парашюта С-3-3К, С-3-3, С-4У, С-5К, ПЛП-60, ПН-58 или ПС-М. При имитации полетов на высоте боле 4000 метров тренируемый (обучаемый) (43) надевает кислородную маску (50) КМ-16Н, содержащую микрофонную систему (49).

С рабочего места инструктора (54) через управляющий компьютер (44) запускается программа, которая осуществляет управление тренажером и осуществляет формирование виртуального пространства. Программное обеспечение тренажера для подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата обеспечивает задание набора аварийных ситуаций на борту летательного аппарата и вероятность выхода из них при выполнение экипажем действий по борьбе за живучесть, имитацию кабинного и закабинного пространства летательного аппарата, отработку действий по авариному покиданию летательного аппарата и пилотированию спасательного парашюта тренируемым (обучаемым) (43) в установленное время суток и в установленных метеоусловиях (скорости ветра на высотах, как в приземном слое от 0 до 50 метров, так и на высотах до 6000 метров, горизонтальном и вертикальном метеоминимуме), отработку действий тренируемым (обучаемым) (43) по приземлению, приводнению на спасательном парашюте на различные площадки приземления (подготовленные и естественные ландшафты земной поверхности).

Виртуальное пространство формируется управляющим компьютером (44) и отображается тренируемому (обучаемому) (43) в очках виртуальной реальности (5), располагаемом на защитном шлеме (48) на голове тренируемого (обучаемого) (43).

Тренируемый (обучаемый) (43) видит в виртуальном пространстве трехмерное изображение виртуального мира (кабину экипажа летательного аппарат со средствами управления и приборами, поверхность Земли, облака, экстерьер летательного аппарата, летный комбинезон, кислородную маску, систему крепления спасательного парашюта и т.д.) таким образом, обеспечивается возможность имитации действий летного состава при аварийной ситуации и его аварийного покидания летательного аппарата и действия под куполом спасательного парашюта (действия при закрутке строп, пилотирование, приземление (приводнение)).

Видеокамера (39) по команде управляющего компьютера (44) начинает видеофиксацию поведения и совершаемых действий тренируемым (обучаемым) (43). Запись продолжается от момента начала имитации аварийной ситуации на борту летательного аппарата до момента ее прекращения или приземления (приводнения).

Звуковая картина формируется управляющим компьютером (44) через колонки акустической системы (46), включаются имитация гула моторов летательного аппарата, звуки ветра, звуки от работы парашютной системы, голос командира экипажа, подающего исполнительную команду тренируемому (обучаемому) (43) - «Прыжок», голос группы руководства полетами, обеспечивающего радиосвязь с летательным аппаратом.

Аудиосопровождение тренировки производится через колонки акустической системы (46) посредством доведения тренируемому (обучаемому) (43) озвученных через микрофонную систему (49) рабочего места инструктора (54) исполнительных команд и вводных как во время выполнения учебного задания, так и перед его началом.

По команде, поступающей из управляющего компьютера (44) через шкаф управления (38) тренируемому тренируемому (обучаемому) (43), в виртуальном пространстве формируется картина кабины пилотов летательного аппарата с показаниями приборов и индикаторов, соответствующая заданной авариной ситуации. Воздействуя на органы управления, переключатели и тумблеры на устройстве имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51), тренируемый (обучаемый) (43)выполняет действия по борьбе за живучесть летательного аппарата, которые отображаются в виртуальном пространстве и доводятся тренируемому (обучаемому) (43) в очках виртуальной реальности (5). При имитации работы капитана летательного аппарата тренируемый (обучаемый) (43) выполняет имитацию радиообмена с группой руководства полетами и внутрикабинной связи с членами экипажа через микрофонную систему (49), расположенную в зависимости от типа имитируемого летательного аппарата в защитном шлеме (48) или кислородной маске (50). Ответ на имитацию радиообмена с группой руководства полетами и внутрикабинной связи с членами экипажа выполняется оператором, находящимся за рабочим местом инструктора (54), или управляющим компьютером (44).

