Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известна упругодемпферная опора, в которой канал жиклера подачи масла на подшипник соединен на входе с щелевой масляной полостью между внешним и внутренним упругими элементами (Патент RU №2189475, МПК F02C 7/06, опубл. 20.09.2002).
Недостатком такой конструкции является низкая надежность, так как канал жиклера подвода масла на подшипник, соединенный на входе с масляной щелевой полостью между упругими элементами, уменьшает количество масла в щелевой масляной полости, что отрицательно сказывается на демпфирующих свойствах упругодемпферной опоры.
Наиболее близкой к заявляемой является упругодемпферная опора, в которой щелевая масляная полость между внешним и внутренним упругими элементами соединена единичным отверстием (Патент RU №2130561, МПК F16F 15/00, опубл. 20.05.1999). Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность вследствие неравномерного подвода масла в щелевую масляную полость, что ухудшает демпфирующие свойства упругодемпферной опоры из-за отсутствия или недостаточного количества масла на некоторых участках щелевой масляной полости.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении надежности упругодемпферной опоры турбины путем равномерного подвода масла в щелевую масляную полость между упругими элементами упругодемпферной опоры, а также путем снижения изгибных напряжений в конструкции упругодемпферной опоры.
Техническая задача решается тем, что в упругодемпферной опоре турбины, содержащей корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также разделяющую масляную и воздушную полости обечайку, согласно изобретению внешняя поверхность корпуса опоры выполнена цилиндрической с установленным на ней телескопически в осевом направлении внутренним фланцем разделительной обечайки с уплотнительным элементом в кольцевой канавке, а щелевая масляная полость соединена равномерно расположенными по окружности каналами с кольцевыми канавками подвода масла в двух радиальных плоскостях.
В предлагаемом изобретении, в отличие от прототипа, внешняя поверхность корпуса упругодемпферной опоры выполнена цилиндрической с установленным на ней телескопически в осевом направлении внутреннего фланца разделительной обечайки с расположенным в кольцевой канавке фланца уплотнительным элементом, что позволяет исключить появление в обечайке, разделяющей между собой масляную и воздушные полости, изгибных напряжений вследствие различных температурных деформаций конструктивных элементов упругодемпферной опоры и повысить ее надежность.
Соединение масляной щелевой полости между внешним и внутренним упругими элементами равномерно расположенными по окружности каналами с кольцевыми канавками подвода масла в двух радиальных плоскостях позволяет обеспечить равномерный подвод масла в осевом и в радиальном направлениях в щелевую масляную полость, что обеспечивает заданные демпфирующие свойства опоры.
На фиг. 1 представлен продольный разрез упругодемпферной опоры турбины.
На фиг. 2 представлен элемент I в увеличенном виде.
Упругодемпферная опора 1 турбины состоит из корпуса 2, внешняя поверхность 3 которого выполнена цилиндрической и на которой установлен телескопически в осевом направлении внутренний фланец 4 разделительной обечайки 5, разделяющей масляную полость 6 и воздушную полость 7 упругодемпферной опоры 1. В кольцевой канавке 8 внутреннего фланца 4 размещен уплотнительный элемент 9, контактирующий с цилиндрической внешней поверхностью 3 корпуса 2 упругодемпферной опоры 1. Внешним фланцем 10 разделительная обечайка 5 болтовым соединением 11 установлена в стойке 12 упругодемпферной опоры 1.
В корпусе 2 упругодемпферной опоры 1 установлены внешний 13 и внутренний 14 упругие элементы, между которыми выполнена щелевая масляная полость 15, ограниченная в осевом направлении уплотнительными кольцами 16 и 17; во внутреннем упругом элементе 14 установлено наружное кольцо 18 роликоподшипника 19 опоры 1. Масло поступает по каналу 20 в кольцевые полости 21 и 22, откуда по расположенным в двух радиальных плоскостях 23 и 24 равномерно распределенным по окружности каналам 25 и 26 поступает в щелевую масляную полость 15. На смазку роликоподшипника 19 масло поступает по жиклерам 27 и 28, а затем сливается в масляную полость 6.
Охлаждающий воздух 29 в воздушной полости 7 охлаждает корпус 2 опоры 1, а затем по каналам 30 поступает на наддув лабиринтного уплотнения 31.
При работе упругодемпферной опоры 1 турбины происходит неравномерный нагрев конструктивных элементов упругодемпферной опоры 1, что могло бы привести к возникновению дополнительных изгибных напряжений в разделительной обечайке 5, разделяющей между собой масляную полость 6 и воздушную полость 7. Однако этого не происходит, так как внутренний фланец 4, установленный телескопически относительно корпуса 2 упругодемпферной опоры 1, может перемещаться в осевом направлении по цилиндрической внешней поверхности 3 корпуса 2 упругодемпферной опоры 1.
Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, позволяет исключить появления в разделительной обечайке изгибных напряжений вследствие различных температурных деформаций конструктивных элементов опоры, повысить надежность упругодемпферной опоры, обеспечить равномерный подвод масла в осевом и в радиальном направлениях в щелевую масляную полость и обеспечить заданные демпфирующие свойства опоры.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2013 |
|
RU2513062C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2534686C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2598924C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2010 |
|
RU2447301C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2414613C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2579646C1 |
Гидродинамический демпфер подшипниковой опоры ротора турбомашины | 2020 |
|
RU2741824C1 |
Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также разделяющую масляную и воздушную полости обечайку, при этом внешняя поверхность корпуса опоры выполнена цилиндрической с установленным на ней телескопически в осевом направлении внутренним фланцем обечайки с уплотнительным элементом в кольцевой канавке, а щелевая масляная полость соединена равномерно расположенными по окружности каналами с кольцевыми канавками подвода масла в двух радиальных плоскостях. Изобретение позволяет исключить появление в разделительной обечайке изгибных напряжений вследствие различных температурных деформаций конструктивных элементов опоры, повысить надежность упругодемпферной опоры, обеспечить равномерный подвод масла в осевом и в радиальном направлениях в щелевую масляную полость, а также позволяет обеспечить заданные демпфирующие свойства опоры. 2 ил.
Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также разделяющую масляную и воздушную полости обечайку, отличающаяся тем, что внешняя поверхность корпуса опоры выполнена цилиндрической с установленным на ней телескопически в осевом направлении внутренним фланцем разделительной обечайки с уплотнительным элементом в кольцевой канавке, а щелевая масляная полость соединена равномерно расположенными по окружности каналами с кольцевыми канавками подвода масла в двух радиальных плоскостях.
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА | 1997 |
|
RU2130561C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2534686C1 |
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2189475C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2507405C1 |
Способ производства биметаллических листов | 1991 |
|
SU1808580A1 |
Авторы
Даты
2018-02-06—Публикация
2017-02-08—Подача