Изобретение относится к способу превращения спирта в топливную смесь согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, также к устройству для его осуществления согласно пункту 10.
Все большее значение приобретает замена обычного ископаемого топлива альтернативными видами топлива. В этой связи интересны прежде всего спирты, как метанол или этанол, так как они относительно просто могут быть получены из возобновляемых источников. Правда, эти виды топлива из-за из низкого цетанового числа, не могут применяться в дизельных двигателях с самовоспламенением. Чтобы сделать возможным сжигание в дизельных двигателях, в это горючее можно добавлять присадки, как диметиловый или диэтиловый эфир, для повышения цетанового числа.
Смесь спирта, простого эфира и воды можно получать непосредственно при работе двигателя внутреннего сгорания на предшествующей технологической стадии из спирта, например метанола или этанола, с помощью подходящего катализатора.
Из патента US 4422412 A известен способ превращения спирта в топливную смесь, в котором нагретый до подходящей реакционной температуры спирт, например метанол, превращается в реакторе с помощью катализатора в топливную смесь согласно приводимому ниже уравнению реакции:
2CH3OH←→CH3-O-CH3 + H2O (реакция 1)
Таким образом, с применяющимся здесь метанолом (CH3OH) в реакторе дополнительно образуется диметиловый эфир (CH3-O-CH3) и вода (H2O). Если, напротив, для получения топливной смеси в процессе превращения используется этанол, то в реакторе можно получить смесь этанола, диэтилового эфира и воды. При этом в качестве катализатора в реакторе может применяться гамма-алюминий.
Топливная смесь, получаемая этим известным способом, подвержена очень сильным колебаниям качества, что обнаруживается по сильно колеблющейся доле воды, из-за чего применение для работы в дизельных двигателях на практике невозможно. Возникающие колебания качества ведут к варьирующемуся в широких пределах цетановому числу и вследствие этого к сильно колеблющемуся во времени моменту зажигания. Кроме того, получающаяся топливная смесь не всегда в равной мере подходит для всех режимов работы двигателя.
В основе изобретения стоит задача разработать способ превращения спирта в топливную смесь для двигателя внутреннего сгорания, способ, с которым можно будет достичь как можно более стабильного качества получаемой топливной смеси.
Решение этой задачи достигается указанными в пункте 1 формулы изобретения отличительными признаками. Особенно выгодные усовершенствования способа по изобретению раскрыты в зависимых пунктах 2-9.
Согласно отличительной части пункта 1, соотношение между долей спирта, долей эфира и долей воды в топливной смеси устанавливается путем управления по меньшей мере одним реакционным параметром. Соотношение между компонентами получаемой при превращении спирта топливной смеси зависит, помимо прочего, от реакционной температуры, поэтому соотношение между компонентами в смеси можно регулировать путем соответствующей установки температуры реакции. В качестве примера нижеследующая таблица показывает зависимость соотношения между компонентами от реакционной температуры при давлении в реакторе 2 МПа и при применении метанола в качестве спирта, который в реакторе превращается в топливную смесь, состоящую из спирта, эфира и воды.
[°C]
[%]
[%]
[%]
Установку желаемой реакционной температуры можно осуществить соответствующим регулированием температуры подводимого спирта, например подводимого метанола. Следующим реакционным параметром, которым можно устанавливать соотношение между компонентами в получаемой согласно изобретению топливной смеси, является давление реакции.
При исследованиях оказалось, что скорость образования диметилового эфира (DME) согласно реакции 1 удовлетворяет следующему выражению:
где
KM - константа равновесия метанола,
pM - парциальное давление метанола,
kr - константа скорости реакции,
EA - энергия активации (ок. 60 кДж/моль).
Это объясняет, что скорость, с которой образуется DME, зависит, во-первых, от парциального давления метанола, а также через температурную зависимость константы скорости kr от реакционной температуры.
Регулированием соотношения между долей спирта, долей эфира и долей воды в топливной смеси можно достичь желаемого цетанового числа с помощью относительно простой системы управления и регулирования. Чтобы двигатель внутреннего сгорания мог работать в рабочем диапазоне однородного самовоспламенения от сжатия, можно получить цетановое число ниже 50, и/или октановое число, определенное по исследовательскому методу, выше 95, тогда как для работы дизельного двигателя топливная смесь с цетановым числом более 50 может быть получена через соответствующее управление реакции, протекающей в реакторе.
