УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2012 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2447301C1

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбомашин авиационного и наземного применения.

Известна упругодемпферная опора турбомашины, жиклер подвода масла на подшипник в которой выполнен за одно целое с внутренним упругим элементом опоры (Патент РФ №RU 2189475, F02C 7/06, 2002 г.).

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за нестабильности поступающего через жиклер расхода масла, вызванной возможными утечками масла через упругие кольца, уплотняющие щелевую масляную полость между внутренним и внешним упругими элементами.

Наиболее близкой к заявляемой является упругодемпферная опора турбомашины, в которой внутренняя упругая втулка закреплена во внешней упругой втулке, которая в свою очередь установлена в корпусе статора (Патент РФ №2166677, F16C 27/00, F16F 9/14.2001 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенного теплоподвода в масло и из-за возможной несоосности подшипника опоры с другими подшипниками вследствие большого количества соединительных элементов, необходимых для крепления между собой упругих втулок.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности упругодемпферной опоры за счет снижения теплоподвода в масляную полость и повышения долговечности упругих втулок.

Сущность изобретения заключается в том, что в упругодемпферной опоре турбомашины с установленными на статорном корпусе внутренней и внешней упругими втулками, опорным кольцом, также фланцами, ограничивающими масляную полость, согласно изобретению, внутренняя и внешняя упругие втулки выполнены за одно целое и соединены с С-образным упругим элементом, на внешней втулке размещен коробчатый кольцевой корпус с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, в коробчатом кольцевом корпусе выполнены радиальные каналы подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости, а в цилиндрической стенке - осевые каналы для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой, причем указанный корпус размещен между втулкой и опорным кольцом.

Выполнение внутренней и внешней упругих втулок упругодемпферной опоры за одно целое и соединенных с С-образным упругим элементом повышает надежность опоры за счет снижения количества крепежных элементов и снижения концентрации напряжений. При этом уменьшаются осевые габариты опоры.

Размещение на внешней втулке коробчатого кольцевого корпуса с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, позволяет повысить надежность опоры за счет снижения теплоподвода в масляную полость опоры, так как поступающий с внешней стороны тепловой поток снимается потоком охлаждающего воздуха, проходящим через кольцевые воздушные полости.

Выполнение в коробчатом кольцевом корпусе радиальных каналов подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости позволяет повысить надежность опоры за счет минимального подвода тепла в трубопроводы подвода, откачки масла и суфлирования, так как они окружены воздушными полостями с охлаждающим воздухом.

Выполнение в цилиндрической стенке осевых каналов для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой обеспечивает необходимую осевую жесткость соединения и герметичность масляной полости, что также повышает надежность упругодемпферной опоры. Размещение упругой втулки и опорного кольца с разных сторон от коробчатого кольцевого корпуса позволяет выполнить в нижней части корпуса дополнительную полость для сбора отработанного масла, что улучшает его эвакуацию из масляной полости опоры и повышает надежность упругодемпферной опоры.

На фиг.1 показан продольный разрез упругодемпферной опоры турбомашины заявляемой конструкции, на фиг.2 представлено сечение А-А на фиг.1, а на фиг.3-сечение Б-Б на фиг.2. Фиг.4 представляет собой сечение В-В на фиг.2.

Упругодемпферная опора турбомашины 1 состоит из упругой втулки 2, установленной в статорном корпусе 3 и состоящей из внешней 4 и внутренней 5 упругих втулок, соединенных между собой С-образным упругим элементом 6.

Во внутренней втулке 5 установлено внешнее кольцо 7 подшипника 8, внутреннее кольцо 9 которого установлено на валу 10. Масляная полость 11 опоры 1 ограничена с боковых сторон передним и задним фланцами 12 и 13, а с внешней стороны - коробчатым кольцевым корпусом 14, который выполнен с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями 15 и 16, разделенными между собой кольцевой цилиндрической стенкой 17.

Внешняя упругая втулка 4, фланцы 12 и 13, кольцевой корпус 14, а также опорное кольцо 18 зафиксированы между собой в осевом направлении передним и задним болтовыми соединениями 19 и 20, осевые каналы 21 для которых выполнены в цилиндрической стенке 17.