В случае принятия тренируемым (обучаемым) (43) решения о необходимости авариного покидания летательного аппарата исходя из звуковой картины, показаний приборов летательного аппарата, отображаемых в виртуальном пространстве в очках виртуальной реальности (5), тренируемый (обучаемый) (43) встает одной ногой на кресло члена экипажа летательного аппарата (30), другой - на поверхность пола помещения и, воздействуя на имитатор устройства авариного сброса блисетра (53), формирует сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (38) для выдачи из управляющего компьютера (44) через шкаф управления (38), в очках виртуальной реальности (5) виртуальных объектов в виртуальном пространстве (кабины пилотов летательный аппарат с открытого окном кабины, поверхность Земли, закабинного пространства и т.д.), наблюдаемого тренируемым (обучаемым) (43) в очках виртуальной реальности (5).

Для имитации потока воздуха, воздействующего на члена летного состава при реальном покидании летательного аппарата и прыжке с парашютом, потоки воздуха формируются генераторами воздушного потока (45) и обдувают тренируемого (обучаемого) (43), потоки воздуха изменяются генераторами воздушного потока (45) по команде шкафа управления (38) в зависимости от данных, поступающих от очков виртуальной реальности (5). Помимо этого, управляющий компьютер (44) может создавать аудио имитацию ветра и передавать звуки тренируемому (обучаемому) (43) через колонки акустической системы (46).

Тренируемый (обучаемый) (43) подает телом вперед, тем самым имитируя переваливание через борт летательного аппарата и его покидание. Видеокамера (39) фиксирует действия обучаемого и обрабатывает их. По результатам обработки управляющий компьютер (44) через шкаф управления (38) подает сигнал электроприводу (7), который через маховик (34) цепной передачей (30) отклоняет тренируемого (обучаемого) (43) зафиксированным в ранце подвесной системы (40) спасательным парашютом вперед на угол от 7 до 10 градусов, имитируя вынужденное покидание борта летательного аппарата, а затем назад, на угол от 90 до 103 градусов, так, чтобы тело тренируемого (обучаемого) (43) находилось в плоскости, параллельной плоскости поверхности Земли, имитируя фазу свободного падения при совершении прыжка.

При достижении креслом члена экипажа летательного аппарата (30) с тренируемым (обучаемым) (43) зафиксированной в ранце подвесной системой (40) спасательного парашюта заданной высоты по команде, поступающей из управляющего компьютера (44) через шкаф управления (38), электроприводом (32) через цепную передачу (33) перемещает тренируемого (обучаемого) (43) к подвижной раме с устройством управления парашютом (31).

Подвижная рама с устройством управления парашютом (31) электроприводом (32), через цепную передачу (33) перемещается по направляющим (2) рамы тренажера (29) вперед за место расположения устройства имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата (51).

При этом тренируемый (обучаемый) (43) наблюдает в очках виртуальной реальности (5) изменения положения тела тренируемого (обучаемого) (43) и виртуальных объектов в виртуальном пространстве (поверхность Земли, летательный аппарат, открытие купола спасательного парашюта и т.д.).

Если тренируемый (обучаемый) (43) не воздействует на вытяжное кольцо (31) в течение 2,9 секунды после имитации покидания летательного аппарата в аварийной ситуации, то управляющий компьютер (44), через 3 секунды автоматически, формирует сигнал шкафу управления (38), идентичный сигналу, воздействуя на вытяжное кольцо (31), а тренируемый (обучаемый) (43) начинает наблюдать в виртуальном пространстве в очках виртуальной реальности (5) купол спасательного парашюта.

Тренируемый (обучаемый) (43) осматривает имитируемую в виртуальном пространстве обстановку, отображаемую в очках виртуальной реальности (5) и осязает свободные концы (37) парашюта, связанные с подвижной рамой с устройством управления парашютом (31) и стропы управления (36), также связанные с подвижной рамой с устройством управления парашютом (31), расчековывает звенья управления (38).

Для имитации работы спасательного парашюта в реальном прыжке тренируемый (обучаемый) (43) воздействует на звенья управления (38) строп управления (36) или свободные концы (37), тем самым формирует в подвижной раме с устройством управления парашютом (31) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (38), для выдачи управляющих сигналов электроприводу (32), которое наматывает или ослабляет правые или левые свободные концы (37) через каретки управления (35), изменяя крен положения тела тренируемого (обучаемого) (43) в подвижной раме с устройством управления парашютом (31) относительно вертикальной плоскости по отношению к поверхности Земли.

