Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства Российский патент 2018 года по МПК B60L13/04 B61B13/08 H01F6/06 

Описание патента на изобретение RU2647784C1

Изобретение относится к области транспорта на основе магнитной левитации, а именно к системам магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационных транспортных средств для достижения магнитодинамической левитации с повышенным левитационным зазором и интенсивной боковой стабилизацией на участках разгона, торможения и движения в широком диапазоне скоростей транспортного средства.

Известна система магнитной левитации и боковой стабилизации, которая содержит набор элементарных магнитов на базе редкоземельных металлов, установленных в трубах, см. (патент US №6,664,880). Она лежит в основе технологии «Inductrack» (General Atomics Low Speed Maglev Technology Development Program (Supplemental #3). - Final Report. - FTA-CA-26-7025.2005. - May 2005). Устройство магнитной левитации «Inductrack» содержит установленные на несущей тележке транспортного средства бортовые постоянные магниты левитации и боковой стабилизации, собранные по схеме «массива Хальбаха», а на активной путевой структуре выполненные из электропроводящего материала плоские треки. Плоский трек из литцы представляет собой сборку из отрезков литцы, которые накоротко соединены между собой в торцевой части. Плоский трек из ламината представляет собой пакет тонких электропроводящих листов с поперечной перфорацией. Сборка постоянных магнитов по схеме «массива Хальбаха» позволяет практически вдвое увеличить магнитную индукцию поля в левитационном зазоре, а горизонтально расположенные треки из литцы или ламината позволяют уменьшить потери на вихревые токи, что в совокупности повышает эффективность системы левитации и боковой стабилизации, позволяя снизить начальную скорость перехода транспортного средства в режим левитации. Постоянные магниты из редкоземельных металлов, собранные по схеме "массива Хальбаха", позволяют уменьшить полюсный итог, что повышает эффективность системы левитации, обеспечивая левитацию в широком диапазоне скоростей движения транспортного средства.

Недостатком данного технического решения является то, что постоянные магниты по своим физическим свойствам не могут создавать в левитационном зазоре транспортного средства магнитное поле высокой интенсивности, что снижает эффективность системы магнитной левитации и боковой стабилизации.

Известно устройство магнитной левитации и поперечной стабилизации транспортного средства по патенту РФ №2523875, включающее бортовые сверхпроводниковые обмотки левитации и боковой стабилизации, Т-образно расположенные горизонтальные и вертикальные короткозамкнутые электропроводящие контуры, установленные непрерывно вдоль активной путевой структуры так, что плоскость симметрии бортовой сверхпроводниковой обмотки левитации и боковой стабилизации находится в плоскости вертикального короткозамкнутого электропроводящего контура, отличающееся тем, что горизонтальные и вертикальные короткозамкнутые электропроводящие контуры выполнены в виде развернутой обмотки беличьей клетки.

Известна система магнитной левитации и боковой стабилизации (Rodd. Technological Development of the Superconducting Magneticaly Levitated Train/Japanese Railway Engineering 2008 №160.P.2-5), состоящая из расположенных в криостате низкотемпературных сверхпроводниковых катушек. Недостатком известной системы магнитной левитации и боковой стабилизации является то, что низкотемпературные сверхпроводниковые катушки, которые располагаются в криостате, нуждаются в охлаждении жидким гелем. Известная система магнитной левитации и боковой стабилизации имеет большой полюсный шаг, вследствие чего левитация транспортного средства достигается только на больших скоростях его движения, т.е. в узком диапазоне скоростей транспортного средства, а кроме того, магнитная система создает магнитные поля рассеяния повышенной интенсивности.

Данная система магнитной левитации и боковой стабилизации принята нами в качестве прототипа заявленного технического решения.

Задачей изобретения является создание эффективной системы магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства.

Согласно изобретению система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства включает в себя совокупность расположенных в криостате сверхпроводниковых рейстрековых катушек, характеризуется тем, что рейстрековые катушки выполнены из ленточного высокотемпературного сверхпроводника второго поколения и размещены в криостате с жидким азотом с малым полюсным шагом 0,08-0,12 м, при этом рейстрековые катушки размещены относительно друг друга так, что между двумя катушками, установленными так, что их векторы магнитной индукции ориентированы вертикально, размещена катушка, вектор магнитной индукции которой ориентирован горизонтально.

Технический результат, достигаемый при использовании заявленной совокупности существенных признаков, за счет того, что в левитационном зазоре транспортного средства создается магнитное поле повышенной интенсивности, а поля рассеяния, наоборот, - малой интенсивности, заключается в упрощении конструкции, снижении эксплуатационных затрат, повышении эффективности системы левитации транспортного средства, обеспечении магнитодинамической левитации в широком диапазоне скоростей транспортного средства, включая участки разгона и торможения.

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид заявленной системы, на фиг. 2 вид в плане рейстрековой катушки из высокотемпературного сверхпроводника, на фиг. 3 - разрез А-А.

Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства включает совокупность расположенных в криостате сверхпроводниковых рейстрековых катушек 1 и 2, которые выполнены из высокотемпературных сверхпроводников второго поколения и установлены с малым полюсным шагом в криостате с жидким азотом.

Заявленная система магнитолевитационного транспортного средства работает следующим образом.

Катушки 1 рейстрековой формы из высокотемпературного сверхпроводника второго поколения устанавливаются так, чтобы их векторы магнитной индукции были направлены вертикально, а катушка 2 рейстрековой формы устанавливается так, чтобы ее вектор магнитной индукции был направлен горизонтально. Катушки 1 и 2 монтируются в криостате, в который заливается жидкий азот. После подведения в катушки 1 и 2 постоянного тока в левитационном зазоре транспортного средства создается магнитное поле высокой интенсивности, в то время как магнитные поля рассеяния имеют малую интенсивность и поэтому не требуют принятия специальных мер по их экранированию.

