Изобретение относится к средствам инженерного обустройства подземных горных выработок, а именно к клапанам противопожарным вентиляционным, предназначенным для регулирования количества воздуха, проходящего в поперечном сечении тоннеля, блокирования распространения огня и продуктов горения при возникновении пожара в тоннеле.
Известны противопожарные вентиляционные клапана, предназначенные для регулирования количества воздуха, проходящего в поперечном сечении тоннеля, блокирования распространения огня и продуктов горения при возникновении пожара в тоннеле, содержащие опорную раму (обрамление), вмонтированную в стены тоннеля, шарнирно закрепленную на обрамлении створку (полотно), а также механически связанный с полотном и обрамлением механизм закрытия-открытия полотна и узел герметизации зазора между полотном и обрамлением при закрытии полотна, выполненный в виде кольцевого уплотнения из эластичного материала, размещенного между сближающимися поверхностями полотна и обрамления при закрытии клапана (см., например, описание изобретения к патенту РФ № 2479722 C1 от 26.10.2011).
Однако такое исполнение вентиляционного клапана при выполнении створки из металла приводит к короблению створки и образованию щелей в уплотнительном узле между эластичным уплотнением и обрамлением при воздействии открытого огня на полотно. При образовании щелей продукты горения и пламя проникают в объем тоннеля, отсекаемый вентиляционным клапаном.
Для исключения проникновения газа узел герметизации зазора выполнен в виде жесткого буртика, размещенного по периметру обрамления в зоне примыкания к обрамлению полотна, по обе стороны от буртика на обрамлении закреплен огнезащитный эластичный уплотнительный профиль, выполненный из материала, значительно увеличивающегося в объеме при нагревании. Высота буртика меньше высоты эластичного уплотнительного профиля в свободном состоянии, при этом буртик служит ограничителем начальной деформации эластичного уплотнителя при закрытии полотна и служит армирующим элементом при увеличении объема уплотнителя при его нагревании.
Устройство вентиляционного клапана (см. фиг. 1) состоит из: обрамления 1, вмонтированного в стенки тоннеля, полотна 2, шарнирно закрепленного на обрамлении, и механизма открывания-закрывания затвора 3. Кроме того, имеется соединенный с обрамлением узел герметизации зазора 4, закрепленный между полотном и обрамлением. Узел герметизации 4 (фиг. 2) выполнен в виде двух полос эластичного огнеупорного материала 5 и 6, размещенных параллельно друг другу по периметру обрамления, и размещенного между ними разделительного, армирующего и направляющего буртика 7, выполненного из жесткого материала, например стали. При этом высота H эластичных полос 5 и 6 в свободном состоянии больше высоты H1 жесткого буртика (фиг. 2). Эластичный огнеупорный материал (например, ОГРАКС-П) обладает свойством значительно увеличиваться в объеме при нагревании.
Работа вентиляционного клапана осуществляется следующим образом.
При возникновении пожара в одной из частей подземной выработки с установленным в ней вентиляционным клапаном поступает сигнал на закрытие полотна, и клапан закрывается, перекрывая поступление свежего воздуха к источнику возгорания. В случае продолжения пожара поверхность полотна, подверженная тепловому воздействию, нагревается и нагревает эластичные уплотнительные полосы 5 и 6, которые, увеличиваясь в объеме, заполняют щели между полотном 2 и обрамлением 1, возникшие в результате коробления поверхности полотна. Продукты горения не проникают в ту часть подземной выработки, которая защищена вентиляционным клапаном. Буртик 7 служит ограничителем начальной деформации эластичных уплотнительных полос 5 и 6 (фиг. 3), позволяет направить расширение тела уплотнительного материала в нужном направлении и сформировать оптимальный объем материала при его расширении в зазоре между полотном 2 и обрамлением 1. Необходимость использования двух полос эластичного расширяющегося материала с двух сторон от буртика 7 обусловлена тем, что пожар может возникнуть как с одной, так и с другой стороны от вентиляционного клапана, и основной нагрев может происходить как с одной стороны полотна, так и с другой.
