Система подачи криогенного топлива для питания двигателя Российский патент 2017 года по МПК B61C5/00 B60K15/00 F02M21/02 

Описание патента на изобретение RU2626903C1

Изобретение относится к системам подачи топлива для двигателей, в частности газообразного топлива, и может быть использовано в системе подачи криогенного топлива газотурбовозов и газотепловозов.

Известна система подачи криогенного топлива для питания двигателя, принятая за прототип, которая содержит криогенную емкость, соединенную через криогенный насос, топливный фильтр, масляный теплообменник, газовый теплообменник с газовыми форсунками двигателя, обратный газопровод для «захолаживания» агрегатов системы, клапаны, блок управления. В качестве криогенного насоса использован регулируемый объемный криогенный насос повышенного давления. Система снабжена управляемым дросселем, газовым смесителем, газовым ресивером, управляемым дозатором газа. Криогенная емкость соединена с газовыми форсунками двигателя через криогенный насос, масляный теплообменник, газовый теплообменник, смеситель газовый, газовый ресивер, топливный фильтр, управляемый дозатор газа. Параллельно масляному и газовому теплообменникам к входам смесителя газового и масляного теплообменника подсоединен управляемый дроссель. Обратный трубопровод подсоединен к криогенному насосу и к криогенной емкости. Выход криогенного насоса соединен с криогенной емкостью дополнительным трубопроводом с управляемым клапаном для сброса избытка криогенного топлива. Между криогенной емкостью и выходом топливного фильтра установлен дополнительный трубопровод с управляемым клапаном для обеспечения постоянства давления в емкости (RU, патент №2427724, МПК F02M 21/02, опубл. 27.08.2011 г.).

Недостатками системы подачи криогенного топлива являются сложность системы трубопроводов, длительное время подготовки системы подачи криогенного топлива к работе, ненадежность системы.

Техническим результатом изобретения является оптимальное расположение трубопроводов подачи криогенного топлива, уменьшение времени подготовки к работе и переводу в режим «хранения» системы подачи криогенного топлива, повышение надежности работы системы подачи криогенного топлива, уменьшение времени на ремонт и обслуживание локомотива.

Технический результат достигается тем, что в системе подачи криогенного топлива для питания двигателя, размещенной на двух секциях локомотива, содержащей криогенную емкость для хранения сжиженного криогенного топлива, объемный криогенный насос повышенного давления, масляный теплообменник, газовый теплообменник, газовый смеситель, газовый ресивер, топливный фильтр, управляемый дозатор газа, трубопроводы, вентили, управляемые клапаны, блок управления, между криогенной емкостью и объемным криогенным насосом повышенного давления установлен промежуточный буфер, соединенный трубопроводами с криогенной емкостью и трубопроводом и двумя дополнительными трубопроводами с объемным криогенным насосом повышенного давления, на трубопровод к входам масляного и газового теплообменников, газового смесителя дополнительно установлены управляемые клапаны для более точного и надежного регулирования подачи топлива в газовый ресивер, на трубопроводе подачи криогенного топлива установлено межсекционное соединение для передачи топлива из одной секции в другую.

Также технический результат достигается тем, что промежуточный буфер установлен на минимальном расстоянии от криогенной емкости и объемного криогенного насоса повышенного давления, а дополнительный трубопровод, соединяющий выход объемного криогенного насоса повышенного давления с промежуточным буфером, используется как для сброса избытка криогенного топлива из насоса в промежуточный буфер, так и для обеспечения необходимого давления в промежуточном буфере и криогенной емкости.

На чертеже представлена функциональная схема предполагаемой системы подачи криогенного топлива для питания двигателя.

Система подачи криогенного топлива для питания двигателя размещена на двух секциях 28, 29 локомотива, соединенных между собой межсекционным соединением 4, и содержит соединенные между собой трубопроводами 22, 23, 24, 25 криогенную емкость 1 для хранения сжиженного криогенного топлива, промежуточный буфер 2 для бесперебойной работы объемного криогенного насоса 3 повышенного давления (далее по тексту насос), насос 3 для регулировки и подачи топлива в двигатель 11, масляный теплообменник 5, газовый теплообменник 6, смеситель газовый 7, газовый ресивер 8, топливный фильтр 9, управляемый дозатор газа 10, двигатель 11, управляемые клапаны 12, 13, 14, 15, 16, блок управления 17, вентили 18, 19, 20 и 21, дополнительный трубопровод 26, соединяющий холодный конец насоса 3 с промежуточным буфером 2, дополнительный трубопровод 27, соединяющий выход насоса 3 с промежуточным буфером 2.

Система подачи криогенного топлива для питания двигателя работает следующим образом.