По сравнению с прототипом в предлагаемом техническом решении обеспечивается более эффективная левитация с сохранением низкого уровня магнитных полей рассеяния.

Похожие патенты RU2647784C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ЛЕВИТАЦИИ И ПОПЕРЕЧНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Занин Валентин Петрович
  • Корчагин Александр Дмитриевич
RU2523875C1
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ЛЕВИТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Занин Валентин Петрович
  • Корчагин Александр Дмитриевич
RU2539304C2
МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС ИЗ ОБЪЕМНЫХ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВЕРХПРОВОДНИКОВ МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Антонов Юрий Федоровичч
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Морозова Евгения Игоревна
RU2573431C1
КАТАЛЬНАЯ ГОРА С МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2013
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Занин Валентин Петрович
  • Корчагин Александр Дмитриевич
RU2525796C1
СВЕРХПРОВОДНИКОВОЕ ЛЕВИТАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2021
  • Антонов Юрий Фёдорович
RU2761157C1
МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС ИЗ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ НА БАЗЕ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
RU2619485C1
Транспортная система 2016
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
RU2643900C1
Магнитолевитационное транспортное средство 2019
  • Зименкова Татьяна Сергеевна
  • Казначеев Сергей Александрович
  • Краснов Антон Сергеевич
RU2724030C1
Электрическая машина с постоянными магнитами и обмотками из высокотемпературного сверхпроводникового материала 2017
  • Ковалев Константин Львович
  • Иванов Николай Сергеевич
  • Кобзева Ирина Николаевна
  • Некрасова Юлия Юрьевна
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Ильясов Роман Ильдусович
RU2648677C1
Сверхпроводниковая синхронная электрическая машина с обмотками якоря и возбуждения в неподвижном криостате 2017
  • Ковалев Константин Львович
  • Дубенский Александр Андреевич
  • Модестов Кирилл Андреевич
  • Иванов Николай Сергеевич
  • Пенкин Владимир Тимофеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Ларионов Анатолий Евгеньевич
RU2664716C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 647 784 C1

Реферат патента 2018 года Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства

Изобретение относится к магнитным подвескам для транспортных средств. Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства включает в себя совокупность расположенных в криостате сверхпроводниковых рейстрековых катушек. Рейстрековые катушки выполнены из ленточного высокотемпературного сверхпроводника второго поколения и размещены в криостате с жидким азотом с малым полюсным шагом 0,08-0,12 м. Рейстрековые катушки размещены относительно друг друга так, что между двумя катушками, векторы магнитной индукции которых ориентированы вертикально, размещена катушка, вектор магнитной индукции которой ориентирован горизонтально. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности системы левитации транспортного средства. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 647 784 C1

Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства включает в себя совокупность расположенных в криостате сверхпроводниковых рейстрековых катушек, отличающаяся тем, что рейстрековые катушки выполнены из ленточного высокотемпературного сверхпроводника второго поколения и размещены в криостате с жидким азотом с малым полюсным шагом 0,08-0,12 м, при этом рейстрековые катушки размещены относительно друг друга так, что между двумя катушками, установленными так, что их векторы магнитной индукции ориентированы вертикально, размещена катушка, вектор магнитной индукции которой ориентирован горизонтально.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2647784C1

СВЕРХПРОВОДЯЩЕЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ УСТРОЙСТВО, МАГНИТНЫЙ ПОДВЕС И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СНАБЖЕННЫЕ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ 2014
  • Амосков Виктор Михайлович
  • Арсланова Дарья Николаевна
  • Белов Александр Вячеславович
  • Беляков Валерий Аркадьевич
  • Васильев Вячеслав Николаевич
  • Капаркова Марина Викторовна
  • Коротков Владимир Александрович
  • Кухтин Владимир Петрович
  • Ламзин Евгений Анатольевич
  • Ларионов Михаил Сергеевич
  • Михайлов Валерий Михайлович
  • Неженцев Андрей Николаевич
  • Родин Игорь Юрьевич
  • Сычевский Сергей Евгеньевич
  • Филатов Олег Геннадиевич
  • Фирсов Алексей Анатольевич
  • Шатиль Николай Александрович
RU2566507C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ УСТРОЙСТВО, ПУТЕПРОВОД И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СНАБЖЕННЫЕ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ 2014
  • Амосков Виктор Михайлович
  • Арсланова Дарья Николаевна
  • Белов Александр Вячеславович
  • Беляков Валерий Аркадьевич
  • Васильев Вячеслав Николаевич
  • Капаркова Марина Викторовна
  • Коротков Владимир Александрович
  • Кухтин Владимир Петрович
  • Ламзин Евгений Анатольевич
  • Ларионов Михаил Сергеевич
  • Михайлов Валерий Михайлович
  • Неженцев Андрей Николаевич
  • Родин Игорь Юрьевич
  • Сычевский Сергей Евгеньевич
  • Филатов Олег Геннадиевич
  • Фирсов Алексей Анатольевич
  • Шатиль Николай Александрович
RU2579416C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПОДВЕСКОЙ И ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ С ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПОДВЕСКОЙ 1989
  • Наофуми Тада[Jp]
  • Фумио Иида[Jp]
  • Терухиро Такизава[Jp]
  • Казуо Куроиси[Jp]
RU2048310C1
US 5387889 A, 07.02.1995.

RU 2 647 784 C1

Авторы

Антонов Юрий Федорович

Зайцев Анатолий Александрович

Морозова Евгения Игоревна

Даты

2018-03-19Публикация

2016-12-29Подача