Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для оценки уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано, например, при формировании спортивных команд футболистов и хоккеистов.
Постоянная интенсификация игровой деятельности последних десятилетий требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1].
Условия соревнований в игровых видах спорта отличаются большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций. Поэтому к спортсменам предъявляются особые требования: уделяется особое внимание к их навыкам и способностям контролировать текущие ситуации, предвидеть их развитие и вовремя реагировать на игровые изменения. От того, как и в каком состоянии находится организм каждого члена команды, как он подготовлен для совместной работы, от взаимопонимания и психологического климата в команде, зависит качество и эффективность выполнения общей командной задачи [2].
Анализ специальной литературы показал, что единого универсального метода оценки уровня игровой коммуникации и взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины определения уровня взаимодействия спортсменов рекомендуется использовать разнородные тесты. К тому же следует учитывать свою специфику в определении сыгранности команд в разных видах спорта [3, 4].
До настоящего времени оценка сыгранности игроков и их взаимодействия осуществляется тренерами в основном методом наблюдений, а это неэффективно и не исключает субъективных ошибок. Из этого следует, что в современном спорте очевидна потребность в инновационных технологиях и новых научно-методических разработках, решающих вышеуказанные проблемы.
Уровень техники
Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [5].
Однако такие системы не предназначены для проведения тестирования спортсменов.
Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [6]. Данная система предназначена, прежде всего, для создания мультимедийных развлечений и формирования аэробных упражнений благодаря формированию маршрутов движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.
Недостатком способа являются малые функциональные возможности.
Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон [7].
Однако данное изобретение не раскрывает возможность оценки взаимодействия группы спортсменов.
Близким по техническому наполнению к предлагаемому способу, но с иной характеристикой назначения и функцией является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования светодинамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и препятствуют передвижению спортсмена. В данном способе задача спортсмена - выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [8].
Недостатком указанного способа является отсутствие возможности оценить уровень развития игрового взаимодействия группы спортсменов в реальных полевых условиях.
Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу оценки игрового взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Впервые формулируется и решается задача определения объективной количественной оценки игровой коммуникации и взаимодействия группы спортсменов в игровых видах спорта.
Технический результат достигается тем, что световым излучателем программно-аппаратного комплекса на игровом поле формируют заданного размера и формы световую зону, контур которой задается световой полосой заданной ширины, при этом на площади световой зоны внутри контура формируется заданное число светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения в них спортивного снаряда, эти запрещенные зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью в пределах зоны, ограниченной контрастным контуром. Находясь на игровом поле за пределами световой зоны, спортсмены оценивают перемещение запрещенных зон, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через световую зону. При этом корректной считается передача снаряда с обязательным его проходом через световую зону с двумя пересечениями ширины полосы контура. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов, а также количество передач снаряда. При отсутствии ошибок - попадания спортивного снаряда на запрещенную зону во время теста, заступов спортсмена на контур или передачу снаряда по полосе контура, уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения, и/или площади запрещенных зон, и/или их количества, и/или заданной шириной полосы контура до тех пор, пока спортсмены не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста, при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных зон, а также максимальной ширине контура зоны, при которой спортсмены, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Исследователь из библиотеки компьютерных программ выбирает тест, который соответствует, по его мнению, уровню подготовленности спортсменов и ориентирован на уточнение их уровня функционального состояния и взаимодействия. Для определения игровой коммуникации и взаимодействия группы спортсменов их вводят в искусственное игровое состояние со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой. При этом физическая нагрузка задается целевыми перемещениями по игровому полю вокруг заданной световой зоны, которая выделена световым контуром - кольцом, заданной ширины. Интеллектуальная нагрузка предъявляется игрокам как необходимость предугадывания изменений ситуаций и «открывания» членов группы на поле с целью эффективного выполнения общей задачи - максимального количества точных передач снаряда друг другу через световую зону, по которой перемещается заданное количество запрещенных зон. Заданная ширина контура зоны вводится в условия теста с целью повышения его корректности и исключения быстрых коротких передач по краю контура, которые не могут быть показателем уровня взаимодействия группы.