Управление системой подачи криогенного топлива осуществляется с помощью блока управления 17, через который ведется управление насосом 3, управляемыми клапанами 12, 13, 14, 15, 16, управляемым дозатором газа 10.

Криогенное топливо из криогенной емкости 1 перед началом работы насоса 3, обеспечивающего регулировку и подачу топлива в двигатель 11, поступает на «захолаживание» промежуточного буфера 2, трубопровода 22, дополнительного трубопровода 26 и насоса 3 при открытых вентилях 18, 19, 20, 21 и открытом управляемом клапане 12, при этом все остальные управляемые клапаны находятся в положении «закрыто».

После «захолаживания» системы подачи криогенного топлива происходит выравнивание давления в криогенной емкости 1, промежуточном буфере 2, газовом ресивере 8 при открытых управляемых клапанах 12 и 14. Газовый ресивер 8 должен быть определенного объема и служит для обеспечения необходимого запаса топлива при изменении режима работы двигателя 11, что повышает надежность работы двигателя 11.

После выравнивания давления запускается криогенный насос 3, и после достижения заданного уровня давления в газовом ресивере 8 запускается двигатель 11.

Применение промежуточного буфера 2, установленного в системе подачи криогенного топлива, улучшает условия работы насоса 3 и снижает риск повреждений насоса 3 за счет отвода пузырьков газа, образовавшихся в трубопроводе 22, в газообразную фракцию промежуточного буфера 2, а кроме того, позволяет выполнить криогенную емкость 1 съемной, что делает возможным осуществить ремонт и обслуживание локомотива в условиях депо без слива топлива и его дегазации из криогенной емкости 1, тем самым уменьшить время на ремонт и обслуживание локомотива. Промежуточный буфер 2 установлен на минимальном расстоянии от насоса 3 и криогенной емкости 1, при этом трубопроводы 22 и 26 выполнены минимальной длины, что сокращает время «захолаживания» и уменьшает расход криогенного топлива на «захолаживание».

При работе локомотива на разных режимах количество криогенного топлива, поступающего в двигатель 11, в зависимости от потребляемой мощности двигателя 11 меняется по сигналам с блока управления 17, изменяя обороты насоса 3, при этом тонкое дозирование подачи газа осуществляется управляемым дозатором газа 10, управляемыми клапанами 14, 15, 16.

На трубопровод 24 к входам масляного 5 и газового 6 теплообменников, газового смесителя 7 установлены управляемые клапаны 14, 15, 16, которые обеспечивают надежный перепуск криогенного топлива в смеситель газовый 7, обеспечивающий поддержание заданной температуры топлива, что также повышает надежность работы системы подачи топлива в двигатель 11.

К насосу 3 и промежуточному буферу 2 подсоединен дополнительный трубопровод 27 с управляемым клапаном 13, через который выполняется как перепуск избыточного топлива при работе двигателя 11 в режиме холостого хода при открытом управляемом клапане 13, так и выравнивание давления между криогенной емкостью 1, промежуточным буфером 2 и газовым ресивером 8 за счет сжатого газа из газового ресивера 8 при падении давления в криогенной емкости 1 ниже допустимого при открытых управляемых клапанах 12, 13, 14 и неработающем насосе 3.

Для безаварийной работы системы подачи криогенного топлива на трубопроводе 23 установлено межсекционное соединение 4, которое предназначено для подачи криогенного топлива из одной секции локомотива в другую.

После остановки двигателя 11 для более быстрого перевода системы в режим «хранение» используется газ из ресивера газового 8.

Предлагаемая система подачи криогенного топлива обеспечивает стабильную работу двигателя 11 на сжиженном природном газе и позволяет уменьшить время подготовки системы подачи криогенного топлива к работе и переходу в режим «хранение».