Изменения положения тела тренируемого (обучаемого) (43) обрабатываются в шкафу управления (38), управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство с изменениями относительно положения тела тренируемого (обучаемого) (43), отображая в очках виртуальной реальности (5) виртуальные объекты с измененным положением относительно положения тела тренируемого (обучаемого) (43), таким образом, обеспечивается возможность имитации пилотирования парашюта и приземления.

Движения, совершаемые, руками или ногами тренируемого (обучаемого) (43) в реальном пространстве, фиксируются и измеряются видеокамерой (39). Данные видеокамеры (39) обрабатываются в управляющем компьютере (44).

При отработке действий при нештатной ситуации во время прыжка с парашютом (закрутке строп парашюта) тренируемый (обучаемый) (43) разводит свободные концы (37), тем самым перемещает их каретки управления (35) по подвижной раме с устройством управления парашютом (31) раме свободных концов и строп (23) каретки управления (35). При перемещении кареток управления (35) сигналы, обрабатываемые в шкафу управления (38), управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5) с изменениями положения свободных концов (37), строп управления (36) и купола спасательного парашюта.

Тренируемый (обучаемый) (43) в требуемый момент времени, воздействуя на имитатор замыкающего приспособления полезной нагрузки (32), формирует сигнал, обрабатываемый в шкафу управления (38).

Обработав поступивший сигнал, шкаф управления (38), чрез управляющий компьютер (44), формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5), содержащее лодку МЛАС-1 ОБ и контейнер НАЗ1 на фале, находящиеся под тренируемым (обучаемым) (43). Тем самым имитируется введение в поток полезной нагрузки.

При отработке действий по приводнению тренируемый (обучаемый) (43) в требуемый момент времени, воздействуя на замки ОСК (42), формирует сигнал, обрабатываемый в шкафу управления (38).

Обработав поступивший сигнал, шкаф управления (38), чрез управляющий компьютер (44) формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5), содержащее отсоединение купола спасательного парашюта.

Также воздействуя на имитатор замыкающего приспособления полезной нагрузки (32), формирует сигнал, обрабатываемый в шкафу управления (38). Обработав поступивший сигнал, шкаф управления (38), чрез управляющий компьютер (44), формирует виртуальное пространство, отображаемое в очках виртуальной реальности (5), содержащее отсоединение от тренируемого (обучаемого) (43) НАЗ и лодки МЛАС-1 ОБ. Тем самым имитируется действия, совершаемые летным составом при приводнении.

Для имитации потока воздуха воздействующего на парашютиста при реальном прыжке потоки воздуха формируются генераторами воздушного потока (45) и обдувают тренируемого (обучаемого) (43), потоки воздуха изменяются генераторами воздушного потока (45) по команде шкафа управления (38) в зависимости от данных поступающих от очков виртуальной реальности (5). Помимо этого, управляющий компьютер (44) может создавать аудио имитацию ветра и передавать звуки тренируемому (обучаемому) (43) через колонки акустической системы (46).

Данные от электропривода (32) подвижной рамы с устройством управления парашютом (31), кареток управления (35), генераторов воздушного потока (45) поступают через шкаф управления (38) в управляющий компьютер (44), где обрабатываются совместно с данными о виртуальном пространстве. Управляющий компьютер (44), принимая во внимание массу тела тренируемого (обучаемого) (43), ускорение свободного падения, направление и скорость имитируемого ветра, взаимодействие тренируемого (обучаемого) (43) с объектами в виртуальном пространстве, генерирует изменения в виртуальном пространстве с учетом обработанных данных, например, измененные положения в виртуальном пространстве частей парашюта или положения облаков, поверхности Земли.

Измененные данные виртуального пространства отображаются тренируемому (обучаемому) (43) в очках виртуальной реальности (5), а также выводятся на рабочее место инструктора (54).