Управление по меньшей мере одним реакционным параметром может осуществляться, в частности, также в зависимости от рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания, для которого предусмотрена эта топливная смесь. Таким образом, можно подбирать свойства топливной смеси в соответствии, например, с таким рабочим параметром, как давление наддува, число оборотов и/или нагрузка, чтобы достичь оптимизированной работы двигателя внутреннего сгорания.
Реакционные параметры можно регулировать также в зависимости от рабочих параметров системы дополнительной обработки выхлопных газов, чтобы, например, получить как можно малотоксичное горение в двигателе внутреннего сгорания.
Реакционные параметры могут, кроме того, устанавливаться также в зависимости от свойств применяющегося спирта, причем в качестве реакционного параметра может приниматься во внимание также чистота применяющегося спирта.
Для превращения спирта в топливную смесь можно использовать, например, метанол или этанол, причем, однако, для достижения желаемых свойств топлива можно в качестве преобразуемого спирта использовать также смесь метанола с этанолом. Топливная смесь, полученная способом согласно изобретению, может в результате содержать в качестве эфирной фракции диметиловый эфир и/или диэтиловый эфир.
В основе изобретения стоит, кроме того, задача разработать устройство для превращения спирта в топливную смесь для двигателя внутреннего сгорания, посредством которого можно изменять состав компонентов топливной смеси.
Решение задачи, относящейся к устройству, получено с отличительными признаками пункта 10 формулы изобретения. Особенно выгодные усовершенствования устройства согласно изобретению раскрыты в зависимых пунктах 11-15.
В устройстве согласно пункту 10 подаваемый в реактор спирт нагревают с помощью нагревателя. Согласно отличительной части пункта 10, предусмотрено управляющее устройство, которое регулирует нагрев спирта в нагревателе в зависимости от реакционных параметров протекающего в реакторе процесса превращения и/или от рабочих параметров соответствующего двигателя внутреннего сгорания. Благодаря соответствующему нагреву подводимого спирта получаются разные реакционные температуры, которые при работе могут варьироваться, например, в диапазоне от 200 до 500°C. В зависимости от установленной реакционной температуры в качестве продукта реакции получают топливную смесь с желаемым соотношением спирт/эфир/вода в смеси. Соотношение между компонентами смеси определяет в решающей степени характеристики горения топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания. Эти характеристики горения можно регулировать простым способом путем регулирования реакционной температуры.
Предпочтительная конструктивная форма устройства согласно изобретению имеет нагреватель, состоящий из теплообменника, использующего тепло отходящих газов, и воздушного теплообменника. По меньшей мере один из двух теплообменников регулируется в отношении теплопереноса на протекающий через него спирт, который подается в реактор. При этом воздушный теплообменник предпочтительно служит как устройство охлаждения, чтобы спирт, нагретый в расположенном выше по схеме теплообменнике, использующем тепло отходящих газов, охладить до желаемой температуры процесса. При этом, чтобы получить в реакторе желаемую реакционную температуру, может быть достаточным регулировать только охлаждение в воздушном теплообменнике.
С помощью датчиков, которые измеряют температуру и/или давление в реакторе, управляющее устройство может как часть системы управления регулировать нагрев подводимого спирта. Такую систему регулирования температуры можно реализовать относительно простыми средствами.
Кроме того, давление в реакторе можно также изменять или регулировать независимо от температуры, например с помощью редукционного клапана и/или путем изменения подаваемого и/или отводимого количества.
Протекающий в реакторе реакционный процесс может также идти в зависимости от давления в цилиндре и/или в зависимости от сигналов датчика детонационного сгорания. Для этого на двигателе внутреннего сгорания можно установить датчики давления в цилиндре и/или датчики детонационного сгорания, которые через измерительную линию передают свои измерительные сигналы на управляющее устройство для регулирования нагрева спирта и/или давления в реакторе.
В управляющем устройстве, которое регулирует нагрев подаваемого в реактор спирта, могут учитываться также и другие рабочие параметры двигателя внутреннего сгорания и его системы нейтрализации выхлопных газов, чтобы оптимизировать сгорание топлива. В частности, тем самым можно достичь снижения вредных веществ, а также улучшенного использования топлива.
Далее изобретение подробнее поясняется на одном примере осуществления, представленном на фигуре 1.
Фигура 1 дает схематическое изображение устройства для превращения спирта в топливную смесь, которая служит горючим для работы двигателя внутреннего сгорания.