Внешняя упругая втулка 4 и опорное кольцо 18 установлены по разным боковым сторонам 22 и 23 коробчатого кольцевого корпуса 14, что позволяет выполнить в корпусе 14 радиальный канал 24 для трубопровода 25 подвода масла в демпферную щелевую полость 26 между опорным кольцом 18 и внутренней упругой втулкой 5, радиальные каналы 27 для размещения жиклеров 28 подвода масла для смазки подшипника 8, а также дополнительную полость 29 для сбора отработанного масла и полость 30 для трубопровода 31 суфлирования масляной полости 11.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе упругодемпферной опоры турбомашины 1 радиальные колебания от вала 10 через подшипник 8 передаются на внутреннюю упругую втулку 5, которая перемещается в радиальном направлении за счет упругой деформации упругого С-образного элемента 6. При этом энергия колебания вала «гасится» за счет поглощения энергии при выдавливании масла из масляной демпферной щелевой полости 26 между опорным кольцом 18 и внутренней упругой втулкой 5, а упругая втулка 2, установленная непосредственно в статорном корпусе 3 способствует сохранению соосности подшипника 8 с другими подшипниками турбомашины (не показано) в течение всего ресурса.

После остановки турбомашины тепловые потоки от нагретых массивных элементов турбомашины (не показано) «отсекаются» от масляной полости 11 и подшипника 8 кольцевым коробчатым корпусом 14 с внешней 15 и внутренней 16 кольцевыми воздушными полостями, что исключает коксование масла в масляной полости 11.

Похожие патенты RU2447301C1

название год авторы номер документа
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2414613C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2513062C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2403417C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2583206C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБИНЫ 2017
  • Язев Владимир Михайлович
  • Сычев Владимир Константинович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2644003C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Бронникова Людмила Юрьевна
RU2534686C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БРАСЛЕТА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, СЕКЦИЯ КОЛЬЦА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603389C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Бояров Константин Владиславович
RU2579646C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 447 301 C1

Реферат патента 2012 года УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбомашин авиационного и наземного применения. Технический результат изобретения - повышение надежности упругодемпферной опоры за счет снижения теплоподвода в масляную полость и повышения долговечности упругих втулок. В упругодемпферной опоре турбомашины с установленными на статорном корпусе внутренней и внешней упругими втулками, опорным кольцом, также фланцами, ограничивающими масляную полость, согласно изобретению, внутренняя и внешняя упругие втулки выполнены за одно целое и соединены с С-образным упругим элементом, на внешней втулке размещен коробчатый кольцевой корпус с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, в коробчатом кольцевом корпусе выполнены радиальные каналы подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости, а в цилиндрической стенке - осевые каналы для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой, причем указанный корпус размещен между втулкой и опорным кольцом. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 447 301 C1

Упругодемпферная опора турбомашины с установленными на статорном корпусе внутренней и внешней упругими втулками, опорным кольцом, также фланцами, ограничивающими масляную полость, отличающаяся тем, что внутренняя и внешняя упругие втулки выполнены за одно целое и соединены с С-образным упругим элементом, на внешней втулке размещен коробчатый кольцевой корпус с внешней и внутренней кольцевыми воздушными полостями, разделенными цилиндрической стенкой, в коробчатом кольцевом корпусе выполнены радиальные каналы подвода, откачки масла и суфлирования масляной полости, а в цилиндрической стенке - осевые каналы для болтового соединения опорного кольца и фланцев с внешней упругой втулкой, причем указанный корпус размещен между втулкой и опорным кольцом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2447301C1

УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2166677C2
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
  • Колесников Ю.К.
RU2189475C2
RU 21919352, 27.10.2002
Упругодемпферная опора 1988
  • Эскин Изольд Давидович
  • Сидоренко Александр Васильевич
  • Васюхин Александр Владимирович
  • Павлов Георгий Васильевич
SU1684548A1
US 2007028590 A1, 08.02.2007
US 2007119184 A1, 31.05.2007.

RU 2 447 301 C1

Авторы

Сычев Владимир Константинович

Язев Владимир Михайлович

Кузнецов Валерий Алексеевич

Даты

2012-04-10Публикация

2010-12-16Подача