Формирование виртуального пространства с изменениями, связанными с физическими действиями тренируемого (обучаемого) (43), в реальном пространстве и отображением данного пространства тренируемому (обучаемому) (43) обеспечивает возможность имитации и отработки действий по управлению спасательным парашютом и полезной нагрузкой в процессе снижения и приземления, гашения горизонтальной составляющей скорости полета, тренируемого (обучаемого) (43) перед приземлением.

Для имитации приземления тренируемый (обучаемый) (43) занимает правильную позу (ноги плотно сжаты, слегка согнуты в коленях и немного выставлены вперед, стопы ног крепко прижаты друг другу и находятся в одной плоскости с поверхностью приземления, так чтобы приземление произошло одновременно на всю площадь обеих стоп сведенных вместе), при достижении высоты 30-50 метров воздействует на свободные концы (37), сигналы кареток управления (35) поступают в управляющий компьютер (44) шкафа управления (38), в скоординированный момент времени по команде шкафа управления (38) электропривод (32) подвижной рамы с устройством управления парашютом (31) изменяет положение тренируемого (обучаемого) (43) так, чтобы коснулся ногами поверхности пола помещения с требуемой силой, имитирующей скорость приземления парашютиста при прыжке с парашютом в реальных условиях (6 м/с).

После приземления или приводнения тренируемый (обучаемый) (43) снимает очки виртуальной реальности (5) и подвесную систему (40).

Управляющий компьютер (44), основываясь на данных от электропривода (32) подвижной рамы с устройством управления парашютом (31), кареток управления (35), видеокамеры (39), имитатора замыкающего приспособления полезной нагрузки (32), имитатора замка ОСК (42), анализирует действия тренируемого (обучаемого) (43) от его фиксации в кресле члена экипажа летательного аппарата (30) до момента имитации приземления и выдает рекомендуемую оценку тренируемого (обучаемого) (43) за выполненные действия.

Инструктор на рабочем месте инструктора (54), основываясь на данных видеокамеры (39), рекомендованной управляющем компьютером (44) оценки тренируемого (обучаемого) (43) за выполненные действия в аварийной ситуации, принимает решение об итоговой оценке тренируемого (обучаемого) (43) и вносит ее в данные программы, которая осуществляет управление тренажером.

После приземления или приводнения тренируемый (обучаемый) (43) снимает очки виртуальной реальности (5) и подвесную систему (40).

В результате использования изобретения достигается технический результат, заключающийся в повышении качества парашютно-спасательной подготовки летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также курсантов и слушателей военно-учебных заведений.

Указанный результат достигается за счет формирования связанного навыка действий при борьбе за живучесть летательного аппарата в авариных ситуациях, принятия командиром экипажа решения об аварийном покидании летательного аппарата, действия летного состава при покидании летательного аппарата как катапультным, так и безкатапультным способом, спуска на спасательных парашютах путем точной имитации процессов управления спасательным парашютом, снижения и приземления на нем, в отличие от применяемых сейчас для парашютно-спасательной подготовки летного состава авиации парашютов Д1-5У, требующих при приземлении специфических действий, отсутствующих при приземлении на спасательных парашютах.

Источники информации

1. Приказ Министра обороны РФ от 26 мая 2003 г. №180 «Об утверждении курса парашютной подготовки в государственной авиации Российской Федерации».

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 апреля 2001 г. №155 «Об утверждении наставления по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных сил Российской Федерации.

3. Катапультное кресло К-36ДМ (К-36, К-36Д, К-36ДМ серии 2). Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-00 РЭ - М, ОАО «НПП «Звезда», 1982 г.

4. Система аварийного покидания спортивных и легкомоторных самолетов СКС-94М. Руководство по технической эксплуатации СКС-9200-1300 РЭ - М, ОАО «НПП «Звезда», 2005 г.

5. Инструкция экипажу вертолета Ми-24 В. Книга I. Летная эксплуатация общие сведения о вертолете, особенности аэродинамики и динамики полета – М., Военное издательство, 1987 - 305 с.

6. Руководство по летной эксплуатации самолет Ан-26 – М., Воздушный транспорт, 1992 - 496 с.

7. Патент на изобретение РФ №2389528 «Аэродинамическая труба для подготовки парашютистов». Опубликовано 20.05.2010, Бюл. №14.