Устройство содержит емкость 1, в которой в качестве спирта находится, например, метанол или этанол, который с помощью первого насоса P1 проводится через нагреватель 2 в реактор 3. В реакторе 3 происходит превращение спирта при подходящей реакционной температуре в топливную смесь, которая через камеру 4 и второй насос P2 подается в двигатель внутреннего сгорания 5. Для этого на двигателе внутреннего сгорания 5 расположены форсунки 6-9, через которые топливная смесь впрыскивается в камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания 5.
Показанное на фигуре 1 устройство может, в частности, быть установлено в автомобиле, двигатель внутреннего сгорания 5 которого является дизельным двигателем.
Чтобы подаваемая в двигатель внутреннего сгорания 5 топливная смесь имела подходящее для двигателя соотношение между долями спирта, эфира и воды, спирт, перед тем, как провести его в реактор 3, нагревают до подходящей для этого температуры в нагревателе 2. Процесс нагревания регулируется управляющим устройством 10 в зависимости от нескольких рабочих параметров. Управляющее устройство 10 получает для этого из предусмотренных в реакторе 3 и на двигателе внутреннего сгорания 5 датчиков через сигнальные провода 11-13 сигналы измерения, которые отражают различные рабочие параметры. Из реактора 3 управляющее устройство 10 получает в качестве сигналов измерения реакционную температуру и давление в реакции, от которых зависит соотношение между спиртом, эфиром и водой в топливной смеси. Кроме того, управляющее устройство 10 получает от датчика детонационного сгорания 14 и датчика 15 давления в цилиндре соответствующие сигналы измерений, которые вместе с дополнительными сигналами о режиме работы, как, например, число оборотов, нагрузка и ускорение, характеризуют текущий режим работы двигателя внутреннего сгорания 5. В зависимости от этих рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания 5 управляющее устройство 10 может определять подходящее соотношение между компонентами топливной смеси и предпринимать соответствующее регулирование реакции в реакторе 3.
В показанном примере осуществления нагреватель 2 состоит из теплообменника 16, использующего тепло отходящих газов, и воздушного теплообменника 17. Через теплообменник 16, использующий тепло отходящих газов, проходит выхлопной трубопровод 18 двигателя внутреннего сгорания 5, который в теплообменнике 16 нагревает спирт, также проводящийся через теплообменник 16, использующий тепло отходящих газов. Нагретый спирт поступает из теплообменника 16, использующего тепло отходящих газов, в воздушный теплообменник 17, где спирт можно охладить до желаемой температуры с помощью протекающего через теплообменник окружающего воздуха. Как теплообменник 16, использующий тепло отходящих газов, так и воздушный теплообменник 17 могут быть управляемыми теплообменниками, которые позволяют управлять теплопереносом. Так, например, в теплообменнике 16, использующем тепло отходящих газов, регулированием байпаса можно использовать только более или менее значительную часть потока выхлопных газов для нагрева протекающего спирта. В воздушном теплообменнике 17 для регулируемого охлаждения протекающего через него спирта можно, например, регулировать управляющим устройством 10 скорость протекания воздуха через воздушный теплообменник 17.
Само собой разумеется, для теплообменника 17 вместо воздуха можно использовать также другую среду теплопередачи, как вода или масло (здесь не показано).
Наряду с температурой, с помощью механизмов управления можно также менять давление в реакторе. Во-первых, это можно осуществить путем изменения количества метанола, доставляемого насосом P1, например изменяя число оборотов или длину хода, или с помощью установленного со стороны всасывания насоса P1 переменного дросселя. Следующая возможность состоит в использовании редукционного клапана со стороны давления насоса P1, с помощью чего можно устанавливать давление в реакторе независимо от температуры в реакторе.
Образованную в реакторе 3 топливную смесь можно, если это требуется, дополнительно обрабатывать или временно хранить в следующей за реактором 3 камере 4.