Такое конструктивное решение позволяет блокировать увеличение зазора между обрамлением и полотном при короблении последнего под действием высокой температуры, что обеспечивает надежную работу вентиляционного клапана. Данная конструкция узла герметизации может быть использована в клапанах, перегонных и станционных затворах, дверях и т.д., обеспечивающих герметизацию помещений Метрополитена.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Клапан противопожарный вентиляционный подземной выработки | 2022 |
|
RU2807271C1 |
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ | 2011 |
|
RU2479722C1 |
Дверь противопожарная герметическая | 2021 |
|
RU2775385C1 |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ДВЕРЬ | 2006 |
|
RU2317393C1 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВОЗДУХОВОДОВ | 2000 |
|
RU2174026C1 |
Затвор поворотный защитно-герметический двухстворчатый | 2021 |
|
RU2772624C1 |
Пожаровзрывозащитная дверь | 2017 |
|
RU2644519C1 |
Огнестойкое дверное полотно | 2018 |
|
RU2693704C1 |
КЛАПАН ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ | 2022 |
|
RU2794471C1 |
Герметичный вентиляционный клапан | 2021 |
|
RU2753384C1 |
Изобретение относится к средствам инженерного обустройства подземных горных выработок, а именно к клапанам противопожарным вентиляционным, предназначенным для регулирования количества воздуха, проходящего в поперечном сечении тоннеля, блокирования распространения огня и продуктов горения при возникновении пожара в тоннеле. Техническим результатом является обеспечение надежной работы вентиляционного клапана. Клапан содержит опорную раму (обрамление), вмонтированную в стены тоннеля, шарнирно закрепленную на обрамлении створку (полотно), механически связанный с полотном и обрамлением механизм закрытия-открытия полотна и узел герметизации зазора между полотном и обрамлением при закрытом полотне, выполненный в виде кольцевого уплотнения из эластичного материала, размещенного между сближающимися поверхностями полотна и обрамления при закрытии клапана. При этом узел герметизации зазора выполнен в виде жесткого буртика, размещенного по периметру обрамления в зоне примыкания к обрамлению полотна, при этом по обе стороны от буртика на обрамлении закреплен огнезащитный эластичный уплотнительный профиль, выполненный из материала, значительно увеличивающегося в объеме при нагревании, а высота буртика меньше высоты эластичного уплотнительного профиля, при этом буртик служит ограничителем начальной деформации эластичного уплотнителя при закрытии полотна и служит армирующим элементом при увеличении объема уплотнителя при его нагревании. 3 ил.
Клапан противопожарный вентиляционный, предназначенный для регулирования количества воздуха, проходящего в поперечном сечении тоннеля, блокирования распространения огня и продуктов горения при возникновении пожара в тоннеле, содержащий опорную раму (обрамление), вмонтированную в стены тоннеля, шарнирно закрепленную на обрамлении створку (полотно), механически связанный с полотном и обрамлением механизм закрытия-открытия полотна и узел герметизации зазора между полотном и обрамлением при закрытом полотне, выполненный в виде кольцевого уплотнения из эластичного материала, размещенного между сближающимися поверхностями полотна и обрамления при закрытии клапана, отличающийся тем, что узел герметизации зазора выполнен в виде жесткого буртика, размещенного по периметру обрамления в зоне примыкания к обрамлению полотна, при этом по обе стороны от буртика на обрамлении закреплен огнезащитный эластичный уплотнительный профиль, выполненный из материала, значительно увеличивающегося в объеме при нагревании, а высота буртика меньше высоты эластичного уплотнительного профиля, при этом буртик служит ограничителем начальной деформации эластичного уплотнителя при закрытии полотна и служит армирующим элементом при увеличении объема уплотнителя при его нагревании.
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ | 2011 |
|
RU2479722C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЗАТВОР ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2425979C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЗАТВОР ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ | 2010 |
|
RU2435036C1 |
Устройство для определения скорости и числа Маха полета самолета или скорости движения газового или жидкостного потока с помощью ультразвука | 1957 |
|
SU114709A1 |
CN 203847170 U, 24.09.2014 | |||
US 7393025 B2, 01.07.2008. |
Авторы
Даты
2018-01-17—Публикация
2016-09-09—Подача