Похожие патенты RU2626903C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Воронков Андрей Геннадьевич
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Киржнер Давид Львович
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Нестеров Эдуард Иванович
RU2427724C1
Система газоподготовки газомоторного локомотива 2021
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Никонов Валерий Алексеевич
  • Прохор Денис Иванович
  • Воронков Андрей Геннадьевич
  • Чернышев Михаил Андреевич
  • Атлетов Николай Владимирович
  • Лысенко Валерий Владимирович
  • Синицына Валентина Федоровна
RU2768090C1
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБОВОЗ 2007
  • Бондаренко Леонид Маркович
  • Зашляпин Рудольф Александрович
  • Игначков Станислав Михайлович
  • Киржнер Давид Львович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Нестеров Эдуард Иванович
  • Суетин Владимир Федорович
  • Тресвятский Сергей Николаевич
  • Федорченко Дмитрий Геннадиевич
RU2352484C2
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2013
  • Дорофеев Владимир Юрьевич
  • Замуков Владимир Вартанович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
RU2542166C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2007
  • Бондаренко Леонид Маркович
  • Гришанов Олег Алексеевич
  • Игначков Станислав Михайлович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Нестеров Эдуард Иванович
  • Федорченко Дмитрий Геннадиевич
RU2353787C1
СПОСОБ ПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА КРИОГЕННОМ ТОПЛИВЕ 2021
  • Шишков Владимир Александрович
RU2772515C1
Энергетическая установка замкнутого цикла системы автономного энергообеспечения специальных объектов 2024
  • Щербаков Андрей Викторович
  • Терехин Андрей Николаевич
  • Харьковский Виталий Владимирович
RU2824694C1
Энергетическая установка подводного аппарата 2022
  • Михайлов Виктор Андреевич
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Терехин Андрей Николаевич
  • Пегов Андрей Сергеевич
  • Щербаков Андрей Викторович
RU2799261C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ГАЗА В СИСТЕМЕ ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБОВОЗОВ 2012
  • Руденко Владимир Федорович
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Воронков Андрей Геннадиевич
  • Семенов Виктор Юрьевич
  • Семенов Валерий Владимирович
  • Лобачев Александр Николаевич
RU2497014C1
Криогенная система хранения и выдачи кислорода для анаэробной энергетической установки с электрохимическими генераторами 2020
  • Духанин Юрий Иванович
RU2752451C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 626 903 C1

Реферат патента 2017 года Система подачи криогенного топлива для питания двигателя

Изобретение относится к системам подачи газообразного топлива для двигателей газотурбовозов и газотепловозов. Предложенная система подачи криогенного топлива для питания двигателя размещена на двух секциях локомотива, соединенных между собой межсекционным соединением 4, и содержит криогенную емкость 1 для хранения сжиженного криогенного топлива, объемный криогенный насос 3 повышенного давления, масляный теплообменник 5, газовый теплообменник 6, газовый смеситель 7, газовый ресивер 8, топливный фильтр 9, управляемый дозатор газа 10, трубопроводы 22-25, вентили 18-21, управляемые блоком управления 17 клапаны 12-16. Между криогенной емкостью 1 и криогенным насосом 3 установлен промежуточный буфер 2. Технический результат - оптимизация расположения трубопроводов подачи криогенного топлива, уменьшение времени подготовки к работе и переводу в режим хранения системы подачи криогенного топлива, повышение надежности работы системы подачи криогенного топлива, уменьшение времени на ремонт и обслуживание локомотива. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 626 903 C1

1. Система подачи криогенного топлива для питания двигателя, размещенная на двух секциях локомотива, содержащая криогенную емкость для хранения сжиженного криогенного топлива, объемный криогенный насос повышенного давления, масляный теплообменник, газовый теплообменник, газовый смеситель, газовый ресивер, топливный фильтр, управляемый дозатор газа, трубопроводы, вентили, управляемые клапаны, блок управления, отличающаяся тем, что между криогенной емкостью и объемным криогенным насосом повышенного давления установлен промежуточный буфер, соединенный трубопроводами с криогенной емкостью и трубопроводом и двумя дополнительными трубопроводами с объемным криогенным насосом повышенного давления, на трубопровод к входам масляного и газового теплообменников, газового смесителя дополнительно установлены управляемые клапаны для более точного и надежного регулирования подачи топлива в газовый ресивер, на трубопроводе подачи криогенного топлива установлено межсекционное соединение для передачи топлива из одной секции в другую.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что промежуточный буфер установлен на минимальном расстоянии от криогенной емкости и объемного криогенного насоса повышенного давления.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительный трубопровод, соединяющий выход объемного криогенного насоса повышенного давления с промежуточным буфером, используется как для сброса избытка криогенного топлива из насоса в промежуточный буфер, так и для обеспечения необходимого давления в промежуточном буфере и криогенной емкости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2626903C1

СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Воронков Андрей Геннадьевич
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Киржнер Давид Львович
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Нестеров Эдуард Иванович
RU2427724C1
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБОВОЗ 2007
  • Бондаренко Леонид Маркович
  • Зашляпин Рудольф Александрович
  • Игначков Станислав Михайлович
  • Киржнер Давид Львович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Нестеров Эдуард Иванович
  • Суетин Владимир Федорович
  • Тресвятский Сергей Николаевич
  • Федорченко Дмитрий Геннадиевич
RU2352484C2
WO 2012040835 A1, 05.04.2012
DE 102014001625 A1, 07.08.2014
US 20160138583 A1, 19.05.2016
US 20140326000 A1, 06.11.2014.

RU 2 626 903 C1

Авторы

Фролов Борис Михайлович

Никонов Валерий Алексеевич

Воронков Андрей Геннадьевич

Бычкова Ольга Владимировна

Колосов Максим Викторович

Даты

2017-08-02Публикация

2016-06-08Подача