Настоящее изобретение относится к способу превращения спирта в топливную смесь, состоящую из спирта, эфира и воды, которая подходит для работы двигателя внутреннего сгорания, в частности автомобильного двигателя внутреннего сгорания, и к устройству для его осуществления. Способ заключается в том, что спирт при подходящей реакционной температуре превращается в реакторе в топливную смесь, соотношение между долей спирта, долей эфира и долей воды в топливной смеси регулируется путем управления по меньшей мере одним параметром реакции, протекающей в реакторе, при этом данный по меньшей мере один параметр реакции, которым управляют, представляет собой температуру и/или давление в реакторе, и что управление указанным по меньшей мере одним параметром реакции осуществляют в зависимости от рабочих параметров системы дополнительной обработки выхлопных газов, и/или в зависимости от рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания, и/или в зависимости от свойств преобразуемого спирта. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ превращения спирта в топливную смесь, состоящую из спирта, эфира и воды, которая подходит для работы двигателя внутреннего сгорания, в частности автомобильного двигателя внутреннего сгорания, где спирт при подходящей реакционной температуре превращается в реакторе в топливную смесь, отличающийся тем, что соотношение между долей спирта, долей эфира и долей воды в топливной смеси регулируется путем управления по меньшей мере одним параметром реакции, протекающей в реакторе, при этом данный по меньшей мере один параметр реакции, которым управляют, представляет собой температуру и/или давление в реакторе, и что управление указанным по меньшей мере одним параметром реакции осуществляют в зависимости от рабочих параметров системы дополнительной обработки выхлопных газов, и/или в зависимости от рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания, и/или в зависимости от свойств преобразуемого спирта.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что управление по меньшей мере одним реакционным параметром осуществляется в зависимости от рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что управление по меньшей мере одним реакционным параметром осуществляется в зависимости от рабочих параметров системы дополнительной обработки выхлопных газов.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что управление по меньшей мере одним реакционным параметром осуществляется в зависимости от свойств преобразуемого спирта.
5. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что в способе в качестве преобразуемого спирта используется смесь метанола с этанолом.
6. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что полученная соответствующим способом топливная смесь в качестве фракции эфира содержит диметиловый эфир и/или диэтиловый эфир.
7. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что двигатель внутреннего сгорания работает в рабочем диапазоне однородного самовоспламенения от сжатия.
8. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что превращение спирта в топливную смесь проводится так, чтобы цетановое число топливной смеси было выше 50.
9. Устройство с реактором, в котором спирт, нагретый нагревателем, превращается в топливную смесь для работы двигателя внутреннего сгорания, для осуществления способа по п. 1, отличающееся тем, что:
- управляющее устройство регулирует соотношение между долей спирта, долей эфира и долей воды в топливной смеси путем управления реакционными параметрами протекающей в реакторе реакции, которые представляют собой давление и/или температуру реакции в реакторе; и
- по меньшей мере один параметр реакции управляется в зависимости от рабочих параметров системы дополнительной обработки выхлопных газов, и/или в зависимости от рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания, и/или в зависимости от свойств преобразуемого спирта.
10. Устройство по п. 9, отличающееся тем, что нагреватель состоит из теплообменника, использующего тепло отходящих газов, предназначенного для нагрева протекающего через него спирта, и, при необходимости, из по меньшей мере второго теплообменника, с воздухом или жидкостью в качестве среды передачи, предназначенного для охлаждения протекающего через него спирта, и тем, что по меньшей мере в одном из двух вышеуказанных теплообменников теплоперенос на протекающий через него спирт регулируется посредством управляющего устройства.
11. Устройство по п. 9 или 10, отличающееся тем, что второй теплообменник установлен между теплообменником, использующим тепло отходящих газов, и реактором, и посредством окружающего воздуха или жидкости, в частности воды или масла, охлаждает спирт, нагретый в теплообменнике, использующем тепло отходящих газов, до подходящей для реакции, протекающей в реакторе, величины температуры и/или давления.
12. Устройство по п. 9 или 10, отличающееся тем, что датчики измеряют температуру и/или давление в реакторе и данные измерений передаются как сигналы измерения на управляющее устройство.
13. Устройство по п. 9 или 10, отличающееся тем, что на двигателе внутреннего сгорания предусмотрены один или несколько датчиков давления в цилиндре и/или один или несколько датчиков детонационного сгорания, которые передают свои сигналы на управляющее устройство как рабочий параметр двигателя внутреннего сгорания для регулирования нагрева преобразуемого спирта и/или для регулирования давления в реакторе.
14. Устройство по п. 9 или 10, отличающееся тем, что управляющее устройство в качестве рабочих параметров при регулировании нагрева преобразуемого спирта и/или при регулировании давления в реакторе учитывает число оборотов и нагрузку двигателя внутреннего сгорания.
US 4876989 A1, 31.10.1989 | |||
НЕПРЕРЫВНАЯ ДЕГИДРАТАЦИЯ СПИРТА ДО ПРОСТОГО ЭФИРА И ВОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫХ КАК ТОПЛИВО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2000 |
|
RU2205861C1 |
US 20060180099 A1, 17.08.2006 | |||
US 4422412 A1, 27.12.1983. |
Авторы
Даты
2018-01-12—Публикация
2013-07-25—Подача