На игровом поле световым излучателем, например лазерным проектором, формируется контрастная граница игровой площади заданной формы и размера, контур которой обозначен полосой заданной ширины. В зависимости от подготовленности спортсменов световым излучателем программно-аппаратного комплекса формируется один или несколько условных «соперников» - запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, которые перемещаются в пределах световой зоны с заданной скоростью. При этом в зависимости от условий теста перемещения зон могут быть предсказуемы или непредсказуемы для спортсменов.
На малых скоростях на изменения моделируемых ситуаций спортсменам легко отреагировать и нетрудно предугадывать изменение положения запрещенных зон в пределах световой зоны. Партнеры могут заранее безошибочно выбрать направления своих согласованных перемещений для выполнения общей задачи и условий теста. Однако с возрастанием скорости запрещенных зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и совместного выхода в свободный коридор. В таких условиях проявляется способность чувствовать партнера, своими действиями помогать друг другу и выполнять общую задачу. Как показали первые эксперименты, в созданных искусственных условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать спортивный снаряд, действия партнеров и соперников, а также быстро просчитывать рациональные варианты взаимодействия своей команды.
Пример. На игровой площадке лазерным проектором формируют световую зону - квадрат 7×7 м. Затем внутренним световым кольцом 5×5 м формируют контур шириной 1 м по сторонам квадрата. Сформированный контур является ограничением действий спортсменов. Приглашаются два юных футболиста. Тренер из библиотеки компьютерных программ выбирает программу теста, задающую сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки спортсменам. После команды «Старт» на внутреннем квадрате 5×5 м световым излучателем программно-аппаратного комплекса формируется четыре запрещенных светодинамических зоны диаметром 1 м. Программой задается их начальная скорость перемещения - 1.5 м/с. При этом перемещения зон предсказуемы для юных спортсменов и не связаны с их действиями на игровом поле. Предсказуемость изменения положения зон определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает запрещенные зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами внутреннего квадрата и/или между собой. Для понимания и предвидения спортсменами игровой ситуации программа комплекса перемещает запрещенные зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. Перед футболистами ставится задача - в течение пяти минут выполнить максимальное число передач спортивного снаряда друг другу через световую зону минуя запрещенные зоны. Футболисты оценивают смоделированную игровую ситуацию, обмениваются условными сигналами и показывают друг другу своими перемещениями выходы в места игрового поля, где открыт или будет открыт в ближайшее время, по их мнению, на какое-то время свободный коридор для передачи спортивного снаряда. В результате пятиминутного теста программно-аппаратный комплекс зафиксировал 53 точные передачи. Это свидетельствует, по оценке экспертов, в данных условиях теста о хорошем уровне технико-тактической подготовленности и взаимодействии группы испытуемых.
Предлагаемое тестовое упражнение многократно апробировано на практике. Оно вариабельно в широком диапазоне большого числа параметров и может выполняться на игровом поле парой, тройкой или иной группой спортсменов. Как показал опыт, такие групповые упражнения, кроме индивидуального развития на общей площади, дают возможность тренировать прием и передачу снаряда в динамичной игровой обстановке и эффективно отрабатывать командное взаимопонимание и взаимовыручку.
Очевидно, что впервые сформулированная задача количественной оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта выполнена, а совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивают достижение заявленного технического результата. Заявленный способ демонстрирует значительный изобретательский шаг, он впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена. Следует отметить, что при осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для проведения тестов может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Практическое использование данного способа оценки взаимодействия спортсменов показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Созданы многоуровневые тестовые режимы, способствующие более точной оценке коммуникации и взаимодействия спортсменов различной квалификации при адекватных игровых нагрузках.
Особенностью данного способа оценки взаимодействия спортсменов является то, что в нем тестовые процедуры органически сочетаются с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсменов. Заявляемый способ придает процессу тестирования эмоционально-игровой характер, в котором дети и взрослые раскрепощены, не стесняются, проявляют инициативу и соревновательность. Это позволяет быстро раскрыть их уровень подготовленности, создать эффективные программы тренировок и оценить их способность к групповой игре и обучению в выбранном виде спорта.
Создание групповых заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность рационально сформировать и закрепить у спортсменов требуемые навыки взаимопонимания в условиях меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, что немаловажно в игровых видах современного спорта.