8. Патент на изобретение РФ №2458825 «Устройство для имитации затяжного прыжка с парашютом с вертикальной аэродинамической трубой (варианты) и вертикальная аэродинамическая труба». Опубликовано 20.08.2012, Бюл. №23.

9. Патент на изобретение РФ №2769481 «Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее», заявка 2021105722 от 04.03.2021, опубликовано 01.04.2022, Бюл. №10.

10. Патент на изобретение КНР №CN 108389460 В «Имитатор катапультного сиденья парашютного типа для отработки катапультирования из пилотируемого самолета» заявка CN 201810254118.5A от 2018-03-26, опубликовано 2020-09-08.

11. Самолет СУ-27СК Руководство по летной эксплуатации. Книга 1. - М, Ордена Трудового Красного Знамени Военное Издательство Министерства Обороны СССР. Москва - 1985, 260 с.12. Инструкция экипажу вертолета Ми-8Т. Книга I. - М, Ордена Трудового Красного Знамени Военное Издательство Министерства Обороны СССР. Москва -1980, 343 с.

13. Руководство по воздушно-десантной подготовке - М, АО «Красная Звезда», 2017 - 328 с.

14. Вертолет Ми-8АМТ. Руководство по технической эксплуатации Книга 3 Часть I Вертолетные системы - М, 1995, 420 с

15. Катапультно-амортизационная система КАС К-37-800М. Руководство по технической эксплуатации КАС-9200-0РЭ, - М, ОАО «НПП «Звезда», 2009.

Похожие патенты RU2832486C1

название год авторы номер документа
Тренажер для парашютно-спасательной подготовки летного состава авиации 2022
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2792911C1
Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее 2019
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2730759C1
Устройство имитации прыжка с парашютом 2023
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2808184C1
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее 2021
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Коларски Владимир Цветомиров
RU2769481C1
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки 2024
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Виктор Георгиевич
  • Коларски Владимир Цветомиров
RU2832446C1
Способ наземной отработки элементов парашютной подготовки и устройство, его реализующее 2023
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Шлыков Юрий Николаевич
RU2832674C2
ТРЕНАЖЁР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Абанин Владислав Сергеевич
  • Гончарова Светлана Владимировна
  • Зарецкая Ольга Пантелеевна
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2713681C1
Тренажер для наземной подготовки парашютиста 2023
  • Грачев Сергей Васильевич
  • Смагин Денис Игоревич
  • Качурин Алексей Олегович
  • Суханов Дмитрий Борисович
  • Микрюков Николай Владимирович
  • Триадский Николай Николаевич
RU2806470C1
Способ подготовки парашютистов на тренажере к высотному десантированию и устройство его реализующее 2021
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Шлыков Юрий Николаевич
RU2776783C1
Способ и система приземления парашютиста 2017
RU2671896C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 832 486 C1

Реферат патента 2024 года Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата и устройство его реализующее

Изобретение относится к авиационным тренажерам. Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата заключается в том, что дополнительно вводится надевание обучаемым штатной подвесной системы (40) спасательного парашюта, индикация признаков особых случаев в полете, воздействие на средства аварийного покидания летательного аппарата, перемещение обучаемого, зафиксированного в подвесной системе (40) спасательного парашюта из кресла (30). Также предусматривается введение в поток купола спасательной парашютной системы, введение в поток полезной нагрузки (32) при пилотировании спасательного парашюта, ведение радиопереговоров с группой руководства полетами. Кроме того, в процессе подготовки производят воздействие на замок отсоединения свободных концов подвесной системы, после чего производят выполнение оценки действий обучаемого. Достигается повышение точности имитации процессов управления спасательным парашютом, снижения и приземления на нем и повышение качества подготовки летного состава. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 832 486 C1

1. Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата, заключающийся в том, что тренируемый занимает место в кресле с датчиками, закрепленном на раме тренажера, на голову надевает очки виртуальной реальности, полученные команды обрабатываются и предаются в исполнительные устройства для создания виртуального пространства на основе 3D-симуляции и имитации катапультирования, введения в работу парашютной системы и пилотирования под куполом, силовое устройство перемещает кресло с датчиками вверх и вниз, имитируя движения катапультного кресла при катапультировании, воздушный насос нагнетает поток воздуха на обучаемого, функциональным устройством обеспечивается изменение направлений и свобод перемещения тела тренируемого парашютиста в пространстве, идентичное перемещениям тела при свободном падении и раскрытии парашюта, также имитируется касание тренируемого парашютиста поверхности Земли, после введения в работу имитируемого парашюта свободные концы подвесной системы физически появляются в пространстве в зоне плечевого сустава тренируемого, для управления парашютной системой тренируемый вынимает звенья управления из шлевок фиксации на свободных концах подвесной системы, таким образом расчековывая звенья управления, управление имитируемой парашютной системой осуществляется тренируемым путем воздействия на свободные концы подвесной системы, звенья управления и стропы управления, отличающийся тем, что тренируемый надевает штатную подвесную систему спасательного парашюта, находясь в кресле члена экипажа летательного аппарата, экипируется в защитное снаряжение - защитный шлем и кислородное оборудование, выполняется индикация признаков особых случаев в полете, тренируемый выполняет воздействие на средства аварийного покидания летательного аппарата - ручку катапультирования или ручку механизма аварийного сброса блистера, выполняется перемещение тренируемого, зафиксированного в подвесной системе спасательного парашюта из кресла, введение в поток полезной нагрузки при пилотировании спасательного парашюта, ведение радиопереговоров с группой руководства полетами, воздействие на замок отсоединения свободных концов подвесной системы при приводнении, выполнение оценки действий тренируемого.

2. Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что для имитации катапультирования тренируемый воздействует на ручку катапультирования, а для имитации без катапультного аварийного покидания летательного аппарата - на ручку механизма аварийного сброса блистера.

3. Тренажер подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата, состоящий из направляющих, очков виртуальной реальности, отличающийся тем, что дополнительно введена закрепленная на поверхности пола помещения рама тренажера, содержащая имитатор кресла члена экипажа летательного аппарата, подвижную раму с устройством управления парашютом, электроприводы, цепную передачу от электропривода через маховик к креслу члена экипажа летательного аппарата и от электропривода к подвижной раме с устройством управления парашютом, содержащим каретки управления, свободные концы подвесной системы, звенья управления, стропы управления, шкаф управления, видеокамеру, подвесную систему спасательного парашюта, содержащую замки отсоединения свободных концов подвесной системы тренируемого, управляющий компьютер, генераторы воздушного потока, колонки акустической системы, имитатор замыкающего приспособления полезной нагрузки, защитный шлем, содержащий очки виртуальной реальности, связанный с управляющим компьютером, и кислородную маску, содержащую микрофонную систему, устройство имитации элементов кабины пилотов летательного аппарата, ручку катапультирования, имитатор устройства аварийного сброса блистера, рабочее место инструктора, содержащее микрофонную систему, устройство отображения данных и устройство ввода информации, связанные с управляющим компьютером.

4. Тренажер по п. 3, отличающийся тем, что подвесная система спасательного парашюта содержит вытяжное кольцо.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2832486C1

Способ подготовки парашютистов на тренажере к высотному десантированию и устройство его реализующее 2021
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Шлыков Юрий Николаевич
RU2776783C1
ТРЕНАЖЕР ПОКИДАНИЯ ТОНУЩЕГО ВЕРТОЛЕТА 2017
  • Шукшунов Валентин Ефимович
  • Шукшунов Игорь Валентинович
  • Конюхов Николай Николаевич
  • Нефедов Борис Николаевич
  • Харагозян Рупен Карапетович
  • Сорокина Светлана Николаевна
  • Варченко Владимир Владимирович
  • Ковалев Владимир Федорович
  • Щербаков Константин Владимирович
  • Алексеенко Андрей Михайлович
  • Покидышев Сергей Вячеславович
  • Романов Андрей Владимирович
  • Тюркин Вячеслав Петрович
  • Васильев Владимир Алексеевич
RU2655570C1
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее 2021
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Коларски Владимир Цветомиров
RU2769481C1
KR 102032831 B1, 16.10.2019.

RU 2 832 486 C1

Авторы

Кругликов Виктор Яковлевич

Марков Максим Михайлович

Просвирнин Владимир Георгиевич

Даты

2024-12-24Публикация

2024-02-01Подача