Данный способ расширяет арсенал средств когнитивно-моторного тестирования человека на всех этапах профессиональной карьеры, дает возможность на качественно новом уровне организовать оценку взаимодействия пары, тройки или другой группы спортсменов в среде, где тестирование максимально приближено к реальным условиям игры.
Предложенный способ позволяет интенсифицировать развитие взаимодействия спортсменов с учетом оценки их текущей функциональной подготовленности. Благодаря искусственно созданной среде тестовые задания выполняются подконтрольно, с оптимальной скоростью и когнитивной нагрузкой. Сравнивая результаты показателей разновременных тестов на разных режимах, можно оценить динамику развития взаимодействия испытуемых в разных сочетаниях, а это позволит сформировать слаженные, результативные коллективы.
Заявляемый способ отличается от известных способов новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить эффективность оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта получением данных, которые до этого были недоступны.
Источники информации
1. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортакадемПресс, 2002. - 472 с.
2. Попечителев Е.П. Спортивная команда как макроорганизм // СПб: ООО «Золотое сечение». В сб. Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. 2013. - 344 с. Стр. 295-314.
3. Марушкин, Ю.Ф. Сыгранность футбольной команды в связи с индивидуальными особенностями оперативного мышления футболистов: Дисс. канд. пед. наук / Ю.Ф. Марушкин. М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 120 с.
4. Букова, Л.М. Рациональные варианты комплектования игровых звеньев баскетболисток 3 и 4 годов обучения в учебно-тренировочных группах: Дисс. канд. пед. наук / Л.М. Букова. М.: ГЦОЛИФК, 1987. - 175 с.
5. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
6. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.
7. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.
8. Патент 2492896 РФ, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.
Изобретение относится к способам оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта и может быть использовано при формировании спортивных команд футболистов и хоккеистов. Способ оценки взаимодействия спортсменов осуществляют на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световым излучателем программно-аппаратного комплекса на игровом поле формируют заданного размера и формы световую зону. Контур световой зоны задают световой полосой заданной ширины. На площади световой зоны внутри контура формируют заданное число светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения в них спортивного снаряда. Запрещенные зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещают с заданной скоростью в пределах световой зоны, ограниченной контрастным контуром. Спортсмены находятся на игровом поле за пределами световой зоны. Они оценивают перемещение запрещенных зон, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через световую зону. Корректной считают передачу снаряда с обязательным его проходом через световую зону с двумя пересечениями ширины полосы контура. Игровое поле снимают видеокамерой. Видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов и количество передач снаряда. При отсутствии ошибок - попадания спортивного снаряда на запрещенную зону во время теста, заступов спортсмена на контур, передачу снаряда по полосе контура, уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения, и/или площади запрещенных зон, и/или их количества, и/или заданной шириной полосы контура до тех пор, пока спортсмены не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу по максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста. При максимальных скорости, площади, количестве запрещенных зон, максимальной ширине контура зоны, при которой спортсмены выполняют данный тест и не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Обеспечивается повышение эффективности оценки взаимодействия спортсменов.
Способ оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта, который проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, где световым излучателем программно-аппаратного комплекса на игровом поле формируют заданного размера и формы световую зону, контур которой задается световой полосой заданной ширины, при этом на площади световой зоны внутри контура формируется заданное число светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения в них спортивного снаряда; запрещенные зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью в пределах световой зоны, ограниченной контрастным контуром; спортсмены находятся на игровом поле за пределами световой зоны, они оценивают перемещение запрещенных зон, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через световую зону; при этом корректной считается передача снаряда с обязательным его проходом через световую зону с двумя пересечениями ширины полосы контура; игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов, а также количество передач снаряда; при отсутствии ошибок - попадания спортивного снаряда на запрещенную зону во время теста, заступов спортсмена на контур или передачу снаряда по полосе контура, уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения, и/или площади запрещенных зон, и/или их количества, и/или заданной шириной полосы контура до тех пор, пока спортсмены не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу; по максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста, при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных зон, а также максимальной ширине контура зоны, при которой спортсмены, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СПОРТСМЕНА | 2014 |
|
RU2541290C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2014 |
|
RU2547295C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2012 |
|
RU2492896C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2014 |
|
RU2557497C1 |
Авторы
Даты
2018-02-28—Публикация
2016-07-19—Подача